Консультация для родителей: "Особенности развития, воспитания двойняшек и близнецов"
консультация

Оксана Николаевна Леошкина

консультация для родителей детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_i_vospitaniya_dvoynyashek.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Особенности развития, воспитания двойняшек и близнецов»

Стоит только вообразить, что два ребенка родились в один и тот же день и что они являются вылитой копией один другого, то так и хочется думать, что они прекрасно ладят между собой и живут в полнейшей гармонии. Это логично и... абсолютная неправда. Близняшество подчас становится источником многих сложностей.

Воспитывать близнецов значительно труднее, чем научить обычных братьев и сестер дружно жить вместе. В этой ситуации родители стараются как можно лучше организовать жизнь в семье: совершенно логично, что они помещают своих детей в одну кровать, отправляют в один детский сад, в одну школу, поскольку так значительно легче отвозить их и забирать домой.

Да и действительно, если дети дома всё делят между собой, то с какой стати разделять их вне дома? Но подобная инициатива - воспитательная ошибка.

Особенности развития двойняшек и близнецов

В чём основная особенность двойняшек? В том, что они изначально вынуждены находиться всё время вместе: сначала в утробе матери, а потом – на протяжении всего детства. С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения. Даже младенцы ощущают тревогу, когда сестрички или братика долго нет рядом с ними. В этом есть и значительный плюс: двойняшки никогда не бывают одинокими.

Даже если у родителей не всегда находится достаточно времени, чтобы посвятить их детям, двойняшки всегда займут себя сами, общаясь друг с другом. Такое общение начинается с простых жестов и возгласов, а вскоре становится неким «тайным языком близнецов». Почему «тайным»? Потому что взрослые не всегда могут понять, о чём лопочут дети. Малыш, который растёт в семье один, учится говорить, копируя речь взрослых. А у двойняшек развитие речи происходит по-другому: находясь рядом большую часть времени, они копируют то, что говорит близнец. Не умея говорить правильно, они повторяют друг за другом, однако при этом отлично понимают друг друга. И здесь одной из главных задач родителей становится своевременное развитие правильной речи обоих детей.

Есть и еще один признак, который говорит о том, что близнецам трудно производить взаимную дифференциацию, - близнецам часто сложно сразу ответить по отдельности, как кого зовут. Свои имена они путают, когда их зовут, отвечают сразу двумя именами или составным сокращенным именем. Обычно ребенок реагирует на свое имя уже месяцев в шесть и начинает произносить его годам к двум. Близнецы же начинают узнавать свои имена по отдельности только к двум годам жизни, а произносят их в три. Естественно, что справиться с личными местоимениями "ты" и "я" им труднее, и они еще долго пользуются местоимением "мы" вместо "я". Естественно, все эти трудности только обостряются, если окружающие говорят о них во множественном числе - "близнецы", - как это чаще всего и происходит в жизни.

Один из важнейших моментов, на который родители должны обращать внимание при воспитании двойняшек – это то, что двойняшки – две разные личности.  Иметь брата-близнеца или сестру - значит постоянно иметь перед глазами зеркало. Постоянно видишь перед собой себя самого, себя, который действует одновременно с тобой, себя, который делит с тобой твое время, школьные занятия, который делает такие же успехи, как и ты, который, пуще того, ведет себя как ты, так же думает и так же чувствует. В подобном случае эти двойняшки, которые как в зеркале видят себя в другом, начинают испытывать большие трудности в восприятии себя как отдельного индивидуума.

Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями. Если родители этого не понимают и не содействуют формированию правильной идентичности ребёнка, то это может привести к сложностям в социальной адаптации во взрослом возрасте. Например, нередки случаи, когда двойняшки не хотят раздельно учиться, работать, служить в армии в разных местах. Такие люди не готовы создать свою семью, а их контакты с окружающими весьма ограничены, так как от окружающих они ждут такого же взаимопонимания, как и от брата или сестры.

