проект "В мире русских народных сказок"
проект (младшая группа)

Файзулина Екатерина Рафхатовна

Познакомить детей с русскими народными сказками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_russkih_narodnyh_skazok.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Умка Металлург» г.Карабаша»

Проект

по теме: «В мире русских народных сказок»

Вторая младшая группа

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить…

Воспитатели : Е.Ф. Файзулина

2022 г

Проблема

Общество испытывает потребности в том, чтобы уже с первых лет жизни ребенка шло приобщение его к народной культуре, общечеловеческим ценностям помогло обогащать духовный мир детей дошкольного возраста. Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнана.

Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.

Тип проекта:

 познавательно-творческий.

По времени: краткосрочный (3 недели).

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели.

Актуальность проекта.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме.

В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «Смурфики», «Спанч Боб», «Том и Джерри», «Феи Винкс», «Супергерои» происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.

Актуальность темы - приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.

Цель: развитие устойчивого интереса детей к русским народным сказкам; создание условий для активного использования сказок в деятельности детей; раскрытие совместного творчества детей и родителей.

Задачи:

1. Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;

2. Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;

3. Развивать речь, активизировать словарный запас;

4. Развивать творчество, фантазию, воображение, мышление;

4. Укреплять взаимоотношения с родителями.

Сроки реализации проекта:

С 08.08.2022 по 29.08.2022

План реализации проекта:

1 этап (подготовительный)

- Обсуждение проекта (идеи, задачи, реализация, подбор литературы, иллюстраций);

- Ознакомление родителей с проектом (объявление);

     - Рекомендации для родителей (на сайте группы);

- Прогнозирование результатов.

2 этап (основной)

- Чтение русских народных сказок: «Колобок», «Курочка – Ряба», «Теремок», «Репка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»;

- Разучивание подвижных игр: «Репка», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Баба-Яга»;

- Сюжетно-ролевая игра «В гостях у медведей»; инсценировка сказок «Теремок»; «Колобок» «Гуси- лебеди» «Репка»

- Художественное творчество. Лепка «Миски для медведей», аппликация «Колобок на окошке», рисование любимого героя «Колобок».

3 этап (заключительный)

- Организация выставки в группе «В мире русских народных сказок»;

- выставка рисунков по теме с привлечением родителей

- Показ НОД по ТРИЗ-технологии «В гостя у сказки».

Ожидаемые результаты:

1. Дети познакомятся с русскими народными сказками.

2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.

3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.

4.  Увеличится словарный запас.

5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.

6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.

Материально-техническое обеспечение проектной деятельности:

1. Рекомендация для родителей ;

2. Выставка рисунков «В мире русских народных сказок»;

3. Речевые и познавательные задания по теме;

4. Дидактические, сюжетно-ролевые и развивающие игры;

5. Аудио- и видеозаписи;

6. Художественная литература;

7.  Атрибуты для театрализованной деятельности;

Календарь мероприятий

по проекту «В мире русских народных сказок»

1 неделя (08.08.-12.08.22)

Понедельник :

Беседа с детьми о сказках (использование иллюстраций)

Чтение сказки «Курочка Ряба»

Вторник :

Инсценировка сказки «Курочка Рябя» с использованием настольного театра»

Чтение сказки «Репка»

Среда:

Показ сказки «Репка» с использованием театра «Липучки»

Чтение сказки «Колобок» 

    Четверг:

Дидактическая игра по сказке «Колобок»

Рисование главного героя сказки «Колобок»

Пятница :

Разучивание подвижной игры «У медведя во бору»

Рассказы по иллюстрациям к сказкам

Рекомендации для родителей «Что почитать детям»

2 неделя (15.08 – 19.08.22)

Понедельник:

Чтение сказки «Теремок»

Закрепление подвижной игры «У медведя во бору», разучивание игры «Хитрая лиса»

Вторник:

Организация подвижных игр в группе «У медведя во бору», «Хитрая лиса».

Дидактическая игра «Кто пришел потом?» по сказке  «Теремок»

Дидактическая игра «Расскажем сказку вместе»

Среда:

Чтение сказки «Три медведя»

Лепка «Миски для медведей»

   Четверг:

Просмотр  мультфильма «Три медведя»

Организация подвижной игры «У медведя во бору»

Пятница :

Организация сюжетно-ролевой  игры «В гостях у медведей»

Дидактическая игра «Угадай сказку»

3 неделя (с 22.08. – по 26.08.22) 29.08 – подведение итогов

Понедельник:

Дидактическая игра «Вспоминаем сказку»

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Вторник:

Дидактическое упражнение  «Рассказываем сказку вместе» (по сказке «Волк и семеро козлят)

Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят»

Среда:

Чтение сказки «Гуси – лебеди»

Театрализация сказки с помощью театра-липучки

Четверг:

Чтение сказки «Маша и Медведь»

Аппликация «Колобок»

    Пятница:

Итоговое занятие «В гостях у сказки»

Организация выставки в группе «В мире русских народных сказок»

Отчет о проведении проекта.

В период с 08 августа по 29 августа 2022 года во второй младшей группе «Солнышко» был освоен краткосрочный проект «В мире русских народных сказок»

На протяжении всего этого времени была проведена огромная работа и с родителями наших воспитанников и, конечно, с детьми.

[I этап нашего проекта был подготовительный, где мы обсуждали проект (идеи, задачи, реализация, проводили опрос  родителей на тему «Сказка в жизни вашего ребенка», потом согласно анализу  были даны рекомендации родителям и проведена консультация на тему «Читайте детям сказки». На этом этапе проекта мы определялись с целями, задачами, прогнозировали результаты нашего проекта.

II этап – основной, самый плодотворный и содержательный. Здесь роль отводилась практической работе. Уже согласно поставленным целям и задачам, мы знакомили детей с русскими народными сказками «Колобок», «Курочка – Ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»,  «Гуси-лебеди». Также просматривали мультфильмы прочитанных сказок. Играли в дидактические игры по мотивам русских народных сказок, в сюжетно-ролевую игру «В гостях у медведей», разгадывали загадки, собирали пазлы, лепили, делали аппликацию и рисовали любимых героев сказок. Разучивали подвижные игры «Репка», «У медведя во бору», «Хитрая лиса». Совместно с родителями организовали творческий конкурс рисунков на тему «В мире русских народных сказок». Самой эффективной в нашей работе была театрализованная деятельность. Мы ставили инсценировку сказки «Теремок». Ведь, только через имитацию образов героев дети научились различать добро и зло, характеризовать поступки героев, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других. Увеличился словарный запас детей.

III этап – заключительный. Мы подводили итоги, достигли ли мы поставленных целей, насколько проект дал результаты, необходимо ли в будущем проводить аналогичные проекты и т. д. И пришли к выводу, что проектная деятельность очень эффективна в своей работе. Здесь участвуют не только воспитанники, но и родители, что способствует их сближению. Повысилась доля детей с развитой речью. У детей повысился интерес к рассказыванию сказок, они стали более эмоциональными.

И как итоговое мероприятие у нас в группе была организована выставка рисунков «В мире русских народных сказок» и открытое занятие НОД по ТРИЗ-технологии «В гостях у сказки».

Конспект занятия

по системе ТРИЗ-технологии

во второй младшей группе.

«В гостях у сказки»

Задачи:

  • закрепить знания детей о русских народных сказках;
  • формировать умение узнавать и называть их по отдельным героям, книгам  и иллюстрациям;
  • развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
  • воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному искусству.

Методические приемы:

  • Игровой 
  • Наглядный 
  • Словесный 
  • Поощрение, анализ занятия.
  • Материалы к занятию: домик, построенный из книг сказок; карточки со сказочными героями «Репка», «Курочка Ряба» и «Теремок»; мягкая игрушка «Мышка»

ХОД:

Дети находятся в группе и заняты самостоятельной деятельностью. Слышат шуршание и стук.

Воспитатель: Ребятки! Кто это к нам в гости пожаловал?

Дети начинают искать глазами по группе, кто же пришёл.

Воспитатель:

Ой, дети, посмотрите, к нам в гости пожаловала Мышка!

Мышка: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель:

Откуда ты к нам пожаловала, мышка?

Мышка: Да я вот тут всё бегала, да бегала (бегает возле домика из книг) и потерялась совсем. Теперь не пойму из какой же я сказки то прибежала.  

Воспитатель: Так может мы с ребятами тогда тебе поможем найти твою сказку.

Воспитатель вместе с детьми подходят к столу, где разложены карточки с героями сказок.

И берёт карточки с героями сказки «Репка».

Воспитатель: Ребята, что это за сказка?

Ответы детей.

Физкультминутка:

Мы сидим в земле как репка.

Ножкой топаем как дедка.

Пальчиком грозим как бабка.

И, как внучка полем грядки.

Вертим хвостиком как Жучка.

Моем носик мы, как Кошка.

Щеголяем в серой шубке,

Словно Мышка вертихвостка.

Воспитатель: Правильно дети, это сказка «Репка». А там была мышка?

Ответы детей.

Воспитатель (обращаясь к мышке): Так может быть ты там жила?

Мышка: Ну не знаю прям, надо хорошо подумать. А вот это, что за сказка (указывает на картинки с героями сказки «Курочка Ряба»).

Дети отвечают.

Воспитатель (обращаясь к мышке): Правильно, ребята. А в этой сказке мышка была?

Ответы детей.

Воспитатель: Так может быть ты из этой сказки?

Мышка: Ну может быть. Вот только там я так расстроила дедушку и бабушку, что они наверное, не захотят, чтобы я вернулась к ним.

Воспитатель: Ну тогда смотри ещё вот эти картинки. Показывает последнюю группу картинок к сказке «Теремок» и спрашивает ребят. Ребята, что это за сказка?

Дети отвечают: «Теремок»

Воспитатель: а кто жил в теремке?

Дети перечисляют.

Воспитатель: а кто сломал Теремок?

Дети: Медведь!

Воспитатель: Правильно, теремок сломал медведь. А давайте, ребята и ты мышка, поиграем в игру «Медведь во бору».

Один из ребят изображает медведя и садится на корточки (изображая спящего медведя). Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:

— У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву,
А медведь не спит,
Все на нас глядит!
Лукошко опрокинулось,
Медведь за нами кинулся!

По окончании песни «медведь» вскакивает и бежит за разбегающимися ребятами. Кого он первого поймает, тот становится новым «медведем», и игра повторяется.

Воспитатель (обращаясь к Мышке): так ты же Мышка получается живёшь во всех этих сказках.

Мышка: Не-не-не. Не хочу я туда возвращаться. Я хочу новую сказку. Свою сказку, самую лучшую.

Воспитатель: Ну тогда давай мы с ребятами придумаем тебе нашу сказку, самую хорошую, любимую, неповторимую. И ты будешь жить в ней и нас радовать. Ребята, придумаем мышке нашу сказку.

(Дети отвечают)

Мышка: а давайте.

Воспитатель (раскладывая картинки друг за другом):

Жили-были в деревне дед да баба (дед, бабка). Хозяйство держали, огород сажали (курятник, огород). Летом к ним приезжала в гости внучка (внучка).

Как-то раз у них в огороде выросла репка большая-пребольшая (репка)Стали они её все вместе тянуть: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка (тянут репку)А без мышки то вытянуть не могут. Прибежала мышка на помощь (мышка). Вытянули репку.

Решила бабка испечь из этой репки пирог вкусный. Пошла в курятник (курятник). А там, о – чудо! Её любимица Курочка Ряба снесла яичко. Да не простое, а золотое(яйцо). Но как раз тут пробегала мышка (мышка). Бежала-бежала, да хвостиком махнула. Яичко выскользнуло у бабушки из рук, да и разбилось. Расстроились дед, бабка и внучка. Прогнали мышку из дома.

Расстроилась мышка. Ушла из дома по миру путешествовать. Шла-шла и в чистом поле на теремок набрела (теремок). Да и спрашивает: «Терем-Теремок, кто в Тереме живёт?». А в ответ тишина. И стала она там жить – поживать, гостей принимать. С тех пор с ней стали жить ещё и лягушка-квакушка, и зайчик-побегайчик, и лисичка-сестричка, волчок – серый бочок и Мишка косолапый (карточки животных). И мышка со своими новыми друзьями решила пригласить Бабушку, Дедушку и Внучку в гости на чай с плюшками, чтобы помирится с ними и попросить у них прощения за разбитое яичко. И жили они все с тех пор дружно и счастливо.  Друг другу помогали да в гости ходили.

Воспитатель: Ну как тебе Мышка наша новая сказка?

Мышка: Ой, нравится – нравится. Теперь эта новая сказка и будет моим домом. Спасибо Вам ребята!!! Я так рада, так рада, что тоже теперь хочу Вас пригласить к себе в гости. Обязательно приходите ко мне на чай с плюшками. И обязательно буду ждать от Вас новых сказок! Пока! Пока!

В конце занятия воспитатель спрашивает в гостях у каких сказок они были, каких сказочных героев встретили?

Дети рассказывают. Воспитатель отмечает смекалку и активность детей и благодарит всех за чудесное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " В мире русских народных сказок"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы....

Фотоотчёт с городского конкурса художественно-декоративного творчества "В мире русских народных сказок" 2019

В данном материале представлен фотоотчёт с городского конкурса художественно-декоративного творчества "В мире русских народных сказок"  в котором участвовала моя воспитанница Тубанова Н...

проект "В мире русских народных сказок"

Задачи проекта:- предоставление детям возможностей для творческого самовыражения, приобретения опыта самореализации идей и самопрезентации достижений;- поддержка стремления к совершенствованию  в...

Квест-игра: "В Мире русских народных сказок" 2020

Квест-игра, как средство формирования связной речи у дошкольников....

Пальчиковый театр "В мире русских народных сказок"

Предлагаю вам познакомиться с моим пальчиковым театром по русским народным сказкам...

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда? Тема: «В мире русских народных сказок

Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх, развивать интеллектуальный и творческий потенциала дошкольников....

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда? Тема: «В мире русских народных сказок

Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх, развивать интеллектуальный и творческий потенциала дошкольников....