2022 Лепка, рисование, конструирование, аппликация
учебно-методический материал

Алахвердиева Елена Михайловна

Выступление перед слушателями педколледжа 11.05.22

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud-estet.odt175.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления для слушателей педагогического колледжа:

«Лепка, рисование, конструирование, аппликация»

Человеческая цивилизация зародилась в тот момент, когда Homo sapiens решил сделать палку-копалку для поиска вкусных корешков, а из камня высечь нож для охоты.

Дальше больше! Не хватило пещеры для укрытия от дождя и холода, человек проявил конструктивное мышление соорудил дом из костей и шкур мамонта и стал там жить. Глины вокруг много. И из нее можно лепить, например, что-то подобие чашки и хранить в ней еду. Homo sapiens был очень наблюдательным и заметил, что глина в огне становится твердой и от воды не размокает.

О чудо! Уголь, камушки разных оттенков (сепия, сангина, мел) оставляют след на поверхности скалы. Homo sapiens начал потихоньку рисовать все, что видел вокруг, а потом в рисунках отображать свои желания. Если на стене нарисовать мамонта и своих соплеменников, попрыгать вокруг костра, то охота будет удачной. Вот вам и зачатки языческой религии.

Кто-то взял, и из мягкой глины вылепил фигурку мамонта. Высушил ее. Фигурка стала твёрдой, но хрупкой. Бросил ее в костер, а потом среди угля нашел, но уже целую и крепкую. Теперь, например, в Воронежских Костенках археологи находят бесчисленное множество артефактов продуктивной деятельности людей из глубокой древности.

Долго и многому человечество научилось, что современный ребенок постигает в первые годы своей жизни. Рисование, лепка, аппликация, конструирование – все это продуктивная деятельность. Важность для развития ребенка дошкольного возраста данной деятельности сложно переоценить. Создано огромное количество научных трудов: статей, эссе, программ, разработок и др. по реализации продуктивной деятельности (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») с детьми дошкольного возраста.

Педагоги нашего детского сада в своей работе используют Комплексную образовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и ряд парциальных программ. Конкретно по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - парциальную программу «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыковой. Программы сориентированы с важнейшими документами, такими, как ФГОС ДО и СанПиН.

По ФГОС ДОО Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

По СанПиН рекомендует проводить непосредственно образовательную деятельность по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, опираясь на предложенную таблицу:

Возраст детей

Количество НОД

Продолжительность НОД

Ясельная группа (2-3 г.)

2 раза в неделю

10 мин. 1 НОД

2 младшая группа (3-4 г.)

2 раза в неделю

15 мин. 1 НОД

Средняя группа (4-5 л.)

2 раза в неделю

20 мин. 1 НОД

Старшая группа (5-6 л.)

2 раза в неделю

25 мин. 1 НОД

Подготовительная группа (6-7 л.)

3 раза в неделю

30 мин. 1 НОД

Конечно, нельзя ограничивать детей лишь двумя НОД по 10 мин в неделю. Педагогам необходимо озаботиться организацией развивающей среды в групповом помещении, чтобы дети в любой момент по собственному желанию имели возможность порисовать, полепить, поиграть в конструктор, организовать сюжетную игру с поделками. Воспитателям надо обратить внимание на работу с родителями, чтобы те, в свою очередь, дома собственным детям создали все условия для творческой деятельности, как самостоятельной, так и совместной. Детям необходимо видеть заинтересованность взрослых в их творчестве.

Программа «Детство» рекомендует обратить внимание на результаты образовательной деятельности достижения ребенка по всем возрастам.

В основном дети приходят в детский сад в 2-3 года.

Достижение ребенка 1 младшей группы (2-3 г.) Что нас радует?

Ребенок с интересом включается в образовательные ситуации, играет с народными игрушками, с удовольствием занимается изобразительной деятельностью совместно со взрослым. Малыш эмоционально воспринимает красоту окружающего мира, узнает в рисунках и в народных игрушках изображения животных и людей, может назвать некоторые материалы для лепки и рисования.

Из технических умений: Ребенок с удовольствием и самостоятельно оставляет след карандаша (краски) на бумаге, создает простые изображения, умеет соотносить созданные линии, фигуры с образами, подсказанными взрослыми, называет, то, что изобразил. Осваивает действия с инструментами для творчества совместно со взрослым.

Проходят годы активной жизни ребенка в детском саду и вот он уже в подготовительной группе.

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок подготовительной к школе группе, к 6-7 годам добивается следующих достижений:

● Ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения.

● Проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства.

● Экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность.

● Адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми

По данной выписке достижений можно предположить, что ребенок к 7 годам в основном уже сформировавшаяся личность со своим мнением и с богатым багажом элементарных знаний и умений.

Технические умения выпускника дошкольного учреждения позволяют самостоятельно, без помощи взрослого создавать творческий продукт во всех видах искусства. Программа «Детство» дает четкую расшифровку технических умений:

В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов, их сочетания. Создание новых цветовых тонов и оттенков. Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических техник.

В аппликации: самостоятельное использование разнообразных материалов. Применение техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания; разнообразных способов прикрепления деталей на фон, поучения объемной аппликации; освоения последовательности работы над сюжетной аппликацией. Умения создавать разнообразные формы, преобразовывать их.

В лепке: самостоятельное создание объемных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительных материалов для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы.

В конструировании из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов: развитие умений анализировать постройку, создавать интересные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры. Применение некоторых правил создания прочных построек; проектирование сооружений по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям. Конструирование из бумаги, природного и бросового материалов: создание интересных игрушек, предметов по замыслу и по схеме сложения; самостоятельное применение разных способов и приемов создания, способов крепления деталей, различных инструментов; создание интересных образов в технике оригами. Освоение и применение способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Умения моделирования и макетирования простых предметов. Совершенствование умений планировать процесс создания предмета; создавать разметки по шаблону.

Развитие умений работы с тканью, плетение: самостоятельное и качественное изготовление игрушек; безопасное использование ряда инструментов. Создание аппликации из ткани, умения наносить контур мелком; подбирать фактуру, цвет ткани к создаваемому образу.

Совместное со взрослым и детьми коллективное изобразительное творчество, наряду с успешной индивидуальной деятельностью. Потребность в достижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремление к совершенствованию умений, качественному результату; желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

Итак, успехи цивилизации ребенком приобретены за столь короткий срок. И это нас очень радует. А, в чем польза продуктивной деятельности для малыша?

Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».

Польза заключается в том, что у ребенка развивается наглядно-образное мышление, умственное развитие, эмоционально благоприятный фон, развиваются эстетическое восприятие и эмоции, сенсорное воспитание, развивается воображение, в изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Мелкая и крупная моторика рук, глазомер, чувство ритма, цвета, формы и т.д.

Все чем обогащается ребенок на занятиях ИЗО, все ему пригодится в дальнейшей жизни и в совершенно далеких от искусства видах деятельности.

Например, воображение и креативность, ловкие и трудолюбивые руки – это то, что ценится во всех профессиях, известных в нашем мире.

Литература:

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155
  2. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой

Мастер-класс по лепке

для слушателей педагогического колледжа

Тема: «Сказочные куколки на палочке»

Цель: создание театральной куклы с последующей организацией театральной деятельности

Развивающая среда: презентация по теме; экран для демонстрации; столы, пластилин, дощечки, стеки, салфетки, миски с горячей водой, палочки деревянные

Реализация мастер-класса:

  1. Пошаговый показ технологии изготовления театральной куклы из пластилина с использованием бросового материала;
  2. Создание театральной куклы по замыслу слушателей
  3. Организация ситуации с театрализацией по подгруппам
  4. Обмен впечатлениями.

     

     

Выступление составила:

Алахвердиева Елена Михайловна,

педагог дополнительного образования

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 138»

г. Воронеж, 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Рисование, конструирование, аппликация: создаем новые формы».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Соловушка»    Конспект «Рисование, конструирование, аппликация: создаем новые формы»....

Конспект «Рисование, конструирование, аппликация: создаем новые формы».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Соловушка»    Конспект «Рисование, конструирование, аппликация: создаем новые формы»....

Аппликация ,лепка ,рисование

Конспекты как дети рисуют,лепят, делают аппликации в первой младшей группе....

Аппликация ,лепка ,рисование

Конспекты как дети рисуют,лепят, делают аппликации в первой младшей группе....

Лепка. Конструирования. Аппликация. Рисование. Методика усложнения работы в разной возрастной группе.

Предметная лепка. Методика усложнения работы в разной возрастной группе.Предметное рисование. Методика усложнения работы в разной возрастной группе.Сюжетное рисование. Методика усложнения работы в раз...

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНСТРУИРОВАНИИ, ЛЕПКЕ, РИСОВАНИИ

   В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображен...

Конструирование, аппликация, лепка

Изучения конструирование ...