Проект "Широка Масленица"
проект (старшая группа)

Кузнецова Алена Сергеевна

Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shirokaya_maslenitsa.pptx2.65 МБ
Файл shirokaya_maslenitsa_opisanie_proekta.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Авторы проекта Кузнецова Алена Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга» Дмитриева Ольга Олеговна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга» Прохорова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Радуга» г. Мичуринска Тамбовской области

Слайд 3

« Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность . Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство». Г.Н . Волков

Слайд 4

Паспорт проекта: Тип проекта - познавательно-творческий, игровой Сроки реализации : краткосрочный, недельный ( с 28 февраля – 6 марта 2022) Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель , работники детского сада. Условия реализации: заинтересованность детей и родителей. Форма представления проекта – слайдовая презентация

Слайд 5

Цель: формирование интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица. Задачи: Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника. Провести праздник через эмоциональное сопереживания и участие в игре – действии. Приобщить дошкольников к традиции проведения народного праздника Масленица. Знакомить родителей с традициями празднования «Масленицы» на Руси.

Слайд 7

Предполагаемый результат проекта : Для детей: Сформированность представлений детей о культуре и традициях русского народа; знание детьми устного народного творчества, песен, игр; д уховное обогащение ребёнка через участие в народных праздниках; повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве. Воспитание чувства сопричастности к народным праздникам; Удовлетворение потребности детей в самовыражении; Для родителей: Повышение уровня информированности родителей о деятельности МБДОУ. Успешное взаимодействие педагогов и родителей в создании условий для развития интегративных качеств ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости) . Для педагогов: Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами ООД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами. Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами. Реализация плана – проекта

Слайд 8

Этапы реализации проекта: 1-й этап: подготовительный - анализ просвещённости родителей и детей, - постановка цели и задач , - определение направлений для реализации данного проекта, - составление плана работы , - подбор литературы, музыкального материала, атрибутов, - разработка сценария праздника.

Слайд 9

Этапы реализации проекта: 2-й этап: основной - практический . - Работа с педагогами: 1. Разучивание русских народных и подвижных игр. 2. Изготовление атрибутов, костюмов для праздника. 3.Подготовка украшения зала к празднику. - Работа с родителями: 1.папка-передвижка «История Масленицы»; 2.Индивидуальные консультации для родителей 3.Консультация «Влияние русского народного фольклора на музыкальное и нравственное воспитание детей».

Слайд 10

Этапы реализации проекта : 2-й этап: основной - практический . - Работа с детьми Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей) Познание : ООД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»; просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы; рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости». Речевое развитие : придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков; дидактические игры: «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по первым звукам»; составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу встречали». Чтение художественной литературы : К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы», русские народные песенки, потешки , заклички , пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах; рус. нар. сказка «Снегурочка», П. Я. Вяземский. «Масленица на чужой стороне»; А. С. Пушкин. «Они хранили в жизни мирной». Социализация : дидактические игры «Целое и часть», «Который по счету», головоломка «Волшебный круг», муз.дид . игра «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять»; сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение»), «Ждём гостей», «Мы идём в гости». Художественное творчество : рисование на тему «Кукла Масленка», лепка Масленицы. Безопасность : беседы «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами». Здоровье : беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года. Физическая культура : подвижные игры: «Кто скорее на лошадке?», перетягивание каната, эстафета со снежками. Музыка : слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», частушек и закличек , разучивание русских народных игр: «Карусель с лентами», «Солнце», «А я Масленица», «Золотые ворота». Разучивание хоровода «Это Масленица», «Как на масленой неделе».

Слайд 11

Этапы реализации проекта: 3-й этап: заключительный, аналитический. Проведение праздника «Широкая Масленица!». Создание итоговой ИКТ-презентации « Широкая Масленица».

Слайд 12

ООД по рисованию «Кукла Масленка»

Слайд 13

ООД по лепке «Масленица»

Слайд 14

Проведение праздника « Широкая Масленица!».

Слайд 15

Начало проекта % Конец проекта % Низкий 36 0 Средний 41 51 Высокий 23 49 Результативность проекта

Слайд 16

Список литературы 1. Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург,1998 2. Боронина , Е.Г.»Оберег » Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999 3.Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988 4.Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004. 5 .Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М.,2006 6 .Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОУ 2008 7 .Князева О. Л. Маханёва , М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры. 8 . Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Широкая Масленица»

Авторы проекта:

Кузнецова Алена Сергеевна, воспитатель  МБДОУ  «Детский сад №4 «Радуга».

Дмитриева Ольга Олеговна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга»

Прохорова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга»

       «Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».

Г.Н. Волков

Краткое  описание проекта:

Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Паспорт проекта:

Тип проекта - познавательно-творческий, игровой 

Сроки реализации: краткосрочный,  недельный (с 28 февраля – 6 марта 2022)

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, работники детского сада.

