Последовательность, усложнение дидактических игр по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета.
консультация
Предварительный просмотр:
Последовательность, усложнение дидактических игр по ознакомлению
детей младшего дошкольного возраста
с сенсорными эталонами цвета.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы, нормативные значения каждого вида свойств и отношений предметов, которые позволяют анализировать окружающий мир и систематизировать свой личный сенсорный опыт (Запорожец А.В.).
Период младшего дошкольного возраста – это период предметных предэталонов. Ребенок начинает опредмечивать качества и свойства. Для освоения сенсорных эталонов и обследовательских действий необходимо специальное обучение ребенка, выстроенное в определенной последовательности:
1. Привлечение внимания ребенка к сенсорному признаку. Примеры игр:
- Игровой персонаж (ошибочные действия);
- Сюрпризный момент (радуга в письме)
2. Обучение обследовательским действиям. Примеры игр:
- Разложить предметы в группе в зависимости от цвета в разные коробочки;
- Найди игрушку такого же цвета
3.Формирование представлений об эталонах, формирование предметов по признакам. Примеры игр:
- Подобрать цвета платьев под цвета шапочек куклы;
- Смешивание красок на занятии по изо – получение новых цветов
4. Упражнение детей в использовании сенсорных эталонов и обследовательских действий в повседневной жизни.
На втором-третьем году жизни дети должны уметь выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении двух предметов по величине.
Для детей младшего дошкольного возраста предусматриваются дидактические игры, направленные на ознакомление с 6-ю цветами спектра: красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим, фиолетовым + голубым (так как дошкольнику сложно различить его с синим цветом), с расположением цветовых тонов в спектральном круге.
Начиная с четвертого года жизни у детей нужно формировать сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о хроматических и ахроматических цветах. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов.
Дидактические игры и упражнения.
Воздушные шары.
Дидактическая задача. Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов. Упражнение рассчитано на первоначальное ознакомление детей с семью цветами спектра (в этой и двух последующих играх воспитатель называет цвета, но задача запомнить названия перед детьми не ставится).
Материал. Полоска картона (30 X 12 см), на которой нарисованы нитки семи цветов спектра. Семь разноцветных картонных кружков — «воздушные шары»; их цвет соответствует окраске ниток.
Руководство. Воспитатель показывает детям картонную полоску, на которой нарисованы разноцветные нитки. Предлагает детям посмотреть на шарики: «Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас на столе лежит картонная полоска. Посмотрите на нее и скажите, что вы на ней видите. Правильно, разноцветные ниточки. Теперь посмотрите на шарики, они тоже все разноцветные, как и ниточки. Для каждого шарика на полоске картона есть своя ниточка. К каждой ниточке нужно подобрать воздушный шарик такого же цвета и «привязать» его к ней. К красной нитке «привязать» красный шарик, к желтой — желтый, к синей — синий и так подобрать и привязать все шарики. Посмотрите, как это делается». Воспитатель прикладывает к нескольким ниткам воздушные шарики соответствующих цветов. Объясняет детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно «привязывать» к ниткам. Затем показывает неправильно подобранные по цвету шары — к зеленой нитке прикладывает, например, желтый шар, к красной — оранжевый, к голубой — фиолетовый и т. д. Объясняет детям, что привязывать эти воздушные шарики к ниткам нельзя, так как они неправильно подобраны по цвету.
Затем это задание дети выполняют самостоятельно. Если дети затрудняются правильно его выполнить, воспитатель вначале сам подбирает и «привязывает» по два шарика на их полоске, а остальные шарики предлагает найти и «привязать» самостоятельно.
Длительность и повторность. Продолжительность игры 15 минут, проводится 1—2 раза.
Улетающие шары
Дидактическая задача. Та же, что в предыдущей игре. Дать представление о белом и черном цветах.
Материал. Семь книжек (10 X 10 см), обложки которых окрашены в цвета спектра. В верхней части обложек круглые отверстия. К отверстиям подведены черные «нитки». Внутренняя, часть книжек не закрашена. Семь листков-вкладышей (цвет соответствует цвету книжек).
