Использование эффективных методов и приемов по формированию у детей дошкольного возраста познавательной сферы
статья

Зоненко Анастасия Владимировна

      Одним из направлений деятельности детского сада является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Основная цель моей работы: создание системы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, способствующей развитию познавательных интересов и интеллектуального развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучение современных подходов к проблемам познавательного развития

дошкольников;

- создание условий, способствующих, реализации познавательного развития

воспитанников, их творческого потенциала;

- использование современных технологий по познавательному развитию детей.

       Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между

собой компонентов:

· обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

· создание условий для познавательного развития (создание развивающей предметно - пространственной среды);

· организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения

с родителями).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 62002_iz_opyta_raboty.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное б дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 77

 Сообщение из опыта работы

«Использование эффективных методов и приемов по формированию у детей дошкольного возраста познавательной сферы»

Выполнила:

 Воспитатель Зоненко А. В.

.

Раменское, 2022 год

Одним из направлений деятельности детского сада является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Основная цель моей работы: создание системы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, способствующей развитию познавательных интересов и интеллектуального развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучение современных подходов к проблемам познавательного развития

дошкольников;

- создание условий, способствующих, реализации познавательного развития

воспитанников, их творческого потенциала;

- использование современных технологий по познавательному развитию детей.

       Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между

собой компонентов:

 обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

 создание условий для познавательного развития (создание развивающей предметно - пространственной среды);

 организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения

с родителями).

             Обновление содержания образования (выбор программ и технологий)

Современные технологии в развитии познавательной активности.

Практика показала, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

-использования ИКТ технологий,

-экспериментирования,

- проектной деятельности,

-методами ТРИЗ,

-знаково-символическими средствами- моделирование.

Для обеспечения познавательной активности детей широко использую проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста.

Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в

друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.

Основа интеграции — единая проблема или тема занятия; серии занятий; занятий,

совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.

Варианты интеграции:

 Полная интеграция (все разделы программы интегрируются в приоритетный

раздел программы).

 Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое).

 Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного

процесса (работа кружкой интегрируется в основной процесс)

 Интеграция разделов программы дополнительного образования, видов

деятельности, технологий в едином проекте в основе которого лежит проблема.

       Рассмотрим особенности организации проектного метода как варианта познавательной деятельности детей дошкольного возраста:

— в основе метода — активная познавательная деятельность ребенка;

— исходный пункт познавательной деятельности ребенка внутри проекта —детские

интересы;

— содержание проекта отражает различные стороны жизни pебенка и включает основные

виды деятельности детей;

— дети сами определяют и реализуют познавательные задачи;

— познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер

(презентация продуктов, как заключительный этап проекта).

                                             Типы проектов в детском саду.

Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенность

целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех

участников, комплекс методов получения и обработки информации.

Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее

развивается в соответствии с интересами участников (подчиняясь конечному результату

(продуманную структуру имеет только оформление результата; программа концерта,

сценарий постановки и т.д.).

Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли

(литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях).

Практико-ориентированные с четко обозначенным» ориентированным на социальные

интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы.

В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты

игры: сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической, сюжетно-дидактичсской,

подвижной, режиссерской.

Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития старших

дошкольников является информационно-исследовательский проект. Остановимся

подробнее на его структуре и содержании.

Структура и примерное содержание информационно-исследовательских проектов

Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и

познавательной сферы (мышления, внимания» памяти, воображения) и получение

информации в соответствии с поставленной проблемой.

Задачи

1 Развитие у детей потребности в новых знаниях (исходя из специфики проблемы).

2 Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного (в

определенной области знаний).

3 Формирование у детей познавательных умений:

— наблюдать, проводить опыты;

— сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на

основе установления причинно-следственных связей;

— отражать картину окружающего мира в творческой деятельности и т.д.

4 Получение, углубление и систематизация представлений в определенной области.

Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители.

          Организация проекта включает в себя три основных этапа.

Этап I Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

Проблема исследования выделяется на основе опыта детей, исходя из их интересов и

потребностей.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя

ставят задачи дальнейшего исследования проблемы (изучение особенностей, свойств,

анализ взаимосвязей, способов использования).

На этом этапе организации проект определяются результаты исследования В зависимости

от характера проблемы и задач результатами могут быть:

— коллекция;

— альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц;

— выставка рисунков, аппликаций и поделок детей но теме проекта;

— придуманные и созданные детьми игры и пособия.

Этап II Организация исследования в рамках проекта.

