Важность экологического воспитания дошкольника
статья

Иванова Эльвина Сагитовна

Важность экологического воспитания дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnost_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnika.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое состояние нашей планеты и стремление его ухудшения требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы свойственны всем материкам и государствам. Есть они и в России – свои в каждом регионе.

Не понаслышке знают россияне о увеличившимся ухудшении здоровья взрослых и детей. В следствии загрязнения почвы, воды и воздуха люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их одолении породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе имеются закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично впитывают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение целостности с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного понимать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий овладевают комплексом экологических знаний, если знания давать в доступной, увлекательной форме и, если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Для свершения намеченной цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;
  • Развитие познавательного интереса к миру природы;
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • Воспитание ДОБРОГО, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства ОТЗЫВЧИВОСТИ к объектам природы;
  • Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • Формирование первоначальной системы значимых ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы);
  • Формирование умения и желания беречь природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • Формирование элементарных умений знать наперед последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное влияние на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также привлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. Главные аспекты работы педагога с детьми — различные виды деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Силу родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме взаимосвязаны с природой. Птицы, звери бабочки, жуки, яркие цветы, Зеленые леса и луга, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это притягивает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их осмыслении реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. 

Без знания природы, и без любви к ней нет возможности человеческого существования. Важно закладывать основы экологического воспитания с детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Трудность экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся исследователи и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы информировать их всеми доступными и полезными для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается уважительное отношение и понимание важности всего живого. желание ценить, беречь, защищать природу. Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе. Ребёнок не только должен понимать, что нельзя разрушать муравейники и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и чувствовать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям — ко всему, что его окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте»

Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно...

Консультация для педагогов "Важность экологического воспитания в ДОУ"

Информационный материал для педагогов детского сада о важности экологического воспитания детей дошкольного возраста...

Важность экологического воспитания дошкольника

Публикация о важности экологического воспитания дошкольника...

Консультация для педагогов о важности экологического воспитания дошкольников.

Консультация для педагогов о важности экологического воспитания дошкольников....

Презентация "Важность экологического воспитания дошкольников"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное значение для формирования бережного отношения к природе и окружающей среде. В этом возрасте дети очень любознательны и восприимчивы, ...