Календарно - тематическое планирование по теме: "Хочу всё знать про грибы"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Николаенко Анна Дмитриевна

Цель:  уточнить и расширить представления детей о грибах;  воспитывать познавательный интерес к растительному миру; воспитывать бережное отношение к природе. Задачи: закреплять знания детей о дарах леса - грибах; учить классифицировать их на съедобные и несъедобные; продолжать знакомить с природой родного края;   развивать умения детей в продуктивной игровой и других видах детской деятельности; вовлечение родителей в   в активное сотрудничество. Познакомить детей с  особенностями внешнего вида и роста грибов. Дать детям представления о правилах сбора грибов. Продолжать обучать составлению описательных рассказов и загадок с использованием моделей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Планирование воспитательно-образовательной работы  с  12.09 по 16.09      

     Группа    старшая  №5   «Колокольчики»         Тема:    « Хочу все знать»  (о грибах)      Цель:  уточнить и расширить представления детей о грибах;  воспитывать познавательный интерес к растительному миру; воспитывать бережное отношение к природе. Задачи: закреплять знания детей о дарах леса - грибах; учить классифицировать их на съедобные и несъедобные; продолжать знакомить с природой родного края;   развивать умения детей в продуктивной игровой и других видах детской деятельности; вовлечение родителей в   в активное сотрудничество. Познакомить детей с  особенностями внешнего вида и роста грибов. Дать детям представления о правилах сбора грибов. Продолжать обучать составлению описательных рассказов и загадок с использованием моделей.                            Итоговое мероприятие:   Викторина «Путешествие в царство                                                                           

  грибов».                  Дата:

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник  –  12 сентября

Утро:

Прием детей. Утренняя гимнастика. Беседы с детьми. «Съедобные и несъедобные грибы»Цель: Дать детям представление о съедобных и несъедобных грибах; Учить детей различать съедобные несъедобные грибы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Д/игра. «Кто скорее соберет» Цель. Учить детей группировать грибы, воспитывать быстроту реакции на слово.  Повторить дни недели

С Денисом, Дидактическая игра «Скажи наоборот». Цель: упражнять детей в образовании  антонимов

. Беседа «Какое доброе дело я сделал сегодня утором»  с Витей, Виталием

Задачи: развивать монологическую речь умение описывать окружающую действительность.

Д/и «Громкая и тихая» (развитие слухового восприятия, закрепление в речи понятий, характеризующих музыку).

Напомнить детям, что нужно полоскать рот после приема пищи –соблюдение правил к.г.н.

Самостоятельная деятельность.

 Рассматривание  альбом  иллюстраций «В гостях у Старичка - Лесовичка». Художественная литература по теме:

В. Даль «Война грибов с ягодами»,

В. Катаев «Грибы»,

В. Сутеев  «Под грибом»,        

С. Аксаков «Грибы»,

Я. Тайц «По грибы».

         

  

  

    Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

 

ДЗ –рассматривание совместно       с детьми иллюстраций  в детских энциклопедиях по теме: «Грибы»

 

Консультация для родителей «Первая помощь при отравлении».  

Непрерывная  образовательная деятельность

9.00- 9. 25     Речевое   развитие  «Дары осени». Цель: Побуждать детей к активному диалогу, учить составлять небольшие сюжетные рассказы, продолжать учить определять время  и место сюжета, главных героев события. Продолжать учить  

   использовать прилагательные и использовать их в речи. Упражнять детей в четком произнесении фраз с заданной интонацией.

Материал: Пакетики разных каш, картины и иллюстрации с грибами. Приёмы: Художественное слово, беседа, д/игра «Почему

Грибы  так называются?» Д/игра «Что было сначала, а что потом?» стр.20 книга Т. И. Петрова  Игры и занятия по р. речи.

9.35- 10.00  Художественно эстетическое развитие ( конструирование из природных материалов ) «В грибном лесу». Цель: Учить использовать особенности природного материала и его формы в целях создания целостной, гармоничной композиции;  развивать навыки коллективной работы, умение образовывать временные коллективы для успешного решения задачи, распределять работу, согласовывать свои действия; учить видеть в природном материале «вторую» сущность, развивать умение видеть в привычных вещах аналогию, сходство с другими объектами. Материал: Шишки, цветная бумага, клей, кисточки,

 пластилин и другой подручный материал.

11.15 -11.40   Физическое развитие  (зал)   Задачи:  Формировать умения   бросать  мяч от груди 2 - мя руками, стоя в шеренгах (2,5 м). совершенствовать умения   ползания по скамейке с опорой на ладони и колени.  Закрепление умений  ходьбы по верёвке     

Прогулка №1

 Повторить правила поведения на улице. Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к другу.

работа перед сном

Д/у. «Уступайте друг другу». Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу.

Вечер:

Экспериментальная деятельность

   Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Экспериментирование с камешками.  Строим из камней домик для собачки – закрепить знания  свойства камней. Сравниваем камень с поролоном - что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что  

 плавает.

С Ксюшей, Денисом, Лерой Д\и «Угадай по описанию» -  придумывание уменьшительно-ласкательных слов (гриб – грибочек)

Ситуативный разговор «Нужно самому уметь одеваться». Цель: Закрепить последовательность одевания и раздевания. Напомнить детям, что нужно следить за чистотой своей одежды.

Самостоятельная деятельность в центрах. Настольно-печатная игра «Собери картинку» Цель: учить составлять картинку по образцу, развивать зрительное восприятие.

Сюжетно-ролевая игра «Поход в лес за грибами» Цель: обогащать игровой опыт детей, закреплять  

  правила поведения в лесу.

Прогулка   №2  

 

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

    Вторник –  13 сентября

Утро:

  Беседы с детьми. «Зачем лесу грибы Цель: Дать знания детям о том, что с помощью грибниц впитывают воду из земли. Закрепить знания детей о грибах, их названиях, месте произрастания.  Дидактические игры.  «Грибники» Цель: Учить находить пару одинаковых грибов, закреплять знания о названиях грибов, развивать внимание, память, устную речь.  

 Игра «Угадай, чего не стало?» для усвоения формы родительного падежа множественного числа существительных – с Кристиной , Ариной . Развитие речи. Упражнения на звукоподражание – с Матвеем,  Машей.

Закрепить умение накрывать на стол к завтраку. Приучать детей к дежурству по назначению.

Правильные навыки пользоваться раковиной и полотенцем.

Самостоятельная деятельность в центрах активности .Атрибуты для сюжетно – ролевой  игры «Поездка в лес за грибами» Поисково-исследовательская деятельность:  «Как не заблудиться в лесу» Рассматривание  плаката «Безопасное поведение в лесу».

М/д игры по усмотрению детей. Д/у «Уступайте друг другу». Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу

Спортивные упражнения: прыжки на одной ноге.  Цель: учить правильно выполнять  

 основные движения.

 

 

Папка «Советы заботливых медиков» о детских болезнях, их лечении и профилактике, необходимости профилактических  прививок.

Выставка художественной и познавательной литературы по теме.

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

Непрерывная  образовательная деятельность

 9.00-9.25 Речевое развитие (подготовка к обучению грамоте) Буква « А». Цель:  Познакомить детей  с буквой « А», способствовать запоминанию конфигурации буквы  путём воспроизведения её в рисунке, лепке, конструировании из различных  материалов. Упражнять в выделении слов на заданную букву. Материал:  Буквенный фриз, карандаши, пластилин,  ручки, тетради, буква «А» Приёмы: Игра  «буквенный поезд», Д/упражнение «Успокой куклу»,работа со словами на букву «а».

    10.30 -10.55 Художественно – эстетическое развитие (музыкальное)    

     Слушание. «Колыбельная», музыка В. Моцарта, Пение  «Барабанщик» музыка М. Красева,  «Петушок» обр. М. Матвеева;  М/ритмические  навыки.  «Будь внимателен», р.н. мелодия, «Пружинки» р. н. мелодия, «Ах вы сени»,  р. н. мелодия».

Прогулка №1

        Беседа  на тему: «Можно ли пойти с незнакомцем»- развитие монологической речи, запоминание правил поведения.

   работа перед сном

Работа над пословицей: «Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок» - воспитывать бережное отношение к  

 природе.

Непрерывная образовательная деятельность  

16.15.16.40 Физическое развитие (улица) Задачи: Упражнять в ходьбе и беге с перешагиванием через препятствия, непрерывном беге продолжительностью до 1 минуты; познакомить с игрой в бадминтон; повторить игровое упражнение с прыжками. Ходьба в колонне по одному с перешагиванием через 5-6 ров, положенных на расстоянии одного шага ребенка; Материал: Препятствия  (кубики, кегли). П/игра «Лохматый пес» - действие детей в соответствии с текстом слов.

Вечер:

Чтение худ. литературы

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Чтение художественной литературы.   П. Потемкин «Мухомор» 

Вырезание грибов по шаблону  - закрепить знания о грибах,  навыки работы с ножницами.

Словесная игра «Так бывает или нет?» - развитие логического мышления.  Звуковая культура речи с  Ксюшей.  

Ситуативный разговор «Нужно самому уметь одеваться». Цель: Закрепить последовательность одевания и раздевания. Напомнить детям, что нужно следить за  одеждой.

Самостоятельная  деятельность в центрах активности. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в гости к бабушке» Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми.  Настольные игры:  мозаика, сложи целое из частей ( 8 частей).

Прогулка №2

       Прогулка №2

                          Среда  14 сентября

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Беседы о состоянии здоровья детей, их настроении.

Расширение познавательного интереса, чтение детям пословиц, поговорок о   грибах, загадок, стихотворений  в материалах, художественной литературы, энциклопедической литературы.

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

Прием детей. Утренняя гимнастика. Беседы с детьми. «Лесные опасности»Цель: учить детей самостоятельно классифицировать «съедобные»  и  «несъедобные»  грибы; вспомнить с детьми правила поведения в лесу, уточнить и расширить знания детей о грибах. Ситуативный разговор «Зачем грибы и ягоды в лесу? Кому  

Они нужны?

С Ксюшей, Машей, Аней

 Дидактическая игра «Длиннее - короче»

Цель: упражнять детей в различении и сравнении. С Вадимом, Денисом нахождение звука (а) в словах.

Формирование  культурно– гигиенических   навыков  -учить аккуратно мыть руки, насухо вытирать своим полотенцем.

 Самостоятельная деятельность в центрах. Рисование по трафаретам «Грибы». Штрихование в различных  направлениях. Пополнить книжную выставку книгами о лесе, сказками о лесных историях.  Рассматривание иллюстраций с изображением грибов и ягод .С/р игра «Путешествие в лес»    

Повторить правила поведения в лесу.

Непрерывная  образовательная деятельность

   9.00-9.25 Познавательное развитие (математика) Тема: Число и цифра 1, величина, логическая задача на установление закономерности, знакомство с названием первого осеннего месяца – сентябрь. Цель: Закрепить знания о числе и цифре1, учить писать цифру 1; закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Знакомство с пословицей, в которых упоминается число один; закреплять умения сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький), употреблять эти понятия в речи, закреплять умение выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; познакомить с

Названием первого осеннего месяца- сентябрь. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Материал: Тетради, ручки, карандаши.

   10. 45 - 11.10 Физическое развитие    П/с  Учить энергично отталкиваться  от пола и приземляться на полусогнутые ноги при подпрыгивании в верх, доставая до предмета;  упражнять в прокатывании мяча. ОРУ с флажками; ОВД ( достань до предмета – подпрыгивание на месте на двух ногах;  прокатывание мячей  друг другу).  П/и  «Самолеты».

Прогулка №1

Беседа  «Что изменилось в нашей  одежде», «Что происходит с   растениями, овощами  осенью».

 работа перед сном

Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости. Чтение художественной литературы.  А.  Толстой «Грибы

Вечер:

Физкультурное

Развлечение  2-4н.

Музыкальное

Развлечение  1-3н

16.30.-17.00  

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Физкультурное  развлечение «Праздник  Помидора, или в гостях у бабушки»  П/с. Стимулировать с помощью игры двигательную  и познавательную активность детей. Развивать самостоятельность  пользоваться   строительным материалом и обыгрывать.

формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам, развивать диалогическую форму речи с Ксюшей,  Аней, Таисей.

Беседа:  «Чистота – залог здоровья» - учить детей не брать пищу грязными   руками. Дидактическая игра «Так бывает или нет?» (Тема «Явления природы»). Цель: учить детей замечать непоследовательность в суждениях, передавать в речи суть допущенных ошибок, несоответствий.

Самостоятельная деятельность в центрах .С/р.  игра «Строители».   Формировать  представление о данной профессии, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе самостоятельные игры с выносным и природным материалом.

Н/п. игры «Сложи из частей целое»

Прогулка.№2

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная  деятельность   в режимных моментах

Четверг –  15 сентября

Утро:

 Беседы с детьми. «Как мы грибы искали» - воспоминания о прогулке в лес с родителями, когда были найдены грибы. Рассматривание и сравнение картинок «грибов» съедобных и несъедобных.   Что можно приготовить с грибами. Дидактические игры.  «Запасы зверей» Цель: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность. П/игра «Хитрая лиса»-

 действие детей в соответствии текста слов.

Маша, Лера - по разным основаниям классифицировать, группировать предметы;  Вадим, Никита. - совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Культура поведения за столом. формировать элементарные навыки поведения за столом, правильного приёма

пищи; Игра развлечение «Не скажу, а покажу» Развивать внимание, выразительность пантомимики, воображение.

Самостоятельные  игры  в центрах активности.. С/р игра  «Транспорт». Игровые  действия  (шофер возит животных,  строительный  материал, ведет осторожно машину, чтобы не наехать на людей). Создать условия для игры.

Центр х/э. развития Изучаем листья берёзы  (раскрашиваем листья берёзы; большие и маленькие сравниваем их, выбираем форму для листьев – квадрат, треугольник, или круг).

 

 

 Консультация по теме: «Роль грибов в природе и жизни человека»

Выставка «Мой любимый гриб в корзинке»

Непрерывная  образовательная деятельность

   9.00-9.25 Познавательное развитие ( экология  )  Тема: «Царство растений: грибы».  Цель: Познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных; рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов - они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом некоторым насекомым; рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы; воспитывать бережное отношение к природе, развивать словарь: боровик, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, сморчок, рыжик, груздь, опенок – опята, маслёнок – маслята.  Материал: картины грибов.

   10.30- 10.55 Худ. эстетическое развитие (музыка)   Научились мы ходить – Макшанцевой – учить согласовывать  движения  с характером музыки.  Прямой галоп («Я веселый  гопачок.»  Филипенко, улучшить качество  выполнения  танцев  движений).  Слушанье  Шостаковича – совершенствовать  умение  различать звучание  музыкальных  игрушек.  Пение   «Желтые  листья»,  Игра  «Ежик».

Прогулка №1

Ситуативный разговор – беседа «Покажем куклам, как правильно одеваться на прогулку, чтобы не болеть.

работа перед сном

Спокойная игровая деятельность.  Учим детей правильно раздеваться и аккуратно вещи складывать  на стульчики.

Вечер:

 Сюжетно ролевые игры.

 Сюжетно-ролевые игры. «Семья» - «Прогулка в грибной лес»Цель: закрепить названия лесных растений и грибов; повторить, какая одежда необходима для леса.

Д\и «Угадай по описанию» - совершенствовать речевое развитие, активизировать словарный запас. Игровое упражнение на определения (какой, какая, какое)?

 Спортивное упражнение «Пройди по мостику». Цель: учить ходить по очерченной линии, удерживая равновесие; развивать координацию движений. Ксюша, Маша, Витя. Игровое упражнение «Подбери слова» на развитие логического мышления, слухового восприятия с подгр.

С целью формирования культурно-гигиенических навыков обсуждаем с детьми, зачем необходимо мыть руки перед едой.

Самостоятельная деятельность в центрах.   Изобразительный материал (карандаши, фломастеры, листы бумаги). Настольно-печатные игры по выбору детей в центре логики.  Кукольный театр бибабо «Ёжик и котик». Самостоятельные импровизации.

Прогулка. №2

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                      Пятница – 16 сентября

Утро:

Приём детей. Утренняя гимнастика.

Рассматривание альбома « какие разные грибы»  Дидактические игры. «Грибная корзинка» Цель: совершенствовать умение определять название гриба по внешнему виду учить пользоваться в речи словами: съедобный, несъедобный, развивать внимание, память, устную речь. 

П/игра «Белкины запасы»- действие детей в соответствии текста слов.

