"Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности"
консультация

Пшеничная Ольга Эдуардовна

      В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В группах раннего и дошкольного возраста  социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx47.54 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 «Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС ДО»

      В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В группах раннего и дошкольного возраста  социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.

      Содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

     Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).

     Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.    

     Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.

     К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «… материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой».

      Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.

       Игра  - это  отражение ребенком окружающей реальности; и хотя оно основывается на воображении ребенка, в этой условной обстановке реальны действия играющих, реальны и искренни детские эмоции. В игре ребенок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт. Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

     Через игру осуществляется социализация ребенка дошкольника.

     Социализация – это «совокупность социальных  процессов,  благодаря которым индивид усваивает  и воспроизводит определенную  систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества».    И.С. Кон

Под  социализацией принято  понимать процесс и результат развития индивида, его превращение в созидательного члена общества. Этот процесс начинается и происходит в дошкольном учреждении в ходе целенаправленного педагогически организованного  воспитания. Суть  социализации состоит  в том, что  она формирует  человека как члена того  общества,  к которому он принадлежит.

В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т.д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.

     Сюжетно – ролевая игра является наиболее доступным средством социализации детей, поскольку является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Однако необходимо выделить условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно:

- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

- обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

- умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

     Необходимо обратить внимание, что при обучении детей игровой деятельности, с их социального развития, ролевое поведение дошкольника является главной составляющей сюжетной игры. Социальные роли, которые дети выбирают по желанию, отражают их когнитивный и поведенческий уровень. Можно представить функциональное развитие всякого нового умственного действия как сжатое повторение этапов онтогенетического развития мышления и как формирование зоны ближайшего развития ребенка. Если принять установленные в психологии этапы развития мышления (практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) и сравнить с этапами, установленными при функциональном формировании, то такое предположение имеет некоторые основания. Рассматривая действия ребенка в игре, легко заметить, что ребенок уже действует со значениями предметов, но еще опирается при этом на их материальные заместители - игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что опора на предметы-заместители и действия с ними все более и более сокращается. Если на начальных этапах развития требуется предмет-заместитель и относительно развернутое действие с ним (этап материализованного действия, по П. Я. Гальперину), то на более поздних этапах развития игры предмет выступает через слово-название уже как знак вещи, а действия - как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся в плане громкой речи и еще чуть-чуть опирающихся на внешнее действие, но приобретшее уже характер обобщенного жеста-указания. Интересно отметить, что и слова, произносимые ребенком по ходу игры, носят уже обобщенный характер. Этот путь развития к действиям в уме оторванными от предметов значениями есть одновременно возникновение предпосылок для становления воображения. В свете приведенных соображений игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап - умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий. Может быть, эта модель соотношения функционального и онтогенетического развития, которое мы наблюдаем столь наглядно в игре, является, обшей моделью соотношения функционального и онтогенетического развития. Это предмет специальных исследований. В игре же, как нам представляется, развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности. В результате опыт, получаемый в процессе проживания роли в сюжетной игре, формирует социальные представления дошкольников, обогащает их знания, мотивируя перенос социального опыта, приобретенного посредством участия в сюжетно-ролевой игре со сверстниками, в реальную жизнь.

      Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя - создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

     Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация. Воображаемая ситуация включает в себя:

- сюжет,

- роль,

- ролевые действия,

     Сюжет – это сторона действительности, которая находит отражение в игре. Сюжеты игр по С. А. Шмакову:

- профессиональные (больница, магазин и т.д.);

- созидательные (строительство);

- поиска и открытия (путешествия);

- связанные с искусством(«цирк», «театр»);

- сказочные;

- фантастические;

- военизированные («стрелялки», «догонялки»).

     Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Виды ролей:

- роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги;

- роль – профессия обобщенного типа (учитель, врач);

- семейная роль (мама, папа, дочка, сын);

- сказочные, карнавальные роли (Дед Мороз, Волшебник, Баба-Яга);

- роль животного.

     Этапы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста:

1 этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы, отгадывание загадок и т.д.).

2 этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, обучения игровым действиям.  

3 этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.

4 этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.

     Принципы организации сюжетно-ролевой игры:

- воспитатель должен играть вместе с детьми;

- воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения;

- начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при оформлении игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнером – взрослому или сверстнику.

     Правила игры для детей:

- прежде чем начать игру, подумай, во что ты будешь играть.

- подумай, чем ты будешь играть.

- игру доводи до конца с тем, с кем начал играть.

- играй дружно.

- бережно относись к игрушкам.

- содержи игрушки в порядке.

- говори с другом спокойно и ласково.

- не мешай играть товарищу.

- играй самостоятельно.

     Правила руководства игрой:

- не подавлять инициативу и творчество детей.

- способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей.

- побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

- приучать детей к самостоятельному употреблению в играх строительного материала, конструкторов, игрушек-заменителей.

- учить вступать в диалог от имени действующих лиц.

- побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры.

- помогать детям договариваться в игре.

- не заставлять играть в то, что они не видели.

- наблюдать за играми детей.

- анализировать увиденное в игре.

- учить ставить ситуации, но, не указывая конкретные способы, действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» ( с учетом ФГТ).

В выступлении и презентации раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры как средства приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» (с учетом ФГТ), содержание образовательной облас...

Презентация на тему «СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Министерство образования иркутской области областное государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторный детский дом для...

«Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности»

Сл 1 Выступление на  педсовете по теме: «Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» Сл.2  В связи с внедрением ФГОС в обра...

Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС ДО.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, вкл...

Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста»

В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Социализация детей в обществе сверстн...

Консультация для педагогов 2022-Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС

В группах раннего и дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям де...