Обобщение педагогического опыта
статья

Аверина Любовь Алексеевна

Обобщение педагогического опыта по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Тема опыта:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Сведения об авторе:

Ф.И.О.: Аверина Любовь Алексеевна

Должность: Воспитатель

Место работы: МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок№ ОСП»Ельниковский детский сад №1 комбинированного вида»

Стаж педагогической работы (по специальности): 24 года

Проф.образование:

Высшее. МГУ им. Н.П. Огарева г. Саранск 1990г.

Введение

    Одной из глобальных проблем, связанных с сохранением российского народа, российской государственности и восстановлением ценностей традиционной культуры, является духовно-нравственное воспитание детей. Очевидно, что множество стоящих перед педагогами воспитательных проблем можно решить через формирование духовных и нравственных ценностей нового поколения людей. 

     Актуальность избранной мной темы определяется потребностью общества в духовно- нравственном воспитании, как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности». Г.Н. Волков. Программа воспитания и обучения в детском саду» рассматривает духовно – нравственное воспитание как «воспитание  у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному дому, краю, селу, Родине, уважение к людям разных национальностей, знание государственной символики (гимна, флага, герба Российской Федерации).

    В 1999 году академик Д.Лихачёв писал: «У нас есть планы экономического развития, планы выхода из экономического кризиса, но нет даже предложений создать план выхода из той культурной отсталости, в которой наша страна оказалась за последние 82 года. Нам грозит духовное одичание и ощущение своего одиночества в стране, обладавшей одной из самых великих культур мира».

    Таким образом, главным условием возникновения и становления опыта стала необходимость использование традиций отечественной культуры для формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств .Повышения интереса к изучению православной культуры, духовно-нравственному воспитанию детей на особенностях православных традиций. Духовно-нравственное воспитание способствует формированию ядра личности, благожелательно воздействует на все сферы и формы взаимоотношений ребёнка с миром: этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и гражданскую позицию, интеллектуальный потенциал, психофизическое и эмоциональное состояние. Духовно- нравственное воспитание  - это формирование у детей «нравственной школы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и - зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Культурные традиции способствуют сохранению и умножению духовного наследия в современном мире.

      Детская душа - чистая доска. И пока она чиста, на ней можно написать любые письмена. Исправлять ошибки гораздо труднее, порой даже невозможно. Один из духовных отцов писал, что душа ребёнка, как пустой сосуд, который можно наполнить добром или злом. От нас, от воспитателей  зависит, то чем оно наполнится. То есть от системы образования и воспитания.

    Духовно - нравственное просвещение в «Законе об образовании» обозначено как один из приоритетов общего развития ребёнка. Проникая через все режимные моменты воспитательного процесса осуществляемого в детском саду, детям прививаются нормы нравственности и морали, формируются лучшие качества личности, развиваются способности осознания принятия нравственных основ жизни и преодоления сложностей современного существования. Моделирование современной воспитательной системы позволяет обновлять и дополнять содержание и структуру воспитания, отвечая потребностям общества в изучении национально- региональной культуры и истории, отечественных православных традиций.

       Для того чтобы общество смогло выжить и сохранить свою уникальную культуру, оно должно обязательно передавать - наследовать те духовные ценностные ориентиры, по которым жило, на которых держалось всю историю своего существования. Но сейчас эти ценности почти не передаются, более того, происходит их подмена, а без опыта духовной жизни общество существовать не может, поэтому очень важно понять, что в основе этих ценностей – православие.   Очевидно, необходимо вернуться к традиционной для отечественной культуры мудрой простоте миросозерцания, неотделимой от правды и нравственности, к извечным ценностям русского народа-мягкости, скромности, всепрощению, целомудрию, терпеливому приятию жизни, духовному её осмыслению.

   В основе педагогического опыта лежат идеи В.Д.Выготского, М.Д. Павленко, Л.В. Серых и многих других педагогов. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Д. Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.    

Дошкольный возраст - это время когда закладывается фундамент воспитания ребёнка как личности, которая учится выстраивать взаимоотношения с родителями, друзьями, с окружающим миром.

