Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
статья (подготовительная группа)
Эмпатия у детей дошкольного возраста представляет собой результат социализации, определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных переживаний: сопереживания, сочувствия и содействия, которые необходимы дошкольнику для совместной деятельности и общения. Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек; сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека; содействие – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. И именно в условиях воспитания взрослый организует такую практическую деятельность ребенка, в ходе которой малыш вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, начинает переживать эмпатийные проявления. При этом, особую роль приобретают те виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. И особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников занимает деятельность театрализованная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_empatii_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_v_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Каждый человек, безусловно, хочет жить в богатой и красивой стране, но еще больше, в стране, которую населяют добросердечные и отзывчивые люди, воспитанные на идеалах красоты, порядочности, душевной чуткости, сочувствия и содействия.
Однако, на сегодняшний день мы столкнулись с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно проходят мимо пожилого человека, лежащего на улице, мимо дерущихся подростков, не реагируют на плачущего или страдающего ребенка и взрослого, не замечают обиженных и сами легко могут обидеть, не задумываясь об этом.
Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих, это тенденции к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению. Но, самая главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье. За последние десятилетия произошло обесценивание института воспитания, за этот период выросло поколение, которое испытывает колоссальные затруднения с воспитанием уже своих собственных детей, не понимая – каким с точки зрения воспитанности должен быть их ребенок в современном социуме.
Александру Сергеевичу Пушкину принадлежат такие строки: «Три чувства есть у человека: Тоска, сочувствие и смех». Еще задолго до появления научного термина «эмпатия», Гений совершенно точно определил сущность души человеческой. Сочувствие – это то, что выделяет нас в категорию Человек. Сегодня «сочувствие» обозначается в научном мире понятием «эмпатия» и наиболее часто используется в гуманитарных науках: психологии, психотерапии, социологии, филологии и педагогике. В самом первом своем значении эмпатия дословно означала "вчувствоваться в..." Сегодня этот термин имеет десятки определений, став многозначным понятием.
Наиболее распространенным и доступным для понимания широкой аудитории становится классическое определение эмпатии как процесса постижения эмоционального состояния, проникновения и вчувствования в переживания другого человека. Как способность сочувствовать, сопереживать, понимать чувства и настроения других, оказывать помощь, содействие другому человеку
Эмпатия неотрывно связана с эмоциональным развитием человека. Первые эмпатийные проявления уже можно наблюдать у младенца, которые имеют форму эмоциональной идентификации, подражания. И связаны они пока еще только с очень близкими людьми – родственниками.
К трем годам у ребенка появляются способности поставить себя в положение другого, с отделением себя и сверстника как самостоятельных партнеров общения и переживания. Это обеспечивает возможность эмоционального переключения ребенка от собственных переживаний к переживаниям другого, осуществляемого сначала в непроизвольной форме, а затем проявляющегося в осознанном изменении поведения субъекта в результате сопоставления позиций, отличных от его собственной. Именно этот механизм лежит в основе возникновения и развития у детей дошкольного возраста эмпатии.
В старшем дошкольном возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатийного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений.
А.В. Запорожец отмечал: «Эмпатия у детей дошкольного возраста выглядит как результат социализации, определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных переживаний: сопереживания, сочувствия и содействия, которые необходимы дошкольнику для совместной деятельности и общения. Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек; Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Содействие – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии».
Соответственно, старший дошкольный возраст может выступать самым продуктивным возрастом для развития эмпатии у детей.
Именно в условиях воспитания взрослый организует практическую деятельность ребенка, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности. При этом особую роль приобретают те виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. Особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников занимает деятельность театрализованная.
Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Театр – один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию), оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка.
Театр – могущественная сила духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только результат творчества. В театре же зритель не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает. Эта особенность театрального искусства с особой силой сказывается при восприятии спектаклей детьми дошкольного возраста. У них еще не выработалась способность сопоставлять сцену и жизнь, поэтому так характерна непосредственность восприятия, когда стираются грани между условностью искусства и реальной действительностью и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене. Дети редко отделяют актера от роли, ставя знак равенства между сценой и действительностью.
Отсюда, чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра, его возможностей как педагогического средства в развитии эмпатии дошкольников. То есть, творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и, даже, соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников.
В игре детей часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им, а в театрализованной игре эмоции программируются в игровом образе, который изображает ребенок, сюжетом, в русле которого действует игровой персонаж. Чем интенсивнее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с другими, социальное поведение. Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым, проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями.
Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения. Так же происходит усвоение различных образцов, действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор.
Таким образом, анализ современной тенденции развития детей показал, что процесс развития эмпатии у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности является продуктивной и актуальной технологией воспитания детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....
Презентация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности".
презентация...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....
Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ
Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА...
Реферат: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Современный подход к образованию связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания ребенка не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума...
Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".
Тема: «Театрализованная игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...