НОД "И снова о войне"
план-конспект занятия (старшая группа)

Грудьева Алена Ивановна

НОД "И снова о войне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_i_snova_ovoyne.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 251 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» (МБДОУ № 251)

                           

                           «Конспект нод

 по нравственно – патриотическому воспитанию»

                     «И СНОВА О ВОЙНЕ»

  Выполнила: Грудьева Алена Ивановна(Воспитатель)

                                     

«И снова о войне»

Цель НОД: расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной Войне.

Образовательные задачи по основной образовательной области:

-воспитывать у детей нравственно - патриотические чувства, уважение и благодарность ко всем, кто защищал Родину, на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;

-познакомить детей с условиями, в которых пришлось жить их ровесникам в годы войны;

- сформировать представления детей о подвигах, о роли маленьких героев в приближении Великой Победы;

- воспитывать в детях сочувствие к страдающим соотечественникам и непримиримость к врагам Родины.

 Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям:  «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», « Физическое развитие», « Художественно – эстетическое развитие».

-воспитывать бережное отношение к традициям своего народа;

- развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны в целом и семьи в частности;

- развивать у детей способность сопереживать другим людям; - развивать умение детей размышлять, понимать и объяснять  значение пословиц;

- развивать речь, мышление;

- обогащать словарный запас через художественное слово;

- поддерживать инициативу детей;

- развивать навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале;

- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать навык активного участия  в диалоге со взрослыми и детьми;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие зрительного и слухового восприятия.

Перечень  видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:

- игровая;

- коммуникативная;

- познавательно – исследовательская;

- восприятие художественной литературы;

- продуктивная;

- двигательная. 

Формы организации совместной деятельности:

- игра;

- отгадывание загадок;

- беседа (ситуативный разговор);

- обсуждения (ситуации  с использованием иллюстраций);

- игровое упражнение, с включением  разных форм двигательной активности.

Оборудование и материалы: 

-  мультимедийный экран, проектор, ноутбук;

- презентация о Великой Отечественной войне, о детях – героях;

-  видеоролик высказывания детей других групп о войне;

-  записи песен «День Победы» муз. Тухманова, сл. Харитонова; «Девятое мая» Т.Чудова; «Священная война» А.Александров, ВЛебедев-Кумач; музыка «Самолеты» Н.Метлова;

-  экраны 25х25 см на каждого ребенка (из бархатной бумаги), шерстяные нитки красного цвета;

- карточка с надписью «Победа» (на каждом столе);  

-  настенная доска, карточка – 22 июня 1941г;

- разрезные картинки с изображением – танка, автомата, пушки, самолета;

- флажки: красный, желтый, зеленый;

- живые цветы.  

Предварительная работа:

- чтение детям книг о героических подвигах взрослых и детей в годы ВОВ;

- рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий;

- прослушивание музыкальных произведений, посвященных защитникам Отечества;

- беседы о родных или близких знакомых, бывших фронтовых, об их воинских званиях, наградах;

- заучивание стихотворений, песен;

 - просмотр презентаций «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Женщины и дети – труженики тыла во время ВОВ»;

 беседы;

 - художественное творчество (изготовление цветов  из соленого теста, бумаги и подручного материала.

Планируемый результат:

 - имеют знания о легендарном прошлом нашей Родины;

-  знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;

- владеют  расширенным словарным запасом;

- имеют представление о земляках-героях, о героях своей семьи;

- толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ;

- развитие личности ребёнка, его творческого потенциала, умение  

 взаимодействовать с другими людьми, самостоятельности;

- воспитание нравственных и патриотических чувств, социальной  ответственности (умение действовать в интересах большого сообщества);

- уважение к старшему поколению, к защитникам Отечества.

 Ход занятия:

      Дети входят в группу и встают полукругом возле стульчиков. Им предлагается эстафета дружбы.

 Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки и передайте эстафету дружбы как рукопожатие, при этом нужно сказать: «Я передаю свою дружбу ….

(назвать по имени ребенка, стоящего рядом).

   - Я, чувствую ребята, что дружбы стало больше. С таким дружеским настроением мы с вами начнем очень важную и серьёзную беседу.

    - Скажите, какой сейчас год?

    - Какое время года? (весна) Месяц? (май) Какой великий праздник отмечает наша страна весной в мае? (9 мая, День Победы)

    - 9 мая  год вся Россия будет праздновать ….-летие со дня окончания ВОВ.