Руководство. При выполнении задания двое сидящих рядом детей пользуются одним дидактическим пособием. Каждый ребенок получает не больше четырех спектральных цветов. Дети, успешно справившиеся с заданием, получают книжечки вкладыши остальных цветов спектра.
Воспитатель предлагает детям разложить разноцветные книжечки перед собой. Затем обращает внимание детей на большое количество белых шаров, привязанных к черным ниточкам. «Мы должны им помочь улететь,— говорит воспитатель.— Для этого надо к каждой книжечке подобрать такой же по цвету листок вкладыш. Разложите их так, чтобы видно было, какого они цвета. Теперь, если вы возьмете желтый вкладыш и вложите в книжечку желтого цвета, цвета сольются и белый шарик улетит! останется только черная ниточка». К нескольким книжкам воспитатель сам подбирает цветные вкладыши путем последовательного сопоставления цвета каждого вкладыша с цветом обложки, демонстрируя детям, как «улетают» белые шары, и учит это делать детей. Если цвет вкладыша подбирается неверно, белый шар в отверстии обложки сменяется цветным, и игровая задача «полет шарика» не решается. В случае затруднения воспитатель, помогает детям найти соответствующий вкладыш, используя прием прикладывания, сличения цветовых объектов.
Длительность и повторность. Продолжительность игры 12—15 минут, проводится игра 1—2 раза.
«Разноцветная водичка».
Дидактическая задача: формировать представления о различных цветовых оттенках по светлоте; закреплять представления о цветовом спектре. Знакомить детей с голубым цветом. Обогащать словарь детей словами: светлый, темный опенок, светлее, темнее, голубой цвет.
Материал: кисти, краски, стаканы с водой (по два на каждого ребенка), тряпочки, клеенка.
Руководство. Воспитатель знакомит детей с голубым цветом, показывает и называет голубую краску.
Воспитатель сообщает, что дети будут раскрашивать воду в разные цвета и раздает детям по одной краске, кто какого цвета краску захочет. Предлагает одному ребёнку голубую краску. Предлагает обратить внимание на два стакана с водой, сообщает, что дети будут делать два оттенка: темный и светлый. Объясняет, что если нужно получить светлый оттенок, необходимо набрать на кисточку немного краски и развести ее в одном стакане с водой. Если нужно получить темный оттенок, необходимо набрать на кисточку больше краски и развести ее в другом стакане с водой. Показывает детям способ выполнения. Затем предлагает детям самостоятельно получить воду темного и светлого оттенка.
Затем воспитатель и дети располагают стаканы по порядку, так, как располагаются цвета в цветовом спектре, с левой стороны на столе расставляют стаканы с подкрашенной водой светлого оттенка, с правой стороны - стаканы с подкрашенной водой темного оттенка.
Игрушки
Дидактическая задача. Обратить внимание детей на то, что один и тот же цвет используется в окраске различных предметов.
Материал. Лист белого картона (20 X 30 см) с изображением 21 квадрата (по три на каждый цвет спектра). Силуэты изображения игрушек (21 предмет по три на каждый цвет спектра). Силуэты игрушек выполнены из картона и по величине значительно меньше цветных квадратов. Это позволяет детям контролировать свои действия. Материал рассчитан на каждого ребенка. Весь комплект силуэтов вкладывается в конверт.
Руководство. Воспитатель показывает изображение цветных квадратов на листе картона и силуэты игрушек: «На каждый из этих квадратов надо положить игрушку соответствующего цвета». Воспитатель вначале сам раскладывает на квадраты силуэты игрушек нескольких цветов, обращая внимание детей на то, что разные предметы (мячик, флажок, ракета и т.) могут быть одного и того же цвета. При этом он показывает детям и разные способы выполнения действий. Среди них знакомый способ последовательного сопоставления цветовых объектов, а также новый способ: отбор сначала всех объектов одного цвета и их размещение на трех квадратах. Если игрушка правильно подбирается по цвету, сливается с цветом квадрата, то задание считается выполненным.