На этом этапе предполагается организация двух основных видов познавательной

деятельности детей.

1, Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами

исследований.

В рамках этого вида деятельности можно предложить:

— чтение книг, работу со справочной литературой (на познавательных занятиях и в

совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями);

подбор и систематизацию картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц,

рисунков, открыток и т.д-;

— экскурсии;

— экспериментирование;

— познавательные беседы;

— познавательные занятия.

2 Творческая познавательная деятельность детей может быть представлена:

— как организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических,

сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр;

— подготовка спектаклей;

— Организация викторин;

— художественная деятельность;

— аукционы;

— самостоятельное экспериментирование и т.д.

Этап III. Презентация (защита) результатов исследовательской деятельности детей,

Презентация должна быть яркой, интересной, в ней должен просматриваться вклад

каждого участника проекта: ребенка, родителя, педагога. Можно использовать следующие

формы презентации:

— познавательное шоу, досуги, праздники, развлечения с участием детей, педагогов и

родителей: дети с помощью взрослых оформляют помещение, рассказывают стихи и

истории, проводят конкурсы, организуют игры, танцуют и поют;

— выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.);

— презентация сборника (альбома) рассказов, пословиц, стихов, поговорок;

— музейные экспозиции;

— театрализованные представления, кукольные спектакли.

Главное, чтобы результаты деятельности были наглядно и убедительно представлены.

Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста

может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим

содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного

раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном

развитии каждого ребенка.

         Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели.

Моделирование— наглядно-практический прием включающий создание моделей и их

использование для познания окружающей действительности,

Модели следует рассматривать и как эффективное дидактическое средство. При

овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых

отношений — отношений моделей и оригинала, и соответственно формируются два тесно

связанных между собой плана отражения — план реальных объектов и план моделей,

воспроизводящих эти объекты.

Эти планы отражения имеют принципиально важное значение для развития наглядно-

образного и понятийного мышления. Модели могут выполнять разную роль: одни,

воспроизводя внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он

самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи,

непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

        В организации познавательной деятельности дошкольников использую в основном предметные, предметно-схематические, графические модели. Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно-игровую ситуацию и стимулирует се осознание и развитие.

Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию,

стимулирует познавательную деятельность.

В познавательном развитии организую три основных варианта моделирования.

1 Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации. Изучение ситуации

сопровождается внесением н анализом готовой модели. Такой вариант позволяет

заинтересовать детей, наглядно иллюстрирует материал, выявляя взаимосвязи изучаемого

объекта, а также способствует запоминанию изучаемого материала. На следующем

занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель.

Например, Лесовичок приносит модель частей суток. Дети начинают его расспрашивать,

что это такое. Лесовичок рассказывает, что это его сутки, которые состоят из частей: утро,

день, вечер, ночь. Утро - желтое, день - красный, вечер - синий, ночь - черная. Модель

представляется полностью, объясняется се структура, содержание.

2 Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения

проблемы. Каждый компонент модели обсуждается с опорой наличный опыт детей,

выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается

структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования. Обсуждается

оптимальный вариант. Модель - совместный результат познавательной деятельности,

Например, дети помогают гномам разобраться, что они делают и когда, какие части суток

они знают. Затем дети с помощью воспитателя выбирают условное обозначение каждой

части суток (предлагается несколько вариантов: разные цвета и формы, картинки,

условные изображения). Устанавливая взаимосвязи между частями суток, порядок их

следования, дети анализируют структуру модели: круг, квадрат, полоса, книжка, ширма,

спираль. Обсуждают, выбирают вместе с гномами оптимальный вариант.

3 Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как

инструмента познания проблемно-игровой ситуации. Очень важно перед организацией

такого варианта моделирования создать условия для обогащения детского опыта по

проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы,

экспериментирование и т.д. Сам процесс моделирования в этом случае — обобщение,

систематизация, углубление представлений ребенка, а в некоторых случаях выход на

более высокий (понятийный) уровень освоения материала. В ходе организации

моделирования детям предлагается разнообразный материал для создания моделей. Дети

творчески проектируют будущую модель, анализируют различные варианты, отбирают

необходимый материал, соответствующий замыслу, создают модель и защищают ее,

обосновывая свой вариант.

