проект "В мире русских народных сказок"
проект (младшая группа)
Познакомить детей с русскими народными сказками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Умка Металлург» г.Карабаша»
Проект
по теме: «В мире русских народных сказок»
Вторая младшая группа
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить…
Воспитатели : Е.Ф. Файзулина
2022 г
Проблема
Общество испытывает потребности в том, чтобы уже с первых лет жизни ребенка шло приобщение его к народной культуре, общечеловеческим ценностям помогло обогащать духовный мир детей дошкольного возраста. Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнана.
Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Тип проекта:
познавательно-творческий.
По времени: краткосрочный (3 недели).
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме.
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «Смурфики», «Спанч Боб», «Том и Джерри», «Феи Винкс», «Супергерои» происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.
Актуальность темы - приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.
Цель: развитие устойчивого интереса детей к русским народным сказкам; создание условий для активного использования сказок в деятельности детей; раскрытие совместного творчества детей и родителей.
Задачи:
1. Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;
2. Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;
3. Развивать речь, активизировать словарный запас;
4. Развивать творчество, фантазию, воображение, мышление;
4. Укреплять взаимоотношения с родителями.
Сроки реализации проекта:
С 08.08.2022 по 29.08.2022
План реализации проекта:
1 этап (подготовительный)
- Обсуждение проекта (идеи, задачи, реализация, подбор литературы, иллюстраций);
- Ознакомление родителей с проектом (объявление);
- Рекомендации для родителей (на сайте группы);
- Прогнозирование результатов.
2 этап (основной)
- Чтение русских народных сказок: «Колобок», «Курочка – Ряба», «Теремок», «Репка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»;
- Разучивание подвижных игр: «Репка», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Баба-Яга»;
- Сюжетно-ролевая игра «В гостях у медведей»; инсценировка сказок «Теремок»; «Колобок» «Гуси- лебеди» «Репка»
- Художественное творчество. Лепка «Миски для медведей», аппликация «Колобок на окошке», рисование любимого героя «Колобок».
3 этап (заключительный)
- Организация выставки в группе «В мире русских народных сказок»;
- выставка рисунков по теме с привлечением родителей
- Показ НОД по ТРИЗ-технологии «В гостя у сказки».
Ожидаемые результаты:
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками.
2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
4. Увеличится словарный запас.
5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Материально-техническое обеспечение проектной деятельности:
1. Рекомендация для родителей ;
2. Выставка рисунков «В мире русских народных сказок»;
3. Речевые и познавательные задания по теме;
4. Дидактические, сюжетно-ролевые и развивающие игры;
5. Аудио- и видеозаписи;
6. Художественная литература;
7. Атрибуты для театрализованной деятельности;
Календарь мероприятий
по проекту «В мире русских народных сказок»
1 неделя (08.08.-12.08.22)
Понедельник :
Беседа с детьми о сказках (использование иллюстраций)
Чтение сказки «Курочка Ряба»
Вторник :
Инсценировка сказки «Курочка Рябя» с использованием настольного театра»
Чтение сказки «Репка»
Среда:
Показ сказки «Репка» с использованием театра «Липучки»
Чтение сказки «Колобок»
Четверг:
Дидактическая игра по сказке «Колобок»
Рисование главного героя сказки «Колобок»
Пятница :
Разучивание подвижной игры «У медведя во бору»
Рассказы по иллюстрациям к сказкам
Рекомендации для родителей «Что почитать детям»
2 неделя (15.08 – 19.08.22)
Понедельник:
Чтение сказки «Теремок»
Закрепление подвижной игры «У медведя во бору», разучивание игры «Хитрая лиса»
Вторник:
Организация подвижных игр в группе «У медведя во бору», «Хитрая лиса».
Дидактическая игра «Кто пришел потом?» по сказке «Теремок»
Дидактическая игра «Расскажем сказку вместе»
Среда:
Чтение сказки «Три медведя»
Лепка «Миски для медведей»
Четверг:
Просмотр мультфильма «Три медведя»
Организация подвижной игры «У медведя во бору»
Пятница :
Организация сюжетно-ролевой игры «В гостях у медведей»
Дидактическая игра «Угадай сказку»
3 неделя (с 22.08. – по 26.08.22) 29.08 – подведение итогов
Понедельник:
Дидактическая игра «Вспоминаем сказку»
Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
Вторник:
Дидактическое упражнение «Рассказываем сказку вместе» (по сказке «Волк и семеро козлят)
Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят»
Среда:
Чтение сказки «Гуси – лебеди»
Театрализация сказки с помощью театра-липучки
Четверг:
Чтение сказки «Маша и Медведь»
Аппликация «Колобок»
Пятница:
Итоговое занятие «В гостях у сказки»
Организация выставки в группе «В мире русских народных сказок»
Отчет о проведении проекта.
