«Использование приемов методики М. Монтессори в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ».
материал (старшая группа)

Елизарова Оксана Владимировна

Категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – неоднородная по своему составу группа и объединяющая детей  с  различными отклонениями физического и (или) психического развития: нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

Главная задача дошкольного образовательного учреждения – дать воспитаннику необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx1010.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение «Детский сад №8«Сказка»

Мастер-класс

«Использование приемов методики М. Монтессори

в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Составила: педагог-психолог

Елизарова Оксана Владимировна

г.Южноуральск 2021г

Аудитория и участники:

Педагоги-психологи  дошкольного образования.

Целью мастер – класса является распространение профессионального опыта по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Общие задачи мастер-класса:

-создание условий для профессионального общения по вопросу обучения и развития детей с ОВЗ;

-дать понятие приемов методик М. Монтессори, раскрыть их значение для общего развития детей с ОВЗ;

-показать практические варианты приемов методики М. Монтессори в психокорекционной работе с детьми с ОВЗ.

Конкретная задача мастер-класса – использование приемов методики М. Монтессори в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Материалы: рис,  прищепки ,шнуровка.

Основные этапы мастер-класса:

1.Постановка педагогической проблемы. Введение в тематику мастер-класса.

2.Основная часть. Использование приемов методики М. Монтессори в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ. Практическая работа.

3.Рефлексия.

Ход мастер-класса

Категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – неоднородная по своему составу группа и объединяющая детей  с  различными отклонениями физического и (или) психического развития: нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

Главная задача дошкольного образовательного учреждения – дать воспитаннику необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации.

Поиск наиболее эффективных методов психокорекционной работы с детьми с ОВЗ является актуальной проблемой современной педагогики, психологии, дефектологии.

Независимо от первичного дефекта развитие детей с ОВЗ подчинено ряду закономерностей – общих и специфических. М. М. Семаго в качестве общих закономерностей психического развития, свойственных и условно нормативному развитию, и отклоняющемуся выделяет:

• наличие внутренней имманентной (зацикленность на самом себе) активности ребенка;

• базовую структурную организацию психического, включающую три иерархически и фрактально организованных компонента: регуляторного обеспечения психической активности, ментальные структуры и аффективную организацию;

• наличие характерных моментов синхронизированного «перехода» всех структур базовой организации на новый системно реагирующий уровень (узловые моменты развития).

Таким образом, важным условием полноценного развития, социализации, социальной адаптации и абилитации детей с ОВЗ является своевременно организованная психокоррекционная работа.

Целью психокоррекционной работы является оптимизация социальной ситуации развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, развитие игровой деятельности и формирование возрастных  психологических новообразований.

Психокоррекционные воздействия являются эффективными по отношению к вторичным недостаткам развития и предполагают создание оптимальных условий для эмоционально-личностного и интеллектуального развития; профилактику негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, их оптимизацию с использованием потенциальных возможностей. В настоящее время для детей с ограниченными возможностями здоровья разработаны технологии психокоррекционной работы, интегрирующие достижения отечественных и зарубежных исследователей. Одним из эффективных и результативных вариантов, который позволяет учесть как общие, так и специфические закономерности развития дошкольников с ОВЗ, является использование Монтессори-материалов.

Методика Марии Монтессори – это универсальная разработка, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач развития ребенка: обеспечение оптимальных условий для формирования когнитивной и аффективной сферы, регуляторного обеспечения психической активности с учетом специфики их совершенствования в онтогенезе. «Соревнуясь» лишь с самим собой, ребенок получает убежденность в личных силах и полностью осваивает предложенный материал.

