Возрастные особенности 5 - 6 лет
консультация (старшая группа)

Балихаева Марина Вениаминовна

Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности ребенка 5 - 6 лет

https://mdoy315.edusite.ru/images/clip_image001.png

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе. 

Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.

Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.

В этом возрасте ваш ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?"

Ваш ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с  целью заполучить то, что хочет.

В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела».

В этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших и добрых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом для своего Сына и не передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.

Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола. Подобным образом устанавливается модель будущих семейных взаимоотношений.

Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. До 5 лет мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Вам как  родителям важно:

  • С уважением относитесь к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
  • Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.
  • Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
  • Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.
  • Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы.
  • Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
  • Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.
  • Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.
  • На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

 

  • Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддержите его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращайтесь за помощью к психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова  Г. А....

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.

1.     Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...