Проект по познавательно-творческой деятельности «Знакомство с русской культурой и её традициями»
проект (младшая группа)

Федорова Надежда Вячеславовна

Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_znakomstvo_s_russkoy_kulturoy_i_eyo_traditsiyami.docx959.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад №86

Красносельского района Санкт–Петербурга

Проект по познавательно-творческой деятельности

«Знакомство с русской культурой и её традициями»

                                                                                            

                                                                     

Подготовил и провел воспитатель:                                                                                            

Федорова Н.В

Санкт-Петербург

2022 г.

Паспорт проекта:

Тема проекта: «Знакомство с русской культурой и её традициями».

Тип проекта: Долгосрочный, познавательно – исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: Воспитатели, дети и родители группы «Сказка».

Возраст участников: Воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Сроки реализации: 12.09.2022 г. – 10.10.2022 г.

Постановка проблемы:

Проблема: заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну культуру– это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции? Недостаток знаний о русских народных традициях был выявлен при беседе с детьми.

Актуальность:

Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.

Цель проекта: расширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс.

Задачи проекта:

-воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни, любовь к родному краю;

-знакомить с русскими народными играми, учить в них играть, используя заклички.

-продолжать знакомить с народным фольклором;

-привлечь родителей в совместную  творческую деятельность с детьми;

-способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта.

Предполагаемый результат: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества; научились видеть на предметах народного искусства вариативность элементов, сочетание цветов и разнообразие композиции.

Продукт проектной деятельности:

-Выставка  «Народные помыслы России»

-Мини-музей «Россия-щедрая душа»

-Творческая выставка коллективной работы с детьми «Осень в народных узорах»

Ресурсное обеспечение проекта

Информационное:

-Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.)  Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

- Детям о народном искусстве Сост. А.А. Грибовская (М., «Просвещение» 2001)

-Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Сост. И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина (Детство-Пресс 2013)

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления в групповой комнате предметно-пространственной развивающей среды  по ознакомлению детей с русской культурой и традициями. Изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, для фиксирования  совместной деятельности необходимо фото и видеооборудование.

Предварительная работа:

  • Подготовка наглядного материала
  • Подборка произведений художественной литературы.

Форма проведения:

  • Беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности.

Итоговое мероприятие:

  • Создание коллективной работы

План проекта:

I этап – подготовительный

- создание необходимых условий для реализации проекта.

- определение уровня знаний детей о русской культуре.

- определение цели и задач проекта.

- привлечение родителей к участию в проекте.

- составление плана мероприятий.

Подбор необходимой литературы по данной теме.

Сбор информационного материала:

- изучение методических пособий и литературы по теме;

- подбор художественной литературы по теме;

- подбор дидактических игр по теме, наглядных пособий.

II этап – основной этап (практический). Планирование совместной - образовательной деятельности по теме проекта:

- рассмотреть картотеки картинок и пособий

- чтение художественной литературы

- раскрашивание раскрасок

- просмотр презентаций, мультфильмов, картинок

- дидактические и подвижные игры и упражнения.

- НОД по рисованию и лепке с детьми.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности:

1. Центр книги: обогащение книгами.  Рассматривание иллюстраций в книгах.

2. Центр природы с настольными дидактическими играми: игры по выбору ребенка.

3. Центр ИЗО: обогащение книжки-раскраски , карандаши, восковые мелки. Рисование, лепка по желанию ребенка.

4. Центр конструирования: фигурки  для игр  с постройками.

5. Центр театр: обогащение масками, разыгрывание небольших сюжетов из знакомых сказок.

Основной этап. Реализация проекта:

Срок

Содержание деятельности

Результат

дети

родители

12.09.2022 – 30.09.2022

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование – «Дымковская игрушка – лошадка» (Приложение № 2)

Лепка – «Уточка» (Дымковская игрушка); Аппликация – «Фартук для куклы», «Украшу я тарелочку цветами»; Раскраски русских народных сказок; шаблоны дымковских и филимоновских  игрушек; рассматривание элементов росписи дымковских и филимоновских  игрушек; рассматривание иллюстраций в альбомах о народных промыслах.

