Статья на тему: Дидактическая игра и ее роль в формировании элементарных математических представлений о счете у детей дошкольного возраста
статья

Ящик Елизавета Владимировна

Аннотация. Обучение счету в педагогическом процессе организовывается целенаправленно и имеет систематический характер проделываемой работы. Современный подход к формированию представлений о счете предполагает обучение детей в процессе деятельности, то есть измерять, считать, вычислять нужно не ради решения теоретической задачи, а непосредственно в практической деятельности, для получения практического результата.

Системно-деятельностный подход невозможен без применения педагогом игровых приемов, средств и методов, поскольку игровая деятельность является ведущей в жизни детей дошкольного возраста. На современном этапе становления и развития дошкольного образования, в соответствие с реализацией образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа), одним из таких методов, применяемых в ходе педагогической деятельности, является дидактическая игра.

Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений, счет, счетная деятельность, познавательный интерес, игра, дидактическая игра, игровая деятелньость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ящик Е.В.,

воспитатель

Статья на тему

«Дидактическая игра и ее роль в формировании элементарных математических представлений о счете у детей дошкольного возраста»

Аннотация. Обучение счету в педагогическом процессе организовывается целенаправленно и имеет систематический характер проделываемой работы. Современный подход к формированию представлений о счете предполагает обучение детей в процессе деятельности, то есть измерять, считать, вычислять нужно не ради решения теоретической задачи, а непосредственно в практической деятельности, для получения практического результата.

Системно-деятельностный подход невозможен без применения педагогом игровых приемов, средств и методов, поскольку игровая деятельность является ведущей в жизни детей дошкольного возраста. На современном этапе становления и развития дошкольного образования, в соответствие с реализацией образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа), одним из таких методов, применяемых в ходе педагогической деятельности, является дидактическая игра.

Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений, счет, счетная деятельность, познавательный интерес, игра, дидактическая игра, игровая деятелньость.

Согласно педагогическому словарю А.М. Новикова, игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе [12, с. 61]. Например, в жизни каждого ребенка игра занимает особенно важное место, так как игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта [11].

Проблематикой игры занимались многие отечественные психологи и педагоги-теоретики, такие как Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, А.В. Запорожец, Н.К. Крупская, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и другие. В частности, Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» дал обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, показал ее значение для психического развития ребенка [18].

Игра воспитывает, развивает, обучает. Следовательно, такое многогранное явление как игра неразрывно связано с жизнью каждого ребенка. Советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский понимал игру как «огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [9].

Только в игре ребёнок может применить свои практические навыки, творческую активность и инициативу. И в то же время именно в игре ребёнок-дошкольник учится контролировать свои действия, анализировать их. Ведь именно самостоятельное регулирование деятельности превращает индивида в сознательного субъекта, делая его поведение осознанным и произвольным [2].

А.А. Смоленцева в своих трудах утверждает, что игра как воспитательное средство ценно тем, что педагог, оказывая воздействие на ребёнка в игре, формирует привычки и нормы поведения не только в зависимости от игровой ситуации и правил, но и переносит эти навыки в обыденные жизненные ситуации [15].

Известно, что в дошкольном возрасте превалирует игровая деятельность, которая является ведущим видом деятельности (Д.Б. Эльконин).

Пункт 1.4 ФГОС ДО раскрывает сущность одного из важнейших принципов дошкольного образования, которым является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [16].

В соответствие с выше упомянутым принципом, можно сказать, что посредством внедрения игровой деятельности в образовательный процесс в стенах дошкольной организации можно широко и качественно раскрыть аспекты познавательного развития детей дошкольного возраста.

Игровая деятельность – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними (А.В. Запорожец). Если рассматривать игровую деятельность через призму педагогических наук, то игра как вид деятельности выступает мощным средством воспитания детей. Она имеет преимущество перед другими видами детской деятельности, так как является площадкой проявления детской активности, самостоятельности, воображения, помогает реализовывать свои представления об окружающем мире [17, с. 10].

Если рассматривать игровую деятельность как отправную точку, с которой можно знакомить детей с аспектами познавательной сферы, то она выступает фундаментом формирования и становления условий для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления [6].

Например, в процессе формирования представлений о счете перед педагогом открывается возможность применения игровых методов и приемов обучения для достижения педагогических целей. Одним из таких методов обучения может служить дидактическая игра.

Под дидактической игрой принято понимать целенаправленную игровую деятельность, которая служит средством получения нового опыта, знания. Для дидактической игры характерны локальные правила, а также обоснованная дидактическая задача.

