консультация для воспитателей
консультация

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka.docx669.59 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Жукова О.А.

МБДОУ «Детский сад №7 «Мечта»

Сегодняшние дети с раннего возраста, так или иначе, встречаются

с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают

повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание иметь дорогостоящую игрушку, которую родители не могут приобрести — это также соприкосновение с финансовым миром. Поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление— экономическое воспитание, с помощью которого я помогаю сформировать у ребенка правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве,

потреблении и прочих важных понятиях.

Для чего заниматься с детьми экономикой?

Занятия по финансовой грамоте преследуют следующие цели:

1. Дать понятие о деньгах, научить бережно, относиться к ним.

2. Сформировать понимание значения труда в жизни человека.

3. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.

4. Познакомить с термином «реклама».

5. Научить полезным бытовым привычкам.

6. Способствовать развитию разумных потребностей.

Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя

следующие основные блоки:

• труд и его продукт;

• деньги;

• реклама;

• экономика в быту.

Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста

Экономические занятия в детском саду лучше всего начинать со средней

группы:

1. Четырёхлетние дети узнают, откуда берутся разнообразные товары в

магазинах.

2. Узнают, что каждый товар имеет свою цену.

3. Расширится знание о профессиях, воспитывается уважение к труду взрослых.

4. Дети познакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими:

- зарплата родителей;

- пенсия бабушки с дедушкой;

- стипендия старшей сестры или брата.

5. Вводится понятие «потребности человека».

6. Ребята получают начальное представление о рекламе — способе

донести информацию о товаре до потребителя.

На занятиях с детьми пятого года жизни я использовала следующие приёмы:

1. Обязательное присутствие игрового компонента. Например, на каждое

занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру,

гномик Экономик или игрушечный мальчик Петя Экономкин.

2. Работа по обучению финансовой грамотности будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Педагог должен помочь им понять важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь). Интересная идея — провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями. Другой вариант — обменяться ими с друзьями (вводится понятие «бартер»). Родители должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.

На каждом занятии по экономике может, присутствует один и тот же

сказочный герой.

В старшем дошкольном возрасте я постаралась расширить круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети:

1. Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой

и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель,

рекламный агент.

2. Научила дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению

разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.

3. Познакомила с понятием экономики в быту, дети осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).

4. Рассказала детям о понятии «валюта», рассмотрели альбом, где

изображены купюры и монеты разных стран.

На занятиях с воспитанниками подготовительной группы использовала

следующие приёмы:

1. Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов ребенок

ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволяет ему понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.

2. Поощряла детей за активную работу на занятии, правильные ответы.

3. Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент

можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку.

4. Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом

презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.

5. В подготовительной группе я проводила экономические шарады и

кроссворды.

Чтобы экономика стала для детей дошкольного возраста более интересной и понятной я старалась подобрать интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.

Игра — более подходящий способ обучения для ребенка -дошкольника. В этом случае знания детям не навязываются, а путём проб и ошибок ребята делают для себя выводы, а воспитатель его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» в город Финансов, по известным сказкам, викторины, соревнования.

Так же, сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Уже в средней группе дети с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя роль продавца и покупателя. Еще экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти манипуляции можно включать в занятие. При этом я проговаривала все действия, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги — сейчас очень большой выбор игрушечных банкнот. Принятие новой информации хорошо проходит в виде сюжетно-ролевой игры. Детям старшей группы я предложила новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, роль продавца плавно переходит в роль кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям понравится поиграть и в супермаркет, где продавец выступает в роли консультанта и рассказывает покупателям о выгодных акциях и новых товарах. Магазин уже может предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и

канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра была более приближена к реальности, педагог вместе с детьми может изготовить

ценники для товаров.

В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную

ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все

имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более

крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?

В свободное время дети моей группы играют в настольные игры экономической направленности («Менеджер», «Монополия», «Денежный

поток»), закрепляя тем самым финансовые понятия.

В занятия также стоит включать дидактические игры. Это

многочисленные пособия на установление последовательности действий для

изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется

книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр.). Другие же

игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»). В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп. Игра «Профессии» познакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами.

В старшей группе можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе этой деятельности педагог делится с детьми интересной информацией, сочетая свой рассказ с мини-беседами. Такой подход подойдет при знакомстве с денежными единицами других стран и наиболее значимыми предприятиями родного края. На таких занятиях очень важна наглядность — красочные картинки и фотографии. На познавательном занятии большую роль играет наглядность. Интересная тема для такого занятия — история появления денег. Детям 5-6 лет будет интересно узнать, что когда-то давно людям не требовались деньги, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизни, не было разделения на профессии. Но со временем

возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только

разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д.

Возникла проблема бартера, обмена, и было трудно решить, сколько же мешков зерна можно получить за лошадь. Вот так и придумали деньги.

Экономика — прекрасная тема для развития у дошкольников коммуникации. Такие занятия проводятся в форме диалога. Педагог задает чёткие вопросы, а дети стараются корректно высказывать своё мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь. Подходящий приём для работы — разрешение проблемных ситуаций,

требующих от ребят размышления. Вот некоторые примеры:

1. Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала

наука экономика. Поэтому на молокозаводе вместо масла, творога и других молочных продуктов по желанию женщин стали шить платья. К каким последствиям это приведёт?

2. На молочном комбинате не знают точное количество детей,

проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много

мороженого, что на каждого ребёнка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к

чему может привести?

3. Что случится, если все взрослые перестанут трудиться? (на этот вопрос многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Но воспитатель должен объяснить детям то, что в этом случае людям станет нечего есть, потому что все продукты закончатся, одежда придет в негодность, так как шить ее будет некому и жить со временем будет негде – дома разрушатся).

Занятие по экономике возможно провести в форме экскурсии. Например, я

приглашаю дошкольников посетить магазин или банк. Так же знакомлю ребят с профессиями работников детского сада, показав их рабочие места.

Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она помогает формировать в детях такие важные качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом я способствую появлению у ребят полезных бытовых привычек, эффективному расходованию ресурсов (например, напоминаю выключать воду). Я обращаю внимание детей на испорченные вещи — сломанные игрушки, порванные книги, рассказываю, как их можно починить (например, можно совместно заклеить книги с помощью скотча).

Использование видеофильмов, мультфильмов, презентаций, помогает

формированию экономических представлений. Например, обучающий фильм из серии «Уроки тётушки Совы. Азбука денег», доступно и легко преподаёт те темы, которые очень скоро маленьким зрителям пригодятся во взрослой жизни.

Известно, что развитие детей зависит и от окружающей обстановки,

т. е. среды, в которой оно происходит. Создание благоприятных, комфортных условий в группе позволяет детям найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

В результате полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет большое значение для формирования личности человека 21 века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...