консультация для педагогов "Современные мультфильмы как средство познавательного развития дошкольника"
консультация

Инесса Халанская

Консультация для педагогов «Современные мультфильмы как средство познавательного развития  дошкольника»

 На сегодняшний день одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, которое стремится воспитать личность, способную к самосовершенствованию и саморазвитию, является познавательный интерес детей дошкольного возраста. Говоря о детях старшего дошкольного возраста, можно говорить о повышенном интересе ко всему, что происходит вокруг. Каждый день дошкольники изучают все новые предметы, стремятся познать не только их названия, но и сходства и различия, и думают о простых причинах наблюдаемых явлений.

Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в различной деятельности. На это указывается в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 43.

Будучи сенситивным, старший дошкольный возраст играет огромную роль в приобретении и усвоении детьми знаний. Ориентируясь на возрастные потребности дошкольника, можно отметить необходимость создания психолого-педагогических условий. Это необходимо для комфортного и полного усвоения материала, а также развития познавательного интереса воспитанников детского сада.

Также необходимо отметить, что отсутствует научно-методическое обеспечение, на основе которого можно методически грамотно формировать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста, требования к которому возрастают в связи с введением ФГОС ДО.

Теоретические и прикладные аспекты процесса излагающие различные точки зрения на понятия познавательный интерес у дошкольников. В научных трудах Л.И.Божович, Л.А.Венгера, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Ю.Н.Кулюткина, Д.Б.Эльконина и др. в большей части рассматривают психологические аспекты познавательного развития, методические же аспекты данной проблемы представлены не в полной мере [1].

Поиск путей наиболее эффективного формирования у детей познавательных процессов, является одной из актуальных задач исследований в области воспитания.

В современном детском саду широко используются возможности компьютерных средств обучения, видеоматериалов, а так же мультфильмов. Это педагогическое средство применяется для решения широкого круга задач умственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания, для развития речи детей и их общения.

Т.Н.Леван, К.Н.Поливанова, Д.И.Фельдштейн в своих исследованиях занимались вопросами включения в жизнь современного дошкольника экранной культуры, В.В. Абраменкова, Л.И.Баженова, М.В.Мазурова, М.В.Соколова, Е.О.Смирнова исследовали психологические основы влияния мультфильмов на личность ребенка [3].

Несмотря на то, что в практике дошкольного образования мультфильм активно используется, его возможности в познавательном развитии и воспитании раскрыты недостаточно. Методические разработки, обеспечивающие планомерное и эффективное использование данного средства в решении задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста, ограничены, не всегда доступны педагогам [2].

Проведя анализ современных мультфильмов, были отобраны наиболее ценные, если рассматривать с точки зрения нравственного, трудового и эстетического содержания. В свою очередь из них были отобраны мультфильмы по своему содержанию способствующие усвоению ребенком знаний умений, касающиеся целеполагания (целеполаганием называется процесс определения цели и ее достижения, которые осуществляются через средства и деятельность человека). В соответствии с разработанными критериями отобраны следующие российские мультфильмы: «Смешарики. Азбука безопасности», «Смешарики. Азбука здоровья», «Смешарики. Пин-код», «Фиксики», «Лунтик» (4,5,6 и 7 сезоны), «Даша-следопыт», «Смешарики. Мир без насилия», «Советы тетушки Совы».

В качестве методических рекомендаций был разработан проект в виде тематического плана (Таблица 1).

Цель: отбор и систематизация мультфильмов способствующих развитию познавательных процессов для детей дошкольного возраста, разработка методики работы с ними, составление плана образовательной работы с детьми.

Задачи:

  • Проанализировать содержание мультипликационных фильмов с точки зрения их соответствия цели исследования.
  • Разработать алгоритм образовательной работы с мультфильмом.
  • Составить план образовательной работы с детьми на основе использования мультфильмов с познавательным содержанием.

По мнению исследователей А.Р.Джиоевой и Л.И.Рагимовой, особое значение для развития познавательного интереса представляет правильное психолого-педагогическое сопровождение детей [4]. Исходя из этого необходимо решить следующие задачи:

1) создание благоприятной среды, способствующей возникновению необходимости в познании чего-то нового, неизведанного;

2) настрой на позитивный лад по отношению к информации, которую предстоит изучить;

3) организация целенаправленной и систематической поисковой деятельности;

4) формирование алгоритма деятельности таким образом, чтобы у детей возникали новые вопросы.

Таблица 1 - Тематический план мультфильмов

Сроки

Тема

Направления познавательного развития

Название мультипликационного фильма

Сентябрь

Первая неделя сентября

Изучение правил дорожного движения

Формирование интереса к изучению правил дорожного движения. Для развития познавательной активности был оформлен тематический уголок о правилах дорожного движения совместно с детьми.

«Смешарики. Азбука безопасности»: «Пешеходные правила», (Сборник мультфильмов 2006г.)

Вторая неделя сентября

«Уроки тетушки совы. Азбука безопасности на дороге» (Сборник из 12 серий, о различных ситуациях на дороге, 2003г.)

Третья неделя сентября

Свойство предметов (магнит, мел, уголь, металл)

Формирование интереса к изучению свойств предметов (магнит). Далее проводится исследовательская работа и дети сравнивают свойства (магнит, мел, уголь, металл)

«Фиксики. Магнит» (1сезон. 28 серия)

Четвертая неделя сентября

«Смешарики. Пин-код. Наука для детей. Как это работает. Магнит» (2008г.)

Октябрь

Первая неделя октября

Беседы о здоровье и здоровом образе жизни

Формирование интереса к здоровому образу жизни.

«Смешарики. Азбука здоровья» (Сборник из 15 серий 2010г) сборник серий для малышей, которые учат гигиене и ухаживанию за своим здоровьем.

Вторая неделя октября

Третья неделя октября

«Смешарики. Пин-код. Исправительное питание» (48 серия, 2012г.)

Четвертая неделя октября

«Смешарики. Пин-код. Наука для детей. Зачем организму витамины» (2012г)

 

Работа с каждым мультфильмом предполагает ряд этапов:

1. Предварительная работа, которая включает в себя активизацию интереса детей к норме, правилу с помощью обсуждения проблемной ситуации, создания реальной ситуации в группе, требующей применения этой нома и правила.

2. Этап знакомства с мультфильмом и его обсуждения. На этом этапе предполагается проведение занятия или образовательной ситуации, в ходе которых дети выделяют из содержания мультфильма познавательный компонент, обсуждают его, обобщают знания о норме или правиле, применяют его в той или иной форме.

3. Работа после занятия, в ходе которой представления детей закрепляются и уточняются.

При изучении психолого-педагогической литературы, были проанализирована специфика познавательного интереса детей дошкольного возраста и его развитие через современные мультфильмы.

В начале ХХ века позиция зарубежных исследователей настоящей проблемы сводилась, как правило, к тому, что данный период по праву следует расценивать в качестве основы для целевого компонента формирования системы познавательного интереса у дошкольников, а также составных элементов изучаемого процесса, например, его принципов и содержательной части.

Отечественные исследователи склонялись к тому, что интересы ребенка отличаются многообразием, который также присущ и окружающей его действительности. В следствие этого, интерес следует расценивать как результат постоянного и поступательного развития личности, который всячески способствует и сопровождает данное развитие.

Что касается исследований в области психологии, то в них проблема формирования и развития познавательного интереса также представляется с разных позиций и теорий, в основе которых лежит, как правило, один из его составных элементов, которых избирается в качестве центрального.

Формирование и развитие познавательного интереса можно охарактеризовать как степень проявления познавательной активности, которая, как уже было отмечено, имеет избирательную направленность.

Познавательный интерес находит свое выражение посредством желания и стремления личности быт включенной в повседневный процесс решения проблемных вопросов и ситуаций, а также совокупности задач познавательного характера, результатом чего является формирование и выделение разного рода причинно-следственных связей.

Мультипликационный фильм рассматривается в нашем исследовании как произведение искусства, отображающее образное представление окружающего мира, как предметного, так и социального. На основе искусствоведческой и психологической литературы нами выделены особенности и потенциальные преимущества мультфильма, позволяющие ему выступать в качестве средства развития познавательного интереса.

В соответствии с теоретическим положениями нами был изучен уровень сформиированности познавательной активности у детей. Для этого определен состав показателей и критериев оценки такой активности детей, определены уровни их сформированности с помощью отобранных диагностических заданий была проведена диагностика, которая показал, что лишь у незначительной части детей обнаружен высокий уровень, то есть соответствующий требования программы для детей данного возраста.

Значительная часть детей обнаружила средний и низкий уровень. Их познавательная активность ограничены. Это потребовало разработки плана работы с детьми по формированию познавательного интереса с помощью мультфильмов.

Используемая литература

  1. Абитова Г.Т. Роль познавательного интереса в формировании основ информационной культуры детей старшего дошкольного возраста // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. №161. С. 102-105.
  2. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2018. №8. С. 192-195.
  3. Куниченко О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 3. № 5.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Современные мультфильмы как средство познавательного развития  дошкольника»

 На сегодняшний день одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, которое стремится воспитать личность, способную к самосовершенствованию и саморазвитию, является познавательный интерес детей дошкольного возраста. Говоря о детях старшего дошкольного возраста, можно говорить о повышенном интересе ко всему, что происходит вокруг. Каждый день дошкольники изучают все новые предметы, стремятся познать не только их названия, но и сходства и различия, и думают о простых причинах наблюдаемых явлений.

Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в различной деятельности. На это указывается в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 43.

Будучи сенситивным, старший дошкольный возраст играет огромную роль в приобретении и усвоении детьми знаний. Ориентируясь на возрастные потребности дошкольника, можно отметить необходимость создания психолого-педагогических условий. Это необходимо для комфортного и полного усвоения материала, а также развития познавательного интереса воспитанников детского сада.

Также необходимо отметить, что отсутствует научно-методическое обеспечение, на основе которого можно методически грамотно формировать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста, требования к которому возрастают в связи с введением ФГОС ДО.

Теоретические и прикладные аспекты процесса излагающие различные точки зрения на понятия познавательный интерес у дошкольников. В научных трудах Л.И.Божович, Л.А.Венгера, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Ю.Н.Кулюткина, Д.Б.Эльконина и др. в большей части рассматривают психологические аспекты познавательного развития, методические же аспекты данной проблемы представлены не в полной мере [1].

Поиск путей наиболее эффективного формирования у детей познавательных процессов, является одной из актуальных задач исследований в области воспитания.

В современном детском саду широко используются возможности компьютерных средств обучения, видеоматериалов, а так же мультфильмов. Это педагогическое средство применяется для решения широкого круга задач умственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания, для развития речи детей и их общения.

Т.Н.Леван, К.Н.Поливанова, Д.И.Фельдштейн в своих исследованиях занимались вопросами включения в жизнь современного дошкольника экранной культуры, В.В. Абраменкова, Л.И.Баженова, М.В.Мазурова, М.В.Соколова, Е.О.Смирнова исследовали психологические основы влияния мультфильмов на личность ребенка [3].

Несмотря на то, что в практике дошкольного образования мультфильм активно используется, его возможности в познавательном развитии и воспитании раскрыты недостаточно. Методические разработки, обеспечивающие планомерное и эффективное использование данного средства в решении задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста, ограничены, не всегда доступны педагогам [2].

Проведя анализ современных мультфильмов, были отобраны наиболее ценные, если рассматривать с точки зрения нравственного, трудового и эстетического содержания. В свою очередь из них были отобраны мультфильмы по своему содержанию способствующие усвоению ребенком знаний умений, касающиеся целеполагания (целеполаганием называется процесс определения цели и ее достижения, которые осуществляются через средства и деятельность человека). В соответствии с разработанными критериями отобраны следующие российские мультфильмы: «Смешарики. Азбука безопасности», «Смешарики. Азбука здоровья», «Смешарики. Пин-код», «Фиксики», «Лунтик» (4,5,6 и 7 сезоны), «Даша-следопыт», «Смешарики. Мир без насилия», «Советы тетушки Совы».

В качестве методических рекомендаций был разработан проект в виде тематического плана (Таблица 1).

Цель: отбор и систематизация мультфильмов способствующих развитию познавательных процессов для детей дошкольного возраста, разработка методики работы с ними, составление плана образовательной работы с детьми.

Задачи:

  • Проанализировать содержание мультипликационных фильмов с точки зрения их соответствия цели исследования.
  • Разработать алгоритм образовательной работы с мультфильмом.
  • Составить план образовательной работы с детьми на основе использования мультфильмов с познавательным содержанием.

По мнению исследователей А.Р.Джиоевой и Л.И.Рагимовой, особое значение для развития познавательного интереса представляет правильное психолого-педагогическое сопровождение детей [4]. Исходя из этого необходимо решить следующие задачи:

1) создание благоприятной среды, способствующей возникновению необходимости в познании чего-то нового, неизведанного;

2) настрой на позитивный лад по отношению к информации, которую предстоит изучить;

3) организация целенаправленной и систематической поисковой деятельности;

4) формирование алгоритма деятельности таким образом, чтобы у детей возникали новые вопросы.

Таблица 1 - Тематический план мультфильмов

Сроки

Тема

Направления познавательного развития

Название мультипликационного фильма

Сентябрь

Первая неделя сентября

Изучение правил дорожного движения

Формирование интереса к изучению правил дорожного движения. Для развития познавательной активности был оформлен тематический уголок о правилах дорожного движения совместно с детьми.

«Смешарики. Азбука безопасности»: «Пешеходные правила», (Сборник мультфильмов 2006г.)

Вторая неделя сентября

«Уроки тетушки совы. Азбука безопасности на дороге» (Сборник из 12 серий, о различных ситуациях на дороге, 2003г.)

Третья неделя сентября

Свойство предметов (магнит, мел, уголь, металл)

Формирование интереса к изучению свойств предметов (магнит). Далее проводится исследовательская работа и дети сравнивают свойства (магнит, мел, уголь, металл)

«Фиксики. Магнит» (1сезон. 28 серия)

Четвертая неделя сентября

«Смешарики. Пин-код. Наука для детей. Как это работает. Магнит» (2008г.)