         В психолого-педагогической практике неоднократно описано, как у двойняшек и близнецов возникают нарушения самоидентификации, что проявляется в том, что дети могут делить приобретаемые умения и навыки. Иными словами – используют «разделение труда». Например, один может читать, а другой писать; один отлично собирает паззлы, а другой – общается с детьми. Они себя воспринимают так, будто бы только вместе они единое целое. Эта пара, частью которой является каждый  из близнецов, так удобна, покойна, понимающа... И совершенно естественно, что близнецы стремятся построить свой мир так, чтобы он был защищен от влияния окружающего. Этот дефицит социальных связей находит свое выражение в трудностях общения. Случается иногда так, что двойняшки могут «потеряться» в обществе, находясь в каких-то ситуациях поодиночке. Такая модель поведения может привести к общему торможению развития личностей двойняшек.

Таким образом, основная сложность для этих детей - это не научиться жить вместе, как учатся разновозрастные братья и сестры, а, наоборот, научиться отличать себя от другого, понять, что каждый - отдельная личность.

Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок в паре двойняшек чувствовал границы своего «Я».

Однополые двойняшки.

В парах двойняшек одного пола почти всегда встречается такая проблема, как подчинение одного ребёнка другому. Ребёнку, родившемуся на пару мгновений раньше, подчиняется младший, а сильному – подчиняется слабый. Такие отношения между детьми вырабатываются с раннего детства, и могут продолжаться почти всю жизнь. У двойняшек-мальчиков всегда доминирует тот, кто сильнее. А среди двойняшек-девочек доминирует та, которая более развита интеллектуально. Часто доминирующий ребёнок бывает более инициативным, считает себя лучше и умнее второго ребёнка, любит им командовать. Доминирующий ребёнок более независим и самостоятелен, чем второй. Здесь задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Специфика воспитания двойняшек разного пола.

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то нужно развивать у него самостоятельность и независимость от сестры.   В парах разнополых двойняшек чаще всего доминирует девочка. Это связано с тем, что, благодаря своим психофизиологическим характеристикам девочки развиваются быстрее. Они раньше начинают ходить на горшок, они более устойчивы физически, у них более высокая сопротивляемость болезням, хорошие результаты в школе, они легче и лучше общаются с окружающими. Поскольку, перестав пользоваться подгузниками и памперсами, девочка, часто с благословения родителей, начинает смотреть на своего брата-близнеца, как на младенца, который быстро становится "ее" ребеночком и соответственно попадает под ее власть. В том случае, если рост, вес и темп развития мальчика-двойняшки опережают девочку, то она может утратить свою доминирующую позицию – и тогда мальчик становится лидером.

Если вы видите, что лидерство одного ребёнка значительно подавляет другого, то лучше разделить двойняшек:

  • отправить в разные группы детского сада, в разные классы, кружки, спортивные секции;
  • отведите его в спортивную секцию, где будет интересно именно ему;
  •  отлично, если у него появится деятельность, в которой брат (сестра) бы не превосходил (а) его (ее);
  •  посодействуйте тому, чтобы у каждого ребенка были свои «отдельные» друзья.

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то родителям следует:

  • специально развивать у него самостоятельность и независимость от сестры;
  • посодействуйте тому, чтобы у мальчика были свои «отдельные» друзья;
  • отлично, если у него появится деятельность, в которой сестра бы не превосходила его.

Итак, ранняя социализация близнецов позволяет разорвать их личностное слияние: у каждого появляются собственные друзья, каждый приглашает на праздники своих собственных гостей, близнецы даже могут по очереди отправляться к бабушкам и дедушкам. Ни в коем случае родители не должны поощрять слияние личностей близнецов, иначе дети могут так навсегда и остаться неделимыми.

Особенности родительского поведения, которые способствуют более успешному формированию индивидуальности у близнецов 