Чтение художественной литературы

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь», «Теремок», «Рукавичка»; народные пословицы и поговорки, русские народные загадки, скороговорки, считалки

Музыка

Слушание произведения: русская народная песня в обработке

Р. Рустамова «Пойду ль я,

выйду ль я…»; плясовая мелодия русской народной песни «Ах, вы сени», «Кадриль»; музыкально-ритмическое движение «Маленький хоровод» в обработке М. Раухвергера; музыкально-дидактическая игра «Кукла шагает и бегает», «Тихо-громко», «На чем играю».

 «Социально-коммуникативное развитие»

Настольно-печатная игра «Одень куклу»; ситуативные беседы на тему народных промыслов; развивающие игры «Одень куклу в русский костюм»; хороводные игры «Колпачок», «Каравай»; с/р игры «Семья», «Одень куклу», «Кукла Аня заболела»; творческая игра «Придумай платье»; д/игры «Чудесный мешочек», «Парные картинки»; строительно-конструктивные игры.

«Речевое развитие»

Описательный рассказ по игрушке «Наряд у куклы»; отгадывание загадок об игрушках; знакомство с устным народным творчеством.

«Физическое развитие»

Подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Гуси-лебеди», «Салки».

 

Консультации для родителей:

«Сказки читаем — речь развиваем!»

«Знакомьте малышей с народным фольклором»

«Все о дымковской игрушке»

Картотека: «Русские народные игры для малышей» (Приложение №1 )

Помощь родителей в создании мини-музея «народные промыслы России»

Совместно с родителями подготовить раскраски по народным сказкам, шаблоны дымковских игрушек.

Выставка в групповой комнате «Россия-щедрая душа»(Приложение№4)

01.10.2022 – 10.10.2022

Социально коммуникативное развитие ;Физическое развитие; Познавательное развитие;

Речевое развитие

Художественно- эстетическое развитие

-Сюжетно ролевая игра «Дочки матери».                    

-Подбери матрешке сарафан»

-Хоровод «Ходит Васька серенький

-П. игра  «Кто у нас хороший», Поощрять стремление детей соблюдать правила в подвижных играх

-Пальчиковая игра « Зайчики», « Огуречик, огуречик…»..

-Чтение русск.народной сказки « Рукавичка».                                              

-Составление рассказа об игрушке.

Инд. работа по конструированию;

Социально коммуникативное развитие; Познавательное развитие;

Художественно- эстетическое развитие; Речевое развитие; Физическое развитие

Чтение: К.Чуковский « Федорино горе»

Д.и. «Угадай потешку»

Подвижная игра «Поезд».    

Беседа: «Какие у тебя есть сказки».                                                      

Хороводная игра «Галя по садочку ходила»

Подвижная игра: Мы веселые ребята».

Ситуативное общение: « Мои любимые сказки»  

Игра: «Как котик в гости ходил».

Д.И. «Сложи картинку»

Беседа с детьми на тему о традициях дома.                                

Настольно- печатные игры «Профессии».  

      .Индивидуальная работа по   рисованию

(Приложение №6 ) Конспект занятия:     КОНСТРУИРОВАНИЕ «ДОМИК ДЛЯ МАТРЁШКИ»

П. игра:  « Зайка серый.

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделить элементы росписи,

Д.И. «Оденем куклу на праздник» (бумажная)

"П.И «Зайка беленький».Подвижная игра: «Лохматый пес ».

Настольная игра «Сложи сказку»

Помощь родителей в создании мини-музея «народные промыслы России»( Приложение№3)

Творческая выставка детских работ «Осень в гости к нам пришла» (Приложение№5)

III этап. Заключительный.

- Анализ и подведение итогов по реализации проекта.

- Оформление проекта и фотоотчет.

- Создание коллективной работы «».

Результаты реализации проекта.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобная совместная деятельность, игры и продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления. Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

 Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

.Проект предполагает творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей,  развивает  исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности.  Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.

Цель образовательного процесса была достигнута при использовании всех групп методов и объединение различных видов деятельности, интегрируясь, т.е. способов достижения цели, наглядных, словесных, практических, игровых, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.                                                                                                        

Все поставленные цели и задачи были выполнены.

Приложение №1

Картотека русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста

      Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

    Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.

    Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

    В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.

Вот одна из таких зазывалок:

Приглашаю детвору

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем.

Уши будут красные.

До того прекрасные.

Игра: «Салки»

         Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

Игра «У медведя во бору»

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".

Игра «Гуси-лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси! Га-га-га.

