Мастер-класс «Методы мнемотехники, как один из способов развития памяти ребенка дошкольного возраста»
методическая разработка

Чернова Оксана Владимировна

Цель - познакомить с упражнениями обеспечивающими эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.pptx1.33 МБ
Файл doklad.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методы мнемотехники как один из способов развития памяти ребенка дошкольного возраста »

Слайд 2

4 1 2 3 5 Учение Симонида Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами Ф он — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей

Слайд 3

Методы мнемотехники Метод крокирования (от фр. croquis – чертеж, схема)

Слайд 5

Эйдетизм (гр. e idos – вид, облик, образ)

Слайд 8

2, 54 см

Слайд 9

Метод «чепухи» (ассоциативные цепочки) слова : птичка, мяч, листок, котенок и т. д. С этими словами придумываем рассказ «Птичка играет в мяч, мяч обмахивается листочком, листок укусил котенка и т. д .»

Слайд 10

Метод рифмовки

Слайд 11

Метод трансформации (превращения)

Слайд 12

Топологическая мнемоника ( метод Цицерона )

Слайд 13

Метод опор (численно-буквенный) «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Слайд 14

0 н 1 р 2 е 3 т 4 ч 5 п 6 ш 7 с 8 в 9 а 10 к 11 я 12 г 13 о 14 х 15 и 16 ц 17 л 18 у 19 б

Слайд 15

Основные правила и принципы мнемотехники таковы: - Легче и лучше запоминается ; - запоминается то, во что вовлечен эмоциональный фон ; лучше запоминается то, для чего приходится действовать ; запоминание лучше происходит в преобразованном виде ; лучше запоминается то, что хорошо осознанно.

Слайд 16

3 условия : сильная мотивация («Я этого хочу ») адекватно высокая самооценка («Я это смогу»); позитивная установка («Все будет хорошо »)!

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 1

Тема моего выступления «Методы мнемотехники, как один из способов развития памяти ребенка дошкольного возраста».

Сегодня я познакомлю вас с педагогической технологией – Мнемотехника и дам возможность практически опробовать некоторые методы.

Во все времена ценились люди, которые могли быстро запомнить и хранить в голове полезные и интересные знания. Как знание, мнемотехника зародилась еще в Древней Греции.

По легенде, поэт Симонид однажды попал под обвал и единственный остался в живых. Он запомнил, кто где находился и что делал и тем самым помог опознать погибших под обвалом.

Слайд 2

Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.

Резко возросшее количество информации в современном мире и необходимость запоминать много и надолго,  возродило интерес к этой технологии.

В своей работе мы часто сталкиваемся с тем, что детям трудно запомнить необходимую для их возраста информацию.

Приемы мнемотехники помогут воспитанникам преодолеть эту проблему, помогут лучше усвоить материал.

Слайд 3

Методы мнемотехники

Метод крокирования (от фр. croquis – чертеж, схема) Этот метод наиболее часто используется в дошкольном и начальном школьном образовании. Это так называемые мнемонические схемы, дорожки и таблицы, которые позволяют при помощи картинок учить несложные тексты.

Слайд 4

Слайд 5

Эйдетизм (гр. eidos – вид, облик, образ) Эйдетизм является одним из главных «китов» формирования интеллекта.

Метод эйдетизма позволяет стимулировать воображение, к примеру, для осмысленного чтения литературных произведений, когда необходимо создать портрет героя или описать событие. Чем более объемно и ярко представлен персонаж, тем, лучше он запоминается.

А теперь давайте с вами поиграем.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Метод «чепухи» (ассоциативные цепочки) заключается в том, что слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д., не перескакивая. В такой игре цепочка слов запоминается достаточно быстро.

Поиграем в игру.

Слайд 10

Метод рифмовки широко используется в мнемотехнике: необходимые для запоминания слова или понятия, будучи сложенными в стихотворение, запоминаются легче, тем более, что, как правило, это стихотворения короткие.

Слайд 11

Метод трансформации (превращения) служит для запоминания изолированных слов. В основе метода трансформации – необычные превращения предметов: изменения размера, формы, деталей. Взрослый называет первый предмет (карандаш) и предлагает ребенку «превратить» его во что-нибудь (например: у него выросли крылья и он превратился в аиста; аист взмыл в небо и превратился в облако и т.д.), причем каждый этап превращения должен быть максимально детализирован.

Слайд 12

Топологическая мнемоника (метод Цицерона) – другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, чертоги разума. расположение информации в знакомом пространстве для запоминания. Особенность техники в том, что «чертоги» наполняются постепенно и накопление информации происходит достаточно быстро. И чтобы пользоваться этой информацией, нужно периодически повторять усвоенную информацию.

Слайд 13

Метод опор (численно-буквенный) – информация запоминается при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков, цифр и т.д. К примерам использования данного метода относятся известные фразы, помогающие запомнить, к примеру, цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или более современное (Каждый оформитель желает знать, где сказать фотошоп») Это также один из самых простых приемов для запоминания чисел, дат, номеров телефонов. Надо закрепить за каждой цифрой букву, запомнить их. И тогда при запоминании вам надо будет придумать слова, которые начинаются с нужных букв. Далее вы просто придумываете предложение, где каждое слово начинается с нужной буквы (по аналогии с «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

Слайд 14

Слайд 15

Основные правила и принципы мнемотехники таковы:

  • Легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено
  • Активнее запоминается то, во что вовлечен эмоциональный фон (что интересно, смешно или удивительно)
  • Легче и лучше запоминается то, для чего приходится действовать, производить какие-либо манипуляции,
  • Запоминание лучше происходит в перекодированном (преобразованном) виде, а не в том в котором оно представлено
  • Лучше запоминается то, что хорошо осознанно

Мнемотехника является мощным инструментом запоминания, однако в каждом конкретном случае можно использовать и сочетать разные методы.

Слайд 16

И главное помните 3 условия любой успешной работы с ребенком, это:  

Чтобы он этого хотел. Чтобы он верил в то, что у него все получится и все будет хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Салфеточная аппликация - один из способов развития мелкой моторики рук. Бабочка

Ознакомление  родителей с нетрадиционной техникой салфеточной аппликации для совместной работы с детьми дома....

Мастер-класс для родителей "Салфеточная аппликация - один из способов развития мелкой моторики рук. Бабочка

Ознакомление  родителей с нетрадиционной техникой салфеточной аппликации для совместной работы с детьми дома....

Мастер-класс для родителей "Салфеточная аппликация - один из способов развития мелкой моторики рук. Бабочка

Ознакомление  родителей с нетрадиционной техникой салфеточной аппликации для совместной работы с детьми дома....

Мастер-класс для детей и родителей: "Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста"

Подборка игр по сенсорному развитию для занятий на досуге родителей с детьми. ...

Конспект НОД в старшей группе "Театрализованная деятельность, как один из способов развития речи детей дошкольного возраста"

20.02.2019 года в детском саду проходило РМО воспитателей по теме "Игровые технологии в развитии речи дошкольников". Мною было дано открытое занятие "Театрализованная деятельность,как о...

Мастер-класс «Использование метода «Музыка в рассказе» в формировании креативного мышления детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно...