СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ"
статья (старшая группа)

Химич Светлана Анатольевна

В данной  статье раскрывается и конкретизируется понятие «экологическая культура». Раскрыты особенности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников. Рассматривается роль наблюдения в формировании экологической культуры. Авторами предложены пути формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста непосредственно на организованной образовательной деятельности с детьми, в свободное время, в режимных моментах посредством наблюдения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buhryakova_statya_lesosibirsk_statya.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378.4

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ

Н.В. Бухрякова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Талажанская основная общеобразовательная школа (дошкольная группа), с. Талажанка, Россия

С. А. Химич, воспитатель высшей квалификационной категории 

МАДОУ "Детский сад №43 «Журавушка»

В данной  статье раскрывается и конкретизируется понятие «экологическая культура». Раскрыты особенности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников. Рассматривается роль наблюдения в формировании экологической культуры. Авторами предложены пути формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста непосредственно на организованной образовательной деятельности с детьми, в свободное время, в режимных моментах посредством наблюдения.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Key words: ecological education, ecological culture, age characteristics of older preschool children. 

Тема нашего исследования на сегодняшний день очень актуальна. В настоящее время знания, касающиеся окружающей природной среды, становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Все больше внимания уделяется формированию экологической культуре личности. Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и предоставляет широкие возможности для формирования основ экологической культуры. В нормативном документе – Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года – содержится требование о необходимости формирования знаний об окружающей природной среде на всех уровнях, начиная с дошкольного[2].        

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Познавательное развитие», одной из задач которой является «формирование у детей первичных представлений об особенностях природы; формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы» [3].

             Актуальность исследования  вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью формирования основ экологической культуры у детей  дошкольного возраста и недостаточными методическими рекомендациями (средствами, методами, технологиями) у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Ведь педагог в наше время находится всегда в активном поиске новых средств, методов и технологий.

Вопросы развития экологических познаний детей старшего дошкольного возраста отражены в работах Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный и др. О важности организации работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют работы И.И. Петрова, О.Б. Волжина, Е.В. Рогалева, И.С. Сергеева, В.В. Макунина, И.В. Попова и др.

Экологическому воспитанию уделяется особое отношение в условиях дошкольного образовательной организации, поскольку одной из задач дошкольного образования является привитие основ восприятия учебного материала в течение всей последующей школьной жизни ребенка. И немаловажную роль здесь играет формирование правильного отношения к взаимодействию человека и природы в детском саду. Вопросы формирования экологической культуры, воспитания социальной ответственность за отношение к окружающей природной среде становится первоочередной задачей для общества.

Понятие экологической культуры не имеет единой общепризнанной трактовки в научной литературе. Существует достаточно много подходов к определению понятия и сущности экологической культуры. В настоящем исследовании мы опираемся на определение экологической культуры, сформулированное Н.А. Рыжовой: «Экологическая культура – это знания и навыки, которые позволяют найти человеку свое место в мире, адекватно реагировать на происходящие изменения, принимать осознанные, ответственные, мотивированные решения»[1].

То есть, экологически культурный человек – это человек, живущий в гармонии с окружающим миром и собой, действующая в рамках экологической необходимости. Цель формирования экологической культуры: воспитание гуманного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают человека. Задачи формирования экологической культуры: воспитание основ экологической грамотности, выработка осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность организации наблюдений в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: наблюдение как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время предлагается множество средств и методов   формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста: непосредственно образовательная деятельность, чтение художественной литературы, беседы, экскурсии, театрализация. Наряду с перечисленными, огромную лепту в формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста вносят наблюдения, которые позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях.

При формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности. В старшем дошкольном возрасте внимание становится устойчивым, сосредоточенным, дошкольник способен управлять им. В возрасте 5-7 лет становится возможным исследование и понимание существующих взаимосвязей в явлениях и процессах, протекающих в природе. Дошкольник может усвоить довольно большой объем информации экологического характера и при необходимости воспользоваться ею.

Учитывая обозначенные позиции важно создавать полноценные условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. 

Основным наглядным методом является метод наблюдения, под которым понимается целенаправленное организованное активное восприятие наблюдаемого объекта детьми совместно с педагогом. Наблюдение может быть как организованным, когда оно преследует определенную цель и включено в образовательный процесс, так и стихийным, неорганизованным, например, когда дети наблюдали за вчерашним градом и делятся своими наблюдениями на НОД. Наблюдение может быть свободным, например, в ходе экскурсии или на уроке педагог предлагает понаблюдать за окружающим миром или конкретным явлением природы или объектом, или же специально созданным, например, при проращивании зерна дети наблюдают за его ростом в течение определенного времени в специально созданных для этого условиях.  Наблюдая, дети фиксируют в своем понимании признаки объекта, его основные свойства, взаимосвязи наблюдаемого объекта с иными объектами и явлениями, устанавливают для себя особенности его действия, развития. Наблюдение – это всегда активное восприятие, направленное и длящееся в течение определенного времени.