В период с 08 августа по 29 августа 2022 года во второй младшей группе «Солнышко» был освоен краткосрочный проект «В мире русских народных сказок»
На протяжении всего этого времени была проведена огромная работа и с родителями наших воспитанников и, конечно, с детьми.
[I этап нашего проекта был подготовительный, где мы обсуждали проект (идеи, задачи, реализация, проводили опрос родителей на тему «Сказка в жизни вашего ребенка», потом согласно анализу были даны рекомендации родителям и проведена консультация на тему «Читайте детям сказки». На этом этапе проекта мы определялись с целями, задачами, прогнозировали результаты нашего проекта.
II этап – основной, самый плодотворный и содержательный. Здесь роль отводилась практической работе. Уже согласно поставленным целям и задачам, мы знакомили детей с русскими народными сказками «Колобок», «Курочка – Ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Также просматривали мультфильмы прочитанных сказок. Играли в дидактические игры по мотивам русских народных сказок, в сюжетно-ролевую игру «В гостях у медведей», разгадывали загадки, собирали пазлы, лепили, делали аппликацию и рисовали любимых героев сказок. Разучивали подвижные игры «Репка», «У медведя во бору», «Хитрая лиса». Совместно с родителями организовали творческий конкурс рисунков на тему «В мире русских народных сказок». Самой эффективной в нашей работе была театрализованная деятельность. Мы ставили инсценировку сказки «Теремок». Ведь, только через имитацию образов героев дети научились различать добро и зло, характеризовать поступки героев, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других. Увеличился словарный запас детей.
III этап – заключительный. Мы подводили итоги, достигли ли мы поставленных целей, насколько проект дал результаты, необходимо ли в будущем проводить аналогичные проекты и т. д. И пришли к выводу, что проектная деятельность очень эффективна в своей работе. Здесь участвуют не только воспитанники, но и родители, что способствует их сближению. Повысилась доля детей с развитой речью. У детей повысился интерес к рассказыванию сказок, они стали более эмоциональными.
И как итоговое мероприятие у нас в группе была организована выставка рисунков «В мире русских народных сказок» и открытое занятие НОД по ТРИЗ-технологии «В гостях у сказки».
Конспект занятия
по системе ТРИЗ-технологии
во второй младшей группе.
«В гостях у сказки»
Задачи:
- закрепить знания детей о русских народных сказках;
- формировать умение узнавать и называть их по отдельным героям, книгам и иллюстрациям;
- развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
- воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному искусству.
Методические приемы:
- Игровой
- Наглядный
- Словесный
- Поощрение, анализ занятия.
- Материалы к занятию: домик, построенный из книг сказок; карточки со сказочными героями «Репка», «Курочка Ряба» и «Теремок»; мягкая игрушка «Мышка»
ХОД:
Дети находятся в группе и заняты самостоятельной деятельностью. Слышат шуршание и стук.
Воспитатель: Ребятки! Кто это к нам в гости пожаловал?
Дети начинают искать глазами по группе, кто же пришёл.
Воспитатель:
Ой, дети, посмотрите, к нам в гости пожаловала Мышка!
Мышка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель:
Откуда ты к нам пожаловала, мышка?
Мышка: Да я вот тут всё бегала, да бегала (бегает возле домика из книг) и потерялась совсем. Теперь не пойму из какой же я сказки то прибежала.
Воспитатель: Так может мы с ребятами тогда тебе поможем найти твою сказку.
Воспитатель вместе с детьми подходят к столу, где разложены карточки с героями сказок.
И берёт карточки с героями сказки «Репка».
Воспитатель: Ребята, что это за сказка?
Ответы детей.
Физкультминутка:
Мы сидим в земле как репка.
Ножкой топаем как дедка.
Пальчиком грозим как бабка.
И, как внучка полем грядки.
Вертим хвостиком как Жучка.
Моем носик мы, как Кошка.
Щеголяем в серой шубке,
Словно Мышка вертихвостка.
Воспитатель: Правильно дети, это сказка «Репка». А там была мышка?
Ответы детей.
Воспитатель (обращаясь к мышке): Так может быть ты там жила?
Мышка: Ну не знаю прям, надо хорошо подумать. А вот это, что за сказка (указывает на картинки с героями сказки «Курочка Ряба»).
Дети отвечают.
Воспитатель (обращаясь к мышке): Правильно, ребята. А в этой сказке мышка была?
Ответы детей.
Воспитатель: Так может быть ты из этой сказки?
Мышка: Ну может быть. Вот только там я так расстроила дедушку и бабушку, что они наверное, не захотят, чтобы я вернулась к ним.
Воспитатель: Ну тогда смотри ещё вот эти картинки. Показывает последнюю группу картинок к сказке «Теремок» и спрашивает ребят. Ребята, что это за сказка?