Октябрь

Первая неделя октября

Беседы о здоровье и здоровом образе жизни

Формирование интереса к здоровому образу жизни.

«Смешарики. Азбука здоровья» (Сборник из 15 серий 2010г) сборник серий для малышей, которые учат гигиене и ухаживанию за своим здоровьем.

Вторая неделя октября

Третья неделя октября

«Смешарики. Пин-код. Исправительное питание» (48 серия, 2012г.)

Четвертая неделя октября

«Смешарики. Пин-код. Наука для детей. Зачем организму витамины» (2012г)

Работа с каждым мультфильмом предполагает ряд этапов:

1. Предварительная работа, которая включает в себя активизацию интереса детей к норме, правилу с помощью обсуждения проблемной ситуации, создания реальной ситуации в группе, требующей применения этой нома и правила.

2. Этап знакомства с мультфильмом и его обсуждения. На этом этапе предполагается проведение занятия или образовательной ситуации, в ходе которых дети выделяют из содержания мультфильма познавательный компонент, обсуждают его, обобщают знания о норме или правиле, применяют его в той или иной форме.

3. Работа после занятия, в ходе которой представления детей закрепляются и уточняются.

При изучении психолого-педагогической литературы, были проанализирована специфика познавательного интереса детей дошкольного возраста и его развитие через современные мультфильмы.

В начале ХХ века позиция зарубежных исследователей настоящей проблемы сводилась, как правило, к тому, что данный период по праву следует расценивать в качестве основы для целевого компонента формирования системы познавательного интереса у дошкольников, а также составных элементов изучаемого процесса, например, его принципов и содержательной части.

Отечественные исследователи склонялись к тому, что интересы ребенка отличаются многообразием, который также присущ и окружающей его действительности. В следствие этого, интерес следует расценивать как результат постоянного и поступательного развития личности, который всячески способствует и сопровождает данное развитие.

Что касается исследований в области психологии, то в них проблема формирования и развития познавательного интереса также представляется с разных позиций и теорий, в основе которых лежит, как правило, один из его составных элементов, которых избирается в качестве центрального.

Формирование и развитие познавательного интереса можно охарактеризовать как степень проявления познавательной активности, которая, как уже было отмечено, имеет избирательную направленность.

Познавательный интерес находит свое выражение посредством желания и стремления личности быт включенной в повседневный процесс решения проблемных вопросов и ситуаций, а также совокупности задач познавательного характера, результатом чего является формирование и выделение разного рода причинно-следственных связей.

Мультипликационный фильм рассматривается в нашем исследовании как произведение искусства, отображающее образное представление окружающего мира, как предметного, так и социального. На основе искусствоведческой и психологической литературы нами выделены особенности и потенциальные преимущества мультфильма, позволяющие ему выступать в качестве средства развития познавательного интереса.

В соответствии с теоретическим положениями нами был изучен уровень сформиированности познавательной активности у детей. Для этого определен состав показателей и критериев оценки такой активности детей, определены уровни их сформированности с помощью отобранных диагностических заданий была проведена диагностика, которая показал, что лишь у незначительной части детей обнаружен высокий уровень, то есть соответствующий требования программы для детей данного возраста.

Значительная часть детей обнаружила средний и низкий уровень. Их познавательная активность ограничены. Это потребовало разработки плана работы с детьми по формированию познавательного интереса с помощью мультфильмов.

Используемая литература

  1. Абитова Г.Т. Роль познавательного интереса в формировании основ информационной культуры детей старшего дошкольного возраста // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. №161. С. 102-105.
  2. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2018. №8. С. 192-195.
  3. Куниченко О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 3. № 5.
  4. Мордвинова М.С. Особенности влияния мультипликационных фильмов на формирование дружелюбия и коммуникабельности у дошкольников // Молодой ученый. 2017. № 1. https://moluch.ru/archive/135/37725/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...

Консультации для родителей «Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка»

Консультации для родитетелей по экспериментально-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

Консультации для родителей «Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка».

Ребёнок – дошкольник, является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию». Детское экспериментирование пре...

Консультация для родителей «Мультфильм как средство воспитания»

Консультация для родителей дошкольников «Мультфильм как средство воспитания»...

Консультация для родителей. "Мультфильм как средство воспитания".

Консультация для родителей. "Мультфильм как средство воспитания"....

Консультация для родителей "Мультфильмы как средство воспитания"

Консультация для родителей "Мультфильмы как средство воспитания"...

Консультация для родителей «Мультфильмы как средство воспитания»

Думаете, что мультики – это такие маленькие мультяшные истории, которые помогают занять ребенка на время? А вот и нет. На самом деле по силе воздействия мультфильмы можно сравнить с самым мощным...