Методические рекомендации «Занимательная экономика»
методическая разработка

Мордовина Светлана Борисовна

Методические рекомендации «Занимательная экономика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_kopilka.doc771 КБ
PDF icon metodicheskaya_kopilka.pdf1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №3» Тайгинского городского округа

Городской конкурс

«Педагогические таланты г. Тайги»

         Номинация:                           «Педагог – воспитатель»

         Форма:                                    Методические рекомендации

         Название работы:                 «Занимательная экономика»

         Выполнила:               воспитатель Мордовина  

                                                           Светлана Борисовна

Тайга, 2021г.

Содержание

Пояснительная записка.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .    3

  1. Актуальность.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   5
  2. Цель методической копилки  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   6
  3. Задачи методической копилки  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   6
  4. Образовательная программа.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   7
  5. Дидактические игры .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   7
  1.  «Человек и его потребности».  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   8
  2.  «Работник. Товар. Кто производит товары».  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   8
  3.  «Деньги» .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   9
  4.  «Рынок, товар, цена»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   9
  1. Сюжетно-ролевые игры  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   9
  2. Экономические сказки.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   .  .  10
  3. Проблемные ситуации  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  11
  4. Экономические загадки.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  11
  5.  Лепбук.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  12

Заключение .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  13

Список литературы.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  14

Приложение 1.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  15

Приложение 2.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  21

Приложение 3.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  24

Приложение 4.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  25  

Приложение 5.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  30

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества.

Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в различных сферах жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях. 

С ранних лет мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но не готовим к трудностям в вопросах экономического воспитания, встречающихся в реальной жизни. Поэтому необходимо начинать процесс подготовки и формирования экономических знаний в дошкольном возрасте.

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также закладываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена и этическими: честность, щедрость, экономность.

Дети дошкольного возраста учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.

Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье - реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. В своих же играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.

Процесс формирования экономических представлений осуществляется в различных видах детской деятельности, разными методами (игровые, практические, наглядные, словесные) и формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций). В методическую копилку подобраны разнообразные игры, игровые ситуации, направленные на формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста. Осуществляя экономическое воспитание, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

В методической копилке представлены дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экономические сказки, проблемные ситуации, экономические загадки, лепбук, направленные на формирование финансово-экономических представлений детей старшего дошкольного возраста. Методическая копилка адресована воспитателям дошкольного образовательного учреждения, занимающихся проблемами экономического образования детей старшего дошкольного возраста.

Методические материалы могут быть использованы для партнерского взаимодействия взрослых и детей (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, чтения художественной литературы), а также для свободной самостоятельной деятельности самих детей.

С помощью методической копилки «Занимательная экономика» можно  донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! (как люди зарабатывают деньги)

2. Сначала зарабатываем – потом тратим! («из тумбочки можно взять только то, что в нее положили» - чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить)

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести! (цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник)

4. Деньги любят счет! (приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги)

1. Актуальность

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать.

Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать с детства, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги и аккуратно вести свой бюджет.

Ребенок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в местах, где он бывает, от сверстников и близких такие понятия как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, зарабатывать, тратить, экономить и так далее.

Уже в дошкольном возрасте ребенок часто сталкивается с экономическими понятиями: «товар», «деньги», «реклама», и у него неминуемо возникает множество вопросов: «Откуда берутся деньги?», «Можно ли верить рекламе?» и т.д. В связи  с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям:

- что такое деньги, где их взять и как правильно ими распоряжаться,

- из чего складывается бюджет семьи,

- что такое цена товара и от чего она зависит.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область финансовой грамотности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

2. Цель методической копилки

 Цель: оказание практической помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения играми, оборудованием и пособием по обучению финансовой грамотности старших дошкольников.

3. Задачи методической копилки

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Познакомить педагогический коллектив с программой по обучению финансовой грамотности старших дошкольников.

3. Подобрать необходимые игры, оборудование и пособие для практического обогащения методической копилки.

4. Создать методическую копилку «Занимательная экономика».

5. Обеспечить методическую поддержку педагогам дошкольной образовательной организации.

4. Образовательная программа

Настоящая методическая копилка подготовлена на основе образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников», которую разработали Стахович Людмила Валентиновна, Семенкова Елена Вадимовна, Рыжановская Людмила Юрьевна.

Цель программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности детей старших и подготовительных групп детских садов.

        Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»  составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом     Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17.10.2013 г.

Программа предусмотрена как дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста и адаптирована как для занятий в дошкольном образовательном учреждении,

При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

5. Дидактические игры

Основная форма обучения в дошкольных учреждениях – это игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир.

Данная методическая копилка «Занимательная экономика» предназначена для введения старших дошкольников в мир финансовой грамотности посредством дидактической игры, сюжетно-ролевой игры, сказок, различных проблемных ситуаций, экономических загадок.

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками.

Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

        Для удобства все дидактические игры разделены на блоки (Приложение 1)

1 блок – «Человек и его потребности»

2 блок - «Работник. Товар. Кто производит товары?»

3 блок - «Деньги»

4 блок - «Рынок, товар, цена»

 

5.1.  «Человек и его потребности». Первый блок игр ориентирован на формирование у детей представлений о материальных потребностях человека. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д. Сюда относятся игры: «Хочу и надо», «Потребности и товар».

5.2. «Работник. Товар. Кто производит товары?». Второй блок игр направлен на знакомство детей с производителями товаров и услуг. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. В этом помогают дидактические игры «Профессии», «Что нужно для работы», «Что перепутал художник», «Очень интересные разные профессии».

5.3. «Деньги». Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Деньги – это универсальное и удобное средство обмена, но нужно знать в какой стране используются, какие деньги. Здесь применяются дидактические игры: пазл «Собери рубль», «Собери доллар», Домино, «Как выглядят денежные единицы разных стран», «Назови монетку», «Мемори», «Поезд монет и купюр», «Наполни копилку».

5.4. «Рынок, товар, цена». Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Рынок - это обмен товарами между продавцами и покупателями, цена – это количество денег, которые люди платят за товар. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят дешевле. В этой категории используются дидактические игры: «Конфетки-монетки», «Дорого-дешево», «Что быстрее купят», «Магазин», «Супермаркет».

6. Сюжетно-ролевые игры

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно – ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Экономическое воспитание детей через сюжетно-ролевые игры  не только приближает детей к реальной жизни, но и помогает успешнее обучать их ориентироваться в происходящем, формировать деловые качества личности, способствовать лучшей социализации детей к окружающему миру.

 В сюжетно-ролевой игре дети получают все необходимые знания: о профессиях, о поведения в семье, в общественных местах. Через игру старшие дошкольники знакомится с элементарными представлениями о товарно-денежном отношении, что многие услуги в нашей стране платные, знакомятся с тем, что работая, люди получат заработную плату за свой труд, который в последствии могут «тратить» на свои нужды: продукты, одежда, лекарства, коммунальные услуги, и др.

Наша методическая копилка наполнена сюжетно-ролевыми играми: «Супермаркет», «Сбербанк», «Почта», «Кафе», «Аптека», «Магазин». (Приложение 2)

7. Экономические сказки

Значительное место при знакомстве старших дошкольников с экономикой отводится народным и авторским сказкам. (Приложение 3)

Сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. 

И народные, и авторские сказки являются эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, воспитания личностных качеств.

Используя сказки, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их, а погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринужденно освоить необходимые знания и умения.

К каждой сказке подобраны проблемные ситуации,  с помощью которых дети учатся решать финансово-экономические задачи, что повышает интерес ребёнка.

8. Проблемные ситуации

Одним из блоков игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Решая проблемную ситуацию, ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Сказки сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. 

Решение различных проблемных ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей. (Приложение 4)

9. Экономические загадки

Загадки играют немаловажную роль в развитии ребенка. Многие дети любят отгадывать загадки, это их увлекает. Загадка приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, делать выводы, развивают умственные способности. Интересные загадки помогут детям разобраться в таком сложном предмете, как экономика. Экономические загадки учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания об экономике.

Загадки используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей.

Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. (Приложение 5)

10. Лепбук

Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.

Лэпбук - это самодельная интерактивная папка, в которой собирается материал по финансовой грамотности. Лэпбук - это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками). Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Заключение

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

С помощью методической копилки «Занимательная экономика» можно  донести до старших дошкольников, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. 

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. 

4. Деньги любят счет. 

Финансы – это интересно и увлекательно!

Список литературы

1. Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. No1. с.3.3.Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – с 112: ил.

2. Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ.  –  № 9. – 2018.

3. Галкина Л.Н. Экономика для детей: метод. пособие. – Челябинск: Цицеро, 2013. –112 с

4. Гуцул В.Ф. Дидактические игры и задания на развитие логического мышления и воображения старших дошкольников//Воспитатель ДОО. – 2017. – № 10.

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г. –169 с.

6. Карнаухова Л.Ю., Сердюк О.Б., Петрушенко Е.Ю. Сборник дидактических игр по финансовой грамотности старших дошкольников//Воспитатель ДОО. – 2017.  

7. Стахович, Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -2-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 32 с.

8. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 88с.

9. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001. - 130 с.

10. Поварницина Г. П., Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры // Учитель, ИП Гринин. - 2019.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Картотека дидактических игр

по финансовой грамотности

«Человек и его потребности»

Дидактическая игра «Хочу и надо»

         Цель игры: Выявить знания детей о потребностях, необходимых для жизни человека.

         Ход игры: Воспитатель показывает предметные картинки. Нужно выбрать только самые необходимые для жизни. Ребенок выбирает и объясняет свой выбор.

Дидактическая игра «Потребности и товар»

         

Цель игры: Формировать представления с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров удовлетворяющих потребности человека.

Ход игры: Подобрать картинки для больших карт, отображающие товары, позволяющие удовлетворить потребности первой необходимости.

«Работник. Кто производит товар?»

Дидактическая игра: «Профессии»

Цель игры: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Ход игры: Участникам предлагается  по очереди назвать профессии, которые они уже знают и инструменты которые нужны людям этих профессий, затем пробовать соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (воспитатель – воспитывает, строитель – строит и т.д.)

Дидактическая игра «Что нужно для работы»

          Цель игры: Формировать представления детей о профессиях. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание, память и речь детей.

Ход игры: Игра включает в себя картинки с изображением людей и картинок с изображением орудий труда и материалов. Ребенку предлагается выбрать картинки с изображением предметов труда, необходимых для работы врачу, дворнику, повару, парикмахеру.

Дидактическая игра «Что перепутал художник»

         

Цель игры: Обогащение и закрепление словарного запаса, развитие внимания и логического мышления, связной речи, творческих способностей, воображения, сообразительности, чувство юмора.

Ход игры: Определить, что на картинке изображено неправильно, обосновать свой выбор.

Дидактическая игра «Очень интересные разные профессии»

         

Цель игры: Познакомить с профессиями и продуктами труда.

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с профессиями и предлагает среди картинок (маленьких), те которые по их мнению эти профессии производят. Дети самостоятельно заполняют карточки. Если дети ошибаются, то все вместе и индивидуально разбирают ошибки.

«Деньги»

Дидактическая игра «Собери рубль»

         

Цель игры: Развить мелкую моторику рук, наглядного мышления, составление целой картинки из частей.

Ход игры: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому рисунку.

Дидактическая игра «Собери доллар»

         

Цель игры: Развить мелкую моторику рук, наглядного мышления, составление целой картинки из частей.

Ход игры: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому рисунку.

Дидактическая игра «Домино»

         

Цель игры: Закрепить знания о названии, достоинстве денег.

Ход игры: На карточках домино изображены денежные знаки стран (России, США, Франции, Турции). Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок, слева или справа, кладет карточку с соответствующим изображение монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки.

Дидактическая игра «Как выглядят денежные единицы разных стран»

Цель игры: Познакомить детей с названиями денежных единиц стран мира, развивать любознательность, творческую активность, интеллектуальные и исследовательские умения.

Ход игры: Предварительно провести беседу с детьми о странах, изображенных на картинках, главных достопримечательностях этой страны, что в каждой стране свой флаг и своя денежная единица (деньги), которые отличаются рисунком, от денег других стран. На них могут быть изображены исторические памятники или правитель. Далее выдается карточка, ребенок подбирает соответствующую купюру и монету и прикладывает.

Дидактическая игра «Наполни копилку»

         

Цель игры: Накопить как можно больше денег.

Ход игры:

1. Положить все монеты в банк (середина поля)

2. Каждый игрок выбирает цвет свиньи. Больших свиней положите перед собой, а маленьких поставьте на стартовую клетку.

3. Игроки по очереди кидают кубик. Каждый игрок должен переместить свою свинку, на выпавшее количество очков.

4. Если ваш поросенок остановился на клетке, в которой зарабатывают деньги (покос, работа няней, уборка или продажа газет), вы получаете столько монет, сколько отображено на клетке. Эти монеты нужно положить в свою большую свинью копилку (на свободные кружочки).

5. Если ваш поросенок попадает на клетку, где тратятся деньги (конфеты, мороженое, одежда или новое домашнее животное), то вы должны отдать (в банк) столько денег сколько написано на клетке. Если у вас нет денег, то отдавать ничего не надо.

6. Если поросенок попадает к грабителю, то придется расстаться со всеми своими деньгами. Монеты при этом отправляются обратно в банк.

7. Первый игрок, который наполнит свою копилку побеждает.

Дидактическая игра: «Назови монетку»

Цель игры: закрепить знание детей о достоинствах монет. Развивать речь.

Ход игры: картинки делятся между игроками. По очереди игроки называют достоинства монет, если игрок ошибается, то карточки кладутся в центр в стопочку. Выигрывает тот, у кого карточек останется больше.

Дидактическая игра «Мемори»

         

Цель игры: закрепить знание детей о достоинствах монет, развивать речь, внимание, зрительную память.   

Ход игры: ребенок раскладывает картинки одинаковым рисунком вверх. Переворачивает карточки и ищет одинаковые по достоинству монеты, находя две одинаковые, убирает. Игра заканчивается после того, когда игрок убирает все картинки.

Дидактическая игра «Поезд монет и купюр»

Цель игры: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.

Ход игры: К нам в гости приехал «поезд монет и купюр». Как вы думаете, что за груз он везет? (монеты, купюры) 

1. дети распределяют монеты или купюры по вагонам в порядке убывания достоинства.

2. дети распределяют монеты или купюры по вагонам в порядке увеличения достоинства.

«Рынок. Товар. Цена»

Дидактическая игра «Конфетки-монетки»

         

Цель игры: Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену товара.

Ход игры: Выбрать товар, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты.

             

Дидактическая игра «Дорого – дешево».

Цель игры: Учить детей соотносить цену и качество товара.    

Ход игры: - Посмотрите, ребята, у нас здесь лежат различные товары. И у меня есть такие интересные таблички. Разложите дорогой товар на красную табличку, и дешевый товар на красную табличку. Почему вы так решили?

Дидактическая игра «Что быстрее купят»

         

Цель игры: Систематизировать знания детей о зависимости между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Ход игры: Ребенку предлагается пара карточек, разных по качеству. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

Дидактическая игра «Супермаркет 1»

         

Цель игры: Развитие познавательных процессов: память, мышление, воображение, а также творчество, зрительное восприятие, мелкую моторику, координацию движений рук и глаз.

Ход игры: Есть семь тележек – «Игровые поля»,на которых изображены группы продуктов питания (в каждой тележке – по шесть продуктов одной группы) и 42 карточки (продуктов питания), которые нужно разложить в соответствующие тележки.

Дидактическая игра «Супермаркет 2»

          Цель игры: Развитие познавательных процессов: память, мышление, воображение, а также творчество, зрительное восприятие, мелкую моторику, координацию движений рук и глаз.

Ход игры: Карточки с изображением овощей и фруктов вырезать. Изображение стеллажа распечатать в двух экземплярах. Рядом с каждым положить эмблемы «Фрукты» и «Овощи». На стеллажах разложить карточки – «Товары».

1. Собрать тележку по списку, определяя, в каком отделе нам нужно искать тот или иной товар.

2. Выложить товар, создавая логический ряд (например, «Помидор, огурец, помидор, огурец…»).

3. Группировать картинки на овощи и фрукты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Картотека сюжетно-ролевых игр

Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Цель: закрепление алгоритма совершения покупки, действий покупателя.

Продуктивная деятельность: лепка из солёного теста хлебных изделий, ручной труд: изготовление кошельков, денег, конфет, коробок, накладных и т.д.

Материал: инвентарь и оборудование сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»; 5 карточек изображением набора продуктов и товаров, 4 банковские карты, 4 кошелька с набором монет и купюр.

Ход игры:

Игровые роли: продавец, кассир, покупатели. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

Игровые действия: продавец проходит в торговый зал, проверяет наличие ценников, порядок на полках. Кассира приглашаются пройти в кассу. Покупателям, предлагается выбрать карточку, с набором товаров, необходимых к покупке и определить способ оплаты (наличные средства или безналичные). Покупатели отправляются в магазин за покупками, выполняя покупки, соотносят количество денег с ценой товара, суммой приобретенных покупок. Проходят на кассу, оплачивают товар.

Сюжетно – ролевая игра «Сбербанк»

Цель: формировать у детей знания о профессии «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»

Оборудование: муляжи банковских реквизитов (банкомат, касса, телефон); кошельки, квитанции, деньги, банковские карточки.

Костюмы для: кассиров, охраны, консультантов.

Ход игры:

Игровые роли: консультант, клиенты, охранник. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

Игровые действия: консультант встречает клиентов банка, клиенты приходят в банк для получения и оплаты услуг (снятие денег с карточки в банкомате, оплата за детский сад, сделать перевод, оплатить за телефон). Кассир принимает оплату за электроэнергию, воду и т.д. Охранник следит за порядком в банке.

Сюжетно – ролевая игра «Почта»

Цель: формирование у детей умений играть в игру « Почта».

Оборудование: инвентарь и оборудование сюжетно-ролевой игры «Почта», конверты, журналы, открытки, газеты, картонные заготовки 3 почтовых ящиков, посылочные ящики, шапочки с эмблемами, сумка для почтальона, кошельки, квитанции, деньги, банковские карточки, весы.

Ход игры:

Игровые роли: оператор, почтальон, посетители, шофер. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

Игровые действия: клиенты приходят в почтовое отделение, покупают конверты, открытки, посылочные ящики, оплачивают счета за свет; дети пишут письма, запечатывают в конверты, наклеивают на конверты марки, опускают в почтовый ящик; дети упаковывают посылки, относят посылки в почтовое отделение; кассир принимает оплату за свет, продает конверты, марки, посылочные ящики; оператор принимает посылки, взвешивает их, распределяет почту, отвечает на телефонные звонки; шофер привозит почту в почтовое отделение, разгружает почту, получает новый груз; почтальон получает почту в отделении, разносит письма и журналы по адресам.

Сюжетно – ролевая игра «Кафе»

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе».

Материал и оборудование: Бейджики: «официант» - 2 штуки, «кассир», униформа для официантов, кассира, повара, скатерти для столиков, разносы, папки-меню с картинками, модуль «кухня», касса, муляжи фруктов, изделия из соленого теста пирожных, булочек, пирожков, фруктов, ягод, мороженого, овощей и пр.; игрушечная столовая и кухонная посуда, салфетки бумажные и текстильные, маленькие вазочки с цветами для декора столиков, кошельки, сумки,

деньги и чеки, ручки и блокноты для записи заказов, вывеска ресторана.

Ход игры:

Игровые роли: повар, бармен, официант, посетители. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

Игровые действия: повар на кухне готовит заготовки; бармен натирает бокалы, готовит салфетки; официант сервирует стол. Официант встречает гостей, предлагает пройти, присесть за столики. Официант подает меню, предлагает сделать заказ, дает советы при выборе заказа. Гости изучают меню, задают вопросы, делают заказы. Официанты принимают заказы у каждого столика и относят их повару и бармену. Официант приносит еду и напитки, расставляет на

столы. Гости кафе пробуют блюда, беседуют. Официанты  приносят счёт, посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе. Официант провожает гостей, приглашает приходить чаще.

Сюжетно – ролевая игра «Аптека»

Цель: закрепление алгоритма совершения лекарств, действий покупателя.

Продуктивная деятельность: изготовление кошельков, денег, коробок, рецептов.

Материал: инвентарь и оборудование сюжетно-ролевой игры «Аптека»; муляж таблеток, коробочки от таблеток и т.д.; 4 банковские карты, 4 кошелька с набором монет и купюр.

Ход игры:

Игровые роли: фармацевт, покупатели. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

Игровые действия: фармацевт проходит в торговый зал, проверяет наличие ценников, порядок на полках, открывает аптеку, проходит за кассу. Покупатели проходят на кассу, дают рецепт фармацевту. Определяются каким способом будет производится оплата (наличные средства или безналичные).

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»


Цель: закрепить понятия «магазин», разнообразные виды магазинов;

познакомить с правилами поведения в магазине; практически закреплять правила поведения в магазине в игровой ситуации.

Продуктивная деятельность: изготовление кошельков, денег, конфет, коробок, накладных и т.д.

Материал: товар для продажи, ценники, витрины, предполагаемый кассовый аппарат, деньги для покупки товаров.

Ход игры:

  Игровые роли: продавец, покупатели. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

 Игровые действия: вместе с детьми оформляем витрины магазина, приклеиваем цены товара. Организовать 1 детей для работы в самом магазине: сидит на кассе и отбивает чеки. Важно, чтобы дети при покупке товара соблюдали правила поведения в магазине. При несоблюдении правил после игры прокомментировать ошибки, не переходя на личности, а обозначить типичные ошибки. По истечении некоторого времени можно поменять продавцов, чтобы и они могли продемонстрировать правила поведения в магазине.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПЕРЕЧЕНЬ

народных и авторских сказок при знакомстве

старших дошкольников с экономикой

  1. Как старик корову продавал - С. Михалков
  2. Колосок - украинская народная сказка
  3. Русалочка - Г.Х. Андерсен
  4. По щучьему веленью - русская народная сказка
  5. Лисичка со скалочкой - русская народная сказка
  6. Зимовье зверей - русская народная сказка
  7. Мойдодыр - К. Чуковский
  8. Кошкин дом - С. Маршак
  9. Дюймовочка - Г.Х. Андерсен
  10.  Хаврошечка - русская народная сказка
  11.  Мороз Иванович – В. Одоевский
  12.  Три поросенка – английская сказка
  13.  Теремок - русская народная сказка
  14.  Лиса, заяц и петух - русская народная сказка
  15.  Три медведя - русская народная сказка
  16.  Смоляной бычок - русская народная сказка
  17.  Курочка Ряба - русская народная сказка
  18.  Колобок - русская народная сказка
  19.  Кот в сапогах – Ш. Перо
  20.  Заюшкина избушка - русская народная сказка

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Картотека проблемных ситуаций

Ситуация 1  

«Загадка бельчат»

 

       Три белочки рассказывают Гному Эконому о своей работе.

       «Я учу бельчат математике, рисованию, грамоте», - говорит одна.

       «Я готовлю для них вкусные обеды и завтраки», - добавляет другая.

       «А я мою посуду, протираю пыль», - сообщает третья. Белочки выполняют разную работу, но все они работают в одном месте.

     

Вопросы к детям:

Где работают белочки? Кем?  

Ситуация 2

«Письмо Ослику»

         Ослик получил от своих друзей - Пятачка, Винни-Пуха и умного Кролика - письмо. Они сообщили ему, что каждого из них есть интересная работа: Пятачок печет яблочки, Винни-Пух строит дома, а Кролик – сочиняет сказки для детей.

Вопросы к детям:

Где работают друзья Ослика и какие у них профессии?

Ситуация 3  

«Требуется звукорежиссер»

         Черепаха и Львенок услышали по радио объявление. Рекламному агентству «Радиобельчонок» требуется звукорежиссер, который владеет компьютером и имеет музыкальное образование. Черепаха и Львенок решили участвовать в конкурсе на эту должность: Черепаха хорошо пела, а Львенок умел работать на компьютере.

Вопросы к детям:

Кого из них примут на работу? Почему?

Ситуация 4  

«Заработанные деньги»

 

       Зайчата Прыг и Скок помогали Ежику собирать лесные орехи. Они очень старались. Прыг собрал одну корзину орехов, а Скок за это же время - две корзинки. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.

Вопросы к детям:

Как Ежику заплатить за работу зайчатам?

Кому дать большое яблоко, а кому - маленькое?

Ситуация 5  

«Обязанности козлят»

            Мама Коза пришла домой с работы, а дома беспорядок: обед не готов, посуда не вымыта, дрова не наколоты, огород не полит, да еще и козлята перессорились. «Я вчера и пол мыл, и воду носил, и обед готовил», - говорит один козленок. «А я это все позавчера делал», - перебивает его другой. «А я сегодня за водой ходил и капусту собирал», - вмешивается третий. «Все вы работали, а дома беспорядок», - удивляется мама.

Вопросы к детям:

Как помочь Козе разрешить спор и навести порядок в доме?

Ситуация 6 

«Два медвежонка»

          Топтыжка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Косолапый продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата грустили.

Вопросы к детям:

Какие решения могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

Ситуация 7 

«Подарки друзьям»

         Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в другую страну, которая называется Германией. «Я возьму с собой 100 рублей, чтобы своим друзьям купить там подарки».

Вопросы к детям:

Сможет ли Незнайка купить на рубли подарки для друзей? Почему?

Ситуация  8

«Богатство Буратино»

         Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю», - советует кот Базилио. «Лучше купи машину», - перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома», - говорит пес Артемон. «А я думаю, лучше всего положить деньги в банк», - размышляет Мальвина.

Вопросы к детям:

Как вы думаете, чье предложение следует принять Почему?

Ситуация 9

«Цена товара»

            В лесной магазин привезли кондитерские изделия. Вол решил купить печенье к чаю. Цена печенья - 5 рублей. Волку показалось, что это очень дорого, и он начал торговаться с продавцом Ежом.

Вопросы к детям:

Изменит ли цену печенья продавец? Почему?

Ситуация 10

«Где купить?»

        Домовенок Кузя получил от Нафани денежный перевод. Он решил купить холодильник, машину и новую игрушку для Наташи, чтобы она не скучала, когда Кузя занят домашними делами.

Вопросы к детям:

Где можно сделать покупки?

Чем будет отличаться товар, купленный в разных местах?

Ситуация 11

«Бизнес Шапокляк»

         Шапокляк выращивает яблоки. Летом она продает их по 2 рубля за килограмм, а зимой - по 5 рублей.

Вопросы к детям:

Почему цена яблок меняется?

Ситуация 12

«Подарок для друга»

            Чебурашка выбирал подарок для своего друга - Крокодила Гены. Его внимание привлекли две коробки: в обеих пыли конфеты одного и того же сорта и в одном и том же количестве. Но одна из коробок была красивая, яркая и перевязана ленточкой, а другая в серой упаковке.

Вопросы к детям:

Какую коробку купит Чебурашка? Почему?

Ситуация 13

«Грушевый праздник»

             В начале недели гном Эконом и Белочка продавала на рынке груши по 5 радужек за килограмм. Но покупателей на рынке было мало, и они не смогли продать свой товар. В конце недели жители леса готовились справлять Грушевый праздник, и поэтому все звери с утра поспешили на рынок, чтобы купить груши. Сегодня гном решил продавать груши по 8 радужек за килограмм.

Вопросы к детям:

Правильно ли решение гнома о повышении цены на Груши? Почему?

Ситуация 14

«Любимое варенье»

            Карлсон, имелся богатый выбор варенья. К сожалению, который живет на крыше, открыл свой магазин В ассортименте покупателей пока было мало. Карлсону очень хотелось чтобы все жители дома узнали о продаже его любимо варенья «Лесные ягоды«.

Вопросы к детям:

Что можно сделать Карлсону, чтобы все узнали о вкусном варенье?

Ситуация 15

«Выгодное ли предложение?»

        Дуремар сделал Тортилле деловое предложение: «Я  строю на берегу твоего пруда фабрику по производству бумаги и каждый год буду платить тебе 100 золотых«. Задумалась старая мудрая черепаха: деньги ей нужны, но если будет работать фабрика, то это очень повредит пруду — он уже не будет таким чистым и красивым, и рыба может погибнуть.

Вопросы к детям:

Как быть?

Принять ли Тортилле предложение Дуремара?

Почему?

Ситуация 16

«Подарок гнома Эконома»

            Монеты Марка и Франк решили сделать гному Эконому подарок ко дню рождения. Марка предложила купить букет роз, которые выращивает Красная Шапочка во Франции, Франк - гитару у одного из бременских музыкантов, живущих в Германии.

Вопросы к детям:

Могут ли монеты купить выбранные подарки? Почему?

                       

                         

                        Экономические

На товаре быть должна

Обязательна ... (цена)

***

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ... (доход)

***

Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ... (налоги) 

***

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен)

***

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт ... (банкир)

***

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой ...

                                            (вклад)

***

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ... (банке)

***

Приносить доходы стал

В банке папин ... (капитал)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

загадки

                 

***

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без ... (рекламы)

***

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь ... (товар)

***

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся ... (залог)

***

В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышках съедает ...»

                                       (инфляция)

***

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы ...  (ссуду)

***

Чтобы партнёров не мучили споры,

Пишут юристы для них ... (договоры)

***

Очень вкусная витрина

Овощного ... (магазина)

***

Чуть оплошаешь - так в тот же момент

Рынок захватит весь твой …

 (конкурент)

***

На рубль - копейки, на доллары - центы,

Бегут-набегают в банке …  

(проценты)

 

       

     

       

***

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно ...

(весы)

***

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам ... (продавцы)

***

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт ... (кассир)

***

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

***

Если банк попросим мы,

Денег нам он даст взаймы.

Ну а в древности, веками,

Кто ссужал людей деньгами?      

                                      (ростовщик)

***

Много знает он о сделках,

Крупных денежных и мелких,

Ведь всегда меж двух сторон

Их посредник в деле он. (маклер)

***

Расчёт зарплаты - знать пора -

Проводят в срок ... (бухгалтера)

 

   

***

В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (бухгалтер)

 

 

       

       

***

Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет, 
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама ни годна, а все нужна.

                                             (монета)

***

Нас, сестер, в рубле 100 штук.
Мы проходим много рук.
Нас теряют и меняют,
А, бывало, и ругают.
Пропадет одна сестра, 
Поглядишь и нет рубля.
(копейка)

***

В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем (деньги)

***

Есть он в банке, ресторане,

И на фабрике, и в бане.

Он деньгам ведёт учёт:

Где расход, а где приход.

Математику он знает,

Цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход –

Ничего не пропадёт! (бухгалтер)

***

Фирмой крупной управляет

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он даёт

Всем сотрудникам своим,

Чтобы фирма шла вперёд,

Приносила прибыль им. (менеджер)

     

***

Назови-ка не одну,
А три копейки в старину
. (алтын)

***

Что проверяют не отходя от кассы?

(деньги)

***

Есть купюры, есть монеты 
Вида разного и цвета. 
В кошельки мы их кладем, 
В магазинах отдаем?
(деньги)

***

Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.
 (копилка.)

***

Денег много накопил. 
Не потратил, не пропил. 
Преумножить был бы рад? 
В банк неси и сделай?
...(вклад)

***

Половинку от зарплаты
Называют как, ребята? 
(аванс.)

***

Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются ... 
(товар.) 

***

Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. 

(универмаг, супермаркет.)

***

Кто товары покупает,

Деньги продавцу вручает?

(покупатель)

***

Где на прилавке товары лежат,

Все разложенные в ряд? (в магазине)

***

Деньги положил на счет. 
Банк свободно их берет. 
Вкладывает, умножает, 
Крутит, вертит целый год. 
Все вернет тебе с процентом - 
Это - денег…
(оборот)

***

Заболела маленькая Юля,

Где купим ей пилюли? (в аптеке)

***

Прибыль есть, но больше надо! 
Есть другие виды вкладов. 
Есть бумаги ценные. 
Там прибыли отменные. 
Не блеф, не провокация. 
Зовут бумажку? …
 (акция) 

***

В каком магазине продаются игрушки:

Мишки и куклы, зайки и хрюшки?

                             (в магазине игрушек)

                            Загадки о

В фильмах трюки выполняет,

С высоты на дно  ныряет

Подготовленный актер,

Быстрый, смелый…    (каскадер)

Тонкой палочкой взмахнет –

Хорна сцене запоет.

Не волшебник, не жонглер,

Кто же это?...      (дирижер)

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, е писатель –

Это няня, …. (воспитатель)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?    (повар)

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха

Кто она, скажи? …. (портниха)

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плач –

Как лечиться, знает…. (врач)

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель –

Проведет урок …. (учитель)

профессиях

        

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает … (продавец)

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает… (столяр)

Темной ночью,ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит…. (пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит …(строитель)

        В детском садике обед,

Повар пробу с блюд снимает.

Но ведь мамы рядом нет.

Кто ж на стол там накрывает?

                                            (няня)

        Он в сладком цехе день трудился,

Итог десертный получился –

Эклеры, кекс, «Наполено».

еперь подумай, кто же он?

                                (кондитер)

        

В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.        

И считать ему не лень

Все налоги целый день.    (бухгалтер)

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснется,

Тот станет красивый.  (парикмахер)

Он, собираясь в свой обход,

Халат врачебный надевает

Лекарства в саквояж кладет,

На скотный двор потом шагает.  

(ветеринар)

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Что бы хлеб к утру испечь.   (пекарь)

                

В книжном море – он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

Помогает быстро нам!

                        (библиотекарь)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его?    (моряк)

        Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи?    (пилот)

        На посту своем стоит,

За порядком он следит.

Строгий смелый офицер.

Кто он?            (миллионер)

Гвозди, топор, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник –

Делает нам стулья…. (плотник)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений с помощью занимательного исторического материала (методические рекомендации)

Использование исторического материала в процессе обучения, уникальность его содержания, поможет воспитателю полнее и глубже раскрыть содержание изучаемого математического факта или понятия и, на основ...

Консультация для воспитателей "Беседы по экономике. Методические рекомендации"

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей иг...

Методические рекомендации для родителей: «Занимательная логика: развивающие игры и упражнения для дошкольников»

Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не ...

Методические рекомендации по формированию элементарных математических способностей у детей младшего дошкольного возраста, используя дидактическое пособие « Занимательная математика »

Настоящие рекомендации по работе с дидактическим материалом «Занимательная математика» могут быть использованы в работе педагогов дошкольного образовании  при организации непосредстве...

Методические рекомендации для педагогов и родителей: Пишу, играю, ум развиваю: занимательные игры, упражнения, уроки чистописания и логики с дорисовкой, штриховкой, лабиринтами, моделированием для детей старшего дошкольного возраста

В рекомендациях освещается теоретическая часть по формированию мышления дошкольников и представлены практические материалы (игровые упражнения по формированию коллиграфического письма, на развитие зри...

Методические рекомендации по организации уголков «Занимательная математика»

Современные примерные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окру...

Методические рекомендации .Конспекты занятий с детьми 5-7 лет.Тропинка в экономику Д.А.Шатова

Цель пособия — помочь детям 5–7 лет войти в социальную жизнь; понять, что такое материальные ценности (мир вещей как результат труда людей); воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и...