Условия реализации: заинтересованность детей и родителей.

Форма представления проекта – слайдовая презентация

  Актуальность проекта:

В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наша задача познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи. Этот проект поможет и родителям вспомнить, как они с родителями отмечали «Масленицу»

Проблема

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель: формирование интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.

Задачи:

  •  Познакомить  детей с  традицией  проведения  старинного  праздника.
  • Провести праздник  через  эмоциональное  сопереживания  и  участие в игре – действии.
  • Приобщить  дошкольников  к  традиции  проведения  народного

праздника Масленица.

  •  Знакомить родителей с традициями празднования «Масленицы» на Руси.

Формы реализации проекта: использование мультимедийной презентации, наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, праздник.

Ресурсы  проекта:

  • Подборка фольклорного, игрового, музыкального материала.
  • Фото, видео материалы,
  • Фотоаппарат. 
  • Шумовые музыкальные инструменты,
  • Русские народные костюмы для детей, взрослых.
  • Презентация, «Широкая Масленица» .
  • Проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано.

Этапы реализации проекта:

1-й этап: подготовительный.

-анализ просвещённости родителей и детей,

-постановка цели и задач,

-определение  направлений для реализации данного проекта,

-составление плана работы,

- подбор литературы, музыкального материала, атрибутов,

- разработка сценария праздника.

  2-й этап: основной - практический.                                                 

- Работа с педагогами:

1. Разучивание русских народных и подвижных игр.

 2. Изготовление атрибутов, костюмов для праздника.

 3.Подготовка украшения зала к празднику.

- Работа с родителями:

папка-передвижка «История Масленицы»;

Индивидуальные консультации для родителей

Консультация «Влияние русского народного фольклора на музыкальное и нравственное воспитание детей».

- Работа с детьми

Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей)

Познание: ООД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»; просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы; рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости».

Речевое развитие: придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков; дидактические игры: «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по первым звукам»; составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу встречали».

Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы», русские народные песенки, потешки,  заклички, пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах; рус. нар. сказка «Снегурочка», П. Я. Вяземский. «Масленица на чужой стороне»; А. С. Пушкин. «Они хранили в жизни мирной».

Социализация: дидактические игры «Целое и часть», «Который по счету», головоломка «Волшебный круг», муз.дид. игра «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять»; сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение»), «Ждём гостей», «Мы идём в гости».

Художественное творчество: рисование на тему «Кукла Масленка», лепка Масленицы.

Безопасность: беседы «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».

Здоровье: беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.

Физическая культура:  подвижные игры: «Кто скорее на лошадке?»,  перетягивание каната, эстафета со снежками.

Музыка: слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», частушек и  закличек, разучивание русских народных игр: «Карусель с лентами», «Солнце», «А я Масленица», «Золотые ворота». Разучивание хоровода  «Это Масленица», «Как на  масленой неделе».

3-й этап:  заключительный, аналитический.

Проведение праздника «Широкая  Масленица!».

Создание итоговой ИКТ-презентации « Широкая Масленица».

Праздник «Широкая Масленица» - красивое завершение данного проекта.

Работа над проектом в очередной раз позволила включить семью в жизнь

ребёнка в детском саду. Участие же педагогов и родителей, в реализации

проекта, повышает интерес к познанию самих себя и детей, повышает

культуру и компетентность в области воспитания дошкольников. И самое

главное – воспитывает в детях гордость и радость за свой народ, учит жить и радоваться каждому прожитому дню.

Предполагаемый результат проекта:

Для детей:

  •   Сформированность представлений детей  о культуре и традициях русского народа;
  • знание детьми устного народного творчества, песен, игр;
  • духовное обогащение ребёнка через участие в народных праздниках;
  • повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве. Воспитание чувства сопричастности к народным праздникам;
  • Удовлетворение потребности детей в самовыражении;

Для родителей:

  • Повышение  уровня информированности родителей о деятельности МБДОУ.
  • Успешное взаимодействие педагогов и родителей в создании условий для развития интегративных качеств ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости) .

Для педагогов:

  • Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами ООД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
  • Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами.
  • Реализация плана – проекта.

Результативность проекта

Начало проекта %

Конец проекта %

Низкий

36

0

Средний

41

51

Высокий

23

49

Критерии оценки результата: установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Перспектива работы: Планируется использовать данный проект как основу для ежегодного проведения Масленичной недели, а также как образец для создания подобных проектов, основанных на изучении истории традиций и обрядов как нашей страны, так и нашего родного края.

Список литературы

1. Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург,1998\

2. Боронина, Е.Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999

3.Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988

4.Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004.

5.Закон РФ» Об образовании ( в редакции 20.07.2004 года)

6.Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М.,2006

7.Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОУ 2008

8.Князева О. Л. Маханёва, М. Д  Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

9. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ

В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.

Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.

Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...

Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка

В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.

♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...