Основной принцип методики  Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!». То есть взрослый (дефектолог, педагог, психолог, родитель), исходя из интересов и возможностей ребенка, создает ему оптимальную среду для развития творческого потенциала. Организация и реализация  занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе рассматриваемой методики в полной мере согласуется с основополагающими принципами современной психокоррекционной  деятельности:

-принцип личностного подхода, подчеркивающий необходимость учета личности как целостности со всеми присущими для нее индивидуальными особенностями;

-принцип единства диагностики и коррекции, интегрирующий психодиагностическую и психокоррекционную работу в целостный процесс оказания психологической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья;

-принцип нормативности развития, постулирующий учитывать основные закономерности психического развития и последовательное прохождение онтогенетических стадий развития ребенка;

-принцип коррекции «сверху вниз», подчеркивающий необходимость рассмотрения зоны ближайшего развития ребенка как содержательной основы психокоррекционной работы;

-принцип коррекции «снизу вверх», учитывающий зону актуального развития ребенка и необходимость упражнения, тренировки имеющихся способностей;

-принцип системности развития психической деятельности, обусловливающий значимость учета системного характера психического развития, синтез коррекционных, профилактических и развивающих задач;

-деятельностный принцип, определяющий направление вектора коррекционной работы на организацию ведущего вида деятельности и целенаправленное изменение социальной ситуации развития.

В связи с тем, что оригинальные Монтессори-материалы финансово затратны в настоящее время мною активно используются их аналоги – индивидуальные развивающие среды для ребенка, изготовленные самостоятельно и максимально учитывающие предпочтения, интересы, возможности и особенности ребенка.

Одной из подобных разработок является, сконструированная мной, доска бизиборд («busyboard») – дословно «доска, чтобы занять малыша»; она является эффективным средством, активно способствующим самостоятельному приобретению практических и бытовых умений, навыков дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.

С помощью данной доски мы развиваем мелкую моторику ребенка и учим ребенка простейшим бытовым навыкам и навыкам самообслуживания, а именно застегивание и расстегивания пуговиц, молний; закрытие и открытие замков и т.д., а также активизируем клетки правого и левого полушария головного мозга.

При работе на данной доске ребенок получает возможность выбрать для игры тот предмет, который ему больше импонирует в данный момент. В процессе занятия с бизибордом ребенок пробует абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая пальчиковая моторика.

C:\Users\admin\Desktop\для слайда\IMG_20210112_090056.jpgC:\Users\admin\Desktop\для слайда\IMG_20210112_090159.jpg

Для сенсорного развития, развития мелкой моторики, тактильной чувствительности воспитанника, снятия психологического напряжения, повышенного мышечного тонуса  в своей работе я использую различные виды круп: рис, гречка, горох, соль, манка и т.п. Крупу со спрятанными   предметами (пуговицы, бусины, геометрические фигуры небольшого размера и т.д.),  ребенок перебирает  руками, сжимает в кулачке, описывает найденный предмет.

«Волшебные подушечки» используются для ощупывания. Наполняемость подушечек может быть разнообразной: рис, горох, гречка, соль, пшено и т.д. Ткань для таких подушечек выбирается плотная, однотонная. Ребенок, опираясь только на тактильные ощущения должен определить наполняемость подушечек. Данное упражнение способствует сенсорному развитию, развитию мелкой моторики, мышления, речи, восприятия ощущений.

https://cs2.livemaster.ru/storage/ff/e1/8ffbe309c3d4bd19c87a17a286h8--kukly-i-igrushki-nabor-sensornye-taktilnye-meshochki-montesso.jpg

 

«Волшебный мешочек» - это мешочек, наполняемость которого мы можем менять. Ребенок должен догадаться, что находится в мешочке: ракушки, пуговицы, игрушки из киндер-сюрприза, шишечки, камушки. Чем разнообразней наполняемость мешочка, тем ребенку интересней отгадывать его содержимое.

