Формирование у дошкольников двигательных умений
статья

Марухина Елена Сергеевна

Формирование у дошкольников двигательных умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_doshkolnikov_dvigatelnyh_umeniy.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ

МЛАДШАЯ ГРУППА

По мере накопления двигательного опыта  у малышей формируются следующие новые двигательные умения:

  • строиться в круг, в колонну, парами, находить своё место;
  • начинать и заканчивать упражнения по сигналу;
  • сохранять правильное положение тела, соблюдая заданное направление;
  • ходить, не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног;
  • бегать, не опуская головы;
  • одновременно отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться в прыжках в длину с места и спрыгиваниях;
  • ловить мяч кистями рук, не прижимая его к груди;
  • отбрасывать мяч, поражать вертикальную и горизонтальную цели;
  • подлезать под дугу (40 см), не касаясь руками пола;
  • лазать и перелезать по лесенке – стремянке (высота 1,5 м) уверенно;
  • лазать по гимнастической стенке приставным шагом.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

По мере накопления двигательного опыта  у детей формируются следующие новые двигательные умения:

  • самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на ориентиры;
  • сохранять исходное положение;
  • чётко выполнять повороты в стороны;
  • выполнять общеразвиващие упражнения в заданном темпе, чётко соблюдать заданное направление, выполнять упражнения с напряжением (не сгибать руки в локтях, ноги в коленях);
  • сохранять правильную осанку во время ходьбы, заданный темп (быстрый, умеренный, медленный);
  • сохранять равновесие после вращений или в заданных положениях: стоя на одной ноге, выполнять разные виды бега, быть ведущим колонны; при беге парами соизмерять свои движения с движениями партнёра;
  • энергично отталкиваться, мягко приземляться с сохранением равновесия;
  • ловить мяч с расстояния 1,5 м, отбивать его об пол не менее 5 раз подряд;
  • принимать исходное положение при метании;
  • ползать разными способами; подниматься по гимнастической стенке чередующимся шагом, не пропуская реек, до 2 м;
  • с разбега скользить по ледяным дорожкам;
  • надевать и переносить лыжи под рукой, передвигаться по лыжне скользящим шагом, подниматься на горку ступающим шагом, «полуёлочкой»;
  • двигаться ритмично, в соответствии с характером и темпом музыки.

Для успешного освоения детьми образовательной области «Физическое развитие» педагог организует совестную деятельность с ребёнком и самостоятельную двигательную деятельность детей.

СТАРШАЯ ГРУППА

Основной путь приобщения детей шестого года жизни к физической культуре состоит в создании педагогически целесообразных условий. Решение задач физического развития осуществляется в организованных педагогом видах деятельности: развивающих и образовательных ситуациях, досугах, праздниках, в процессе выполнения детских проектов, а также и в свободной самостоятельной двигательной деятельности в условиях предметно – пространственной среды в специально организованных физкультурных уголках, физкультурном зале, на спортивной и групповой площадках. Позиция педагога предполагает взаимодействие и сотрудничество с ребёнком, которое ориентировано на развитие его познавательной активности, любознательности, инициативности, удовлетворение потребности в двигательной активности, учёт индивидуальных особенностей физической подготовленности детей, формирование у них потребности в физическом совершенствовании.

Основными методами являются:

  • привлечение внимания ребёнка к физическим упражнениям как особому объекту познания: используется показ в сочетании с объяснением, частичный показ движений, показ некоторых упражнений ребёнком; указания, анализ, оценка движений ребёнка; побуждение к оценке движений товарища и элементарной самооценке;
  • рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами;
  • использование специальных подводящих упражнений, создающих мышечное ощущение правильного выполнения элемента техники основного движения, спортивного упражнения;
  • развитие физических качеств с помощью равномерного, посменного, игрового, соревновательного методов;
  • организация подготовительного периода, направленного на развитие физических качеств у детей перед обучением технике наиболее сложных основных движений: прыжков в длину и высоту с разбега, лазания по лестнице разными способами, метания в даль способами «прямой рукой сверху», «прямой рукой снизу», «прямой рукой сверху», «из – за спины через плечо»;
  • беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин, фотографий, просмотр видеофильмов, презентаций о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста;
  • дидактические игры, моделирующие структуру основного движения, общеразвивающего упражнения; расширяющие представления о физических упражнениях. Среди игр могут быть игры «Оживи человечка», «Составь комплекс из карточек», «Что не так?»;
  • изобразительная деятельность, позволяющая детям в рисунке отразить своё отношение к физической культуре, свои интересы.

