Картотека игр по технологии ТРИЗ
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ковтун Марина Михайловна

Картотека игр по технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_tehnologii_triz.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по технологии ТРИЗ

Игры на выявление подсистемных связей

«Где живет? »

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую! Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке. Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках. Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице - бродячие.

«На что похоже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ход игры

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д.

Игра «Путаница»

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

Ход игры

- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Например:

Летит колючий крокодил, (снег) Висит зеленая собака, (слива)

Самолет ползет по рельсам, (поезд) Мальчик ест скакалку, (конфету) Летит воздушный диван, (шар) Рычит лохматый слон, (пес)

Смотрю в прозрачное дерево, (стекло) Дверь открывают вилкой, (ключом) Бабушка связала мягкие подушки, (варежки) Мама сварила вкусный стол, (суп)

Игра «Да- нетка» по неизвестному слову.

(в старшей и подготовительной группе)

Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.

Ход игры

Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря. Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нетке» на загаданное слово) .

Слова:  торбаса (обувь, вигвам, острец (сорняк, студия, бондарь, цевница. Игра «Один - много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один - много»

Ход игры

- Ребята, сколько у меня расчесок? (одна) .

-Чего в расческе много? (зубчиков) Аналогично:

-коробка стол

-книга дерево

-ковер дом

-клубок цветок

-морковь дом

Игра «Как это раньше делалось? »

(с подготовительной группы)

Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции. Ход игры

Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком.

Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась. Например:

  • Настольная лампа. Для чего она придумана? (чтобы человеку было светло, когда он пишет)
  • Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей, лучинкой)
  • Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы) .
  • Как это раньше делалось? (на телеге, верблюде)

Игра Пространственная «да - нетка»

  • (с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию Ход игры

  1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5 (10, 20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать - это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине) .

  1. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы. Дети: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

  • Это ближе (дальше) от меня? Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине)

В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры,

Игра «Раньше - позже»

(со средней группы)

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию. Ход игры

Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.

Например:

Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже? Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку) .

И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.

Игры на формирование умения выделять функции объекта

Что умеет делать»

(проводится с середины 2 младшей группы)

Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью

Ход игры:

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Дразнилка»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

Игры на выявление подсистемных связей

«Где живет?»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3-4 лет

: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.Д...

Картотека игр по технологии ТРИЗ Г.С.Альтшуллера

Не так давно начала свое знакомство с этой технологией. Стала использовать игры в своей практике, применяя их во время совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти...

Картотека игр по технологии ТРИЗ

Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспита...

Картотека игр по технологии ТРИЗ

Картотека игр по технологии ТРИЗОсновная концепция методики Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекоч...

Картотека игр по технологии триз.

Игры по технологии триз....

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста»...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста".

Очень любим играть с детьми в игры по технологии ТРИЗ. Игры по технологии ТРИЗ развивают смекалку, логику, воображение; тренируют память и внимание....