Методическая разработка для старших воспитателей на тему:«Профессиональное становление начинающих педагогов»
методическая разработка

Болеева Ольга Леонидовна

Обновление содержания образования, ориентация на новый тип педагогического мышления, который соответствует социокультурным вызовам современной эпохи –  это те черты современного мира, которые должны отобразиться на профессиональной характеристике становления личности педагога.В жизни каждого педагога профессиональное становление занимает важное место. Профессиональное становление –  это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных этапах педагогической деятельности. Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профессиональное становление начинающих педагогов»

Обновление содержания образования, ориентация на новый тип педагогического мышления, который соответствует социокультурным вызовам современной эпохи –  это те черты современного мира, которые должны отобразиться на профессиональной характеристике становления личности педагога.

В жизни каждого педагога профессиональное становление занимает важное место. Профессиональное становление –  это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных этапах педагогической деятельности. Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом. Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития. Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей  и профессионализма.

Выделяют 4 уровня профессионального становления  педагога:

  1. стадия формирования профессиональных намерений, что определяет осознанный выбор профессии;
  2. стадия профессиональной подготовки – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;

Стадия

Стаж работы

Характеристика

I

Начинающие педагоги, 1-2 года

Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.

II

Молодые специалисты,

2-5 лет

Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому

анализу.

III

Опытные педагоги, 5-10 лет

Стадия «педагогической компетентности». Способность

самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и

детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.

IV

Профессионалы, 10-20 лет

Период «профессионального мастерства». Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.

V

Эксперты, свыше 20 лет

Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному

схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.

  1. стадия профессионализации – адаптации в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
  2. мастерство (профессионализм) – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.

Выделяют 5 стадий профессионального становления:


Профессиональное становление педагога посредством образования может реализовываться в разных формах:

  • специального, для которого выделяется особое время и место (КПК, семинары, мастер-классы);
  • ситуативного, реализуемого в различных рабочих ситуациях через процессы рефлексии (другими словами, через самооценку);
  • актуального, когда образовательный результат какой-либо деятельности становится новым средством собственной деятельности (конкурсы).

Теперь обратимся к профессиональной компетенции педагога. Что же это такое? Компетентность в контексте педагогической деятельности рассматривается как «свойство личности».

Виды педагогических компетенций:

  • Базовая (репродуктивная, применение знаний на практике).
  • Творческая.
  • Интеллектуальная (способность к продуктивной аналитической деятельности).
  • Социальная (знание правовой культуры, гражданская грамотность).
  • Коммуникативная (организация взаимодействия, общение, перцепция, эмпатия).
  • Поведенческая.
  • Социально-личностная (критичность, самокритичность, самооценка).
  • Проектная культура (решение проблем через создание проектов).
  • Рефлексивно-продуктивная (анализ результатов, доработка).
  • Профессиональная мобильность (умение изменяться, приспосабливаться, способность к быстрому освоению нового).

Педагог должен обладать следующими компетентностями:

  • когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция);
  • психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость);
  • коммуникативной (культура общения и педагогический такт);
  • риторической (профессиональная культура речи);
  • профессионально-технической (технологии и методики);
  • профессионально-информационной (мониторинг и диагностика).

Все многообразие профессионально значимых характеристик преподавателя можно условно объединить в два крупных блока: надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность и компетентность предметная.

Компетентность

Надпредметная (внепредметная)

Предметная

Психолого-педагогическая культура учителя.

Знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами.

Знание и учет возрастных особенностей учащихся.

Владение различными педагогическими технологиями.

Владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.

В обобщенном виде понятие «профессионально-педагогическая компетентность», в основном, идентифицируется с понятиями о знаниях, умениях, навыках и способах выполнения профессиональной деятельности, а также с развитием профессионально значимых личностных качеств. Другими словами – это единство теоретической и практической готовности педагогически действовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ( методическая разработка для старших воспитателей ДОУ)

Мониторинг планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ( методическая разработка для старших воспитателей ДОУ)...

Методическая разработка "Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ"

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...

Методическая разработка "Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ"

     Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, со...

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для начинающих педагогов дошкольного образования. (на основе исследований Б.С. Волкова, Н.В. Волковой , В.В. Гербовой , А.А. Запорожца , М.И. Лисиной и др.)

Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребе...

Методическая разработка «Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ»

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...

План работы по наставничеству профессионального становления начинающего педагога- музыкального руководителя

В плане представлена работа наставника - музыкального руководителя  на учебный год с начинающим педагогом (музыкальным руководителем)....

Методическая разработка "Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ"

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...