Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
статья (подготовительная группа)

Воронова Ольга Евгеньевна

Эмпатия у детей дошкольного возраста представляет собой результат социализации, определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных переживаний: сопереживания, сочувствия и содействия, которые необходимы дошкольнику для совместной деятельности и общения. Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек; сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека; содействие – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. И именно в условиях воспитания взрослый организует такую практическую деятельность ребенка, в ходе которой малыш вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, начинает переживать эмпатийные проявления. При этом, особую роль приобретают те виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. И особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников занимает деятельность театрализованная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Каждый человек, безусловно, хочет жить в богатой и красивой стране, но еще больше, в стране, которую населяют добросердечные и отзывчивые люди, воспитанные на идеалах красоты, порядочности, душевной чуткости, сочувствия и содействия.

Однако, на сегодняшний день мы столкнулись с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно проходят мимо пожилого человека, лежащего на улице, мимо дерущихся подростков, не реагируют на плачущего или страдающего ребенка и взрослого, не замечают обиженных и сами легко могут обидеть, не задумываясь об этом.

Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих, это тенденции к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению. Но, самая главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье. За последние десятилетия произошло обесценивание института воспитания, за этот период выросло поколение, которое испытывает колоссальные затруднения с воспитанием уже своих собственных детей, не понимая – каким с точки зрения воспитанности должен быть их ребенок в современном социуме.

Александру Сергеевичу Пушкину принадлежат такие строки: «Три чувства есть у человека: Тоска, сочувствие и смех». Еще задолго до появления научного термина «эмпатия», Гений совершенно точно определил сущность души человеческой. Сочувствие – это то, что выделяет нас в категорию Человек. Сегодня «сочувствие» обозначается в научном мире понятием «эмпатия» и наиболее часто используется в гуманитарных науках: психологии, психотерапии, социологии, филологии и педагогике. В самом первом своем значении эмпатия дословно означала "вчувствоваться в..." Сегодня этот термин имеет десятки определений, став многозначным понятием.

Наиболее распространенным и доступным для понимания широкой аудитории становится классическое определение эмпатии как процесса постижения эмоционального состояния, проникновения и вчувствования в переживания другого человека. Как способность сочувствовать, сопереживать, понимать чувства и настроения других, оказывать помощь, содействие другому человеку

Эмпатия неотрывно связана с эмоциональным развитием человека. Первые эмпатийные проявления уже можно наблюдать у младенца, которые имеют форму эмоциональной идентификации, подражания. И связаны они пока еще только с очень близкими людьми – родственниками.

К трем годам у ребенка появляются способности поставить себя в положение другого, с отделением себя и сверстника как самостоятельных партнеров общения и переживания. Это обеспечивает возможность эмоционального переключения ребенка от собственных переживаний к переживаниям другого, осуществляемого сначала в непроизвольной форме, а затем проявляющегося в осознанном изменении поведения субъекта в результате сопоставления позиций, отличных от его собственной. Именно этот механизм лежит в основе возникновения и развития у детей дошкольного возраста эмпатии.

В старшем дошкольном возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатийного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений.

А.В. Запорожец отмечал: «Эмпатия у детей дошкольного возраста выглядит как результат социализации, определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных переживаний: сопереживания, сочувствия и содействия, которые необходимы дошкольнику для совместной деятельности и общения. Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек; Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Содействие – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии».

Соответственно, старший дошкольный возраст может выступать самым продуктивным возрастом для развития эмпатии у детей.

Именно в условиях воспитания взрослый организует практическую деятельность ребенка, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности. При этом особую роль приобретают те виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. Особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников занимает деятельность театрализованная.

Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Театр – один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию), оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка.

Театр – могущественная сила духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только результат творчества. В театре же зритель не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает. Эта особенность театрального искусства с особой силой сказывается при восприятии спектаклей детьми дошкольного возраста. У них еще не выработалась способность сопоставлять сцену и жизнь, поэтому так характерна непосредственность восприятия, когда стираются грани между условностью искусства и реальной действительностью и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене. Дети редко отделяют актера от роли, ставя знак равенства между сценой и действительностью.

Отсюда, чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра, его возможностей как педагогического средства в развитии эмпатии дошкольников. То есть, творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и, даже, соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников.

В игре детей часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им, а в театрализованной игре эмоции программируются в игровом образе, который изображает ребенок, сюжетом, в русле которого действует игровой персонаж. Чем интенсивнее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с другими, социальное поведение. Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым, проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями.

Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения. Так же происходит усвоение различных образцов, действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор.

Таким образом, анализ современной тенденции развития детей показал, что процесс развития эмпатии у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности является продуктивной и актуальной технологией воспитания детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Реферат: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Современный подход к образованию связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания ребенка не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...