Завтра праздник. И для деда

Я учусь писать: «Победа».

Трудно мне писать пока:

Очень устает рука

Буквы ровно не встают

               Легче рисовать салют! (Н.Юркова)

- Ребята, хотите и  мы с вами попробуем выложить слово «Победа»

(Ниткография:  шерстяными нитками красного цвета выкладывается слово «Победа»)

Звучит фонограмма песни «День Победы» (муз. Тухманова, сл.Харитонова)

День Победы! Праздник долгожданный

Мирная небес голубизна.

Помнят на земле народы, страны

В этот день окончилась война.

     Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово «Война»? (Дети высказывают свои ассоциации со словом война.)

     Воспитатель: Давайте посмотрим на экран и послушаем высказывания о войне детей других групп (просмотр видеоролика)

     На доске вывешивается карточка  - 22 июня 1941 (звучит музыка «Священная война» А.Александров, В.Лебедев-Кумач)

    Воспитатель: 22 июня 1941 г. радио известило весь советский народ о начавшейся  войне. Мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашисткой Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

(Звучат слова Ю. Левитана о нападении фашисткой Германии)

     Воспитатель: Война началась в 4 часа утра, когда всё мирное население спало. И вдруг …. (Воспитатель на фоне слайдов рассказывает о ВОВ) фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы, на жилые дома.  Над всей страной стоял плач расставания. А солдаты обнимали своих близких и прощались надолго. Ведь все понимали, что с войны придут не все. Родители старались увезти своих детей подальше от войны в тыл, в Сибирь. Сами оставались. Они обнимали и целовали на прощание своих детей. Страшно, правда? (Высказывания детей при просмотре слайдов)

     Дети наряду со взрослыми несли тяготы войны. Они работали на заводах, фабриках, встав за станки ушедших на фронт взрослых. Дети знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте. Они изготавливали части к боевым орудиям, снаряды, мастерили запалы к ручным гранатам, сигнальные ракеты, дымовые шашки. «Все для фронта, все для Победы» - под таким девизом работали и стар и млад в тылу.

-Как вы, ребята, думаете к каким боевым орудиям они собирали запчасти? (Ответы детей)

-  А вот что они собирали на заводах  вы узнаете по загадке и правильно сложите разрезные картинки. (Воспитатель загадывает загадки)

Игра « Собери картинку» (Дети делятся на подгруппы по цвету разрезных картинок по 3-4 человека и  собирают картинку  автомат, пулемет, танк и т.д.).

Воспитатель: Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Они ухаживали в госпиталях за раненными, писали письма за тяжелораненых их родным, устраивали концерты, пели песни, читали стихи.

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки.

А не сиротство и страданье!

   Воспитатель: Да, ребята, очень трудно было выжить детям и тем кто был на фронте.

Школьники вязали для бойцов варежки, носки, шили и вышивали красивые маленькие мешочки, где солдаты хранили табак для курева. Дети собирали посылки на фронт и обязательно писали письма, в котором желали победы над врагом. Посылки, письма, боеприпасы, медикаменты, раненных солдат перевозили на разном военном транспорте.

- Как вы думаете на каком транспорте? (ответы детей)

- Ребята, отгадайте ещё одну загадку: Большая птица, стальная птица

                                                  За облака сейчас умчится.

                                                  Отважный летчик её ведет,

                                                  А птица это ….(самолет)

 - Я предлагаю вам поиграть в игру «Самолеты» (звучит тихая музыка «Самолеты» Н.Метлова).

Игра « Самолёты»

(Дети, присев на одно колено, руки в стороны (на аэродроме). Все они пилоты и у всех самолеты приготовлены к старту. Один ребенок (регулировщик) держит в руке флажки: красный, желтый, зеленый. Он руководит движением. По взмаху желтого флажка самолеты готовятся к полету. При этом ребенок изображающий самолет издает сначала звук «дрр» до тех пор, пока регулировщик держит желтый флажок. По взмаху зеленого флажка самолеты летят. При этом издают звуки «ууу». Когда он поднимает красный флаг самолет прицеливается со звуком «тдд»). Игра продолжается несколько раз.

   Воспитатель: Но среди детей и подростков были те, кто плечом к плечу со взрослыми сражались как богатыри, не жалея своей крови и жизни.

Земли Российской преданные дети

Бессмертными вы стали на планете

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли вы знамя

Показ слайдов «Дети войны»

После показа слайдов воспитатель рассказывает о Александре Матросове. Воспитатель: Я вам расскажу про одного юношу, который защищал нашу Родину. Звали его Александр Матросов. Будучи курсантом пехотного училища, добровольно отправился на фронт рядовым. 23 февраля 1943 г. в бою за деревню Чернушки Псковской области прорвался к вражескому дзоту и, закрыв своим телом амбразуру пожертвовал собой, чтобы обеспечить успех наступающих. В результате враг был уничтожен, деревня освобождена, спасены десятки жизней людей, детей, русских солдат. За эти героические действия Матросову было присвоено звание Героя Советского союза. Подвиг, совершенный Матросовым, стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. Имя Матросова носят поселки, колхозы, теплоходы, школы. И у нас в Красноярске рядом с детским садом находится улица, которая носит имя Александра Матросова. На этой улице стоит памятник, многие из вас живут на этой улице и видели этот памятник. Мы должны гордится этим героем и многими другими. Запомните их  имена  – Володя Дубинин, Валера Волков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Александр Матросов).

    Им  тоже хотелось мирно жить, но они очень сильно любили свою Родину и знали, что «Жить – это Родине служить».

- А какие еще пословицы и поговорки о защите Родины вы знаете?

Врага победить – мир укрепить

Народ и армия – одна семья

Свет победит тьму, а мир войну

Жить – Родине служить

     Нам, ребята, предстоит сохранить мир на земле, чтобы больше никому не пришлось испытывать ужасов войны. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» И ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться всему, чтобы быть достойным памяти всех кто погиб на войне.

Эстафета «Круг друзей»

     Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, протянем руки вверх и почувствуем тепло своего товарища. Опустили руки. Тихо постоим, почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

Тиканье часов « Минута молчания»

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойно уснут города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвется снаряд

Ни один не строчит автомат

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

Пусть спокойно проходят года

Пусть не будет войны никогда.

Релаксация: Ребята, кому посвятили мы с вами нашу  беседу.

(ответы детей) ……

 

После проведения НОД  – экскурсия к памятнику А.Матросова вместе с детьми.

Возложение цветов к памятнику.

Список литературы.

- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005 г.

-  «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Коморовой, М.А.Васильевой – 2-е изд., испр. и доп.-М., Мозаика – Синтез, 2011г.

-  Алексеев С. Ради жизни на Земле.  М., Издательство «Педагогика» 1990 г.

- «Великая Отечественная война Советского союза» 1941 – 1945 г. Краткая история. В изд. Министерство обороны СССР, Москва, 1970 г. (под редак. Поспелов П.Н., Андреев В.А. и др).

-  Макаренко Я. «Знамя Победы» Изд –во Малыш – Москва, 1985 г.

-  Михалков С. «Победа» из –во. Малыш- Москва, 1985 г.

-  Кассиль Л.  «Твои защитники» из –во Малыш, Москва, 1986 г. (Библиотека д\сада).

-  «Песня Смелых». Стихи о Великой Отечественной войне. Из – во Малыш, Москва, 1984 г.

- День Победы! (Тематические иллюстрации).

10. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне\А.П.Казаков, Т.А.Порыгина, М, 2009.

11. Ордена и медали СССР.

12. Дошкольное воспитание – журналы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе с НОДА "Подготовка к полету"

Данный материал адресован инструкторам по физической культуре в дошкольном учреждении; предлагается конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы  с нарушениями опорно-дв...

Консультация для родителей "Читайте детям снова и снова".

Рекомендации родителям по чтению детям....

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП). Пластилинография как средство коррекции у детей с НОДА (ДЦП).

статья посвящена особенностям обучения лепке  с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства детей с НОДА и ДЦП. Пластилинография  как средство коррекции у...

Музыкально-литературная гостиная для детей подготовительной к школе группы «И снова муза Пушкина запела, И снова на душе отрадно и светло…».

Цель: Обогащать мировосприятие детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и живописи. Воспитывать любовь к русскому искусству....

Старый год завершается. Новый год приближается. Снова ёлка - Дед Мороз… Снова вериться всерьез, что под самый Новый год- все как раз произойдет!

автор Надежда Тананко -песенка Новогодняя традиции[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26940973","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Сколько интересного у нас в календаре! Но...