Есть хотите? Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Игра «Снег, снег  кружится…»

(по стихотворению А. Барто)

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится когда подует ветерок.

Воспитатель, предлагает покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок! вертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке. Игра по желанию детей повторяется 3-4 раза.

Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… »

Цель:- развивать у детей умение согласовывать движения со словами,

-бегать, подпрыгивать на двух ногах;

-игра способствует развитию речи.

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать, .

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются) .

Игра: «Угадай чей голосок»

Цель: Развитие слухового внимания

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

И как скажем скок - скок - скок! -

Угадай чей голосок?

Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

Народные пословицы и поговорки

В тесноте, да не в обиде.

Что посеешь, то и пожнешь.

Играй, играй, да дело знай.

Труд человека кормит, а лень портит.

Окончил дело — гуляй смело.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Делу время, потехе час.

Долог день до вечера, если делать нечего.

Кто не работает, тот не ест.

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд все перетрут.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Труд человека кормит, а лень портит.        

Не спеши языком, спеши делом.

За всякое дело берись умело.

Семеро одного не ждут.

Наш пострел везде поспел

Всё готово, да бестолково

Поспешишь – людей насмешишь

При солнышке тепло, при матери                          добро.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка

                                                                               Скороговорки русские народные для детей.

У осы не усы,

           Не усищи, а  усики.

Течет речка,

Печет печка,

Течет речка,

Печет печка!

Валя на проталинке

Промочила валенки.

Валенки у Валеньки

Сохнут на завалинке.

Дали карапузу кукурузу,

А карапуз просит арбуз.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.                        

           Мышонку шепчет мышь:

        - Ты всё не спишь, шуршишь.

          Мышонок отвечает мыши:

        - Шуршать я буду тише.

Русские народные загадки

В нем ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Ответ: Плод с семенами)

Весь свет одевает, сама одежды не знает. (Ответ: Игла)

Без рук, без топоренка, построена избенка. (Ответ: Гнездо)

Без рук, без ног, а ходить умеют. (Ответ: Часы)

Сидит дед, во сто шуб одет. Тот кто его раздевает, слезы проливает. (Ответ: Лук)

Стоит копна среди двора , спереди – вила, сзади – метла. (Ответ: Корова)

Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. Ответ: Глаза

Никого она не обижает, А её все толкают. (Ответ: Дверь)

Когда одна другой касается – Хлопок получается. (Ответ: Ладони)

С потолка свисает груша, И не думай ее скушать. Ярко светится, как солнце, А уронишь – разобьётся. (Ответ: Лампочка)

Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко, И умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род! На охоту вышел… (кот).

Явился в жёлтой шубке: - Прощайте, две скорлупки!

(Цыплёнок)

Что за зверь со мной играет? НЕ мычит, не ржёт, не лает, нападает на клубки, прячет в лапки когти.

(Котёнок)

Собой не птица,                        

Петь не поет,

Кто к хозяину идет -

Она знать дает.

(Собака)

Русские народные пальчиковые игры

"Пять братьев - пальчиков"

Собираем пальчики в кулачок.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

На каждую строчку отгибаем один пальчик :

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал,

Этот - ел.

Ну а этот лишь глядел!

*******

Идут четыре братца навстречу старшему.

-Здравствую большак!

-Здорово указка,

(соединить с большим указательный пальчик)

Мишка - середка,

(соединить с большим средний пальчик)

Гришка - сиротка,

(соединить с большим безымянный пальчик)

Да крошка - Тимошка!

(соединить с большим мизинчиком)

*******

Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю (знакомство с частями тела).

Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю,

Я на Ванечку, на пригожего, посмотрю,

Взрослый гладит малыша (ручки, ножки).

Какие у Ванечки глазки!

(показывает, где глазки.)

Какие у Ванечки ручки!

(показывает ручки.)

Какие у Ванечки ножки!

( показывает, где ножки.)

Побежали по дорожке.

Ребёнок и взрослый бегут, взявшись за руки.

Этот пальчик

Этот пальчик хочет спать,

Разогните большой пальчик малыша.

Этот пальчик лег в кровать,

Разогните указательный пальчик малыша.

Этот пальчик прикорнул,

Разогните средний пальчик малыша.

Этот пальчик уж уснул!

Разогните безымянный пальчик малыша.