Например: перед занятием дети слушают рассказы, музыку, рассматривают картинки,

беседуют с воспитателями, наблюдают за явлениями природы, задают вопросы

воспитателю и родителям. Они накапливают сведения, представления об изучаемом

явлении (объекте). На занятии организуется «Город мастеров». Детям-мастерам

предлагается помочь фее Времени, используя разнообразный материал для создания

суток: цветная бумага, пластилин, конструктор, геометрические формы, природный

материал, счетные палочки, строитель и т.д. Ставится познавательная игровая задача по

созданию модели суток, чтобы спасти Время. Дети выбирают материал и конструируют

модель (каждый - свою). Затем организуется «защита» моделей, на которой дети

объясняют ее сущность и содержание, обосновывают выбор материала и конструкции.

     Игровые проблемные ситуации и задачи.

Проблема — вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания.

- Игровая проблемная ситуация — теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить

проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной

проблемной ситуацией.

Варианты проблем:

— связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом

возникают вопросы: что это такое? Почему так происходит? (Разные игрушки прыгают в

воду: металлический солдатик и стеклянная собачка тонут» а деревянный Петрушка и

пластмассовая уточка плавают.);

- после освоения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение

(если «гости» с тремя углами — семья треугольников, то как называется семья «гостей», у

которых четыре угла);

— для осознания факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему

рассуждений (Незнайка и Кнопочка измеряли один и тот же стол разными мерками.

Почему получились разные показатели?).

ТРИЗ

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка,  мы, педагоги идем от его природы.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия;

прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Алгоритм решения изобретательских задач

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Я не даю готовые знания, не раскрываю перед детьми истину, они должны самостоятельно учиться ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой

форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить

их формулировать.

Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”

Например, воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это

растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?),

воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Игра "Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют

положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного

домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга ”Хорошо – из книг

узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом,

противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить -

разрушать выход - вход...)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример "Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А

мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую;

можно пустой бутылкой.

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Пример: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же,

как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у

нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно

на снегу . . .

Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только

черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми,

чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, "тайну

двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том

или ином явлении и разрешать.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для

этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и

сказочных задачах.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или

нескольких на другой.

Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь

сказки . . .

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять

своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое

животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться,

или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать

презентацию.

Метод "Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность

связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих

между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие

по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза,

кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит

рассматриваемая система) – водоем.

Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего

они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов,

суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если

нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая

система).

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов,

происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –

газообразное)

Игра "Кубики” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и

знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия,

проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с

закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков” дети

составляют модели "Борща”, "Океана”, "Извержение вулкана” и т.д.

Приемы фантазирования:

Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на

противоположные, превращает их в антиобъекты.

Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы

видимыми.

Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью

можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение

может быть в неограниченных пределах.

Работа со сказками

Коллаж из сказок.

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что

приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино,

Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они,

горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание

. . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает

привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но

попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок.

Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных

обстоятельств.

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась

буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому.

Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и

ленивая”.

Сказки от "живых” капель и клякс.

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже

трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные

детали и ответить на вопросы: "на что похожа твоя или моя клякса?” "Кого или что

напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс.

Образы "живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

Моделирование сказок

Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно –

схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая

должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он

потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным

изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные

объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее.

Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут

самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее

с опорой на модель.

Занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого

и самостоятельного мышления

Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа "Дорисуй”,

"Дострой”, "Составь картинку из геометрических фигур”, "На что это похоже?”, "Найди

сходства”, "Найди различия”.

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания,

сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые

("построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо переложить так,

чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать

игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками),

шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.

Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и

средство упражнения в остроумии.

Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи

помогают игры – упражнения: "Что лишнее?”, "Что вначале, что потом?”, "Какую фигуру

надо поставить в пустую клетку?”

Игры: «Логический поезд»

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса

и т.д.

Экспериментирование.

Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного

развития детей. Оно служит одной из основных предпосылок становлению детей

начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит

существенный вклад в их познавательное развитие.

В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные

воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе

анализа информации о взаимодействии факторов.

Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную,

ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается

содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит,

видит и делает сам.

Источником познавательной активности становятся преодоление противоречия между

усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей

практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и

творческое отношение при выполнении задания.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели,

определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется не

определённостью, не устойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это

накладывает собой отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они

чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Создание условий для познавательного развития дошкольников:

 

       Организация образовательного процесса.

В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная

на познавательное развитие, строится в детском аду в трех направлениях:

 организованная деятельность (образовательная деятельность, экскурсии,

индивидуальная работа, игры);

совместная деятельность педагогов и детей;

  • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к

познавательной деятельности и развитие творческих способностей (игры,

продуктивная деятельность).

Педагогические условия, направленные на формирование познавательного интереса:

-отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников

содержания для решения образовательных задач

-определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого

познавательного опыта

-единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений,

совершенствования познавательных умений и способностей

-развитие в единстве когнитивных, эмоциональных, волевых и творческих компонентов

интереса

-соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий

-вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения

стратегии содержательного общения педагога с детьми

-«погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических

средств - включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством

обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить

познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать

успехов в их разрешении.

Важен и личностно-ориентированный подход педагога к развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

- прежде всего это создание условий, способствующих саморазвитию личности,

максимальная опора на интерес, личные особенности, на субъектный опыт каждого

человека, накопленный им индивидуально и социально;

- важно предоставить возможность воспитаннику самому участвовать в отборе нового содержания образования, опыта применения заранее усвоенных способов выполнения различных видов человеческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру;

-следует ставить акцент на овладение способами деятельности, а не накопление фактических знаний;

-отношение между воспитателем и воспитанником становятся взаимным сотрудничеством;

- признается уникальность, неповторимость личности каждого ребенка;

-смещаются целевые установки образования на создание условий и помощь в развитии

личности в целом (цель не столь усвоение системы знаний, сколь понимание мира и

самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре);

-изменяется позиция и место ребенка в образовательном процессе, который строиться в соответствии с его интересами и возможностями, обеспечивает личностный смысл его деятельности.

Формы и приемы организации образовательного процесса по познавательному развитию.

- Совместная образовательная деятельность

- Самостоятельная образовательная деятельность детей

 

В результате разнообразных форм работы с детьми происходит познавательное развитие

детей дошкольного возраста, как целенаправленный процесс раскрытия в ребенке

познавательных возможностей, обнаружение их в себе с целью познания окружающего

мира и активного участия в нем, как эволюционный процесс перехода от любопытства к

любознательности до познавательного интереса и познавательной активности,

осуществляемый под непосредственным участием Значимого взрослого.

Дополнительное образование реализуется через работу кружков познавательной

направленности, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию

способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Основной целью кружковой работы является формирование познавательных интересов и

познавательной активности, развитие природных данных детей («Занимательная геометрия», «»Почемучки»).

 

Эффективность деятельности по приоритетному направлению во многом определяется

взаимодействием всех педагогических работников детского сада.  

Таким образом, во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в

осуществлении задач в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает

ребенку условия для максимально эффективного развития.

Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя

государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать

задачи всестороннего развития.

Далее, в календарном плане, отражается вся деятельность взрослого и детей,

соответствующая теме. При этом в календарном плане работы рекомендуется вводить

региональный компонент по ознакомлению детей с Пензенским краем (1 раз в 2 недели

проходит мероприятие по реализации образовательной области «Познавательное развитие» с целью ознакомления дошкольников с природой или историей родного края).

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника

необходимо согласование усилий детского сада и семьи, в которой он

воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным

учреждением;

повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через

родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки

- передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах

познавательного развития воспитанников;

Для ознакомления родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах

познавательного развития, экспериментальной деятельности и популяризации

исследовательской активности ребенка-дошкольника, в раздевальных комнатах групп

оформляю информационные стенды «Познавательная активность детей», провели

тематические собрания “Экспериментальная деятельность дошкольников — как основа

интеллектуального развития.

Совместно  с родителями для развития познавательного интереса дошкольников:

- активизировала процесс освоения знаний;

-использовать блоково-тематическое планирование;

-реализовывала детские проекты по привлекательной для детей теме;

-использовала методы, обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в

познании (обсуждение чего я хочу узнать), формировать представления о значимости

некоторых открытий);

-рассматривали детские энциклопедии и книги;

 -использовала приемы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте), «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям), обмена информации «Я сегодня узнала»;

-коллекционировали разнообразные объекты, создали мини-музей камней;

-сравнивали, экспериментировали, моделировали, направляли развитие детей на умение

планировать исследовательскую деятельность;

-создавала ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности».

При работе в данном направлении использовала различные приемы и формы сотрудничества с родителями: дни открытых дверей; организация работы Родительского клуба «Вместе с мамой», проектная деятельность с привлечением родителей. Все это помогло сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать мас...

Сообщение из опыта работы "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы  "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"...

Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...