Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ
материал

Рустамова Светлана Абумуслимовна

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchik_igry.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детского сада №34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ

ВВЕДЕНИЕ

Многих педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика.  Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Актуальность: в настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Чем больше уверенности и ловкости в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ложкой, ручкой, карандашом и т.д.).

Мелкая моторика – «совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук».

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

На современном этапе проблемой развития мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики занимались И.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова, В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова, А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова. Учёные своими исследованиями подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.

Развить мелкую моторику рук детей можно с помощью различных средств. Одним из таких средств являются пальчиковые гимнастики.

Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.

Исходя из актуальности, мы определили параметры работы:

Объект: образовательная область физическое развитие.

Предмет: развитие мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики.

Цель: обосновать необходимость использования пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме, с целью её теоретического обоснования.

2. На основе анализа теоретических источников наметить пути развития мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте.

3. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что развитие мелкой моторики у детей младшей группы произойдёт успешно, если будут соблюдены следующие принципы:

1. Принцип доступности предлагаемого материала – соответствие возрастным особенностям детей.

2. Принцип систематичности и последовательности в приобретении знаний и умений – при систематических занятиях происходит быстрое улучшение не только качества речи, но и мышления ребёнка.

3. Принцип от простого к сложному – от простых игр переходим к более сложным.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода к детям – работать, как с группой детей, так и индивидуально.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методики и комплексы упражнений пальчиковой гимнастики могут быть успешно использованы инструкторами по физической культуре, воспитателями детского сада - для самообразования и планирования детской деятельности и другими специалистами (логопедами, дефектологами) для развития мелкой моторики детей младшей группы.

Глава 1. Основы развития мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте

1.1 Пути развития мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Китайские мудрецы утверждали, что действия рук заметно сказываются на развитие мозга человека.

Японские врачи создали оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

И нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку – белобоку», «Козу рогатую».

С давних времен люди отмечали тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием и выражали приметы в поговорках. Сегодня они у нас на слуху: «из рук вон (плохо)», «все из рук валится», «с легкой руки», «руки опускаются», «правая рука (кого, чья)», «руки не доходят», «легкая рука». В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в первую очередь пальцев.

Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.

1.2  Как правильно играть в пальчиковые игры?

Необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр:

1. Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

9.В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

12. Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

 1.3 Научные исследования влияния пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Оно напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.

По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев считал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение созидательной работе рук для развития мышления и речи детей.

В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Павлов говорил что, речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив” всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Исследования М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 мес., эта ученая установила, что «если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи и навыков письма тoжe, находятся в прeдeлaх нормы, если же рaзвитиe мелкой моторики oтстaeт, то имеются нарушения и в речевом развитии и в развитии навыка письма» [1]. Поэтому М.М. Кольцова делает такой вывод: «Правильная организация различных видов детской деятельности и систематическое применение тренировочных упражнений способствуют достижению хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук».

Такого же мнения придерживается А.Е. Белая, которая пишет: «Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений» [2].

 Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.

Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых. В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр, обращаясь за помощью к этнографам, фольклористам, филологам, используя специальную литературу, проводя опросы в различных регионах России. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми. С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком.

Интерес психологов к пальчиковым играм существует давно. Однако только в последние годы возникло направление использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук ребёнка. Это современное самостоятельное направление практической психологии приобрело огромную популярность. Но в современной литературе слабо освещены практические аспекты использования пальчиковых игр в деятельности психологов и педагогов детских дошкольных учреждений как средства развития моторики ребёнка.

Таким образом, Сухомлинский, Кольцова – педагоги, Эльконин – психолог, Брок, Пенфилд – антрополог и нейрохирург. Вернике – психоневропатолог… Величайшие умы и профессионалы, чей авторитет вне всяких сомнений, в один голос утверждают, что ум, способности, речь – уровень развития детей напрямую зависит от того, насколько активно задействованы, развиты кончики пальцев малыша, мелкая моторика.

Глава 2. Новообразования влияющие на изменения в характере и содержании деятельности ребенка

2.1 Особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств –  величины, цвета и др.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего и младшего дошкольного возраста.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.

Дети в младшем дошкольном возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Они начинают активнее использовать пальцы. В это время они учатся рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду. То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала они учатся дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.

При построении системы профессиональной деятельности по развитию мелкой и общей моторики дошкольников нужно учитывать следующие принципы:

1. Принципы доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

2. Принципы последовательности и систематичности.

На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами.

Работа строится с учётом возрастных особенностей ребёнка.

Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка.

Заключается в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.

Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям и педагогам. Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения.

Однако уже в раннем детстве имеют место и нарушения в развитии мелкой моторики, что свидетельствует о неблагоприятном психологическом развитии ребенка.

По наблюдениям Т.А. Ткаченко, «задержка в развитии мелкой моторики может отмечаться уже с периода развития зрительно-моторной координации. При этом запаздывает формирование ручной умелости. Дети с запаздыванием начинают захватывать игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычных сроков. Таким образом, отмечается нарушение последовательности формирования функции моторики» [3].

