Иследовательский проект "Огород"
проект (средняя группа)

natashenka91mars@mail.ru

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе. Так как в дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_1.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект огород «Вершки и корешки»

Рабочая группа:

Шамшурина Н.А.

Тупаева Т.А.

\

Актуальность

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе. Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на участке в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. результатом своего труда. 

Цель проекта: воспитание у детей любви к природе, создание условий, стимулирующих интерес к опытнической и исследовательской деятельности детей, развитие экологической культуры, развитие познавательных способностей и формирование трудовых навыков через вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

Задачи проекта:

  • Закреплять знания о строении растений;
  • Расширять знания детей о культурных растениях;
  • Формировать представления об особенностях выращивания культурных растений (лук, укроп, огурец, картофель, свекла, морковь, капуста, картофель);
  • Обобщать представление детей о необходимых условиях для благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва);
  • Систематизировать знания детей о значении воды в жизни всего живого;
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями;
  • Обогащать словарный запас;
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей;
  • Уточнять знания детей о труде людей весной, летом и осенью на огороде;
  • Расширять представления об орудиях труда;
  • Систематизировать знания о процессе посадки;
  • Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности;
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений.

Объект исследования – семена растений.

Предмет исследования – условия роста растений.

Ожидаемые результаты

Для воспитанников:

  • Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивании растений
  • Создать необходимые условия для развития познавательного интереса, коммуникативных навыков у детей в процессе наблюдения за жизнью растений на участке и уходу за ними;
  • Дети научатся правильно пользоваться орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями;
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • Получить урожай: томатов, перца, лука, капусты, моркови, свеклы, редиски, зелени, баклажанов, картофеля, тыквы, кабачков выращенных самими дошкольниками.

Для родителей:

  • Повышение уровня экологического сознания;
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями;
  • Повысится педагогическая компетенция родителей, они будут вовлечены в жизнь детского сада как участники образовательных отношений.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие опытническая и исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдение, дидактические игры, беседы.

Речевое развитие чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор, сюжетно - ролевые игры.

Художественно- эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, театрализация, пение, хороводные игры.)

Социально- коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ)

Физическое развитие (спортивные, подвижные игры, физкультурные минутки, пальчиковые игры.

Этапы работы над проектом:

1 этап. Организационно – проектировочный:

  • определение идеи, цели, задач;
  • планирование, проектирование дизайна огорода;
  • подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений;
  • создание огорода.

2 этап. Практический, реализация проекта:

  • высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение;
  • проведение с воспитанниками исследовательской деятельности;
  • сбор фото материалов;
  • отчет о реализации проекта.

3 этап. Заключительный, анализ результативности проекта:

  • фотовыставка «Посадили огород, посмотрите что растёт»;
  • выставка детских рисунков «Вырастили своими руками»;
  • мультимедийная презентация проекта;
  • урожай с огорода.

Этапы реализации проекта:

Мероприятия

Цель

Ответственные

1 этап – организационно - проектировочный

1.

Беседа с родителями

«Знакомство с

проектом».

Обсудить цели и задачи

проекта. Сформировать

интерес у родителей по

созданию условий для

реализации проекта.

Воспитатели

родители

2.

Разработка плана

реализации проекта.

Спланировать работу над

проектом по этапам.

Воспитатели

3.

Подбор и анализ

литературы,

информации с

интернет ресурсов об

овощах и способах их

произрастания в

условиях Нижегородского региона.

Создать методическое

обеспечение проекта.

Воспитатели

4.

Подбор семян для

посадки на огороде,

приобретение

необходимого

оборудования.

Обеспечить практическую

часть проекта.

Воспитатели

5.

Консультации для

родителей

«Как приучить

ребёнка есть овощи»

 «Трудовое

воспитание ребёнка в

семье»

«Овощи и фрукты

-ценные продукты»

Просвещать родителей по

теме.

Воспитатели

6.

Подбор наглядно –

дидактических

пособий,

демонстрационного

материала.

Создать условия для

реализации проекта.

Воспитатели

7.

Установка двух теплиц, оформление (выкладывание дорожек из спилов деревьев)

Наполнение теплиц плодородной почвой,

Воспитатели

Родители

2 этап – практический

8.

Рассматривание книг,

энциклопедий

иллюстраций о

культурных

растениях.

Вызвать интерес к

растениям, желание

заботиться о них, углублять и

расширять знания о видах

растений.

Воспитатели

9.

Дидактические игры:

Лото «Мир растений»

«Волшебный

мешочек»

«Четвёртый лишний»

«Чего не стало»

«Что где растет»

«Во саду ли в огороде»

«Богатый урожай»

Расширение словарного

запаса, классификация

растений по месту

произрастания (различие

овощей и фруктов).

Воспитатели

10

Сюжетно-ролевые

игры : «На даче», «В

магазине», «Поливаю

огород», «Засолка на

зиму». «У бабушки в деревне»

Развитие игровой

деятельности. Знакомство

детей с разнообразием

фруктов и овощей.

Воспитатели

11.

Беседа с детьми о

том, что такое огород

и что на нём растёт.

Расширять кругозор детей о

культурах растущих на

огороде

Воспитатели

12.

Рассматривание

семян через лупу,

увеличительное

стекло.

Дать понятие о том, что

форма и количество семян у

разных растений разное.

Воспитатели

13.

