Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста
методическая разработка

Франчик Валерия Леонидовна

Материал для доклада на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Материал для доклада на педагогическом совете

Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы образования в РФ. Ранняя профориентация дошкольников – первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений.

Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе. По мнению А.Н. Леонтьева, именно в старшем дошкольном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.

Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Главная задача знакомства воспитанников ДОУ с профессиями – подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

     Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

     Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

   

Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средству совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности. Данный вид подхода направлен на развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий.

Сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что многие профессии взрослых недоступны для непосредственного наблюдения, поэтому ребенку сложно их понять.

Задачи:

Младший возраст

- Формирование базовых понятий о взрослом труде (знакомство с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара).

- Содействие развитию игр с отражением работы взрослых и их простейших действий (например, шофер сидит за рулем машины, везет пассажиров или груз).

- Обучение взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 участниками (к примеру, водитель и пассажир; врач с медсестрой и пациент; воспитатель с нянечкой и малыши).

 - Воспитание бережного отношения к вещам, сделанным людьми. Ребенок должен понимать, почему с ними нужно обращаться аккуратно и в чем их ценность.

Средний возраст

- Обогащение сюжетно-ролевых игр о видах деятельности, побуждение воспитанников к самостоятельному моделированию ситуаций.

- Воспитание интереса к играм строительно-конструктивного направления.

- Привлечение детей к сооружению различных построек (например, мостов, домов, магазинов, гаражей и прочих).

Старший возраст

Ориентировочно в 6-7 лет ребенок обретает способность давать оценку делам других людей и начинает сравнивать себя с ними. Он гораздо активнее интересуется миром взрослых и их работой. Если воспитанники младших групп детского сада просто подражают своим наставникам, имитируя их действия, то старшие уже имеют базовые понятия как минимум о нескольких профессиях и могут более-менее связно рассказать о них (назвать орудия труда, как выглядят их представители, чем они занимаются и почему их деятельность важна для общества).

- Воспитание уважительного отношения к человеку, который работает и приносит пользу обществу, а также желания трудиться.

- Формирование способности к творческой комбинации различных событий в процессе создания нового игрового сюжета игры.

- Развитие умения взаимодействовать в этом с партнером.

- Отражение в играх моментов из реальности (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение) и из сказок, мультфильмов, собственных фантазий.

- Расширение представлений воспитанников о технологическом прогрессе – в частности об устройствах и машинах, которые помогают человеку в быту и на производстве (принтер, компьютер, робот-пылесос, стиральная и посудомоечная машины, медицинское оборудование и так далее).

- Обогащение кругозора воспитанников информацией о разновидностях работы на производстве (строительство, шитье, изготовление пищевых продуктов, электроники), а также сервисного труда (в торговле, медицине, общественном питании и так далее).

- Объяснение взаимосвязи между разными профессиями (например, фермер и машиностроитель, фермер и продавец).

- Развитие у детей умения самостоятельно определяться с темой игры, строить сюжет на основе информации, полученной в процессе наблюдения за трудом окружающих. - Формирование умения выстраивать новые игровые сюжеты, согласовывая собственные идеи с партнерами.

Методы и формы работы

- Экскурсия. Для экскурсии с профориентационной целью воспитатели ДОУ обычно выбирают какое-либо предприятие или учреждение. Если такой возможности нет (в связи с карантином либо другими ограничениями), можно устроить экскурсию в рамках детского сада: организованно посетить с воспитанниками кухню, кабинет медсестры, рабочее место завхоза и директора.

При отсутствии возможности организовать настоящую экскурсию можно провести виртуальную. Эта форма обучения предполагает наблюдение за деятельностью реально существующего предприятия или организации посредством интернет-трансляции или просмотра видеосюжета.

Наблюдение – вспомогательная форма профориентационной работы. Она всегда задействуется в комплексе с основной – экскурсией, выставкой или игрой. Основная цель наблюдения в рамках профессиональной ориентации – получение практически значимой информации о профессии и орудиях труда, их предназначении и применении. К примеру, непосредственно в ДОУ дети могут наблюдать за работой медсестры прямо в ее кабинете во время выполнения обязанностей.

Беседа – одна из наиболее часто применяемых форм профориентационной работы в ДОУ. Обсуждение с детьми конкретной профессии проходит организованно и целенаправленно. Дети могут беседовать не только со своим воспитателем, но и с представителями различных профессий. Для этого обычно проводится мероприятие «Встречи с интересными людьми».

Тематическая выставка – отличное подспорье в профориентационной работе воспитателя, а также способ публичной демонстрации достижений детей и педагогов ДОУ. Участие в таком мероприятии позволяет обрести опыт самостоятельной деятельности, обучиться презентации результатов своего труда.

Игра – основное занятие дошкольника, которому он посвящает львиную долю своего времени. Значит, она идеально подходит для формирования у детей понятия о разных профессиях. Среди множества видов игр стоит предпочесть сюжетно-ролевую, так как именно она позволяет полноценно воспроизвести реалии мира взрослых.

Пространство для них должно быть организовано грамотно и содержать: игровое оборудование для имитации элементарных трудовых действий (атрибутика профессий: ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда); игрушки и инструменты для творчества и созидания (конструкторы разных типов, автомобильные треки, масса для лепки, магнитные доски и так далее); современные технические средства моделирования игровых ситуаций с помощью педагога (проектор, интерактивная доска и другие).

Вывод. Ознакомление малышей с трудом взрослых – одна из главных задач учебно-воспитательной деятельности педагогов ДОУ. Желательно, чтобы профориентационные занятия для детей проводились не однократно и вне общего контекста («для галочки»), а органично вплетались в комплексный процесс развития дошкольников. Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном посредством игры, поэтому сюжетно-ролевая ее разновидность лучше всего подходит для углубления и расширения уже имеющихся представлений детей о работе взрослых, их взаимодействиях с коллегами, о специфике разных профессий. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Кроме того, она способствует воспитанию уважительного отношения к труду, демонстрирует его пользу для общества, вызывает интерес детей к работе. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы для формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной трудовой деятельности в будущем: ответственности, справедливости, взаимовыручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»

Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.

Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30"  "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре  для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...

Выступление на тему: «Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подро...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА  ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...