Базой экспериментального исследования по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста являлось МБОУ Талажанская ООШ (дошкольная группа). Для того, чтобы определить эффективность различных методов формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста было проведено соответствующее исследование, в котором участвовали 20 детей дошкольного старшего возраста, посещающих подготовительную группу ОО, из которых 10 мальчиков и 10 девочек возрастной категории 6-7 лет.

Для диагностики нами были применены следующие методики: оценка уровня сформированности экологических представлений о природе под авторством кандидата педагогических наук О.А. Соломенниковой[4], методика «Добровольные помощники» С.Н.Николаевой, диагностические задания С.А.Сурковой.  Для диагностики использовали три показателя: ответы оценивались по трем уровням: высокий, средний и низкий. Итак, по итогам первичной диагностики уровня сформированности основ экологической культуры был сделан вывод о том, что у четверти детей установлен слабый уровень экологических знаний и представлений, у более чем половины – средний и только у одной пятой части – высокий уровень. Общими ошибками детей являются путаница в смене времен года; в установлении общих признаков живой и неживой природы. Некоторые дети не проявляют живого интереса к природе или не проявляют положительных эмоций при общении с окружающей средой.

Мы предположили, что при помощи наблюдения можно решить педагогические задачи по формированию основ экологической культуры.

 В ходе нашего исследования мы разработали целую систему наблюдений. Изучив  комплексно-тематическое планирование, мы стали понимать, что уделено мало внимания  именно темам, связанным с экологической культурой для детей старшего дошкольного возраста. Мы решили, что наблюдение нужно включить во все темы, которые запланированы по КТП. Наблюдения нами были включены  в конспекты  непосредственно-образовательной деятельности с включением наблюдений за объектами живой и неживой природы  в каждую тему недели. Например: «Наблюдение за весенним солнышком», «Наблюдение за ветром» и т.д.

В режимные моменты были включены  наблюдения в уголке природы. Например, дети каждый день отмечали календарь погоды, ухаживали за комнатными растениями. Нами были разработали «Карты наблюдения за ростом растений» и каждую неделю ребята могли отмечать  этих картах зарисовками рисунков, на сколько выросло растение или , что появилось нового на нём ( моет появились цветочки). В свободной деятельности детей и на прогулке мы использовали разработанную нами картотеку наблюдений. Например: Пришла весна №1; Наблюдаем за небом и облаками №2; Первые листья на деревьях№3 и т.д.

Экспериментальная работа проходила с октября 2021 года  по май 2022 года.

В мае мы провели повторную диагностику по тем же методикам, по которым мы проверяли уровень сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Результаты повторной диагностики позволяют говорить о положительной динамике сформированности  основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Дети без труда распределяют представителей растительного и животного мира по видам, соотносят представителей флоры и фауны со средой обитания; проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к растениям и животным; знают как правильно ухаживать за домашними животными и комнатными растениями; четко знают правила поведения в природе. По результатам проведенной работы мы пришли к выводу о том, что в ходе наблюдений за объектами живой и неживой природы дети учились самостоятельно «добывать» новые экологические знания, формулировать мысли и делать выводы. Наблюдения побуждали ребенка к действию, к самостоятельности в поиске решения задач. Наблюдая, дети фиксировали в своем понимании признаки объекта, его основные свойства, взаимосвязи наблюдаемого объекта с иными объектами и явлениями, устанавливали для себя особенности его действия, развития.

Наблюдения расширили кругозор и  активизировали интерес детей старшего дошкольного возраста к природе. В процессе наблюдений дети учились размышлять над экологическими вопросами, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты наблюдений, строить гипотезы и проверять их. Решая задачи, поставленные при организации наблюдения, дети научились вычленять отдельные признаки явлений природы, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам.  

Таким образом, наблюдения способствовали повышению уровня сформированности основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, цель исследования достигнута, задачи решены, работу следует признать успешной.

Список литературы:

1.Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова.  – Москва : Карапуз, 2009. –  227 с.

2.Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70169264/

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Режим доступа:  http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

4.Соломенникова, О.А.  Ознакомление с природой в детском саду / О.А.Соломенникова // Подготовительная группа. Москва : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.

4.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2022) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью эту природную среду. И эт...

Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

ull;Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждае...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

Консультация для родителей «Взаимодействие ДОО и семьи по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое  и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке,...

«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС в ДО»

Сл.1 Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.  Сл.2 Какую роль играет экологическое воспитание в формировании личности ребёнка?...

План по самообразованию. Тема:«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементар...