Консультации для педагогов
консультация

Фомина Тансылу Сагидияновна

1. Воспитание доброты через музыку

2. Роль воспитателя на музыкальном занятии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_pedagogov_dou.docx240.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для педагогов ДОУ

     

 «Воспитание доброты через музыку» 

      Нет абсолютно никакого сомнения в том, что рэп-музыка, тяжёлый рок, побуждает к насилию. Плохая музыка может действовать на слушателя, как духовный яд, а спокойная музыка - напротив делает ребёнка вдумчивым, рассудительным, побуждает делать добрые поступки.  Отдельное внимание уделим классической музыке, которая является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Я всегда и всех призываю чаще слушать классическую музыку! Итак, музыка — это в первую очередь звуковые колебания различной частоты. Огромное значение имеет ритм музыки. Пульсация низкочастотных басов в определённом темпе, резкие скачкообразные ритмы с бесцветной мелодией – все это может крайне негативно подействовать на психику взрослого человека, а тем более на неокрепшую психику ребёнка. А эти характеристики преобладают в молодёжной клубной музыке. Ребёнок, воспитанный на образцах высокохудожественной музыки, впитавший в себя мелодии родного края, никогда подобную музыку слушать не будет! Это как прививка на всю жизнь. Язык современной популярной музыки (эстетически примитивный и физиологически вредный) не соответствует целям и задачам истинного искусства и наносит огромный вред психике ребёнка. Противостоять этому может возрождение системы любви и понимания к ценностям высоко художественной музыки, а также к фольклору. То, что увидит и услышит ребёнок в раннем детстве, станет ориентиром для него, эталоном, поэтому так важны уроки красоты! «Красота и добро – это две родные сестры» писал в своём письме Ф. Дзержинский. Невозможно научить ребёнка добру без формирования у него понятия «красивое» и «некрасивое». Что же такое есть красивое и некрасивое в музыке? «Некрасивое – это тоже эстетическое понятие, категория эстетики, противоположная красоте. «Некрасивое» есть антипод «красивому», также как гармония и хаос. Гармония — вот, что делает музыкальное произведение «шедевром». Построение музыкальной композиции имеет свои законы, сродни математическим и имеет свои принципы. В первую очередь это структура самой мелодии, она должна быть напевной, иметь правильное построение: начало, развитие и конец фразы. Но главное- в мелодической фразе должна содержаться мысль, которая в свою очередь с гармоническим обрамлением, заключённая в определённый ритм, темп и разукрашенная динамическими оттенками, создаёт художественный образ. Для того чтобы создать такое произведение, нужен большой талант, гениальность. Всё это есть у великих композиторов: яркие художественные образы, нарисованные палитрой звуков, тембров инструментов, всё это перекликается, как в полифонической музыке Баха, сочетается, поэтому только тогда музыкальное произведение затронет эмоционально, заставит вслушаться, сопереживать. Самые выдающиеся музыкальные произведения всех времён, собраны и представлены в программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Здесь собраны произведения, доступные для детей дошкольного возраста, произведения, как образец, эталон искусства, которое пробуждает глубокие эмоции и переживания, побуждает давать оценки, лежащие в основе предпочтений, сравнивать, анализировать, а значит думать, размышлять. Одним словом, «классика» музыкального искусства. Видный отечественный учёный, психолог Г. С. Тарасов отмечал, что высокое искусство, в частности музыкальная классика, выполняет «множество жизненно важных задач». Использование шедевров мировой классики имеет огромное значение в становлении гармоничной личности ребёнка. Видный педагог О. П. Радынова отмечает, что «экспериментальная работа в дошкольных учреждениях показывает, что при создании условий для самовыражения ребёнка в результате слушания и оценки произведений высокого искусства, как эталонов красоты, достигается поразительный эффект музыкально – творческого и общего развития детей».

«Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе - от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека».

Доброта – качество, ценимое людьми во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый человек? В чем выражается доброта? Когда и как она воспитывается в детях?

Добрый человек пожалеет несчастного, найдет слова утешения, поможет в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он их видит и слышит. И – что особенно важно – отзывается на то, что видит и слышит, и спешит на помощь. Сущность доброты – способность сопереживать другому. Есть ли она у детей? Да, но далеко не у всех. И у разных детей она проявляется по-разному.

Дошкольное образование, как и вся система в целом, находится сейчас в поиске: как в сложнейших социально-экономических условиях сохранить радостный мир детства, как вырастить ребёнка здоровым физически и нравственно?

Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Это понимали ещё древние греки и поэтому музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение) были обязательны в программе древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество. Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности.

«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, - отмечал В. Сухомлинский, - важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я убеждён, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры». Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками доброты и общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом, относиться друг к другу с теплом и уважением

     РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


   Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия.

    Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

    В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала.

    Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено дать новую песню, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз песню исполняет музыкальный руководитель, повторно - воспитатель.
  Музыкальный руководитель и воспитатель могут исполнить песню вдвоем. На следующем занятии воспитатель поет запев песни, а дети - припев. Воспитатель следит, всё ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.

   Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, но подают реплики во время исполнения, воспитатель помогает им при анализе наводящими вопросами.

   При проведении музыкально-ритмических движений с детьми 3-4 лет воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В группах детей 4-5 лет он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

   Особые обязательства налагает на воспитателя отсутствие в детском саду музыкального руководителя, ибо процесс музыкального развития ни в коем случае не должен приостанавливаться. Его осуществляет воспитатель в полном соответствии с задачами и содержанием программы. Обычно музыкальные занятия в отсутствие музыкального руководителя проводятся с использованием вокальной музыки. Для этого воспитателю совершенно необязательно иметь хорошие певческие данные - достаточно обычного голоса, но песни должны исполняться интонационно и ритмически точно, выразительно. Кроме пения, воспитатель может включать в занятие хороводные пляски, слушание музыки с использованием различных народных и детских музыкальных инструментов, технических средств обучения, которые позволяют ознакомить детей с лучшими образцами русской и западной классической музыки, народным музыкальным творчеством, слушать произведения неоднократно в различном исполнении на рояле, баяне? скрипке и др. Грамзапись дает возможность не только слушать музыку, но и выполнять под нее некоторые виды упражнений (ходьба, бег, подскоки, плавный шаг), игры и пляски.

    Таким образом, организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодействия всего педагогического коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Семинар-практикум дляпедагогов «Игровой стретчинг - как одна из здоровьесберегающих педагогических технологий».

Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья дошкольников....