         Воспитание детей дошкольного возраста как граждан страны должно быть полноценным и осуществляться с учётом тех традиций, которые легли в основу отечественной культуры, под сенью которой происходило много веков назад становление и развитие Российского государства. С учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей даёт возможность решать проблемы духовно – нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом.

Технология опыта 

 Цель:

Создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, и воспитания готовности следовать им.

Задачи:

 - Формирование позитивного отношения детей к окружающему миру, другим людям и к самому себе.

- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами    традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. 

- Формирование   потребности и готовности проявлять сострадание  к близким. 

     - Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. 

- Ответственность за свои дела и поступки.

 

Работа ведется по трем направлениям:

Я и моя семья.

   В своей работе убеждаю детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения. Для решения поставленных задач использую и специально организованные занятия, игровое моделирование проблемных ситуаций, а также богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.

Родной край.

   Даю первоначальные знания об истории Мордовии. Знакомлю с традициями, сложившимися в нашей республике, укладом жизни православных христиан. Воспитываем чувство гордости за свою землю.

Социально-нравственное направление.

   Учу дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к православной культуре. Знакомлю с православными традициями наших предков, приобщаю к духовному наследию своего народа. В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании картин великих художников, фотографий пытаюсь воспитать интерес к прошлому своего народа, его традициям и культуре. Читаем с детьми, ставим представления, участвуем в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица,  Вербное Воскресение, Пасха. Чтобы дети могли окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья. Широко в этой работе использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в них занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине. Часто рассказываю своим воспитанникам о культуре быта нашего народа, о привычках и обычаях, о памятниках старины, чтобы воспитать у детей чувство уважения к прошлому нашего народа. В своей работе по духовно- нравственному воспитанию постоянно обращаюсь к детской Библии. Эта книга помогает нам лучше понять мир, людей.  

    Моя работа основывается на постоянном контакте с родителями. Они принимают активное участие в выставках совместного творчества с детьми по темам «Пасхальное украшение» «Рождественская елка». Родители предоставляю для экспозиций семейные предметы рукоделия.

 Результативность опыта.

1. Заметно изменяются взаимоотношения детей, они проявляют большое внимание друг к другу.

2.У ребят появилось желание самостоятельно организовывать и проводить народные подвижные игры. В сюжетно-ролевых играх нашли отражения, полученные знания о быте крестьян, семейных традициях, русских народных костюмах.

3.Появился интерес к сравнению предметов окружающего мира, познанию их особенностей и назначения, возник интерес к загадкам и самостоятельным придумыванием их.

4.Дети научились самостоятельно анализировать произведения православной литературы, соотносить прочитанное со своим опытом и представлениями.

5. Углубились знания о семье, её значимости и необходимости в жизни каждого человека.

6. Много узнали о жизни святых.

7. Познакомились с историей православных праздников.

8. Познакомились с традициями русского народа, укладом жизни православных христиан.

9. У детей появилось чувство благодарности к своим корням, предкам-защитникам Отечества.

    Считаю, что использование различных форм и методов работы с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей даёт возможность решать проблемы духовно – нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. Воспитывает у детей чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру.

     Своим опытом делюсь с воспитателями детского сада, проводя открытые мероприятия «Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение», «Масленица».  Выступала на  районном методическом объединении воспитателей ДОУ с докладом «Современные методы и приемы духовно- нравственного воспитания дошкольников ». Принимала участие в районном методическом объединении по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через использование проектной деятельности»  в форме показа мастер-класса «Кукла-оберег». Материал донного опыта публиковала на сайте «Кладовая развлечений»

 Список литературы:  

Буре Р.С Основы нравственноговоспитания детей. М.:Перспектива. 2009.298с.

Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России в сфере общего образования М.: Просвещение, 2009. 256с.

Киркос Р.И. Православное воспитание детей дошкольного возраста. Санкт- Петербург: Сатис Держава, 2006.

Куприна С.А., Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Детство - пресс, 1999.

Князева О.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство- пресс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....