Семинар-практикум "Арт-терапия"
методическая разработка

Леканова Галина Ивановна

На семинаре для воспитателей ДОУ раскрывается значение "Арт-терапии". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum._art-terapiya.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар — практикум для педагогов МАДОУ

«Арт-терапия,  как  метод  психологического  и эмоционального благополучия детей»

Дети везде рисуют:

На асфальте, песке и в альбоме,

Они ничем не рискуют,

Рисуя на стенах в доме.

Чем хочешь, дети рисуют:

Фломастером, палочкой, кистью,

Как в вальсе мелки танцуют,

Карандаш живет собственной жизнью.

Дети всегда рисуют...

И взрослые точно знают,

Что дети ни с кем не флиртуют -

В рисунках себя выражают.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других  выразить  свои  эмоции  и  чувства.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение

творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие  способности  самовыражения  и  самопознания.  Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть  мир  вокруг  себя  прекрасным  и  гостеприимным. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы,  человек  обретает  свою  цельность,  неповторимость  и индивидуальность. Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в  его  психике  бессознательно  переносится  и  на  обычную  жизнь.

Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным,  индивидуальным  для  каждого.

Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует  эстетические  критерии  в  оценке  его  результатов  и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

Основные принципы занятий арт-терапией:

1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку

3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим

моментом.

6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

6. Главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Задачи занятий:

1.Развитие творческих и коммуникативных способностей

2.Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»

3.Расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.

4.Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

5.Сплочение детского коллектива.

6.Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Условия подбора техник и приемов создания изображений. Рисуночные сессии с дошкольниками и младшими школьниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.

Условие  3.  Изобразительные  техники  и  способы  должны  быть нетрадиционными. Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки. В работе с дошкольниками возможно использовать следующие арт- терапевтические техники:

Рисование сыпучими материалами (песок, сухие

листья, крупы и др.).

С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же используется в работе песок, крупы и другие сыпучие материалы.

Рисование пластилином.

Пластилином можно создавать различные изображения.  Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Техника «Монотипия».

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок  гуашевой  краской.  Материал,  на  который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху

накладывается  лист  бумаги  и  придавливается  к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между

разными красками.

Техника марания (разбрызгивание красок).

Игра  с  красками  очень  завлекает  и завораживает,  тем  более,  если  разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.

Рисование предметами окружающего пространства.

Дети  могут  рисовать  мятой  бумагой, резиновым  игрушками,  кубиками,  губками, зубными  щетками,  палочками,  нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще.  Целенаправленное  «раскачивание»двигательных и функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости — в частности, от ритуалов, — повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

Рисование пальцами.

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми  тактильными  ощущениями, экспрессией  и  нетипичным  результатом изображения,  оно  сопровождается эмоциональным откликом.

Рисование под музыку. Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.

Кляксы.

Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок. Попросите ребенка дать название своему шедевру.

Рисунки к психотерапевтическим сказкам.

Сказкотерапию  целесообразно  дополнять рисунками для более глубокого отреагирования чувств, возникших в ходе терапии. Дети не всегда в полной мере могут выразить свои мысли вербально.

Рисуем эмоции.

Попросите ребенка выбрать цвет, который соответствует его настроению и изобразить его на листе (оставить след). Это может быть клякса, прямая или ломанная линия, разнообразные штрихи и т.д. Как можно назвать это состояние? На что оно похоже? Таким образом можно проработать различные эмоциональные состояния. Данная работа может выполняться в виде несвязанных между собой линий, штрихов, символов, а может объединиться в целую картину.

Рисунок «Фантом» или «Где живут эмоции?».

Нарисуйте  силуэт  человека.  Предложите  ребенку вспомнить самое радостное событие своей жизни: что вы при этом испытывал, в какой части тела, каким радость цветом?  Затем  ребенку  предлагается  заштриховать соответствующим цветом на фантоме локализацию эмоции радости. Таким же образом прорабатываются другие эмоции.

Рисование на мокрой бумаге.

Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором  бумаге.  Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.

Техника «Мандала».

Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности. Воздействие цвета (света) на психику и тело человека, активно изучается современными биологами, физиками и психологами. Все цвета радуги окружают нас и важно понимать их интерпретацию и влияние. Ведь используя цвета по назначению, вы можете улучшить свое состояние, создать уютную атмосферу дома и наладить контакт с близкими людьми или коллегами на работе.

   Цветомедитация  —  это  визуализация  определенных  цветов  для психосоматической гармонизации. Также цветомедитацией можно считать разукрашивание мандал или любой другой тип арт-терапии, где используется работа с цветами.

Мандала – рисунок, изображение в круге. Подобие земного шара, символ исторического  кругового  мотива  цикличности  природы  и  жизни.

Мандала терапия – путь духовного исцеления, очищения. Метод познания себя, своих  сакральных  возможностей.  Столкновение  сознательного  с бессознательным. Первоисточники необычного метода арт-терапии уходят корнями к древним восточным народам и древним религиям (Индия, Тибет).

Мандала терапия необходима при следующих состояниях:

— нервное напряжение;

— заниженная самооценка;

— агрессивность поведения;

— семейные конфликты;

— детское непослушание и отстранение от взрослых;

— депрессии;

— сложная адаптация к новым условиям;

— расстройства мелкой моторики;

— психосоматические нарушения;

— страхи, хроническое тревожное состояние;

— склонность к суициду;

— потеря творческого потенциала;

— кризис среднего или подросткового возраста;

— нетерпеливость и гиперактивность.

Психологическая игра для педагогов с использованием арт-терапевтических техник

Практическая часть

Упражнение 1 « Лотерея»

Инструкция: перед участниками появляется волшебный сундучок, в нем сюрприз. Каждый записку с заданием, зачитывает и выполняет:

- отгадать загадку

- рассказать стишок

- сказать комплимент соседу справа

- спеть куплет песни

- улыбнуться соседу слева

- подарить воображаемый подарок и т.д.

После игры раздать бумажки и попросить  педагогов  написать  пожелания  всему коллективу, опустить в сундук, тем самым наполнив его.

Упражнение 2 « Волшебный рисунок»

Попросить разделиться на две команды и придумать названия своим командам. Предложить выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. Затем  попросить  обменяться  своими  рисунками- невидимками с другой командой. А для того, чтобы рисунки проявились предложить закрасить их краской любого цвета. После проявления рисунков необходимо определить, какому смайлику соответствует каждый рисунок. Данное упражнение поможет выразить эмоциональное состояние, научит видеть настроение своих партнеров.

Упражнение 3 « Лабиринт»

Участники встают в круг, взявшись за руки.  На  плечи  накинута  лента. Необходимо пройти по кругу не уронив ленты и не разомкнув рук. Лабиринт считается пройденным при условии, что лента не упала. Помогать можно другдругу только при помощи плеч.

Упражнение 4 « Мандала»

Предложить педагогом листы бумаги с нарисованными кругами и попросить закрасить мандалу по своему желанию. Для рисования предлагаются различные материалы: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки. Дается установка, что не имеет значение откуда будет заполнятся мандала ( с центра или с края), и что можно заполнять пространство и за пределами круга.

После  окончания  работы  обсуждаются следующие вопросы:

- что Вы создали;

- какие чувства наполняли во время работы;

- получили ли удовольствие;

- что бы «рассказал» круг, если бы мог говорить?

Данное  упражнение  дает  возможность познакомиться со своими сложными сторонами, понять причины возникших состояний, обозначить возможные варианты решения проблемы и выстроить ресурсное состояние.

Упражнение 5 « Энергия желаний»

Каждый из педагогов высказывает пожелания и, отломив кусочек пластилина, соединяют их в один большой шар.

Данное упражнение способствует сплочению участников,  дает  возможность  поделиться положительной энергетикой друг с другом.

Рефлексия

Раздать  бумажные ладошки и попросить написать на каждом пальце , что понравилось, не понравилось, что мешало в работе, чем воспользуетесь в своей работе, пожелания организаторам семинара-практикума.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как данная  деятельность  является  очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.