Особенности раннего возраста
статья

Крайнюк Татьяна Михайловна

Возрастнве особенности раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ранний возраст122.35 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей раннего возраста(от 2х до 3х).

C:\Users\User\Desktop\картинки безопасность\ранний возраст.jpg

Возраст от двух до трех лет принято считать переходным в психологическом аспекте. От чего и к чему малыш переходит? От младенчества к младшему дошкольному возрасту (с3х лет).

Это очень важный период в развитии ребенка именно потому, что то, что вы дадите ребенку в этот период жизни и будет фундаментом для всей его дальнейшей жизни. 

Итак, что особенного в ребенке в период от двух до трех лет?

В этом возрасте малыш уже далеко не младенец, но еще и не младший дошкольник. Он уже имеет не малый словарный запас, может составлять простые предложения, склонять слова, выдумывать "свои" игры, по-своему манипулировать взрослыми, проявлять свои интересы и характер. Но в тоже время, ребенок во многом беспомощен, например, в самообслуживании или в тех же играх, многое может не получаться, не всегда его понимают окружающие.

Мышление ребенка в этом возрасте в основном наглядно-действенное. Это  значит, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных манипуляций с теми или иными предметами. Только с помощью проб и ошибок ребенку удается научиться чему-то новому.

В период от 2-3 лет очень важную роль в развитии ребенка играют взрослые, т.к. обучение происходит не только по средствам собственного опыта, но и на основании подражаний.  Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Но, в присутствии того (это может быть не  обязательно мама или папа, сюда входят, и няни, и бабушки, и воспитатели), кто вызывает симпатию и положительные эмоции, ребенок начнет ему подражать. При чем во всем, как в хорошем, так и в плохом.

Внимание ребенка в этом возрасте еще довольно рассеяно. Ребенок будет играть и увлекаться только тем, что реально его интересует. При этом, в случае необходимости, взрослому очень легко отвлечь малыша от какой-то деятельности чем-то более значимым. Это позволяет нам манипулировать процессом игры или досуга ребенка.

После двух лет, практически каждый день в обиходе ребенка появляются новые слова, которые начинают формировать простые предложения. Ребенок еще не пользуется первым лицом, поэтому чаще всего говорит не "я покушала", а "Маша покушала". Это считается нормой и к 3х летнему возрасту должно формироваться понятие "Я-ты" вместо "Маша-мама". Также именно ближе к трем годам дети начинают склонять слова в предложениях. 

Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности, и недостаточная сформированность механизмов  физиологической саморегуляции организма. Говоря простым, человеческим языком, если у малыша тугая резинка на колготах, болит голова, чешется животик, он не  выспался, голоден или наоборот переел, то ни о каком познании  окружающего мира речи быть не может. Такой ребенок не проявит особого интереса к  посторонним предметам и взрослым. Скорее всего, он просто будет плаксивым и раздражительным. 

Между собой, ровесники пока играть не могут и общаться вербально тоже. Чаще всего, сверстники 2-3 лет играют рядом друг с другом, а не вместе. Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок взял игрушку, которая интересует и меня; другой ребенок привлек на себя внимание значимого для меня взрослого; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть...

Именно в этот период начинают проявляться впервые такие качества личности, как ответственность, самостоятельность, настойчивость, целеустремленность и инициативность.
Давайте ребенку больше свободы, старайтесь не делать за него то, с чем он может справиться сам (даже если у него это пока плохо получается). Приучайте к ответственности, например, напоминайте собирать за собой игрушки, мыть руки до еды, переодеваться после улицы и пр. Поддерживайте его любопытство. Если ребенку нравится рассматривать  снежинки в окне, мыть посуду, задувать свечи по сотому кругу - дайте ему такую возможность. Значит для него это сейчас важно и значимо.

Если пресекать такие порывы бесконечно,  особенно фразой "ты еще маленький, у тебя не получится", и делать все вместо ребенка, то через пару лет Вы будете счастливыми обладателями трех- четырехлетнего "младенца", который
совершенно беспомощен, капризен и совершенно несамостоятелен. ( я уже молчу про того взрослого, который вырастет из такого ребенка... скорее всего он просто будет плыть по течению ссылаясь на судьбу в своих неудачах, не проявлять никакого интереса в собственном развитии и карьерном росте). 

Кроме того, начиная с двух лет, очень легко прививается музыкальность, чувство ритма, грамотность, эстетическое воспитание. Дети впитывают в себя все как губки и именно от того, что Вы в них заложите, зависит то, какими они вырастут.