Данное упражнение способствует расширению и закрепления словарного запаса, сенсорному развитию, развитию мелкой моторики, речи и т.д. В целом, использование аналогов Монтессори-методики способствует следующим аспектам развития детей с ограниченными возможностями здоровья:

-развитию мелкой моторики;

-формированию навыков самообслуживания и стремления к самостоятельности;

-развитию речи и памяти, расширению словарного запаса;

-умению замечать и исправлять ошибки;

-расширению сенсорных возможностей;

-формированию причинно-следственных связей;

-развитию творческого воображения, оригинальности суждений;

-обеспечению развития произвольности (умения действовать и играть по правилам и выполнять инструкции). https://rus-podarki.ru/published/publicdata/DB6521A/attachments/SC/products_pictures/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%20%D0%BC%D0%B5%D1%88_enl.jpg

Игры с прищепками «Учим цвета». Ребенок, взяв одну из цветных прищепок,  находит  сектор на игровом поле- круге такого же цвета и крепит к нему прищепку.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-179049-1455412251.jpg

«Накорми животных» 

Цель: развитие мелкой моторики рук, познавательного интереса, способствовать расширению и активации словаря, а также развитию памяти и мышления.

C:\Users\admin\Desktop\для слайда\IMG_20210112_091156.jpg

Шумящие цилиндры

Цель: развитие слухового восприятия детей.
Задачи
: учить детей находить пару предметов сравнивая их по звучанию (шуму); учить выполнять определенную последовательность действий; обогащать сенсорный опыт детей.
Дидактический материал: набор киндер-контейнеров (одинаковых по форме бутылочек) двух цветов, наполненных материалами, которые издают разные шумы: от тихого до громкого. Каждой коробочке одного цвета соответствует коробочка другого цвета.
Содержание, методы приемы. Ребенок путем сравнения подбирает пары, ориентируясь на слух. Сначала надо потрясти контейнер одного цвета, затем другого цвета, исходя из результата, отложить подходящую по звуку пару или взять следующий контейнер и снова проверить звук.
Варианты использования. Предложить ребенку выстроить цепочку предметов по возрастанию (убыванию) звука.Игры с контейнерами от Киндер Сюрпризов. Часть 1 :: Это интересно!

«Шнуровка»

Игра «Шнуровка» для детей — средство улучшения мелкой моторики. Современные дошкольники и младшие школьники увлечены гаджетами, практически не рисуют, не лепят, не клеят аппликации. В итоге в школьные годы дети сталкиваются со слабой моторикой, им тяжело писать, пальцы быстро устают от держания ручки. Для предупреждения этой проблемы ребенку уже с 3-летнего возраста можно предлагать игры со шнуровкой, развивающие моторику пальцев, мышечную силу рук, координацию движений, речевые навыки, усидчивость, внимательность.

Шнуровка «Медвежонок» состоит медвежонка и двух элементов одежды состоит из двух накладных частей одежды: штанишек и кофточки. Предложите малышу одеть мишку в симпатичные одежки, пришнуровав их к мишке через специальные отверстия. Одевая мишку, вспомните вместе с малышом стихотворения и загадки о мишке, которые знает  ребенок. Когда наступит вечер и медвежонок будет ложиться спать, снимите с него штанишки и кофточку. Развязать шнуровку — не менее сложная работа для ребенка. C:\Users\User\Desktop\IMG_20210112_091825.jpgC:\Users\User\Desktop\IMG_20210112_092032.jpg

Использование аналогов Монтессори-материалов является эффективным средством развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработка и внедрение инновационных технологий, в частности, аналогов Монтессори-материалов, способствует коррекции и развитию нарушенных психических функций, организации учебно-воспитательного процесса, формированию условий для раскрытия потенциала детей.

Данные модификации методик Монтессори могут использовать в своей работе воспитатели детских садов, психологи, логопеды, дефектологи и т.д. при работе с детьми не только с группами детей с ОВЗ но и с детьми для общего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование материалов методики М.Монтессори в логопедической работе»

В ОСНОВЕ МЕТОДА МОНТЕССОРИ ЛЕЖИТразвитие индивидуальных способностей личности и его самостоятельности в процессе освоения различных умений и навыков посредством специально предложенного дидактического...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»

laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»В настоящее время в дошкольном образовании активно используют...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»В настоящее время в дошкольном образова...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

Консультация для педагогов«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»...

«Использование приемов методики М. Монтессори в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ».

В своей дидактике Монтессори придумала ряд дидактических материалов и подробно описала методику развития сенсорных ощущений: барических, стереогностических, тактильных, хроматических, зрительных, слух...