А последний – пятый пальчик

Шустро прыгает, как зайчик.

Потеребите мизинчик за кончик.

Мы сейчас его уложим

И уснем с тобою тоже!

Положите мизинчик рядом с другими пальчиками.

Замок

Пусть малыш повторяет за вами ваши движения.

На двери висел замок.

Да никто открыть не мог.

Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите.

Потянули,

Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны.

Покрутили,

Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой.

Постучали

Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга.

И открыли.

Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны.

Сорока-белобока

Сорока-белобока

Кашку варила,

Деток кормила!

Положите ручку малыша ладошкой вверх и сделайте по ней несколько круговых движений указательным пальцем.

Этому дала,

Загните большой пальчик малыша.

Этому дала,

Загните указательный пальчик малыша.

Этому дала,

Загните средний пальчик малыша.

Этому дала,

Загните безымянный пальчик малыша.

А этому не дала:

"Ты воды не носил,

Ты дров не рубил,

Ты печь не топил,

Ты чашки не мыл!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!"

Возьмите мизинчик малыша за кончик и потеребите немножко, приговаривая.

Приложение №2

Конспект  занятия

                                 «Дымковская игрушка – лошадка»

Цель. Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.

Программные задачи. Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками, правильно держать палочку, аккуратно обмакивать ее в гуашь и ритмично наносить точки. Развивать эстетическое восприятие, способствовать восприятию первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости. Приобщать к пониманию выразительных средств изображения (светлый, яркий, пониманию цветов – красный, синий). Совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать желание рассматривать народные игрушки.

Виды детской деятельности. Игровая деятельность, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

Форма деятельности. Совместная деятельность взрослого и детей.

Форма проведения. Ситуация-игра.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, беседа «Откуда пришла к нам Дымковская игрушка?».

Словарная работа. Грива, табун, мастер.

Методические приемы. Беседа, рассказ, объяснения, вопросы к детям, сюрпризный момент, пальчиковая игра, проблемная ситуация, рассматривание, пояснение, педагогическая оценка.

Материалы и оборудование. Иллюстрации дымковской игрушки, заготовка шаблона – лошадка, мольберт, гуашь красного и синего цветов, ватные палочки, салфетки: бумажные и влажные для рук, модуль – тележка.

Ход занятия

Организационный момент.

-Ребята, у нас сегодня гости, давайте мы с ними поздороваемся.

Д/Игра -приветствие.

Здравствуйте ладошки (хлоп, хлоп, хлоп)

Здравствуйте ножки (топ, топ, топ)

Здравствуйте щечки (плюх, плюх, плюх)

Здравствуйте губки (имитация поцелуя)

Здравствуй носик (пим, пим, пим)

Здравствуйте гости

Основная часть.

-Ребята, я сегодня получила по почте письмо с загадкой, попробуем отгадать?

У меня большая грива

ушки и копытца.

Прокачу того игриво, кто не побоится.

Моя шерстка гладка

Кто же я (лошадка).

Ай да молодцы ребята, загадку отгадали и теперь лошадка приглашает нас к себе в гости, поедем? Занимайте места.

Дети встают за модуль тележки

По дорожке белой, гладкой

(все пальцы ритмично "скачут"по столу)

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок-цок, цок-цок

Скачет целый табунок.

-Ну вот ребята, мы приехали.

- Посмотрите, какая она красивая, это лошадка-игрушка. Ее сделал мастер, чтоб мы могли ею любоваться и она украшала наш дом.

-Посмотрите, как ее раскрасил мастер: сама лошадка белая, хвост и грива черные, по бокам у нее кружочки, их много, они такие яркие: красные и синие

Ах, лошадка,  какая грива черная

по бокам кружочки

точки, точки, точки.

Ход занятия

Мне так понравилась лошадка, что, я тоже решила ее разрисовать (показ рисунка на мольберте)

Вам нравится моя лошадка?

Ответы  детей

-Какая она?

Ответы детей

-Какими цветами я ее раскрасила?

Ответы детей

-Какие узоры я нарисовала?

Ответы детей

-Конечно ребята, яркими: красными и синими.

Моей лошадке очень нравится ее наряд и она улыбается.

-А посмотрите, сколько еще грустных лошадок, как вы думаете -почему?

(нет красивого наряда)

-Давайте мы тоже превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадкам красивые наряды? И тогда они тоже будут улыбаться.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть.