Проблемой использования дидактических игр в обучении дошкольников занимались такие ученые как В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева и другие [1, с. 130].

В такой игре ребёнок не просто обучается и приобретает новые знания, он еще и получает удовольствие и радость, а всё это способствует положительной мотивации учения и очень важно, чтобы игры были содержательными и познавательными. Педагог должен помнить, что в игре ребёнок не только приобретает новые знания и умения, но и отрабатывает те навыки, что уже имеет. Использование дидактических игр способствует формированию новых знаний, знакомит детей с новыми способами действия, ведь каждая дидактическая игра решает свою дидактическую задачу по совершенствованию разнообразных представлений детей [5].

Дидактическая игра должна включаться в образовательный процесс не как средство отдыха и развлечения, а как одно из средств реализации программных задач. Место и время дидактической игры в структуре непосредственной образовательной деятельности (НОД) должно определяться возрастом детей, целью, видом и его назначением. Дидактическая игра может быть использована в качестве представления нового материала, а может использоваться для закрепления и актуализации уже полученных знаний, отработки умений.

В ходе дидактической игры дети охотно преодолевают трудности, требующие определенных усилий, знаний и навыков, тем самым развивают свои способности и умения. Игра помогает сделать любой программный материал увлекательным и интересным, вызывая тем самым у детей удовлетворение, радостное настроение, облегчает процесс формирования новых представлений [3].

На сегодняшний день существует по меньшей мере более 500 разновидностей дидактических игр, а четкая классификация отсутствует. Однако, многие ученые, педагоги, теоретики дошкольного образования и педагогики в целом предпринимают попытки дать свою структурную дифференциацию дидактических игр в зависимости от различных учитываемых аспектов.

Например, А.И. Сорокина классифицирует дидактические игры по трем компонентам:

  1. по содержанию (по формированию элементарных математических представлений; по развитию речи; по ознакомлению с окружающим миром; подвижные игры и т.д.);
  2. по степени активности детей (игры-занятия; автодидактичексие игры);
  3. по наличию игрового материала (игры с предметами; настольно-печатные игры; словесные игры) [14].

Такие игры задействуют различные анализаторы ребенка, позволяющие справиться с поставленными задачами. Можно сказать, что дидактическая игра является целенаправленной творческой деятельностью, в процессе которой ребёнок глубже и ярче постигает свойства предметов и их взаимосвязь в окружающем мире. Дидактическая игра способна увлечь даже самых неорганизованных детей сначала через сам факт игры, а затем уже включение в процесс обучения в игре [10].

В аспекте рассматриваемой проблемы в соответствие с темой нашего исследование, стоит сказать, что дидактические игры должны формировать и уточнять математические знания детей дошкольного возраста. В процессе игры дети учатся общаться, у них развивается коммуникативная компетенция, развиваются взаимоотношения между детьми, между ребёнком и педагогом, обусловленные непринужденным эмоциональным характером игры [13].

По мнению Ф.Н. Блехер, игра становится именно дидактической игрой, когда познавательный ее элемент неразрывно связан с элементом заинтересованности [7]. Но в этом и состоит само противоречие дидактической игры: что наличие в ней двух элементов – познавательного и игрового – зачастую не взаимосвязаны, а один вытесняет другой. Если педагог будет делать упор только на строгое обучение, где сам будет выступать руководителем деятельности, то интерес со стороны дошкольников пропадает, а самостоятельность в выборе действий детей и вовсе исчезает [15, с. 7].

При организации дидактической игры, следует учитывать, что она имеет свою устойчивую структуру: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры (данные структурные элементы взаимосвязаны между собой и отсутствие отдельных элементов разрушает игру) и проведение игры проходит по следующим этапам:

  1. организационно-подготовительный (выбор игры, разработка сценария, подготовка дидактического материала);
  2. игровая часть;
  3. подведение итогов игры с детьми;
  4. методический анализ игры педагогом [4, с. 64].

Дети должны быть вовлечены в игру, то есть не навязывать, а заинтересовать и увлечь игровым материалом и дидактической задачей, – главная цель педагога. При этом детьми должен хорошо пониматься смысл игровых действий и содержание игры, её правила. В игре должна быть ориентация на реальный окружающий мир, чтобы дети смогли свои игровые навыки перенести и использовать в реальной действительности, ведь для этого и используется дидактическая игра. Также в процессе дидактической игры дети должны опираться на общепринятые нормы нравственности и морали, общечеловеческие ценности [8].

