Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»
материал

Соколова Ирина Александровна

По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_master_klass_sokolova.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Использование мнемотехники

для развития связной речи детей дошкольного возраста»

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.

Слайд 2 . Всё чаще мы сталкиваемся с такими проблемами как:

  • бедная диалогическая речь
  • речь из простых предложений
  • отсутствие навыков культуры речи
  • плохая дикция
  • трудности в построении монолога
  • недостаточный словарный запас.

По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Слайд 3. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 4. Мнемотехника, в переводе с греческого, «искусство запоминания».  Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 

Слайд 5. Мнемотехника позволяет развивать:

  • память, ассоциативное мышление;
  • сохранять и запоминать информацию;
  • повышает способность концентрировать внимание;
  • она способствует становлению речи, в частности улучшению дикции, произношению звуков;
  • помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;
  • формирует возможность составлять рассказы, облегчает процесс заучивания стихов;
  • активизирует словарный запас.

Слайд 6. Структуру мнемотехники можно представить следующим образом. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Слайд 7. Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Мнемоквадрат - это отдельная карточка - изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например, для того, чтобы ребенок запомнил, где его шкаф, на  него наклеивают картинку, например, картинка «Зайчик». И теперь он знает, что вещи, на которых есть «Зайчик» - его вещи.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки.

Слайд 8. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову, словосочетанию или предложению. Например, «Травка зеленеет, солнышко светит, ласточка с весною, в сени к нам летит».

(Щелчок) В младшей группе ее можно использовать для легкого запоминания последовательности разных процессов: последовательность умывания,  одевания, чистки зубов и т. д.

Слайд 9. Наиболее сложной структурой является мнемотаблицы. Суть ее заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

В качестве символов-заместителей используются: 

  • предметные картинки.

Слайд 10.

  • Силуэтные изображения.

Слайд 11.

  • Геометрические фигуры.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая.  Начиная со среднего возраста можно использовать не только картинки, но и геометрические фигуры, условные, силуэтные изображения.

На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.

Слайд 12. Мнемотаблицы можно использовать:

  • при обучении составлению описательных, творческих рассказов;

Слайд 13.

  • при заучивании стихов.

Слайд 14.

  • при отгадывании и загадывании загадок.

Слайд 15.

  • при пересказах художественной литературы.

Слайд 16.

  • обогащения словарного запаса.

Слайд 17. Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  1. Последовательность. Сначала работают с мнемоквадратами,  затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  2. Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук.
  3. Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  4. Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным ребята быстро потеряют интерес.
  5. Никаких принудительных мер: просто игра. Все должно происходить в игровой форме.

Слайд 18. Работа по мнемотаблицам строится в три этапа.

1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап.  Пересказ по данной теме.

Сейчас, давайте от слов перейдём к практике.

Слайд 19. Посмотрите на экран и попробуйте отгадать загадку. Кто сможет ее прочесть? («Сидит дед, во сто шуб одет»).

Слайд 20.  Лук.

Теперь попробуйте отгадать, какая сказка здесь закодирована?

Слайд 21. «Лисичка-сестричка и серый волк».

Слайд 22. «Лисичка со скалочкой».

Слайд 23. Теперь давайте составим, опираясь на схему, описательный рассказ, например, про огурец. Сначала разберем, какая информация здесь закодирована. (Цвет, форма, размер, где растет, какой на вкус и на ощупь, как употребляют в пищу). (Рассказывают).

Сейчас я предлагаю подойти ко мне двум человекам. Вам необходимо самим закодировать стихотворение. (Мольберт, фломастеры, стол).

Сшили Тане сарафанчик,

Нет такого у подруг –

Ярко-жёлтый одуванчик,

Колокольчики вокруг.

А, пока наши коллеги работают, мы с вами посмотрим на «живую» мнемотаблицу. Попробуем вместе разучить стихотворение. (Видео «Тише мыши, кот на крыше»).  

Слайд 25. Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить традиционное заучивание текстов наизусть. Однако, с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым и интересны, мнемотехника справляется просто великолепно.

А чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Презентация по использованию мнемотехники в развитии речи дошкольников...

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов по использовании мнемотехники в развитии связной речи детей

Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;- пов...