Длительность и повторность. Продолжительность игры 15—16 минут, проводится 1—2 раза.
Красивый букет
Дидактическая задача. Познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить детей сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.
Материал. Перфорированная панель из набора мозаики, окрашенная в зеленый цвет,— «лесная полянка». На ней расположены цветы, вырезанные из бумаги (все цвета спектра) и нанизанные на проволоку. Семь лепестков, окрашенных в цвета спектра. Небольшая вазочка для «сорванных» цветов.
Руководство. Воспитатель предлагает детям подойти к столу и посмотреть, как много красивых цветов распустилось на «лесной полянке», рядом лежат лепестки. Один ребенок собирает лепестки в корзиночку и дает ее воспитателю.
«Я буду давать вам лепесток какого-нибудь цветка, растущего на полянке, и называть его окраску, а вы должны будете по лепестку найти и сорвать точно такой же цветок,— говорит воспитатель.— Если окраска лепестка и цветка совпадут, значит, цветок выбран правильно и его можно «срывать». Воспитатель показывает, как это делается. Затем он дает кому-либо из детей красный лепесток, просит назвать его цвет и найти по этому лепестку цветок на «лесной полянке».
В ходе занятия дети знакомятся с названием всех цветов спектра. Когда все цвета будут собраны в букет, их ставят в вазочку и дети еще раз называют тона каждого цветка.
Длительность и повторность. Длительность игры 15—17 минут. Если дети без труда отыскивают нужный цветок на «полянке», игра в следующий раз усложняется за счет увеличения количества этих цветков (до 28, по четыре на каждый цвет спектра). Как и в первом варианте игры, дети по лепестку-эталону выбирают на «полянке» по одному цветку. Игра проводится в каждом варианте один раз.
Лебедушка
Дидактическая задача. Дать детям представление том, что цвет — признак разнообразных предметов и используется для их обозначения. Закрепить названия цветов спектра. Прослушав народную песенку, дети выполняют аппликацию: наклеивают кружки синего, белого, зеленого цвета на бумагу черного цвета.
Материал. Разноцветные кружки (диаметр 2 см), черный лист бумаги, кисточка, салфетка для клея на каждого ребенка. Баночка с клеем на каждый стол.
Руководство. Воспитатель раздает детям материал для аппликации. Затем читает народную песенку «Лебедушка»:
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На траву водичку стряхивает,
Воспитатель объясняет, что лебедушка белая, реченька синяя, травка зеленая, показывает детям рисунок, иллюстрирующий прочитанный поэтический текст. «Мы сейчас с вами тоже сделаем интересную картинку,— говорит воспитатель,— будем наклеивать кружки такого цвета, о котором говорится в песенке (показывает образец). Речка, травушка, лебедушка обозначены у нас кружками разного цвета. Подумайте и скажите, какого цвета бывает речка. Правильно, синяя. Поэтому мы сделаем ее из кружков синего цвета. Посмотрите (показывает образец); кружочки наклеены в ряд, получилась дорожка из синих кружочков — это речка, «по реченьке лебедушка плывет». Кто скажет, какого она цвета? Правильно, белая, «белым крылышком помахивает». Белый кружок положим над дорожкой-речкой. Вот так (показывает). Кто скажет, а какого цвета надо взять кружочки для травки? Правильно, зеленые (показывает, что кружочки зеленого цвета надо положить под кружочками синего цвета)».
После объяснения воспитателя дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель предлагает еще раз посмотреть образец, правильно разложить все кружки на бумаге и наклеить их.
Длительность и повторность. Продолжительность упражнения 15—17 минут. Чтобы у детей не закреплялась однозначная связь цвета с тем или иным предметом, при повтори проведении упражнения необходимо, чтобы этот же цвет обозначал другие предметы. Так, если синий цвет обозначает в данном случае речку, то в другом случае — василек. Упражнение повторяется 2 раза.