Порядковые упражнения: порядок построения в шеренгу, способы перестроения в 2 и 3 звена. Общеразвивающие упражнения: способы выполнения упражнений с различными предметами, направления и последовательность действий отдельных частей тела. Основные движения: вынос голени маховой ноги вперёд в скоростном беге; равномерный бег в среднем и медленном темпе; способы выполнения прыжков в длину и высоту с разбега; прыжки со скакалкой; «школа мяча»; способы метания в цель и вдаль; лазание по лестнице одноимённым и разноимённым способами. Подвижные и спортивные игры: правила игр, способы выбора водящего. Спортивные упражнения: скользящий лыжный ход.

По мере накопления двигательного опыта у детей формируются следующие двигательные умения:

  • сохранять дистанцию во время бега и ходьбы;
  • выполнять упражнения с напряжением, в заданном темпе и ритме, выразительно, большой амплитудой, в соответствии с характером и динамикой музыки;
  • ходить энергично, сохраняя правильную осанку; сохранять равновесие при передвижении по ограниченной площади опоры;
  • энергично отталкиваться и выносить маховую ногу вверх в коростном беге;
  • точно выполнять сложные подскоки на месте, сохранять равновесие в прыжках в глубину, прыгать в длину и высоту с разбега, со скакалкой;
  •  выполнять разнообразные движения с мячами («школа мяча»);
  • свободно, ритмично, быстро подниматься и спускаться по гимнастической стенке;
  • самостоятельно проводить подвижные игры; выбивать городки с кона и полукона;
  • вести, передавать и забрасывать мяч в корзину, знать правила игры;
  • передвигаться на лыжах переменным шагом;
  • кататься на двухколёсном велосипеде и самокате.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Задачи образовательной области решатся как в организованных педагогом видах деятельности: развивающих и образовательных ситуациях, досугах и праздниках, в процессе выполнения детских проектов, так и в свободной самостоятельной двигательной деятельности в условиях предметно – пространственной среды, в специально организованном физкультурном уголке, зале, на спортивной и групповой площадке. Педагог организует места для двигательной активности, оснащает их физкультурными пособиями, которые привлекают детей и способствуют формированию у них разнообразных двигательных навыков, развитию физических качеств.

Педагог взаимодействует и сотрудничает с ребёнком, развивает его любознательность, инициативность, познавательную активность, удовлетворяя потребность в двигательной активности. Учитывает индивидуальные особенности физической подготовленности детей, формирует у них осознанный подход к удовлетворению потребностей в движениях и в физическом совершенствовании.

Основными методами воспитания являются:

  • постепенное привлечение внимания ребёнка к разнообразным сложным физическим упражнениям как к особому объекту познания: педагог использует чёткий показ упражнений в сочетании с объяснением, частичный показ движений, показ упражнений ребёнком, указания, анализ, оценку движений ребёнка, привлекает детей к объективной оценке движений товарищей, самооценке;
  • использование специальных подводящих упражнений, создающих мышечное ощущение правильного выполнения элемента техники основного движения, спортивного упражнения;
  • развитие физических качеств с помощью равномерного, посменного, игрового, соревновательного методов;
  • побуждение к выполнению упражнений, требующих проявления волевых усилий;
  • объединение детей для самостоятельной двигательной деятельности в подгруппы с учётом степени их двигательной активности;
  • дидактические игры, моделирующие последовательность действий ребёнка при организации подвижной игры, структуру основного движения, общеразвивающего упражнения, спортивного упражнения, уточняющие и расширяющие представления о структуре, многообразии физических упражнений. Среди игр могут быть игры «Собери упражнение», «Оживи человечка» (многорукого и многоногого»), «Составь комплекс из карточек», «Что не так?», «Кто быстрее соберёт команду на физкультуру?», «Кто быстрее соберёт спортсменов по конкретному виду спорта?», «Какие ошибки допустил художник?», «Раскодируй шифрованное письмо», «Волшебная палочка», «Так – не так», «Придумай новые упражнения из одного исходного положения», «Замени упражнение в комплексе»;
  • использование измерительных приборов для выявления вместе с детьми их физических возможностей: кистевых динамометров, линеек, спирометра и др., обсуждение результатов и побуждение к физическому совершенствованию;
  • беседы, чтение детской  художественной литературы, рассматривание картин, фотографий, просмотр видеофильмов, презентаций о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста;
  • обсуждение с детьми их опыта совместных подвижных игр, вариантов организации различных фрагментов в играх: сбора, объяснения, распределения ролей, обсуждение правил, изменение правил;
  • стимулирование интереса ребёнка к физической культуре через создание ситуаций, в которых ребёнку необходимо задавать вопросы, вопросы. Интересоваться мнением других при обсуждении опыта выполнения упражнений. Рассматривание фотографий родителей, бабушек, дедушек, воспитателя в детстве на физкультуре, на соревнованиях;
  • подвижные игры, стимулирующие проявления детского творчества, например: «Море волнуется», «Магазин игрушек», «На что способны звери», «Лазы – пролазы», «Совушка», «Птицы и клетка», «Попляшем», «Летающие слова», «Кто в домике живёт?», «Медвежата», «Волшебная скакалка», «Кто я?», «Ты – моё зеркало», «Мимика и жесты», «Весёлый танец», «Загадка», «Угадай, что делали», «У Мазая», «Игрушки – артисты», «Магазин игрушек», «Танец огня», «Алфавит», «Замри», «Краски», «Кружатся листья, ведут хоровод», «Сделай фигуру», «Снежинки и ветер». Использует «двигательные перевёртыши», резкую смену ролей по ходу подвижной игры, музыкальное сопровождение.

Основные виды физической активности: порядковые упражнения: способы перестроения; общеразвивающие упражнения: разноимённые и одноимённые упражнения; темп и ритм в соответствии с музыкальным сопровождением; упражнения в парах и подгруппах; основные движения: в беге – работа рук; в прыжках – плотная группировка, устойчивое равновесие при приземлении; в метании – энергичный толчок кистью, уверенные разнообразные действия с мячом, в лазании – ритмичность при подъёме и спуске. Подвижные и спортивные игры: правила игр; способы контроля за своими действиями; способы передачи и ведения мяча в разных видах спортивных игр. Спортивные упражнения: скользящий переменный шаг по лыжне, техник подъёма и спуска в низкой и высокой стойке.

По мере накопления двигательного опыта у детей формируются следующие новые двигательные умения:

  • самостоятельно, быстро и организованно строиться и перестраиваться во время движения. Выполнять общие упражнения активно, с напряжением, из разных исходных положений. Выполнять упражнения выразительно и точно, в соответствии с музыкальной фразой или указаниями. Сохранять динамическое и статическое равновесие в сложных условиях;
  • сохранять скорость и заданный темп бега. Ритмично выполнять прыжки, мягко приземляться, сохранять равновесие после приземления;
  • отбивать, передавать, подбрасывать мяч разными способами. Точно поражать цель (горизонтальную, вертикальную, кольцеброс и другие);
  • энергично подтягиваться на скамейке различными способами. Быстро и ритмично лазать по наклонной и вертикальной лестницам; лазать по канату (шесту) способом «в три приёма»;
  • организовать игру  подгруппой сверстников. Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бит. Забрасывать мяч в баскетбольное кольцо, вести и передавать мяч друг другу в движении. Контролировать свои действия в соответствии с правилами. Вбрасывать мяч в игру двумя руками из – за головы. Правильно держать ракетку, ударять по волану, перебрасывать его в сторону партнёра без сетки и через неё; вводить мяч в игру, отбивать его после отскока от стола;
  • выполнять попеременный двухшаговый ход на лыжах с палками, подъёмы и спуски с горы. Сохранять равновесие, «стойку конькобежца» во время движения. Отталкиваться одной ногой, катаясь на самокате.

Для успешного освоения детьми образовательной области «Физическая культура» педагог организует совместную деятельность с ребёнком и самостоятельную двигательную деятельность детей.

 

 

 

Литература

Грядкина Т. С. Образовательная область «Физическое развитие».  Как работать по программе «Детство»: Учебно – методическое пособие \ Т. С. Грядкина. Н. ред.: А. Г. Гогоберидзе. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 144с. (Методический комплект программы «Детство»).