Психогимнастические упражнения для педагогов.
консультация

Психогимнастические упражнения для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihogimnasticheskie_uprazhneniya_dlya_pedagogov.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Психогимнастические упражнения для педагогов.

   Психогимнастические упражнения направлены на достижение двух основных целей применительно к педагогической деятельности. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение его профессионального самосознания, формирование педагогической рефлексии в его деятельности. Регулярное выполнение воспитателями психогимнастических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять ими для сохранения, укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Представленные упражнения психолог может проводить как при индивидуальной работе, так и при работе с группой.

1) Упражнения, используемые для снятия эмоционального напряжения.

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, а именно к этому разряду профессий относится работа воспитателя дошкольного учреждения, — важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы» и расслабляться. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, педагог сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.

Психотехнические упражнения можно выполнять в игровой или спальной комнате группы перед занятием или сразу же после его окончания. Релаксационной психотехникой можно заниматься по мере необходимости.

Упражнение «Внутренний луч»

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает  напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и воспитанниками.

Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком», «Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».

Упражнение «Пресс»

Игровое упражнение нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение лучше делать перед работой в «трудный» день, или родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность.

Суть упражнения состоит в следующем. Педагог представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

Упражнение «Дерево»

Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверх-концентрацией человека на своих переживаниях.

Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: «снял» центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, «выбросить» отрицательное  состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

Существует несколько форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека, мысленным включением в другую ситуацию. Используется педагогическая рефлексия, педагог старается посмотреть на себя «со стороны», проанализировать ситуацию глазами внешнего наблюдателя. Коммуникативная децентрация осуществляется в диалоге с переменой коммуникативных позиций.

Упражнение вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

Ведущий дает команды: Представьте себя деревом (каким вам нравится, с каким легче всего себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью.

Упражнение «Голова»

Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Педагог вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на воспитанников: в чем-то их сдерживать, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление воспитательной ситуацией вызывает у педагога перенапряжение, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб воспитателей — на головные боли, тяжесть в затылочной  области  головы. Это упражнение поможет снять неприятные соматические ощущения.

Психолог:

— Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите  головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение «Руки»

Упражнение лучше проводить в конце рабочего дня, когда накопилась усталость, снизилась работоспособность. Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

Психолог:

— Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь.

Упражнение «Настроение»

Упражнение проводится для снятия эмоционального напряжения, улучшения настроения.

Психолог:

— Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой (для правши), правой- для левши, нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его.

Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбрось те в урну.

2) Адаптационные упражнения.

Данная группа упражнений предназначена в основном для проведения работы с молодыми педагогами. Они используются для развития адаптации педагога к новым условиям, способствуют развитию наблюдательности, концентрации внимания, самоконтроля. Развивая эти качества, молодой педагог сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период.

Упражнение «Фокусировка»

Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала занятия. Педагогу предлагается удобно расположиться на стуле и сосредоточить свое внимание на том или ином участке тела и почувствовать его теплоту. Психолог при этом дает указания, на каком участке тела сосредоточиться. Например, по команде «Рука!» — нужно сосредоточиться на правой руке, «Кисть!» — на кисти правой руки, «Палец!» — на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!» — на кончике указательного пальца правой руки. Команды подаются с интервалами 10—12 секунд.

Упражнение «Дыхание»

Упражнение желательно выполнять перед началом занятия. Педагогу предлагается устроиться в кресле или на стуле, расслабиться и закрыть глаза. По команде нужно постараться отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточиться на своем дыхании. При этом не нужно специально  управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

Упражнение «Переключение внимания»

Воспитателю нужно уметь легко и быстро переключаться с  одного вида деятельности на другой.

Упражнение желательно проводить в перерывах между занятиями в течение 15-20 минут. Психолог предлагает: «Займитесь счетом (арифметическими действиями с цифрами), затем, после 3-4 минут после начала счета без перехода, сразу же, начните читать сложный газетный текст в течение 5—7 минут. Остановитесь. Посмотрите, сколько ошибок вы сделали при подсчетах, а также попробуйте как можно полнее и детальнее воспроизвести прочитанный текст».

Подготовила:

педагог-психолог Негода Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психогимнастические упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольника

Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста....

Психогимнастические упражнения.

Психогимнастические упражнения способствуют групповой динамике, сплоченности группы, а также снимают напряжение, позволяют участникам раскрепоститься, дают возможность переключиться с одной темы...

«Психогимнастические упражнения на развитие позитивных эмоций по отношению к красоте природы»

Материал помогает детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. развивает навыки взаимодействия детей друг с другом;развивает внимание, восприятие, речь, воображение...

Буклет для педагогов "Психогимнастические упражнения для снятия эмоционального напряжения"

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, а именно к этому разряду профессий относится  работа педагога — важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работ...

Психогимнастические упражнения на выражение основных эмоций

Этюды на выражение радости, удовольствия, удивления и др....

Комплекс психогимнастических упражнений для детей дошкольного возраста

Материал содержит упражнения для детей дошкольного возраста...

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ. Комплекс психогимнастических упражнений

Очень важно взаимодействовать педагогу-психологу  с воспитателями. Игры и упражнения способствуют развитию физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию группов...