Методическая разработка. Проект СКазка ложь да в ней намёк..."
методическая разработка (младшая группа)

Панарина Надежда Александровна

В наше время высоких технологий и инноваций мы столкнулись в своей работе с проблемой недостатка развития у детей той или иной стороны личности: физическое развитие, мелкая моторика, развитие речи, развитие эмоционального интеллекта, развитие любознательности, памяти, познавательных интересов, логического мышления и так далее.

Многие дети испытывают дискомфорт при общении со сверстниками или взрослыми, некоторые дети не владеют элементарными нормами поведения, кто-то лишён нравственности. Наблюдая за детьми , мы пришли к выводу, что необходимо создать проект, который бы помог в решении появившихся задач. Проект, который помог бы всестороннему развитию личности ребенка, не нарушая его внутреннего мира.

Так появился проект «Сказка ложь да в ней намёк…». Проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Проект

Название работы: «Сказка ложь да в ней намёк…»

Введение.

Актуальность.

В наше время высоких технологий и инноваций мы столкнулись в своей работе с проблемой недостатка развития у детей той или иной стороны личности: физическое развитие, мелкая моторика, развитие речи, развитие эмоционального интеллекта, развитие любознательности, памяти, познавательных интересов, логического мышления и так далее.

Многие дети испытывают дискомфорт при общении со сверстниками или взрослыми, некоторые дети не владеют элементарными нормами поведения, кто-то лишён нравственности. Наблюдая за детьми , мы пришли к выводу, что необходимо создать проект, который бы помог в решении появившихся задач. Проект, который помог бы всестороннему развитию личности ребенка, не нарушая его внутреннего мира.

Так появился проект «Сказка ложь да в ней намёк…». Проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель проекта: Разностороннее развитие ребенка младшего дошкольного возраста через взаимодействие со сказками.

Задачи:

  1. Познакомить детей со сказками : народными и авторскими.
  2. Привлечь  детей к театрализованным постановкам на основе сказок.
  3. Формировать интерес детей к сказкам.
  4. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.
  5. Содействовать развитию речи детей посредством участия в театрализации сказок, пальчиковых игр.
  6. Обогащать и пополнять  словарь.
  7. Формировать умение выражать своё отношение к героям сказки;
  8. Формировать интерес и бережное отношение  к книгам;
  9.  Развивать воображение, фантазию, мышление,любознательность
  10. Развивать познавательный интеллект.
  11. Развивать эмоциональный интеллект.
  12. .Развивать тонкие произвольные движения пальцев рук.
  13. Развивать мелкие мышцы кисти.
  14. Совершенствовать тактильную чувствительность (игры с твердыми, сыпучими, жидкими материалами, игры с пазлами и кубиками, театрализация пальчиковая, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, рисование сказок на песке).
  15.  Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями;
  16. Формировать умение использовать средства выразительности (мимику, интонацию, пантомимику) при рассказывании сказок.
  17. Формировать начальную скоординированность движений обеих рук.
  18. Развивать творческую самостоятельность.
  19. Воспитывать партнерские отношения между детьми , коммуникативные качества.

Целевая аудитория: дети младшего дошкольного возраста.

Описание основной концептуальной идеи

Проблема всестороннего воспитания и развития ребенка в наше время стоит  особо остро с условием постоянно меняющейся окружающей среды и меняющихся задач , которые ставит перед ребенком общество . Сказки помогают решить данную проблему, так как слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, он узнает о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости. Сказки развивают фантазию, внимательность и абстрактное мышление. Мысленно следуя за сюжетом, ребенок рисует в воображении невиданные места, фантастические события, внешность главных героев. Никакой телевизор или компьютер не сделает этого лучше. Но польза сказок не только в этом… Дети всегда представляют себя в роли положительных героев. Вживаясь в этот образ, они учатся совершать благородные поступки, быть честными, мужественными, находчивыми. Учатся выручать друзей в беде и защищать слабых. Начинают различать хорошее и плохое. В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои, происходит борьба добра со злом, и у сказок всегда счастливый конец. Это учит не сдаваться, прилагать усилия, добиваться желаемого. Учат преодолевать трудности, проявлять настойчивость, быть находчивыми, активно действовать при безнадежных обстоятельствах. Благодаря чтению и слушанию сказок, увеличивается словарный запас и улучшаются навыки общения.

