Важность экологического воспитания дошкольника
статья
Важность экологического воспитания дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Важность экологического воспитания дошкольника
Экологическое состояние нашей планеты и стремление его ухудшения требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы свойственны всем материкам и государствам. Есть они и в России – свои в каждом регионе.
Не понаслышке знают россияне о увеличившимся ухудшении здоровья взрослых и детей. В следствии загрязнения почвы, воды и воздуха люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их одолении породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе имеются закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.
Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично впитывают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение целостности с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного понимать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий овладевают комплексом экологических знаний, если знания давать в доступной, увлекательной форме и, если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Для свершения намеченной цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;
- Развитие познавательного интереса к миру природы;
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- Воспитание ДОБРОГО, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства ОТЗЫВЧИВОСТИ к объектам природы;
- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- Формирование первоначальной системы значимых ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы);
- Формирование умения и желания беречь природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- Формирование элементарных умений знать наперед последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное влияние на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также привлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. Главные аспекты работы педагога с детьми — различные виды деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Силу родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме взаимосвязаны с природой. Птицы, звери бабочки, жуки, яркие цветы, Зеленые леса и луга, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это притягивает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их осмыслении реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Без знания природы, и без любви к ней нет возможности человеческого существования. Важно закладывать основы экологического воспитания с детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Трудность экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся исследователи и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы информировать их всеми доступными и полезными для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается уважительное отношение и понимание важности всего живого. желание ценить, беречь, защищать природу. Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе. Ребёнок не только должен понимать, что нельзя разрушать муравейники и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и чувствовать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям — ко всему, что его окружает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/30/picture-718278-1448906512.jpg)
Статья «Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте»
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/17/picture-1289960-1605611069.jpg)
Консультация для педагогов "Важность экологического воспитания в ДОУ"
Информационный материал для педагогов детского сада о важности экологического воспитания детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/07/picture-1327649-1617822279.jpg)
Важность экологического воспитания дошкольника
Публикация о важности экологического воспитания дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-671980-1663918648.jpg)
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/29/picture-1367938-1638203284.jpg)
Консультация для педагогов о важности экологического воспитания дошкольников.
Консультация для педагогов о важности экологического воспитания дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/13/picture-1414526-1657700247.jpg)
Презентация "Важность экологического воспитания дошкольников"
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное значение для формирования бережного отношения к природе и окружающей среде. В этом возрасте дети очень любознательны и восприимчивы, ...