Программа кружка "Штриховочка" (подготовка дошкольников к письму)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Перспективное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_shtrihovochka_2022-2023.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №142»

Г.Воронеж

Microsoft

КРУЖОК ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Штриховочка»

Возрастная группа: старшая-подготовительная.                            

Разработал: воспитатель Коробка Н.Н.

2022-2023 учебный год


Описание работы: данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования, педагогов НОО, для родителей дошкольников. Предлагаемое методическое пособие можно использовать как полностью, так и частично: на занятиях дополнительного образования, а так же в свободное время.

Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142» Коробка Н.Н.

Назначение: материал разработан для кружковой работы в детском саду.

Возрастная группа: старшая – подготовительная.

Форма организации детей: подгруппа 8-10 человек.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте. С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления. И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.

 Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире. Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами, карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз.

Актуальность общеразвивающей программы по подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму «Штриховочка» заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна. Занятия группой или подгруппой длительностью 25 - 30 минут. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей.

Цель программы: совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику и координацию движений руки, развивать навыки ручной умелости.

Задачи программы: 

Обучающие

- подготовка ребенка к письму;

- учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур;

 -заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;

-положительное отношение к письму.

-способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Развивающие:

 -развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д.;

 -развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;

-развивать зрительно - моторную координацию;

 -развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;

 - развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;

-развивать пространственную ориентировку.

 Воспитательные:

 -интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;

-организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;

-положительное отношение к письму.

Методы и приемы работы с детьми

Методические условия реализации программы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные: - беседа, - объяснение, - чтение стихов и загадок.

Наглядные: - работа по образцу (штриховка);

-показ иллюстраций, картинок, букв.

Практические: - самостоятельная работа детей (штриховка).

 -пальчиковая гимнастика.

-физминутки.

Типы занятий:

 - первичное ознакомление с материалом;

 - усвоение новых знаний;

 - применение полученных знаний и умений на практике;

 - закрепления и повторения.

 Форма организации учебного занятия – кружковое занятие.

Форма организации деятельности учащихся на занятии –групповое.

Содержание программы

 Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.  Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Прогноз результативности

Воспитанник будет знать:

-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

 -гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

-правила работы с тетрадью.

 Воспитанник будет уметь:

 -правильно сидеть за столом во время письма;

 -правильно располагать рабочую тетрадь;

-правильно держать карандаш и ручку;

-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

-проводить линии в разных направлениях;

-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

-ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

Ожидаемые результаты:

Благодаря занятиям у ребенка повышается внимательность и способность сосредотачиваться; развитие мелкой моторики ведет за собой улучшение речевых навыков. У детей хорошо развита ручная умелость, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность, пространственная ориентировка детей на листе бумаги. И как следствие, дети легко адаптируются в начальном звене школы, у детей не возникает проблем с техникой письма, у них достаточно развиты: память, зрительное и произвольное внимание, восприятие.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Материально-технические условия.

1. Наглядные материалы: иллюстрации к темам.
         2. Картинки, книжки - раскраски.
         3.  Принадлежности для занятий: тетради в большую клетку на каждого ребенка, шаблоны и трафареты для штриховки, головоломок,  графических упражнений, ручки цветные (синие красные черные), на каждого ребенка, простые и цветные карандаши на каждого ребенка.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Количество занятий в неделю

1

Количество занятий в месяц

4

Количество занятий в год

36

Структура занятий

1 часть

Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, самомассаж пальцев и рук.

2 часть

Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка.

3 часть

Упражнения на развитие зрительно - моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты дорисовка.