Дети отвечают: «Теремок»
Воспитатель: а кто жил в теремке?
Дети перечисляют.
Воспитатель: а кто сломал Теремок?
Дети: Медведь!
Воспитатель: Правильно, теремок сломал медведь. А давайте, ребята и ты мышка, поиграем в игру «Медведь во бору».
Один из ребят изображает медведя и садится на корточки (изображая спящего медведя). Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:
— У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву,
А медведь не спит,
Все на нас глядит!
Лукошко опрокинулось,
Медведь за нами кинулся!
По окончании песни «медведь» вскакивает и бежит за разбегающимися ребятами. Кого он первого поймает, тот становится новым «медведем», и игра повторяется.
Воспитатель (обращаясь к Мышке): так ты же Мышка получается живёшь во всех этих сказках.
Мышка: Не-не-не. Не хочу я туда возвращаться. Я хочу новую сказку. Свою сказку, самую лучшую.
Воспитатель: Ну тогда давай мы с ребятами придумаем тебе нашу сказку, самую хорошую, любимую, неповторимую. И ты будешь жить в ней и нас радовать. Ребята, придумаем мышке нашу сказку.
(Дети отвечают)
Мышка: а давайте.
Воспитатель (раскладывая картинки друг за другом):
Жили-были в деревне дед да баба (дед, бабка). Хозяйство держали, огород сажали (курятник, огород). Летом к ним приезжала в гости внучка (внучка).
Как-то раз у них в огороде выросла репка большая-пребольшая (репка). Стали они её все вместе тянуть: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка (тянут репку). А без мышки то вытянуть не могут. Прибежала мышка на помощь (мышка). Вытянули репку.
Решила бабка испечь из этой репки пирог вкусный. Пошла в курятник (курятник). А там, о – чудо! Её любимица Курочка Ряба снесла яичко. Да не простое, а золотое(яйцо). Но как раз тут пробегала мышка (мышка). Бежала-бежала, да хвостиком махнула. Яичко выскользнуло у бабушки из рук, да и разбилось. Расстроились дед, бабка и внучка. Прогнали мышку из дома.
Расстроилась мышка. Ушла из дома по миру путешествовать. Шла-шла и в чистом поле на теремок набрела (теремок). Да и спрашивает: «Терем-Теремок, кто в Тереме живёт?». А в ответ тишина. И стала она там жить – поживать, гостей принимать. С тех пор с ней стали жить ещё и лягушка-квакушка, и зайчик-побегайчик, и лисичка-сестричка, волчок – серый бочок и Мишка косолапый (карточки животных). И мышка со своими новыми друзьями решила пригласить Бабушку, Дедушку и Внучку в гости на чай с плюшками, чтобы помирится с ними и попросить у них прощения за разбитое яичко. И жили они все с тех пор дружно и счастливо. Друг другу помогали да в гости ходили.
Воспитатель: Ну как тебе Мышка наша новая сказка?
Мышка: Ой, нравится – нравится. Теперь эта новая сказка и будет моим домом. Спасибо Вам ребята!!! Я так рада, так рада, что тоже теперь хочу Вас пригласить к себе в гости. Обязательно приходите ко мне на чай с плюшками. И обязательно буду ждать от Вас новых сказок! Пока! Пока!
В конце занятия воспитатель спрашивает в гостях у каких сказок они были, каких сказочных героев встретили?
Дети рассказывают. Воспитатель отмечает смекалку и активность детей и благодарит всех за чудесное путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия " В мире русских народных сказок"
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-1203616-1578738164.jpg)
Фотоотчёт с городского конкурса художественно-декоративного творчества "В мире русских народных сказок" 2019
В данном материале представлен фотоотчёт с городского конкурса художественно-декоративного творчества "В мире русских народных сказок" в котором участвовала моя воспитанница Тубанова Н...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/28/picture-1224563-1585399362.jpg)
проект "В мире русских народных сказок"
Задачи проекта:- предоставление детям возможностей для творческого самовыражения, приобретения опыта самореализации идей и самопрезентации достижений;- поддержка стремления к совершенствованию в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/23/picture-714243-1448262707.jpg)
Квест-игра: "В Мире русских народных сказок" 2020
Квест-игра, как средство формирования связной речи у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099302-1546961239.jpg)
Пальчиковый театр "В мире русских народных сказок"
Предлагаю вам познакомиться с моим пальчиковым театром по русским народным сказкам...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/19/picture-833609-1476849628.jpg)
Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда? Тема: «В мире русских народных сказок
Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх, развивать интеллектуальный и творческий потенциала дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/19/picture-833609-1476849628.jpg)
Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда? Тема: «В мире русских народных сказок
Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх, развивать интеллектуальный и творческий потенциала дошкольников....
- Мне нравится (1)