С Машей, Ксюшей, Аней - игровое   упражнение « Опиши игрушку» - упражнять в подборе прилагательных.

С Вадимом, Витей нахождение в словах звуков (а), в начале  слова, в середине и в конце слова.  

С целью формирования культурно-гигиенических навыков обсуждаем с детьми, как нужно правильно сидеть за столом, соблюдать правила поведения.

Самостоятельная деятельность в центрах активности.

Строительные игры: строим мост через реку и катер.

Цель: учить детей выполнять мостовое перекрытие,  спуск для машин, делать постройку соразмерной выбранным для игры машинками.  Закреплять знания о профессиях.

 Памятки «Как вести себя в лесу?»

Викторина «Грибной знаток»

Непрерывная  образовательная деятельность

9.00-9.25    Худ. – эстетическое развитие ( лепка)  Тема «Мухомор»

Цель: закреплять умение лепить предметы  или их части круглой, овальной и диско- образной формы, развивать глазомер, чувство формы и композиции.  Оборудование:  доски, пластилин, стеки, клеенки, салфетки.

Методы и приёмы: художественное слово, беседа, ответы индивидуальные, групповые. Игра «Мы в лесок пойдём……»

 

 10. 45 - 11.10 Физическое развитие   формировать умения   бросать  мяч от груди 2мя руками, стоя в шеренгах (2,5 м).

совершенствовать умения Ползания по скамейке с опорой на ладони и колени.  Закрепление умений  ходьбы по верёвке боком,  

   приставным шагом. Материал: Верёвка, мяч, скамейка.

Прогулка №1

Вспомнить с детьми  правила поведения на улице - воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

 работа   перед сном

Д/и  «кукла делает зарядку» -закрепить знания детей о частях тела  человека, формировать представления о направлении движения:  вверх, вниз, вперед, назад.

      Вечер:

Хозяйственно -

Бытовой

труд

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Хозяйственно-бытовой труд.   Наведение порядка в игровой зоне. Цель: учить убирать игрушки на место, работать сообща, испытывать удовольствие от полученного результата.   Поручение  - убираем  мусор в корзину. Цели: Учить выполнять порученное дело до конца, соблюдать порядок.

Предложить  Ане,   Вадиму, Лере , Алене   раскраски.  Поупражнять в закрашивании  прямоугольных  форм.

Беседа  «Моя одежда в порядке» - учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым.

 Самостоятельная деятельность в центрах. Игры – забавы с карандашами – развивать фантазию, воображение

Д/И «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, мышление логическое, самостоятельность. Центр логики: головоломки, пазлы, лото- развитие логического мышления.

Прогулка:№2

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по теме: "Хочу все знать о животных"

Комплексно-тематическое планирование по теме: "Хочу все знать о животных"...

Календарно - тематическое планирование по теме: "Хочу все знать"

  Цель: Формирование познавательных   потребностей, развитие исследовательского интереса и творчества в процессе практического познания. Развитие способностей к практическому и у...

Календарно - тематическое планирование по теме: "Хочу знать всё, что мне осень может подарить"

Цель: Обогащать личный опыт детей знаниями и впечатлениями об осени; вовлекать в исследовательскую деятельность по изучению объектов неживой природы; вызывать эмоциональный отклик и эстетические чувст...

Календарно тематическое планирование по теме: "Хочу всё знать об удивительных свойствах дерева"

Цели: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребёнку возможность реально, сам...

Календарно тематическое планирование по теме: "Хочу всё знать о ложках" История русской ложки: «от дерева до пластика"

Цель:  Ознакомится с историей ложки (от деревянной до пластиковой). Научиться выделять проблему и искать способы ее решения.   Выяснить, как связаны природа и деятельность челове...

Календарно тематическое планирование по теме: "Хочу всё знать об одежде и тканях"

Цель: Формировать  целостные представления у детей о различных видах одежды. Обобщать  Представления детей об истории одежды. Закреплять умения  классифицировать одежду по сезонам, полу...

Календарно - тематическое планирование по теме: "Хочу всё знать об удивительных свойствах стекла"

  Цели: Познакомить детей со свойствами   и качествами предметов из стекла с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о разнообразии  стеклянных изд...