Сказки помогают всестороннему развитию ребенка , не отягащая педагогический процесс.  Вот, что писал по этому поводу великий русский писатель К.И.Чуковский в своей книге «От двух до пяти»: «Цель сказочников иная.Она заключается в том, что бы какою угодно ценоювоспитать в ребёнкечеловечность-эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою……только эта способность, привитая с самого  раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет впредь создавать Бестужевых, Пироговых,Некрасовых, Чеховых,Горьких…» (стр.223 К.Чуковский «Малое собрание сочинений»)

В проекте представлен список сказок,по которым расписаны формы работы. Этим списком знакомство детей со сказками в течении года не ограничивается , так как сказки несут не только развивающую , но и терапевтическую функцию.

Любая сказка несет  в себе терапевтическую функцию  – функцию, которая врачует душу. Любая сказка врачует своей средой, сказочной обстановкой, своей защищенностью, что очень важно в наше время компьютерных технологий. Недостаток общения у детей очень часто выражается в их поведении . Знакомство со сказками помогает нам помочь ребенку справиться с той или иной проблемой.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный

1. Подбор и изготовление наглядного, дидактического, раздаточного материала, литературы и материала для творчества.

2. Составление картотек:  «Пальчиковые игры», «Игры большой и малой подвижности на основе сказок в младшем дошкольном возрасте», дидактические игры на основе сказок для младшего дошкольного возраста.

 3. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию мелкой моторики рук.

4.Подбор различных видов театра для самостоятельной и совместной деятельности, элементов костюмов.

5.Подбор детской художественной литературы для ознакомления детей с иллюстрациями к сказкам.

6.Подбор материалов для художественно-эстетической деятельности.

7. Подбор сказок с учетом диагностики детей.

II этап – основной

Работа в следующих направлениях:

С детьми: (согласно перспективному плану проекта):

- специально организованная деятельность

- совместная образовательная деятельность педагога с детьми

- самостоятельная деятельность детей

-индивидуальная работа с детьми

С родителями:

- консультации для родителей

- привлечение родителей к совместному творчеству

-привлечение родителей в участие в педагогическом процессе

-посещение родителями вместе с детьми предлагаемых мероприятий

- организация «круглых столов» для участия родителей в совместном обсуждении сказок и их влияния на детей

III этап – заключительный (май)

Итоговое мероприятие: театрализация

Спектакль для параллельной группы «Мир сказок»

Сказки:

«Колобок» обр. К.Ушинского

«Волк и козлята», обр. Л.Толстого

«Кот,петух и лиса» обр.М.Боголюбской

«Гуси-лебеди» р.н.сказка

«Снегурочка и лиса» р.н.сказка

«Бычок-черный бочок ,белые копытца» обр.М.Булатова

«Лиса и заяц» обр. В.Даля

«У страха глаза велики» обр.М.Серовой

«Теремок» обр.Чарушина

«Руковичка» обр.Е.Благиной

«Муха-цокотуха» К.Чуковский

 «Два жадных медвежонка» венг.нар.сказка обр.А.Краснова и В.Важдаева

«Упрямые козы» узб.нар.сказка обр.Ш.Сагдуллы

«У солнышка в гостях» слав.нар.сказка обр.С.Могилевской и Л.Зориной

«Лиса-нянька» финская сказка обр.Е.Сойни

«Пых» белорусская сказка обр.Ю.ванага, перевод Л. Воронковой

 «Когда не хватает игрушек» Г.Цыферов

«Как стать большим» » Г.Цыферов

«Три котенка» В.Сутеев

«Сказка о невоспитанном мышонке» Прокофьева

«Под грибом» В.Сутеев

Содержание проекта.

Месяц реализации

Содержание  деятельности

Совместная деятельность:

Самостоятельная деятельность:

Работа с родителями:

Сентябрь

1. Пальчиковаые игры «Под грибом», «Пошел котик на торжок…»

2. Обучение игре «Шнуровка по сказкам..»

3.Конструирование из палочек и бросового материала  «Лесенка для котенка», «Солнышко из сказки»

4.Лепка из пластилина «Колобок»

5.Знакомство со сказкой В.Сутеева «Под грибом»

6.Знакомство со сказкой «Колобок»

7.Театрализация сказки «Колобок»  (пальчиковый  театр)

8.Блоки Дьенеша «Найди всех колобков»

9.Театрализованные этюды «Покажи как ходит герой сказки»

10. Игры с песком «Делаем куличики: паровозик, божья коровка…»

1. Настольная игра «Мозаика» (герои сказок)

2. Пазлы из 2-6 деталей «Русские народные сказки»: «Репка», «Колобок»

3.Кубики с картинками по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»

4.Раскраски по сказке «Под грибом»

5.Выкладывание цветочка-домика для бабочки из камушков.

6.Рассматривание иллюстраций знакомых сказок.

Консультации:

«Игры для развития пальчиков и кистей рук детей младшего дошкольного возраста»;

«Пальчиковые игры по сказкам»

«Сказки для чтения детям дома»

Октябрь

Совместная деятельность:

Самостоятельная деятельность:

Работа с родителями:

1. Конструирование из палочек «Домик для колобка»

2. Игра «Волшебный мешочек» («Найди Колобка»)

 3.Знакомство со сказкой «Два жадных медвежонка»

4.Знакомство со сказкой  «Кот, петух и лиса»

5. Д\и «Четвертый лишний» (по сказкам «Кот ,петух да лиса», «Два жадных медвежонка»)

6. «Театр на шпажках» «Два жадных медвежонка»

7.Театрализованные этюды: «Походи как медвежонок, петух, лиса, кот»

8. Артикуляционная гимнастика «Котенок»

9.Кинезеологические упражнения «Ладушки-ладушки , мы печём оладушки»

10.Разучивание пальчиковой гимнастики по сказке  «Колобок»

11.Игра малой подвижности «Курочка Ряба»

1. Игры «Шнуровка»: (по сказкам-герои сказок)

2. Конструирование из палочек «Заборчик для петушка»

3. Игры с пуговицами

(застегни кармашек) «Спрячь в домике героя сказки»

4. Лепка из пластилина «Медвежонок»

5. Игры в сухом бассейне из различных круп «Найди героя сказки!»

6.Раскраски по знакомым сказкам.

Совместная поделка с ребенком «Герой сказки из природного материала»

Консультации:

 «Значение чтения детям дома»

«словотворчество детей»

Ноябрь

Совместная деятельность:

Самостоятельная деятельность:

Работа с родителями

1.Пальчиковая игра

«Теремок»

2. Учим детей одевать Машеньку, собираем куклу в лес по грибы (тренируем мелкую моторику)

3. Конструирование из палочек «Теремок»

4.Знакомство со сказкой «Теремок»

5. Лепка из теста «Сервиз для мухи-Цокотухи»

6. «П\и «Теремок», п\и «Муха-Цокотуха

7.Знакомство со сказкой «Муха-Цокотуха»

8. Палочки Кюизенера «Муха-Цокотуха»

9.Разрезные картинки по знакомым сказкам.

10.Речевая игра «Расскажем сказку вместе»

1. Конструирование из счетных палочек «Окно в доме петушка», «Стол для мухи Цокотухи»

2. Игры с кубиками «Сложи узор» : «Ковер для Мухи-цокотухи»

3. Песочная терапия «составь свою сказку»

4.Раскраски по сказкам.

5.Соедини по точкам «Герои сказок»

Предложить родителям изготовить своими руками дидактическую игру по сказкам.

Консультация для родителей «составляем сказку на кухне»

Декабрь

Совместная деятельность:

Самостоятельная деятельность:

Работа с родителями

1.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса»

2.Рисование героя сказки «Снегурочка и лиса» ватными палочками

3.Знакомство со сказкой  «Когда не хватает игрушек»

4. Пальчиковая игра ( повторение знакомых игр по сказкам)

5. Учить детей выкладывать простые

узоры из веревочки : «Дорожка для Колобка (Змейка,Волна).

6. Игры с массажными мячами (вспоминая героев сказок)

7. Учить детей изображать пальчиками различные предметы «Окно для петушка», «Крыша теремка для медведя», «Стол для мышки », «Стул для зайчика».

8.. Рисование на подносе с манкой «Ёлка, теремок»

9. Игра с песком «Назови сказку!» ( предметы из сказок)

10..Знакомство со сказкой «Непослушный мышонок»

11.Учим пальчиковую сказку «Репка»

12.Речевая игра «кто за кем?»

1. Игра «Мозаика»: «Расскажи свою сказку»

2. Конструирование из палочек  «Волшебная Снежинка»

3. Театр на шпажках «Непослушный мышонок»

4. Бдоки Дьенеша «Герои знакомых сказок»

5. Рисование восковыми мелками «Волшебные Снежинки»

Предложить посетить вместе с ребенком "Тарабум" -  ул. Тверская, д. 23-25 ннтерактивный музей-театр мультфильмов для детей от 1,5 до 12 лет. 

Афиша.

