"Лучшая интернет- публикация о жизни и наследии Г.Н. Волкова"
методическая разработка (старшая группа)

Степанова Ольга Юрьевна

Цель:  знакомство с жизнью и творческим наследием Г.Н. Волкова

Задачи: развитие интереса к изучению истории своего народа;

воспитание патриотизма, любознательности и пытливости;

побуждение к стремлению быть похожими на лучших представителей

чувашского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_material.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог, писатель, ученый

Цель:  знакомство с жизнью и творческим наследием Г.Н. Волкова

Задачи: развитие интереса к изучению истории своего народа;

воспитание патриотизма, любознательности и пытливости;

побуждение к стремлению быть похожими на лучших представителей

чувашского народа.

Ход мероприятия

1-ый ведущий: Добрый день!

2-ой ведущий: Сывлӑх сунатпӑр пурне те!

3-ий ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о человеке, который утверждал, что без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры.

1-ый ведущий: Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности.

2-ой ведущий: Без духовности – нет личности, без личности – нет народа.

3-ий ведущий: Надеемся, что многие из вас догадались, что речь пойдет о славном сыне чувашской земли Геннадии Никандровиче Волкове.

1-ый ведущий: Слово предоставляется членам школьного кружка «Родной край», которые познакомят нас с основными вехами жизненного пути нашего героя.

1 блок. Путь в педагогику

1-ый ученик: Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики. Отчий дом, босоногое детство, песни матери Альтюк и сказки бабушки Перасковьи. Маленькому Гене исполнилось 7 лет. И вот он уже ученик 1 класса Больше-Яльчикской семилетней школы. После успешного окончания семилетки он продолжил учебу в Яльчикской средней школе. Учебу он успешно совмещал с работой в колхозе имени Ленина.

2-ой ученик: В 1945 году Геннадий получил аттестат об окончании средней школы и поступил на физико-математический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева. Свою педагогическую деятельность начал в 1948 году, он стал преподавать математику.

3-ий ученик:

Семейную династию

Продолжил наш герой,

И с точною наукою

Связал путь в жизни свой.

Столичный ВУЗ закончив,

Он стал преподавать,

Был мудр и заботлив,

Умел он поддержать.

4-ый ученик: В разные годы ему довелось работать учителем в школах Чебоксар и Казани, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Где бы он ни работал, постоянно стремился к совершенствованию, вел научно-исследовательскую, общественную и пропагандистскую работу.

5-ый ученик: В 1952 году Геннадий Никандрович окончил аспирантуру Казанского пединститута, после чего трудился доцентом и старшим научным сотрудником. С 1979 по 1982 год работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы. Волков состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России, таких, как «Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и другие.

1-ый ученик:

Потом аспирантура,

Казанский институт,

В журналах – редактура,

Москва, затем Эрфурт.

2-ой ученик: В молодости Геннадий Никандрович вел переписку с Василием Сухомлинским – выдающимся педагогом-гуманистом. На тот момент Волков был всего на десять лет младше своего приятеля. Однако влияние, оказанное Сухомлинским, не могло не сказаться на дальнейшей деятельности педагога. 

3-ий ученик:

Дружил он с Сухомлинским,

Был в переписке с ним,

Для многих он был близким,

Понятным и родным.

4-ый ученик: Геннадий Никандрович за всю свою жизнь написал более тысячи публикаций. В одной лишь педагогике он стал автором порядка полусотни монографий. Большинство его работ посвящены этнопедагогике – науке, предметом которой является воспитание по народным традициям.

5-ый ученик:

Мы Волковым гордимся,

Пример с него берем,

Без устали трудимся,

И знаний свет несем.

Исполнение песни «Гимн учителя» (Слова и музыка Натальи Власенко)

2 блок. Литературное наследие

1-ый ведущий: Помимо педагогики, Волков занимался и литературной деятельностью. Работы Геннадия Никандровича широко известны по всей стране. Он прославился и как детский писатель. Его сказки и басни переведены на десятки языков. Первой работой ученого стали «Рассказы бабушки». Они были изданы в 1957 году. В этой книге знаменитый педагог приобщал маленьких читателей к понятиям доброты, душевности, благородства и чести. Делалось это на примере поведения чувашского народа.

2-ой ведущий: Далее – книга за книгой. «Шӑллӑмсемпе йӑмӑксене» («Братишкам и сестренкам»), «Юманпа хӗвел» («Дуб и солнце»), «Созвездия земли», «Кил илемӗ» («Свет в родном окне») и другие. Все его дело, все его и педагогическое, и литературное творчество – это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него – мерило всех ценностей. Откуда это у него? – спросите вы. Конечно же, первые уроки человеколюбия Геннадий Никандрович получил в своей семье.