Главным в использовании дидактической игры в структуре НОД по формированию основ о счетной деятельности является собственно обучение счету, а игровые ситуации служат для активизации познавательной деятельности дошкольников, делают восприятие учебного материала более активным и творческим. Использование дидактических игр в образовательной деятельности в ДОО повышает интерес к математике, вносит разнообразие и положительный эмоциональный компонент в учебный процесс, развивает внимание, чувство соревновательности, а также снимает утомление.

Дидактическая игра способствует развитию у детей таких психических процессов, как память, мышление, внимание, восприятие. Она направлена на развитие произвольных действий, осмысленных и подтвержденных знаниями и умениями, а также может служить средством динамичного взращивания познавательных интересов детей.

Например, при обучении счету в пределах 10 можно разделить детей на команды по 5-6 человек. Детям раздаются карточки с изображением предметов. Одному из детей дается задание выложить столько-то предметов, а другому – на два меньше, третьему на один больше, чем второй и так далее. Дети будут помогать друг другу в процессе игры и тем самым закреплять собственные знания и умения. В такой игре совершенствуются как познавательные, счетные навыки, так и коммуникативные.

Большой популярностью в педагогической практике воспитателей дошкольного образования пользуется дидактическая игра «Палочки Кюизенера». Данный материал направлен на всестороннее математическое развитие. С их помощью педагог способен объяснять детям форму, цвет, учить, знакомить с понятием числа и его составом, целого и части, величины, длины, ширины, высоты, а также помогает овладеть прямым и обратны счетом, количественным и порядковым счетом.

Таким образом, в дошкольном образовании дидактическая игра выступает многоплановым, многогранным педагогическим явлением, направленным на всесторонне математическое развитие. Дидактическая игра – это разновидность игры с правилами, которая применяется целенаправленно для решения конкретной образовательной задачи.

Дидактические игры, направленные на формирование математических представлений должны отбираться тщательным образом. Игра должна быть не просто моментом отдыха, а обучающим компонентом в непосредственной образовательной деятельности, который несет определенное смысловое содержание и обучающую задачу. В процессе обучения счету следует включать не только индивидуальные задания, но и групповые, коллективные. Это делается для того, чтобы дети не только постигали математические знания, но и развивали коммуникативные навыки для общения со сверстниками и взрослыми. А самым важным является то, что игра должна быть интересной, а результат полезным и развивающим для детей старшего дошкольного возраста.

Литература

  1. Антонова, Л.В. Роль дидактической игры в познавательной деятельности детей в дошкольных образовательных организациях / Л.В. Антонова // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – №3 (88). С. 129-131.
  2. Богуславская, З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры / З.М. Богуславская. – М.: Просвещение, 2015. – 206 с.
  3. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Учебное пособие. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 420 с.
  4. Воронина, Л.В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова; под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2017. – 289 с.
  5. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 253 с.
  6. Глаголева, К.С. Л.С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К.С. Глаголева // Молодой ученый. – 2017. - №4 (138). – С. 324-326. Международный научный журнал [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/138/38773/.
  7. Давыдова, Е.Н. Дидактическая игра: сущность и содержание / Е.Н. Давыдова, И.С. Кобозева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. - № 3-1. – С. 69-72. Научный журнал [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1921.
  8. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. – 151 с.
  9. Евдокимова, О. А. Значение игры в воспитании ребёнка / О. А. Евдокимова, О. В. Дунаева // Молодой ученый. – 2015. — № 7 (87). — С. 752-755. Международный научный журнал [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/87/17048/.
  10. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 193 с.
  11. Менджерицкая, Д.Б. Воспитание детей в игре / Д.Б. Менджерицкая, О.К. Зинченко, Л.П. Бочкарева и др.; Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик; Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
  12. Новикова, В.П. Математика в детском саду: Старший дошкольный возраст. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 104 с.
  13. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 c.
  14. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2006. – 256 с.
  15. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада. / А.А. Смоленцева. – М: Просвещение, 1987. – 97 с.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). Федеральный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.ru/documents/view/57648/.
  17. Чиркова, Е.В. Игровая деятельность дошкольников: Учебно-методическое пособие / Е.В. Чиркова. – Астрахань: ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж», 2015. – 76 с.
  18. Эльконин, Д.Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с. Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета (ЭБ МГППУ) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Epi-1999/EPI-001.HTM#$p1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей дошкольного возраста

Комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста...

Консультация для родителей: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, ...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры  и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей.С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, ...

Дидактические игры и упражнения направленные на формирование элементарных математических представлений у детей

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок проч...

Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы Раздел «Количество и счёт»

Дидактические игры и игровые упражненияпо формированию элементарных математических представленийдля детей второй младшей группыРаздел «Количество и счёт»...