Консультация «Развивающие мультфильмы по сказкам»

Январь

Совместная деятельность:

Самостоятельная деятельность:

Работа с родителями

1. Учить детей способу отрыва по нарисованным линиям (полоски-забор для героя сказки).

2. Речевые игры по сказкам  «Расскажем сказку вместе» (по сказкам «Волк и козлята, «Гуси-Лебеди»)

3. Рисование сухой кистю «Волк»

4.Знакомство со сказкой «Волк и козлята»

5.Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди»

8. Д\и «Собери картинку» (по сказкам «Волк и козлята, «Гуси-Лебеди»)

9. Речевая Д\и «Что изменилось?» (по сказкам «Волк и козлята, «Гуси-Лебеди»

10.Кинезеологические упражнения «Волк», «Коза», «Заяц»

11.постройки из снега «Герои сказок и мультфидьмов»

12.П\и «Волк и зайцы»

1.Блоки Дьенеша «Герои сказок»

2. Кубики «Сложи узор»

«Домик для козлят»

3. Лепка из пластилина «Гуси-лебеди»

4.Кубики по сказкам

5.Пазлы по сказкам

6.Конструирование домика для козлят из различных видов конструктора

совместная поделка книжка-малышка «Любимая сказка», консультация для родителей «Театрализация-нужна ли она?»

Февраль

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность.

Работа с родителями

1.Знакомство со сказкой  «Три котёнка» В.Сутеева

2.Знакомство со сказкой «Руковичка»

3.Учим пальчиковую гимнастику «Руковичка»

4.Рисование пальчиками «Руковичка»

5.Рисование сухой кистью «Котенок»

6.Игра «волшебный мешочек»

7.Кубики «Сложи узор»  «Коврик для котенка»

8.Игра «Смотай клубок»

9.Артикуляционная гимгастика «Котенок», «Улыбка»

10. Кинезеологические упражнения «Две веселые лягушки»

11.Слушание музыкальных сказок

1.Раскраски по сказкам.

2.Игра на листе бумаги «Герои сказок» ( соединить вместе героев одной сказки)

3. игра «Четвертый-лишний» (герои сказок)

4. Театр на столе «Руковичка»

5.Рассматривание иллюстраций знакомых сказок.

6.постройки из снега «Домик для любимого героя»

Консультация: «Роль сказки в жизни ребенка»

Предложить родителям посетить вместе с ребенком «Дом гнома» (Афиша в уголке для родителей)

Март

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

1.Знакомство сосказкой «Упрямые козы» узб.нар.сказка обр.Ш.Сагдуллы

2.«Упрямые козы»  (разрезные картинки)

3.Знакомство со сказкой «У солнышка в гостях» слав.нар.сказка обр.С.Могилевской и Л.Зориной

4.Выкладывание из мозаики  и бросового материала «Солнышко»

5. Знакомство со сказкой «Лиса и заяц»

6.Конструирование из различных видов конструктора по сказке «Лиса и заяц», обыгрывание построек.

7. Театральные этюды по сказке «Лиса и заяц»

8. Учим пальчиковую гимнастику «Лиса и заяц»

9. Считаем героев

знакомых сказок. (много, мало, один, ни одного)

10.П\и «Заинька»

Речевая игра «я назову, а ты продолжи», «Помоги герою сказки добраться до дома»

1.Разрезные картинки по знакомым сказкам.

2. Пластилинография «Снежинки»

3. Театрализация знакомых сказок (театр на столе)

4.Рабочие листы «Нарисуй дорожку к домику героя»

5. Блоки Дьенеша

(Расскажи сказку)

6. Волшебные веревочки.

«Дорожки для героев к их сказкам»

7. игры с песком : составь свою сказку.

Консультация : Поведение ребенка в театре.

Пересказ любимой сказки по картинкам.

Расссказ о любимом герое сказки.

Рисование любимого героя сказки.

Приглашение родителей посетить театр-музей «Сказкин дом»

Апрель

 Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

1.Закомство со сказкой «Как стать большим»

2.Д\и блоки Дьенеша по сказке «Как стать большим»

3.Знакомство со сказкой   «У страха глаза велики»

4.Театрализация по сказке «У страха глаза велики»

5.Знакомство со сказкой   «Пых»

6.Конструирование по сказке «Пых» сиспользованием природного материала.

7. Рабочие листы «Четвертый лишний « (герои сказок)

8.Пальчиковая гимнастика по знакомым сказкам.