  • Выберите для своих близнецов разные по звучанию имена.
  • Возьмите за правило одевать их по-разному; когда малыши немного подрастут, разрешите им самостоятельно одеваться и выбирать, что они оденут.
  • Обращаясь к младенцам-близнецам, называйте их по именам.
  • Подчеркивайте и поощряйте различия между ними.
  • Как можно чаще берите близнецов по отдельности на экскурсии, прогулки.
  • Как можно чаще выделяйте время на то, чтобы наедине пообщаться с каждым из близнецов.
  • Если пространство вашей квартиры позволяет, выделите каждому из близнецов отдельную комнату.
  • Старайтесь чаще обнимать, целовать, гладить, брать близнецов на руки.
  • Почаще хвалите близнецов, но, по возможности, не одновременно и за разные поступки.
  • Старайтесь принимать дисциплинарные меры индивидуально по отношению к каждому из близнецов.
  • Важно, чтобы близнецы часто имели возможность пообщаться со взрослыми и сверстниками, не принадлежащими к их семье.
  • Старайтесь покупать малышам разные подарки, исходя из их индивидуальных вкусов, пристрастий, интересов, а также из того, что каждому из них в данный момент больше нужно.
  • Будьте готовы к тому, что близнецы будут, как правило, вести себя по-разному, поскольку внешнее сходство не означает одинаковое поведение, и относитесь к этому с одобрением.
  • Относитесь с одобрением к тому, что близнецы будут иметь разные мнения.

Особенности воспитания двойняшек и близнецов

Пребывание в одной группе детского сада, спортивной секции, кружках  нежелательно:

  • если внутри пары складывается ярко выраженная конкуренция или один из близнецов является явно доминирующим;
  • если близнецы не склонны к общению с окружающими.

Тем не менее при очень близкой "симбиотической" связи в паре или при заметном отставании в развитии разделение детей станет для них стрессовым фактором. Это может негативно отразиться на их эмоциональном состоянии.

Решение о совместном или раздельном обучении должно положительно восприниматься не только родителями, но и детьми. 

Но «справляться» с детьми означает не только уделять достаточно времени уходу за ними. Это означает, прежде всего, что каждому из близнецов должно быть обеспечено свободное пространство для развития его индивидуальности, пространство, в котором могли бы проявляться и развиваться его потребности и способности. Сделать это намного труднее, чем «стричь обоих под одну гребенку», игнорируя своеобразие каждого ребенка или даже подавляя всякие проявления индивидуальности. В этом смысле «справляться с детьми» означает, что родители должны взять на себя труд отмечать проявления своеобразия у своих детей и принимать это своеобразие.

Эта ужасная парочка

Призвать близнецов к порядку - сложная задача даже для опытных родителей. Многие из них бывают неприятно удивлены, убедившись в неэффективности тех форм контроля, которые они успешно применяли к старшим детям. Возможно, это объясняется тем, что соблизнецы склонны оказывать друг другу поддержку. Ребенок подчиняется правилам во многом из-за стремления к любви и уважению человека, от которого он зависит. Для большинства детей таким человеком выступает родитель. Но для близнеца этот человек находится рядом, подталкивая его ко все более хитроумным выходкам.

Как поступить родителям?

Родители близнецов должны установить некоторые правила поведения и подавать детям пример их соблюдения. Это означает, что родителям нужно сохранять спокойствие и чувство юмора - ведь то, как они ведут себя сейчас, будет сказываться на развитии их детей вплоть до подросткового возраста. Также для родителей важно быть последовательными, справедливыми и щедрыми на совет. Дети переживают такой период, когда к ним нужно предъявлять однозначные требования и четко давать знать, что им предстоит в будущем. Таким образом, малыши учатся владеть собой.

«Синдром эскалации» у близнецов

Это явление, названное синдромом эскалации, проявляется как склонность близнецов взаимно усиливать свои реакции на поведение друг друга. Например, когда близнец А кричит, близнец Б начинает кричать громче. В свою очередь, близнец А старается перекричать брата. Это продолжается до тех пор, пока родителям не удастся перекричать обоих.

Посмотрим правде в глаза: синдром эскалации близнецов неизлечим. Если у вас близнецы, вы обязательно пострадаете от этого синдрома. Вы не можете избежать этого, но вы можете контролировать ситуацию.

Вот некоторые меры, которые родители могут принять, чтобы избежать серьезных происшествий и сохранить душевное благополучие членов семьи:

Разделение
Ваша первая линия обороны - это разделение близнецов. Синдром эскалации имеет место, только когда двое или больше близнецов собираются на ограниченной территории. Когда эскалация выходит из-под контроля, временно отведите каждому близнецу свое пространство, желательно, в разных комнатах. Общее правило - одна минута разлуки на каждый год возраста.

Отвлечение внимания

Иногда родители могут смягчить ситуацию, грозящую эскалацией, путем отвлечения внимания близнецов. Для этого можно использовать разные приемы в зависимости от возраста детей. Дошкольникам предложите игрушку или интересное занятие. Более старших детей отвлеките разговором или попросите их помочь в работе по дому.

Не провоцируйте соперничество

Основная причина синдрома эскалации - соперничество между близнецами. Близнецы постоянно соревнуются между собой за внимание, одобрение и прочие блага. Родителям двойняшек приходится учиться удовлетворять их одновременно возникающие потребности.

Уделяйте время каждому ребенку по отдельности

Существуют способы, с помощью которых родители могут сгладить ситуации соперничества. Старайтесь уделять время каждому ребенку по отдельности. Вселяйте в каждого близнеца уверенность, что очередь дойдет и до него. Например, когда близнецы говорят одновременно, перебивая друг друга, скажите: «Сейчас я слушаю твою сестру. Через минуту я выслушаю тебя. Пожалуйста, не перекрикивайте друг друга».

Будьте терпеливы

Симптомы могут проявляться и у родителей. Не вовлекайтесь в эскалацию. Когда синдром эскалации приводит к тому, что ситуация выходит из-под контроля, сохраняйте спокойствие. Выйдите из комнаты и сделайте глубокий вдох. Помните: все проходит.

Близнецы и дисциплина: как совместить эти понятия?

Например, один из эффективных способов повлиять на поведение ребенка состоит в том, чтобы после конфликта или эмоциональной вспышки сесть рядом с ним и, поддерживая контакт глаз, обсудить произошедшее и постараться вместе решить проблему. Однако вам будет трудно достичь желаемых результатов, если во время вашей доверительной беседы с одним из близнецов второй врывается в комнату и, что еще хуже, при этом смеется. Одной из основных проблем дисциплины у близнецов является постоянное провоцирование ими друг друга, которое начинается в очень раннем возрасте.

Приемы в воспитании:

«Чья очередь?»
С возрастом у детей появляется способность делиться и понятие о времени. Поэтому они могут откладывать выполнение своих желаний и «занимать очередь», хотя и делают это неохотно. В зависимости от ситуации и возраста ваших детей, вы можете придумывать разные варианты применения этого способа. Например, если одному из детей срочно необходима игрушка, находящаяся в руках другого, вы можете предложить ему сосчитать до десяти, пока второй доиграет. Этот прием обычно очень эффективно работает, поскольку внимание ребенка, занятого счетом, полностью поглощено этим занятием - то есть, отвлечено от игрушки. При этом второй ребенок знает, что когда прозвучит «десять», время владения игрушкой закончится, и поэтому он более подготовлен к тому, чтобы расстаться с ней. Обычно малыши с удовольствием отдают игрушку соблизнецу, потому что знают, что ее возвращение к ним в руки находится под их контролем: стоит только сосчитать до десяти.
По мере того как ваши дети растут, вы можете продлевать «очередь» до целого дня. Так, если у вас есть определенное задание или привилегия, рассчитанное только на одного ребенка (кто моет посуду; выносит мусор; идет с мамой в магазин; выбирает, какой мультфильм сегодня смотреть и т.п.), то договоритесь с детьми, что будете определять, чья очередь это делать, по дням недели. Например, по четным числам это может быть один из близнецов, а по нечетным - другой.

«Сделай паузу...»

Переключение внимания - это хорошее средство для предотвращения назревающей ссоры. Однако погасить все ссоры еще до их начала - непростая задача. Если вам кажется, что фломастеры уже не успевают коснуться бумаги, переходя от одного малыша к другому, попробуйте «сделать паузу» для этого занятия и ненадолго отложить его в сторону, пока страсти не утихнут. Вам легче будет это сделать, если вы заинтересуете детей новой игрой или другой деятельностью («мы пока почитаем, а мишка немного отдохнет»).
Некоторая свобода выбора
Часто плохое поведение детей вызвано тем, что у них нет возможности проявить самостоятельность, хотя бы немного повлиять на происходящее с ними - у них нет права голоса. Эффективный способ решения этой проблемы - предоставление ребенку нескольких альтернатив, среди которых он сам может выбрать что-то по душе - взамен навязывания собственного «правильного» решения. Таким образом ребенок получает возможность самостоятельно решать некоторые не очень значительные - «тактические» - вопросы относительно своей жизни, в то время как в руках родителя остаются более важные, «стратегические» решения. Например, собирая ребенка в школу, вы можете предложить ему: «Ты оденешь белую или голубую рубашку?» или «Ты будешь кушать кашу или кукурузные хлопья?», - и тогда ребенок, выбирая, сможет проявить самостоятельность, а вы потратите меньше сил на то, чтобы накормить его или одеть в чистую рубашку. То есть, с одной стороны, ребенок увидит, что вы не навязываете ему свое мнение, а, с другой стороны, вы придете к желаемому результату, поскольку вы сами решаете, какие альтернативы предложить ребенку.
Совместное принятие решений
Обсуждайте и планируйте вместе с детьми события, которые должны произойти: от повседневных (например, кто будет первым играть на фортепиано), до достаточно крупных (как провести каникулы). Прислушивайтесь к мнению детей и старайтесь, если это возможно, вместе принимать решения. Даже если вы согласитесь с незначительным их предложением - важно, чтобы дети ощущали, что их мнение имеет вес.
«Сила привычки»
Сила привычки поможет вам так организовать некоторые аспекты жизни близнецов, чтобы иногда вы могли позволить себе немного передохнуть или заняться своими делами. Кроме того, привычки помогут свести конфликты до минимума и максимально увеличить сотрудничество, кооперацию между всеми членами семьи. Если дети знают, что за обедом последует тихий час, а за ним - полдник; что постель нужно убирать до завтрака, а перед сном чистить зубы, - то они будут меньше капризничать, соблюдая эти «режимные моменты». Привычка возникнет, если дети будут придерживаться определенного правила день за днем, неделя за неделей. Однако помните, что если вы изредка будете делать исключения (позволите им в День рождения лечь спать попозже или замените послеобеденный сон чтением книжки), это может стать огромной радостью и поощрением для ваших малышей.
Похвала
Еще один хороший способ улучшить поведение детей - замечать и поддерживать только хорошее. Будьте внимательны даже к самым незначительным позитивным поступкам ваших малышей, которые обычно остаются незамеченными - к тому, что ребенок аккуратно сложил игрушки, нарисовал для вас картинку, сам сделал домашнее задание, вымыл посуду и т.п. Замечая такие детали в поведении ребенка, вы поощряете его повторять их снова, что, в конечном итоге, ведет к улучшению поведения ребенка в целом.
Индивидуальное время
Важно несколько раз в неделю выделять «особое» время для каждого из близнецов, когда вы можете побыть с ним наедине. Сделать это не всегда просто: папы близнецов обычно вынуждены много времени проводить на работе, а мамы очень заняты домашним хозяйством. Тем не менее, такие моменты очень важны как для родителей, так и для детей. Общаясь с родителями «один на один», дети получают эмоциональную поддержку, которая позволяет им быть более уверенными в себе, более терпимыми к окружающим, в том числе, и к соблизнецам или другим детям, с которыми они делят родительское внимание. Вы можете просто брать с собой одного из близнецов, отправляясь в магазин или по делам - это даст вам возможность более тесно пообщаться со своими детьми, узнать о них больше нового и важного. А малыши смогут лишний раз ощутить родительское тепло и внимание, узнать от вас что-то новое и интересное и просто получить удовольствие оттого, что они находятся рядом с мамой или папой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Особенности развития, воспитания двойняшек и близнецов

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ДВОЙНЯШЕК И БЛИЗНЕЦОВ» Стоит только вообразить, что два ребенка родились в один и тот же день и что они являютс...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА

Сегодня мы видим значительные перемены в семейной области. Формирование нового типа личности, ориентированной на материальную независимость, обеспеченность, предприимчивость, приводит к популяризации ...

Консультация для родителей «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

       Младший дошкольный возраст – важный период в социально-нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышейактивно формируются первые элементарные ...

Консультация для родителей "Особенности социально-нравственного воспитания детей"

Мы поговорим о социально- нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста, так как  нравственное воспитание - своеобразный стержень, вокруг которого строятся все остальные процессы ра...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...