Картотека физических опытов
картотека (старшая, подготовительная группа)

Картотека физических опытов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_fizicheskih_opytov.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 им В.П.Чкалова

Картотека физических опытов

Составил: воспитатель Козлова Е.Г

Экспериментирование со светом

Эксперимент «Свет повсюду».

Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Описание. Дед Всезнай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик. Если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

• Игра «Свет бывает разный» – дед Всезнай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет – изготовленный людьми. Что светит ярче – свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче – солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Эксперимент «Солнечные зайчики»

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Материал: зеркала.

Описание. Дед Всезнай помогает детям вспомнить стихотворение о солнечном зайчике. Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет.) Затем он показывает, как с по мощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отражает луч света и само становится источником света.) Предлагает детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).

• Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.
Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое рас стояние.

Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещенном помещении. Почему солнечный зайчик не появляется? (Нет яркого света.)

Эксперимент что отражается в зеркале?

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Материалы: зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие листы.

Описание. Любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало. Кого видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? слева? справа? А теперь посмотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличаются ли они от тех, какие вы видели в зеркале? (Нет, они одинаковые.) Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отображает предмет таким, каков он есть на самом деле.

.• Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, сковорода, вазочки, воздушный шар). Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо. На что вы обратили внимание при выборе предмета? Попробуйте каждый предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый? Все ли предметы блестят? Посмотрите, одинаково ли ваше отражение во всех этих предметах? Всегда ли оно одной и той же формы? Где
получается лучшее отражение? Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала. Далее детям предлагается вспомнить, где на улице можно увидеть свое отражение. (В луже, в речке в витрине магазина.) В рабочих листах дети выполняют задание «Найди и обведи все предметы, в которых можно увидеть отражение».

Игры с красками

Разноцветные шарики

Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4–5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели – цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?

• Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов. Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет;  синюю с желтой – зеленый,  красную с синей – фиолетовый, синюю с белой – голубой. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски- вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Игры со звуком

Почему все звучит?

Задача, подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание.

•Игра «Что звучит?» – воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит

муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

Игры со светом и тенями

Свет повсюду

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Описание. Дед Всезнай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно?(Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

•Игра «Свет бывает разный» – дед Всезнай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет – изготовленный людьми.   Что светит ярче – свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить,  разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче – солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Тени на стене

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

Солнечный зайчик

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.    

Кто   нагрел предметы?

На прогулке воспитатель показывает детям  зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.

Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».

Эффект радуги

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета – воспроизводим эффект радуги.

Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

Игры с воздухом

Воздух повсюду

Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Описание. Галчонок ЛюбоВсезнайка загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.(Воздух)Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

•Игровое упражнение «Почувствуй воздух» – дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

•Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Кто играет ленточками?

На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат.

Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?

После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.

1. «Полярное сияние».

Цель: понимать, что полярное сияние - проявление магнитных сил Земли.

Материал: магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.

Процесс. Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит. (Опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита.) Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару. (Кусочки бумаги - частицы солнечного, ветра, шар - Земля.)

Итог. Магнитные силы Земли задерживают солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся.

2. «Выбери».

Цель: понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

Материал: предметы - одного размера из разных материалов, разных размеров, но близкие по весу; емкости с водой и песком, тонкая резинка, пружинные весы.

Процесс. Дети рассматривают предметы. Взрослый предлагает детям узнать, притягиваются ли они к Земле. С помощью взрослого дети выполняют действия: привязывают нити к предметам, взвешивают их; отпускают над водой, над песком, подвешивают на резинку. (Тяжелые предметы сильнее растягивают резинку.) Рассматривают пружинные весы. Взвешивают предметы, различные по весу, отмечая показания весов.

Итог. Чем тяжелее предмет, тем он сильнее притягивается.

3. «Почему легче?».

Цель: выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле.

Материал: емкость с водой, пружинные весы, хомутик из узкой полоски жести.

Процесс. Дети под руководством взрослого подвешивают к весам груз, фиксируют показания с помощью хомутика. Затем резко опускают весы вместе с грузом в воду (имитируют падение). Определяют, что показания весов восстановились. Выясняют, почему хомутик оказался на нулевой отметке. (Потому что показания весов изменились при падении.) Взрослый спрашивает детей, когда предмет стал «невесомым» (при падении, когда человек может почувствовать невесомость (в лифте, при прыжке, на качелях).

Итог. Предметы становятся «невесомыми» (легче) при падении, в лифте, при прыжке, на качелях.

4. «Волшебный шарик».

Цель: установить причину возникновения статического электричества.

Материал: воздушные шары, шерстяная ткань.

Процесс. Дети обращают внимание на «прилипший» к стене воздушный шар. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется. (Шар падает, отлипает от стены.) Дети выясняют, как сделать шар волшебным, предположения проверяют действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду, - и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда.

Итог. От трения возникает статическое электричество.

5. «Волшебники».

Цель: установить причину возникновения статического электричества.

Материал: пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги.

Процесс. Взрослый ставит перед детьми задачу: как сделать предметы волшебными, чтобы они могли притягивать к себе (Потереть тканью о волосы, одежду.) Предположения дети оформляют в виде алгоритма или пиктограммы. Выполняют действия, проверяя электризацию предметов, взаимодействие с различными материалами. Устанавливают оргстекло на подставку, под которой лежат фигурки из бумаги. Выясняют, как заставить фигурки двигаться: используют для натирания стекла разные материалы. (Фигурки прилипают к стеклу.) Дети протирают влажной тканью стекло и смотрят, что произошло с фигурками. (Фигурки упали на стол, «электричество» кончилось, оргстекло перестало притягивать.)

Итог. При трении различных предметов друг о друга возникают притягивающие силы.

6. «Почему все падает на землю?».

Цель: понять, что Земля обладает силой притяжения.

Материал: предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух); емкость с водой, песком, металлические шарики.

Процесс. Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит, какие быстрее падают на землю, какие дольше держатся в воздухе, какие они по весу. (Предметы, легкие по весу, имеющие большую площадь поверхности, в воздухе держатся дольше.) Рассматривают предметы, выясняют материал, из которого они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее, почему. (Тяжелые предметы ударяются сильнее.) Одинаковые шарики опускает с разной высоты над емкостью с песком. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались. (Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, и тогда в песке увеличивается углубление.) Отпускают предметы с разной высоты над емкостью с водой. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались. (Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты; при падении предмета с большейвысоты в воду больше брызг.) Объясняют, почему опасно прыгать с высоких предметов. (Удар о землю будет сильнее.)

Итог. Земля обладает силой притяжения.

7. «Две пробки».

Цель: выяснить, как действует сила притяжения.

Материал: емкость с водой, две пробки одинакового размера.

Процесс. Дети опускают пробки в емкость с водой на расстоянии 5 мм друг от друга. Проверяют, что произошло. (Пробки притянулись одна к другой.) Подталкивают одну из пробок к стенке емкости. (С небольшого расстояния пробка притягивается к ней.)

Итог. Предметы могут притягиваться друг к другу.

8. «Твердые - жидкие».

Цель: понять изменение агрегатного состояния веществ в зависимости от тепла.

Материал: пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, металлическая тарелочка; пинцет или металлическая емкость с деревянной ручкой.

Процесс. Предварительно подержав в холодном месте пластилин, дети выясняют, из каких частиц он состоит. (Твердых - чтобы разъединить пластилин, надо приложить усилие.) Рассуждают, что надо сделать, чтобы из него было удобно лепить. (Согреть, он станет мягче.) Как можно согреть? (На солнце, на батарее, над пламенем свечи, в руках и т. д.) Дети помещают кусочек пластилина в металлическую тарелку, нагревают над пламенем свечи. Выясняют, что произошло с пластилином. (От тепла он расплавился, растекся по тарелке. Из твердого вещества он превратился в жидкое.) Оставляют пластилин на 5-10 минут. Определяют, что происходит с пластилином, почему. (Он затвердевает; жидким он становится, если его нагревать.) Дети утверждают, что можно встретиться с такими же превращениями в природе (снег - вода - лед). Только тепла для этих превращений надо меньше, чем для пластилина.

Итог. Тепло изменяет состояние вещества.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКОМ

1. «Почему не слышно?».

Цель: выявить причины ослабления звука.

Материал: большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки. Дети проводят следующие опыты. В большой емкости у одного края помещают легкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабли-ками. (По воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны.) Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращают внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться. (Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается.) Дети закрепляют в емкости преграды - «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости имитируют рукой «волны», наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой. (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают.) То же самое происходит со звуками в городе, помещении.

Итог. Чем источник звука дальше, тем звук тише.

2. «Как быстрее?».

Цель: выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материал: бечевка, клейкая лента, ватный тампон.

Процесс. Дети с помощью взрослого отмеряют длинную бечевку (не менее 60 см, один конец прикрепляют к столу, а за другой натягивают бечевку и отпускают. Дети наблюдают, как она дрожит, колеблется, издавая негромкий звук, который по воздуху доходит до слуха. Наматывают на палец бечевку, закрывают одно ухо ватным тампоном, в другое вставляют палец с намотанной бечевкой. Вновь оттягивают бечевку и отпускают.

Итог. Звук от колебания бечевки становится громче, попадает сразу в ухо. Звук быстрее распространяется через твердые тела.

3. «Звуки в воде».

Цель: выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материал: большая емкость с водой, камешки.

Процесс. Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.

Итог. Звук быстрее распространяется через жидкие тела.

4. «Как сделать звук громче?».

Цель: выявить причины усиления звука.

Материал: пластмассовая расческа, рупор из картона.

Процесс. Взрослый предлагает детям выяснить, может лирасческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев расчески, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески. (Зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха, и слышится звук.) Звук очень тихий, слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения можно предложить одному ребенку проводить пальцем по зубьям расчески, а другому в это время - легонько пальцами коснуться стула, что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т. д. (Звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет.)

Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки (колебания, стал ли звук громче (звук усилился, какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор).

Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем - с помощью рупора.

Итог. Команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Занимательные опыты".

Для ознакомления старших дошкольников с окружающим миром , для повышения познавательных интересов , логического мышления, памяти , можно использовать методы экспериментирования. В помощь педагогам кар...

Картотека игр опытов

Игры по опытно-экспериментальной деятельности...

Картотека схем – опытов по блоку «Песок» в 1 младшей группе

Картотека схем – опытов по блоку «Песок»...

Картотека НОД опытов и эксперементов для детей «Неживая природа вода опыты и эксперименты для детей 4-5 лет»

Учимся экспереминтировать играя. В моей картотеки собраны  опыты с водой ....