Перспективный план работы по подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму

Занятие № 1  

  1. Пальчиковая игра «Моя семья»
  2. Штриховка «Морской конек»
  3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 2  

  1. Пальчиковая игра «Прятки»
  2. Штриховка «Улитка»
  3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 3

  1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»
  2. Штриховка «Зонтик»
  3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

            Занятие № 4

  1. Пальчиковая игра
  2. Штриховка «Листик»
  3. Графическое упражнение

Занятие № 5

  1. Пальчиковая игра «Мы рисовали»
  2. Штриховка «Мячик»
  3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 6

  1. Пальчиковая игра «Дружба»
  2. Штриховка «Морковь»
  3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 7

  1. Пальчиковая игра «Замок»
  2. Штриховка «Перья»
  3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 8

  1. Пальчиковая игра «Паучок»
  2. Штриховка «Стрекоза»
  3. Графическое упражнение

Занятие № 9

  1. Пальчиковая игра «Пальчики»
  2. Штриховка «Тыква»
  3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 10

  1. Пальчиковая игра «Котята»
  2. Штриховка «Тыква»
  3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 11

  1. Пальчиковая игра «Мебель я начну считать»
  2. Штриховка «Воздушный шар»
  3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 12

  1. Пальчиковая игра «Гости»
  2. Штриховка «Цветок»
  3. Графическое упражнение

Занятие № 13

  1. Пальчиковая игра «Моя семья»
  2. Штриховка «Ракушка»
  3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 14

  1. Пальчиковая игра «Прятки»
  2. Штриховка «Лебедь»
  3.  Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 15

  1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»
  2. Штриховка «Снежинка»
  3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 16

  1. Пальчиковая игра «Улей»
  2. Штриховка «Новогодняя игрушка»
  3. Графическое упражнение

Занятие № 17

  1. Пальчиковая игра «Мы рисовали»
  2. Штриховка «Елка»
  3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 18

  1. Пальчиковая игра «Дружба»
  2. Штриховка «Ваза»
  3.  Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 19

  1. Пальчиковая игра «Замок»
  2. Штриховка «Колокольчик»
  3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 20

  1. Пальчиковая игра «Паучок»
  2. Штриховка «Рыбка»
  3. Графическое упражнение

Занятие № 21

  1. Пальчиковая игра «Пальчики»
  2. Штриховка «Перчатка»
  3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 22

  1. Пальчиковая игра «Котята»
  2. Штриховка «Ананас»
  3.  Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 23

  1. Пальчиковая игра «Гости»
  2. Штриховка «Радуга»
  3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 24

  1. Пальчиковая игра  «Мебель я начну считать»
  2. Штриховка «Пирамидка»
  3. Графическое упражнение

Занятие № 25

  1. Пальчиковая игра «Моя семья»
  2. Штриховка «Бабочка»
  3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 26

  1. Пальчиковая игра «Прятки»
  2. Штриховка «Замок»
  3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 27

  1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»
  2. Штриховка «Птица»
  3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 28

  1. Пальчиковая игра «Улей»
  2. Штриховка «Ракета»
  3. Графическое упражнение

Занятие № 29

  1. Пальчиковая игра «Мы рисовали»
  2. Штриховка «Щенок»
  3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 30

  1. Пальчиковая игра «Дружба»
  2. Штриховка «Барашек»
  3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 31

  1. Пальчиковая игра «Замок»
  2. Штриховка «Пасхальное яйцо»
  3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 32

  1. Пальчиковая игра «Паучок»
  2. Штриховка «Сова»
  3. Графическое упражнение

Занятие № 33

  1. Пальчиковая игра «Гости»
  2. Штриховка «Ромашка»
  3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 34

  1. Пальчиковая игра «Котята»
  2. Штриховка «Заяц»
  3.  Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 35

  1. Пальчиковая игра «Пальчики»
  2. Штриховка «Попугай»
  3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 36

  1.  Пальчиковая игра «Мебель я начну считать»
  2. Штриховка «Имя»
  3. Графическое упражнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке руки к письму

Рабочая программа по подготовке руки к письму детей дошкольного влзраста....

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

Программа по подготовки руки к письму "Умные ручки"

Программа позволяет подготовить дошкольников к овладению навыками письма для дальнейшей успешной учебе в школе, развить мелкую моторику рук, память, внимание....

Программа по подготовке руки к письму " Веселые буквы "

Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, уме...

Рабочая программа по предмету "Графика и письмо"

Пояснительная записка и содержание программного материала...

Рабочая программа по подготовке руки к письму

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются т...

Рабочая программа по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста "Веселые прописи"

В рабочей программе представлен перспективный план занятийной деятельности с детьми 6-7 лет по подготовке руки к письму...