Экспериментальная

деятельность

«растение - земля»

Выявить свойства земли

(черного цвета, рыхлая,

сыпучая)

Воспитатели

14.

Практическая деятельность:

посадка семян

томатов, перца, лука, капусты, моркови, свеклы, редиски, зелени, баклажанов, картофеля, тыквы, кабачков, огурцов.

Высадка рассады: томатов, перца, баклажанов, тыквы, кабачков, огурцов.

Вызвать интерес к

выращиванию огородной

культуры. Настроить детей

на длительный уход за

растениями и наблюдение за

их ростом

Воспитатели

15.

Разучивание потешек,

пословиц, поговорок,

песен, связанных с

огородом, овощами.

Познакомить с

фольклорными

произведениями, развивать

речь, фантазию.

Воспитатели

16.

Практическая деятельность:

посадка картофеля и моркови.

Вызвать интерес к выращиванию огородной

культуры. Настроить детей

на длительный уход за

растениями и наблюдение за

их ростом.

Воспитатели

17.

Опыт – наблюдение

за всходами и ростом

овощных культур.

Формировать умение детей

замечать изменения, которые

происходят у прорастающих

семян

Воспитатели

18.

Совместный с детьми

уход за огородом на

участке: полив,

рыхление земли,

прополка от сорняков,

уборка пожелтевших

листьев,

прореживание

моркови и редиса

Формировать у детей

элементарных знаний о

выращивании овощей на

огороде, в открытом грунте,

развитие познавательных

интересов, формирование

исследовательских навыков,

воспитание у детей умения

наблюдать, делать выводы.

Воспитатели

19.

Рассматривание

муляжей овощей и

фруктов, уточнение

формы, цвета

Формировать представление

детей об овощах и фруктах.

Воспитатели

20.

Экспериментальная

деятельность

«растение - человек»

Выявить насколько растения

нуждаются в уходе человека.

Воспитатели

21.

Труд в природе

Подготовить грядки на

участке к высадке томатов, перца, лука, капусты, моркови, свеклы, редиски, зелени, баклажанов, картофеля, тыквы, кабачков, огурцов

осуществить высадку, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

22.

Экспериментальная

деятельность

«растение - свет» (на

примере

выращивания тыквы)

Определить роль солнца в

жизни растений.

Воспитатели

23.

Экспериментальная

деятельность

«растение - вода» (на

примере

выращивания лука)

Выявить насколько вода

необходима для роста

растений.

Воспитатели

24.

Употребление

выращенных плодов

«Наш урожай!»

Употребление выращенных

плодов, зелени.

Формировать интерес к

результату своего труда

Воспитатели

25.

Художественно -

эстетическое

развитие

«Лепка овощей с

использованием

природных

материалов»

Развитие продуктивной

деятельности детей, детского

творчества в художественном

конструировании;

Формирование трудовых

умений и навыков,

адекватных возрасту

воспитанников,

трудолюбия;

Воспитатели

26.

Художественно –

эстетическое

развитие

«Аппликация – консервируем овощи»

Развивать эстетическое

восприятие; Формировать

образные представления;

Развивать знания об овощах, способах их приготовления.

Воспитатели

27.

Открытое

мероприятие для

родителей «Овощи»

Повышать уровень

познавательной активности и

интеллекта ребёнка, интерес,

внимание к окружающим

предметам

Воспитатели

3 этап – заключительный.

28.

Сбор урожая

Формирование трудовых навыков через сбор урожая на огороде в детском саду.

Воспитатели

29.

Оформление

выставки рисунков

«Вырастили своими

руками»

Вызвать положительные

эмоции, чувство радости.

Воспитатели

родители

30.

Фотовыставка «Чудо

на окне», «Посадили

огород, посмотрите

что растёт»

Отразить результаты

проектной деятельности в

виде творческих фотоколлажей родителям.

Воспитатели

31.

Развлечение «Осенние посиделки»

Создание условий для дальнейшего взаимодействия детей, их родителей и педагогов в рамках проекта.

Воспитатели

32.

Обработка и

оформление

материалов проекта в

виде презентации,

информационной

папки

Обобщение результатов

подготовленного материала

по проекту.

Воспитатели

Результаты проекта

  • Дети познакомились с культурными огородными растениями.
  • На участке дошкольного образования создан огород.
  • У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
  • В результате практической и опытнической деятельности дети получили представления о необходимых условиях для роста растений.
  • Дети увидели многообразие посевного материала.
  • Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.
  • По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.
  • Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.
  • Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, по данной проблеме.
  • За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.
  • Родители приняли активное участие в проекте огород «Вершки и корешки».

Список используемой литературы:

  1. М. 2006.-144с. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О.Ф. Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.
  2. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
  3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
  4. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.
  5. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.: Мозаика- синтез,2016.-180 с.
  6. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008. — 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково-иследовательская деятельность с детьми 1 младшей группы.

Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста интересна и увлекательна....

Позновательно-иследовательский проект в средней группе "Сад и огород-здоровье круглый год"

проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека....

Иследовательский проект "Водица-волшебница"

Расширить и углубить знания детей об окружающем мире главным образом о свойствах воды...

Проект иследовательской деятельности в старшей группе "Человек"

Проект исследовательской деятельности в старшей группе детского сада "Человек"...

познавательно-иследовательская деятельность с детьми подготовительной группы

Совместная познавательно-исследовательская деятельность воспитателя и детей во вторую половину дня....

Проектно-иследовательская деятельность

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее м...