Ниже приведены основные требования касательно психо-физиологического развития ребенка в возрасте от 2х до 3х лет.

Логическое мышление. Ребенок должен уметь выполнять простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия, а также рисовать, строить, составлять простые пазлы и кубики с картинками.

Развитие речи. Ребенок после двух лет должен оперировать словарным запасом около ста слов, еще не вполне четко произносимых;
к трем годам в речи присутствует 1200-1500 слов и более, начинает склонять слова; уже умеет составлять короткие рассказы об окружающей обстановке,
ребенку понятны фразы или рассказы взрослого о том, что не находится в поле его зрения. Ребенок разучивает простенькие стишки и потешки.

Окружающий мир. Ребенок должен знать части тела и лица, уметь называть что, плавает, летает и ездит.

Навыки обихода. Ребенок должен уметь спускаться и подниматься по лестнице, одеваться и раздеваться, самостоятельно ходить на горшок, ходить задом наперед, сохранять равновесие на перекладине, рисовать вертикальную линию, резать бумагу держа ножницы одной рукой, мыть и вытирать руки.

Воображение. Малыш должен уметь показать, как мышка на цыпочках тихонько бегает, зайка прыгает, мишка косолапый переваливается с ноги на ногу, повторять и другие элементарные действия, которые он где-то видел.

Внимание. В этом возрасте внимание ребенка считается еще рассеянным и это норма. Но, ближе к трем годам, ребенок уже может неотрывно сосредоточить свое внимание в течении12-15 минут.

Память. Помимо развития слуховой памяти в виде разучивания стишков, ребенок уже может вспомнить, что было пару часов назад, вчера, в зоопарке на выходных и т.д.

 В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.  

Как помочь развитию малыша в этом возрасте?

  • Давайте ребенку возможность поиграть со сверстниками: игра — отличный способ завести друзей и освоить социальные навыки. Но не стоит ожидать, что малыш быстро научится делиться своими игрушками и ждать своей очереди — в этом возрасте дети еще уверены, что всё вокруг подчиняется их воле.
  • Поощряйте освоение бытовых навыков, таких как использование ложки и надевание обуви. Эти действия развивают мелкую и крупную моторику, а также способность малыша размышлять и планировать.
  • Говорите с ребенком: называйте предметы, описывайте свои и его действия.
  • Говорите о частях тела, игрушках, посуде или мебели — чем больше разговоров, тем лучше развиваются языковые навыки ребенка. Можно учить ребенка различным оттенкам речи и знакомить со свойствами предметов. Например, «стул» может быть «большим стулом», «красным стулом» или даже «большим красным стулом».
  • Придайте смысл, словам ребенка, слушая его и отвечая на его реплики. Если, к примеру, малыш говорит: «Мама молоко», можно ответить «Ты хочешь, чтобы мама дала тебе молока?». Такая обратная связь позволяет ребенку чувствовать себя ценным и любимым.
  • Читайте вслух: совместное чтение стихов и прозы, придумывание историй и пение способствуют развитию речи и воображения.
  • Готовьте вместе с ребенком: это поможет малышу заинтересоваться кулинарией, выучить новые слова и познакомиться с математическими понятиями, такими как «половина», «чайная ложка» или «30 минут». Можно давать маленьким детям простые задания — например, перемешать салат или соединить части бутерброда.

Каждый раз, когда ребенок осваивает новый навык, обращайте внимание на его достижения и не скупитесь на похвалу. Поощряйте его применять те навыки, которым он уже научился, даже если сам ребенок считает, что это трудно.

Берегите себя и своих близких !

Педагог-психолог Крайнюк Татьяна Михайловна.

г. Астрахань, МБДОУ№22 «Волгорята»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности Раннего Возраста

Особенности развития детей раннего возраста.Возрастные характеристики .Способности ,умения .Пожелания родителям,педагогам....

Особенности раннего возраста

Важные особенности формирования человеческого организма, происходят в ранний период жизни человека. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований. Это касается в...

Возрастные особенности раннего возраста 2-3 г.

Возрастные особенности раннего возраста 2-3 г....

особенности раннего возраста

Консультация для родителей "особенности детей раннего возраста"...

Индивидуальные особенности раннего возраста

психологические и физиолгические особенности раннего возраста...

Возрастные особенности раннего возраста.

Ранний детский возрастот одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возраст раннего детства, время со...

Особенности раннего возраста

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разным...