Живое домино (игра заимствована у Е.И. Тихеевой)
Дидактическая задача. Та же, что и в игре «Красивый букет». Дети должны встать в круг таким образом, чтобы совпали одинаковые цвета лент. От детей требуется называние цветов лент.
Материал. Ленты всех цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Руководство. Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг, но так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.
Длительность и повторность. Игра повторяется 2— 3 раза в зависимости от интереса детей к игре и от степени овладения действием сравнения предметов. Продолжительность игры не более 15 минут.
Зажги фонарик
Дидактическая задача. Упражнять детей в назывании цвета предметов.
Материал. Бумажные фонарики (всех цветов спектра) по числу играющих. До начала игры фонарики раскладываются в разных местах комнаты.
Руководство. В руках воспитателя коробка. Он подзывает к себе всех детей: «Давайте посмотрим, что лежит в коробке. Это фонарик. Какой он красивый! Какого он цвета? (Показывает красный фонарик.) Правильно, красного. А вот еще фонарик. Какого он цвета? Правильно, Таня, оранжевого. Дети, а вы хотите поиграть с фонариками? У нас их много, для всех хватит. Все фонарики разноцветные, но их надо найти. Они спрятаны в разных местах комнаты. Кто найдет фонарик, поднимет его высоко, как бы зажжет фонарик. Взять можно только один фонарик, а то другим детям не достанется. Надо принести фонарик мне и сказать, какого он цвета. Теперь ищите фонарики».
Когда дети находят фонарики, воспитатель проводит игру: «Вот как много фонариков мы нашли. Давайте поднимем все разноцветные фонарики вверх, зажжем их. Как красиво! А теперь опустите. Зажжем фонарики красного цвета. (Дети поднимают красные фонарики.) А теперь желтые (синие, оранжевые и т. д.)». Дети поднимают фонарики соответствующего цвета. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.
Длительность и повторность. Игра проводится 2 раза, продолжительность игры 10—15 минут.
Полосатые коврики
Дидактическая задача. Учить детей практически применять полученные ранее знания, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство.
Материал. Листы плотной серой бумаги, на которой красками нарисована левая половина коврика (семь спектральных полос, белая и черная). Правая половина коврика — контурное изображение девяти полос, которое предстоит закрасить красками (см. табл. VII, 2).
Руководство. Воспитатель показывает детям листы серого картона, на котором нарисованы цветные полосы. Дети называют цвета полос по порядку. Затем воспитатель обращает внимание на контурные ориентиры с одной стороны коврика: «Если вы правильно докрасите эти полоски коврика, то получится разноцветный красивый коврик. Самые лучшие коврики мы повесим в кукольном уголке». Прежде чем приступить к выполнению задания, дети вместе с воспитателем вспоминают названия цветов гуашевых красок. Воспитатель напоминает, что после пользования каждой краской они должны хорошо промывать кисть, иначе полосы на коврике получатся грязными, а чтобы не ошибиться в подборе краски, надо сначала попробовать краску на бумаге, затем сравнить (приложить) получившийся тон с цветной полоской коврика. Если цвета совпадут, то, значит, краска выбрана правильно и ею можно докрашивать контурную полоску на коврике.
Длительность и повторность. Продолжительность упражнения 18—20 минут, проводится один раз.
Литература: Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л. А. Венгера. М., 1973
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОглавлениеВведение ……………………………………………………….……………………….31. Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста ………………………………………..………………………..62. Содержание и методика формирова...
Статья для педагогов Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста на восприятие цвета
laquo;Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих ми...
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Подбери по цвету и по форме»
Дидактическая игра на развитие восприятия цвета для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Подбери по цвету и по форме»Цель: Учить различать цвета, ориентируясь на их ...
Статья на тему « Продуктивная деятельность как средство развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов»
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты продуктивной деятельности как средства развития у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов....
Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста. Сенсорная адаптационно - дидактическая ширма «Времена года»
Дидактическое пособие «Сенсорная адаптационно -дидактическая ширма», создано в первую очередь для работы с детьми в период адаптации к детскому саду. Когда дети видят необычный новый для н...