3-ий ведущий: С большим волнением и трепетом читаем мы воспоминания великого учёного о своих родителях, о бабушке – первых мудрых воспитателях будущего академика. Трогают за душу строки: «Бабушка просто была великим педагогом. Она учила меня быть ласковым, добрым, жалостливым, а главное – любить труд». Этим он ещё раз подчёркивает, что чувашский народ испокон веков воспитывался в труде. Именно трудолюбие помогло стать Волкову всемирно известным человеком.

Учитель:Действительно, Волков работал беспрестанно и считал труд основой всего. Именно трудовое воспитание он считал основным. Об этом говорится во многих его книгах. Чтобы убедиться в этом,предлагаю познакомиться с отрывкомиз его произведения «Золотая колыбель».

(Каждому раздается распечатанный текст-отрывок)

ЗОЛОТАЯ КОЛЫБЕЛЬ

(сентиментальный монолог, отрывок)… Для каждого случая у бабушки было что-то похожее на сказку. Любой поступок, какое угодно событие она могла комментировать сказкой.

— Выкопайте картофель, сварим картофельный суп.

Не сразу трогаемся с места.

— Вот бабушка умрет — будет вам приволье, будет вам радость: невыкопанный картофель, неочищенный можно будет есть...

— А как?

— Сначала сходите, выкопайте картофель, будет вариться — расскажу.

Мы — бегом.

Так же, как невестка. Ей надоело толочь просо. Ленивая была. «Умрет свекровь — без пшена обойдусь: из проса буду варить кашу», — мечтает она. Умерла свекровь. Невестка решила сварить кашу из проса не на воде, а на одном масле. От радости сама чуть не пляшет. А просу в котле деваться некуда — тоже пляшет, прыгает. Запах распространился вкусный. Не удержалась невестка, открыла крышку. Горелое просо стрельнуло ей в глаза. Ослепла на оба глаза.

— Плохо быть слепым. Еще хуже быть безруким, безногим. Но нет ничего хуже, чем быть ленивым...

Мне было двенадцать лет, когда сгорел дотла наш дом.
Восходит солнце. Сижу, засыпая, на бревне во дворе чужого дома. Бригадир приглашает соседей на работу — полоть просо. Бабушка слышит это и начинает искать меня, спрашивает, где я. От ее вопроса вздрагиваю и мгновенно просыпаюсь.

— Раздетый, разутый — и лапти сгорели... Куда он пойдет?

Это говорит мать.

— Толстый слой пыли на дороге мягок, как пух, как мыльная пена. А молодое просо как бархат — босым ногам ласка.
— Такое горе... — опять несмело возражает мать.

— Горем дома не поставишь, горе можно одолеть лопатой. Да какое горе может быть у ребенка?

— Догоняй остальных.Эти слова относились ко мне.

— Горю учить не надо, оно само научит. Работать учить надо.
Терпеть не могла бабушка бездействия.

Работа с текстом.

1.Чтение отрывка вслух по цепочке с комментированием.

2. Анализ и составление плана.

– На сколько частей можно разделить текст? (Три)

– О чем говорится в первой части? (Ответы учеников и запись наиболее удачного варианта первого пункта плана на доске).

– Как можно озаглавить вторую часть текста? (Ответы учеников и запись наиболее удачного варианта второго пункта плана на доске).

– Какая история завершает текст? Как эту часть можно озаглавить? (Варианты учеников и запись последнего пункта плана).

3. Беседа по прочитанному.

– Давайте попробуем предположить, какую историю рассказала бы бабушка, пока варился картофельный суп? (Рассказы учеников)

– Можно ли есть невыкопанный картофель? (Нет)

– Тогда почему бабушка говорит, что невыкопанный, неочищенный картофель можно будет есть?

– О чем мечтала невестка?

– Из-за чего она ослепла?

– Что имела в виду бабушка, когда говорила, что горе можно одолеть лопатой?

– Какова основная мысль данного текста?

(Ответы детей и коллективная формулировка вывода: труд – основа всего, прививать любовь к труду надо с раннего детства).

– У кого из вас есть бабушки?

– А сейчас я вам предлагаю рассказать о своих бабушках, о ваших взаимоотношениях. Как они вас поддерживают, в чем вы им помогаете? Я начну, а вы должны продолжить предложения.

4.Упражнение «Незаконченные предложения»

Моя бабушка – самая…

Наши отношения с бабушкой – самые…

Я помогаю бабушке…

Бабушка меня научила …

Учитель: Какие молодцы ваши бабушки! Они вам и сказки рассказывают, как бабушка Перасковья, и приучают вас к труду. А все потому, что понимают: без труда не выловишь и рыбку из пруда. Кстати, а какие еще пословицы о труде вы знаете? (Ответы детей)

Молодцы! В качестве награды за прекрасное знание пословиц предлагаю вам послушать песню.

Песня «Без труда не проживешь»

(Сл. В.Викторова и Л.Кондратенко, муз. В.Агафонникова)

1-ый ведущий: Действительно, без труда не проживешь, поэтому по чувашским традициям маленького ребенка с детства приучали к работе, потому что только на его основе можно было дать все остальные виды воспитания.

2-ой ведущий: Наши предки считали, что человеку не просто нужно любить труд, а иметь привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую.

3-ий ведущий: По записям Геннадия Никандровича, в 50-х годах прошлого века чувашские ученые опросили старых людей и выяснили, что в возрасте 10-12 лет они могли выполнять около 100-130 видов труда.

Игра «Угадай»

Учитель:А сейчас проведем игру «Угадай». Для этого мы разделимся на две команды. Каждая команда должна продемонстрировать по 6 имитаций какой-то определенной трудовой операции, а другая команда должна отгадать, что же они делают, какую работу выполняют. Потом меняемся ролями. Кто больше отгадает, тот и выиграет.

(Другой вариант: названия трудовых операций написаны на листочках, ученик их вытягивает, кому что попалось, то и изображает, остальные угадывают).

Учитель: Пора снова пригласить сюда членов кружка «Родной край». Они нам покажут сценку по рассказу Геннадия Никандровича Волкова.

Инсценировка по рассказу Г. Н. Волкова «Умный сын»

Учитель: Из этой сценки хорошо видно, что в рассказах Волкова проблема нравственности находится на первом месте. А золотое правило нравственности гласит: «Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили».

Как уже было отмечено, большинство работ Геннадия Никандровича посвящены этнопедагогике – науке, которую исследовал и разработал он сам. Главная идея этнопедагогики по Волкову – достижение гармонии природного, социального и духовного в развитии человека. Например, не стоит и говорить о любви к детям, если не почитается старость. А все это, по мнению Геннадия Никандровича, закладывается в семье.

3 блок. Память.

1-ый ведущий:

Как нужно жизнь свою прожить?

Ведь мир не прост, он так устроен,

Быть может, подвиг совершить,

Оставшись в памяти героем?

2-ой ведущий:

Нет, видно должен человек,

Чтоб помнили его потомки

Своих трудов оставить след.

3-ий ведущий: Волков – это тот человек, что уже при жизни вписал свое имя в российскую историю.

1-ый ведущий: Геннадий Никандрович Волков – видный российский педагог, академик, писатель, переводчик, доктор педагогических наук.

2-ой ведущий: Он почётный гражданин Калмыкии и Чувашии. В нашей республике свято чтят его память.

3-ий ведущий: В Чебоксарах установлен памятник Геннадию Волкову.

1-ый ведущий: В селе Красные Четаи разбит сквер с памятными посадками дуба.

2-ой ведущий: 62-ая школа города Чебоксары носит имя академика Волкова.

3-ий ведущий: Научно-исследовательский институт этнопедагогики при Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева тоже носит имя Волкова Геннадия Никандровича.

1-ый ведущий:

Этнограф и ученый,

Оставил в жизни след,

Достиг вершин огромных,

Достиг больших побед!

2-ой ведущий: Светлая память о Геннадии Никандровиче Волкове, патриархе отечественной педагогики, Учителе с большой буквы, мудром, талантливом человеке, ставшем настоящей легендой, гордостью Чувашии, навсегда останется в наших сердцах.

3-ий ведущий:

Мы никогда вас не забудем!

Вы память светлую оставили для всех!

Учитель! Дорогой Учитель!

Бесценный добрый человек.

Учитель: На этом наше мероприятие подошло к концу. Всем спасибо за вдумчивую и активную работу, особая благодарность моим помощникам, членам кружка «Родной край». Давайте поблагодарим их аплодисментами.

Использованная литература

1.Волков Г. Н. Созвездия земли. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1979. – 446 с.

2. Викторов Г.А. Другим я уже не буду. – Чебоксары: «Новое время», 2008. – 392 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...