9.П\и «Заинька»

10.Лепка «Ежик»

11.Кинезеологические упражнения «Ёжик, зайка, коза»

1.Раскраски по сказке

2.Конструирование «Домик для героя сказки»

3.Тетарализация сказки «Пых» (театр на столе)

4.Блоки Дьенеша (по сказкам)

5. Кубики «Сложи узор»

Строим корабдик для цыпленка)

6.Волшебные веревочки.

(волшебные шарики)

Консультация «Игра в жизни ребенка»

Предложить родителям посетить «Театр бродячей собачки» (афиша на стенде)

Предложить родителям принять участие в конкурсе (вместе с детьми) «Сказка у меня дома» ( изготавление теара)

Май

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

1.Знакомство со сказкой «Бычок-черный бочок ,белые копытца»

2. Загадки по сказкам

3.Знакомство со сказкой «Лиса-нянька» финская сказка обр.Е.Сойни

4.Рисование ватными палоками «Бычок-черный бочок»

5. Речевая игра «Разложи по картинкам»

6. Театрализация «Мир сказок»

7.. Досуг «Знакомые сказки»

8. Рассказ о своем любимом герое сказки

9.Речевая игра «я назову, а ты продолжи», «Помоги герою сказки добраться до дома»

1.Рассматривание иллюстраций знакомых сказок

2.Раскраски по сказкам

3.Театрализация любимых сказок

4. Блокии Дьенеша

5. Мозаика (выкладывание по картинке и самостоятельно)

6. Счетные палочки (выкладывание по картинке и самостоятельно)

6.Волшебные веревочки.

Консультация: «Сказки летом», «Значение чтения вслух для ребенка»

Предложить родителям посетить вместе с детьми Экологический центр «Лесная сказка»

Выставка рисунков «Родитель и ребенок «Любимый герой сказки»

Заключение.

Планируемые результаты  детей после проекта:

1.Дети будут познакомлены с большим количеством сказок: народными и авторскими.

2.Дети с удовольствием будут принимать участие в театрализованных постановках.

3.У детей будет сформирован интерес  к сказкам.

4.У детей будут заложены основы таких качеств как доброжелательность и отзывчивость.

5.Речь детей будет на нормативном уровне, словарь детей будет пополнен достаточным количеством новых слов.

6.Дети смогут самостоятельно выразить свое отношение к сказкам.

7.У детей будет сформирован  интерес и бережное отношение  к книгам;

8.Будет развивито воображение, фантазия мышление,любознательность

9.Будет Развивит познавательный интеллект.

10.Будет Развит эмоциональный интеллект.

11.тонкие произвольные движения пальцев рук и мелкие мышцы кисти рук  будут иметь хорошее развитие

12.Будет усовершенствована тактильная чувствительность рук.

13.Положено начало Формирования умения использовать средства выразительности (мимику, интонацию, пантомимику) при рассказывании сказок.

14.сФормирована начальная скоординированность движений обеих рук.

15.Будет положено Развитие творческой самостоятельности

16.Будут Воспитаны  партнерские отношения между детьми , коммуникативные качества.

Так как проект расчитан навесь учебный  год, нами был проведен контрольный срез в начале года и через четыре  месяца после начала работы.

Данная работа показывает , что все мероприятия, проводимые по сказкам полностью помогают решать поставленные задачи. Развитие детей идёт гармонично и всесторонне.

Литература:

https://www.b17.ru/article/67603/

https://multiurok.ru/files/didakticheskie-igry-po-skazkam.html

https://kazedu.com/referat/196644/11

Программа «От рождения до школы» Под редакцией .Н Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой  Мозаика-Синтез Москва, 2019

«Мастерская сказок» Уникальная методика развития Т.Зинкевич-Евстигнеева, А.Зинкевич Москва : издательство АСТ,2019

«Воспитание доброй сказкой» Т.Зинкевич-Евстигнеева, А. Зинкевич Санкт-Петербург, Портал, 2021 год

Сборники добрых сказок

Русские народные сказки

«Малое собрание сочинений» К.И.Чуковский, издательство «Азбука» 2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка....ложь иль в ней намёк?

Материал для педагогов, родителей....

«Сказка ложь, да в ней намёк….»

Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию детей в подготовительной к школе группе "Декларация прав человека"...

Сказка - ложь, да в ней намёк...»

проследить как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим....

Сказка- ложь, да в ней намёк...!

Сказка- ложь, да в ней намёк...!...

Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."

Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."...

Методическая разработка "Сказка ложь да в ней намек".

Цель совместной деятельности :Закрепление знаний детей о сказках.В ходе занятия решались следующие задачи:Коррекционно- Образовательные: закреплять умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, з...