Физкультминутка:

Мы поскачем, скачем, скачем, скачем на лошадке!

Мы давным-давно не плачем, все у нас в порядке!

-Но вот мы и отдохнули, теперь приступаем к работе.

-Надо взять палочку, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадке (показ)

Чтение стихотворения

Ах лошадка какая, грива черная

по бокам кружочки, точки, точки, точки.

-Подойдите ребята к столам, там вас ждут грустные лошадки и украсьте их, чтобы они тоже улыбались.

Художественно-творческая деятельность детей, инструкция по выполнению работы, музыкальное сопровождение.

-Рисуйте аккуратно, палочку прикладывайте ровно, чтобы получился красивый круг.

Рассматривание детских работ.

Рефлексия.

-Вам понравилось разрисовывать лошадок?

ответы детей.

-Какие узоры вы рисовали?

ответы детей.

-Чем вы их раскрашивали, какими цветами?

ответы детей.

-Посмотрите ребята, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас лошадки. Они уже улыбаются, значит им тоже все нравится.

- Я очень рада за вас, молодцы! все старались, были активные, внимательные и дружные!

-А еще лошадкам было бы приятно услышать стихотворения про них.

Дети могут рассказать стихотворение: Ах лошадка., Я люблю свою лошадку.

А теперь мы прощаемся с нашими гостями и отправляемся обратно в детский сад.

По дороге белой гладкой,

скачут пальцы как лошадки

цок-цок-цок-цок

скачет резвый табунок.

  Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе

Образовательная область: художественное творчество (аппликация)

Тема: «Нарядные матрешки»

     Актуальность:   Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность

Задачи:

Воспитательные:

Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;

Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

Обучающие:

Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдельные элементы русской национальной одежды.

 Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.

Развивающие:

Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику рук; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; умение доводить начатое дело до конца.

развитие интереса к аппликации, к составлению композиций, к окружающему миру.

Оборудование: Набор матрешек, готовые заготовки в форме матрешек из цветного картона, готовые заготовки круглой формы из цветной бумаги (украшение для матрешек), клей ПВА, кисти.

Ход занятия:

Входит воспитатель, в руках у него матрешка:

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

-  Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?  (матрешка)

- А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

-Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)

-Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

Пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинке.

Эту куклу открой -

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую -

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

Вот поставленные в ряд

Сёстры-куколки стоят.

Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

-В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод»:

Куколке - матрешке строим дом хороший:

Вот такой высокий, вот такой широкий!

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.

Весело так пляшет, вам платочком машет.

 -А  теперь  давайте подойдем к столам и украсим свои матрешки. А потом подарим тем, кто заботится о нас и кого мы очень любим.

Перед детьми лежат силуэты матрешек из цветного картона (с готовыми личиками) и разноцветные кружки бумаги.  Детям предлагается: украсить матрешек — наклеить на них цветные кружки в форме любого узора.

- Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

-Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку.

-И вот теперь ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.  

 Приложение №6  Конспект занятия:     КОНСТРУИРОВАНИЕ «ДОМИК ДЛЯ МАТРЁШКИ»

Цели и задачи:

Ø Учить детей умению анализировать готовую постройку, усваивать последовательный ход стройки. Закреплять умение правильно называть знакомые детали.

Ø Развивать конструктивные навыки при постройке одноэтажного дома.

Ø Воспитывать познавательный интерес у детей, чувство заботы и аккуратность при выполнении конструктивно-трудовых поручений.

Оборудование:

Строительный материал: кирпичики, призмы, перекрытия. Матрёшки на каждого ребёнка для обыгрывания. Схемы построек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:  Вот коробка.  Кажется, там кто-то живёт.  Как вы думаете кто?

Дети пытаются отгадать.

Воспитатель:   Попробуйте отгадать загадку и тогда узнаете кто в коробке.

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети:  Матрёшка.

Воспитатель:   Правильно. Вот матрёшки живут в этой коробке, им темно и неудобно. Вы хотите им помочь?

Дети:  Да.

Воспитатель:  Где хотят жить матрёшки?

Дети: (варианты ответов детей)

Воспитатель: Для матрёшек мы сегодня построим дом. Вот такой.

Воспитатель:  Что есть у домика?

Дети:   Фундамент, стены, окошко, дверь, крыша, ступеньки.

Воспитатель:   А вы знаете для чего в домике стены?  (Чтобы в домике тепло было).

Воспитатель:  А что в домике делают, чтобы светло было?  (Окошко.)

Воспитатель:    А как матрёшки будут заходить в домик?   Что нужно для этого сделать?  (Дверь.)

Воспитатель:   Чтобы удобно было заходить в домик, что мы сделаем?  (Ступеньки.)

Воспитатель:  А крышу, зачем домику делать?  (Чтобы дождик не капал.)

Воспитатель:  Как же мы задумали позаботиться о матрёшках?

Дети:  Домик построить.

Воспитатель:  Посмотрите, какой я построю домик. (Воспитатель строит домик, называя каждое действие). Нравится вам мой домик? А вы хотите для матрёшек такие удобные домики построить?

Дети:  Да.

Воспитатель:  Из чего будем строить?

Дети:   Из кирпичиков.

Воспитатель:  Чем будем строить?

Дети:  Руками.

Воспитатель:  Как будем строить?

Дети:  По порядку.

Воспитатель:   И тогда у нас получатся удобные красивые домики для матрёшек.

Воспитатель:  Сейчас вы все станете строителями, а строители носят кирпичики аккуратно, не толкают друг друга. Интересно, а вы сможете работать как настоящие строители?

Дети:   Да.

Воспитатель:    Строители готовы? Тогда можете приступать к работе.

Дети строят на столах домики.

Воспитатель:  Ну что ребята закончили своё строительство? Давайте их рассмотрим.

Воспитатель с детьми рассматривает постройки и восхищается.

- Ах, какие красивые домики! Как вы думаете, матрёшкам они понравятся? Удобно ли им будет в домиках жить?

Воспитатель:  Хотите узнать, понравилась ли матрёшкам ваша работа?  Тогда нужно пригласить матрёшек на новоселье в новые домики. Приглашайте своих матрёшек.

Дети приглашают матрёшек в дома, играют с ними.

Воспитатель:   Всем матрёшкам понравилось в домиках? Но они, наверное, устали, потому что пришлось носить вещи в новые красивые домики. Матрёшки хотят отдохнуть и рассказать друг другу о своих новых домах.

Воспитатель:   Пока они отдыхают,  мы с вами поиграем.

Общая игра  "Дом на горе"

На горе мы видим дом (сложить домик из ладоней)

Много зелени кругом (волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты (соединить ладони в вытянутый и круглый шарик)

Вот душистые цветы (сложить ладони в виде бутона чаши)

Окружает все забор (рисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор (погладить ладонями воздух)

Мы ворота открываем (раздвинуть две соединенные боками ладони)

К дому быстро подбегаем (двумя пальцами бежать  по столу)

В дверь стучимся: (стучать кулаками по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (приложить ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли (вытянуть руки вперед, как будто что-то несете)

Воспитатель:   Ребята пусть ваши домики остаются на своих местах, а мы с вами пойдём на музыкальное занятие. А когда вернёмся, то спросим,  у матрёшек понравились ли им ваши домики.

После этого дети разбирают постройки

Приложение №    4

   ПC:\Users\Администратор\Pictures\3-BrZ4qM4wI.jpg

Приложение № 3           C:\Users\Администратор\Pictures\cA5ui-HoQV4.jpg

C:\Users\Администратор\Pictures\jqdnPtAl-Ww.jpgПриложение № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Знакомство с русской культурой и традициями»

Проект может быть использован при работе дошкольного образовательного учреждения по программе «Детство»   (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева...

Проект - Знакомство с русской культурой

Проект - Знакомство с русской культурой...

Проект "Знакомство с русской культурой и традициями"

Расширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение методадетских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процес...

Знакомство с русской культурой и традициями

Занятие в старшей группе "Теремок"ГБДОУ детский сад 2...

Знакомство с русской культурой и традициями

Виссарион Григорьевича Белинский  « Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные я...

Проект:"Художественно-эстетическое развитие детей через знакомство с русским народным бытом и традициями."

Дети имеют недостаточное представление о русской культуре: праздниках,народных традициях,народных промыслах,обачаях,обрядах.Участие детей в проекте  позволит обогатить знания и представления дете...

Весна .Знакомство с русской культурой и традициями

Знакомство с русской культурой и традициями...