Исследования Е.П. Ильина показали, что у значительного количества детей младшего дошкольного возраста имеются одновременные нарушения или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Симптомами этого является то, что «движения рук у этих детей неловкие, несогласованные, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление [4].

Таким образом, особенностями развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста является то, что этот процесс особенно активно протекает именно в этот возрастной период. При нормальном развитии благодаря мелкой моторике ребенок владеет хватательными и манипулятивными действиями с предметами, он может, есть ложкой, рисовать, лепить, самостоятельно раздеваться. Если мелкая моторика развита в норме, то это положительно сказывается на зрительно-двигательной координации, интеллектуальном, познавательном и речевом развитии ребенка. Нарушения в развитии моторики у детей служат ярким симптомом различных заболеваний и речевых нарушения (например, дизартрии).

От того, насколько у ребенка будет развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем его подготовленность к обучению в школе. Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он будет способен рассуждать и мыслить логически, обладать связной речью, хорошей памятью, воображением и вниманием, уметь концентрироваться, будет готов к обучению письму.

2.2 Пальчиковая гимнастика как неотъемлемая часть и эффективное средство для развития мелкой моторики

Эффективным средством развития и коррекции (при необходимости) нарушений мелкой моторики у детей является пальчиковая гимнастика.

Упражнения пальчиковой гимнастики по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребенка.

В комплекс упражнений пальчиковой гимнастики надо включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей, и координацию, гибкость и автоматизацию пальцев рук ребенка.

Начинать или заканчивать занятие пальчиковой гимнастики сеансом массажа кистей рук.

Проводить работу по развитию мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики регулярно (желательно 1-2 раза в день), в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития малыша.

Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно.

Внимательно следить за тем, чтобы упражнения пальчиковой гимнастики выполнялись ребенком правильно и с удовольствием и интересом. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

Чередовать новые и старые упражнения пальчиковой гимнастики. После освоения ребенком простых двигательных навыков переходить к освоению более сложных.

Выполнять определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребенком) речевого сопровождения – потешки, песенки, стихотворения.

Поощрять творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения для пальчиковой гимнастики  [5].

Проводить пальчиковую гимнастику эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывать, при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

При проведении пальчиковой гимнастики первостепенное значение имеет наглядный метод, что связано с особенностями наглядно-действенного мышления детей этого возраста. Показ образца имеет обучающую функцию, дети видят, какие пальчики участвуют в упражнении, как они действуют. Наглядность позволяет создать общее представление о движении. В зависимости от подготовленности детей можно  зафиксировать смену движений, сосредоточить внимание детей на последовательности, темпе, начале и окончании действия.

Зная особенности каждого ребенка, применяется наглядный метод: показ, частичный показ, показ по частям, демонстрация карточек, схем. Это способствует развитию мыслительной деятельности.

Понять основу техники движения, взаимосвязь между отдельными движениями помогает: объяснение, указание, оценка. Это словесные методы обучения, которые выполняют смысловую и эмоциональную функции. Для того чтобы скорректировать движение, используется положительная оценка, одобрение. Одно из условий, определяющих интерес ребенка к пальчиковой гимнастике, – значимость информации. В раннем возрасте, когда словарный запас не велик, потешки, сопровождающие показ, должны быть понятны детям.

Для усиления значения словесных методов применяется умеренная жестикуляция, мимика, интонация – что повышает эффективность обучения.

В основе всего, что делает ребенок своими руками, лежат практические методы, с помощью которых вырабатываются и закрепляются двигательные умения и навыки. Движения кисти, пальчиков относится к двигательной деятельности.

Игровые методы занимают большое место в обучении детей младшего дошкольного возраста, они поднимают у детей интерес к содержанию обучения, обеспечивая связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. При проведении пальчиковой гимнастики эффективно использовались следующие игровые методы:

- обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

2.3 Педагогическая диагностика развития мелкой моторики рук

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.

На практике используются разнообразные методы и приёмы развития мелкой моторики:

- метод наблюдения помогает получить общую картину уровня развития ребёнка на данном этапе, или зафиксировать отдельные отклонения в развитии. Наблюдение может быть скрытым и включённым, сплошным и выборочным, одноразовым (срезовым) и длительным (пролонгированным). Этот метод позволяет исследовать ребёнка в естественных условиях жизни; незаменим он и для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных сведений о ребёнке;

- словесные методы – объяснения, указания, инструкции и т.д. Эффективность их зависит от доступности их пониманию, эмоциональной выразительности, образности. Чтобы слово нужным образом повлияло на маленького ребёнка, оно должно опираться на его чувственный опыт. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами;

- наглядные методы включают в себя непосредственное ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром и показ им реальных предметов, картинок, книг, видеоматериалов и др. Наглядность должна опираться на все виды чувственного опыта ребёнка: зрение, слух, обоняние, осязание.

- практические методы. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только слушать педагога, наблюдать то, что он показывает, но и самим практически действовать;

- методы прямого воздействия включают в себя постановку перед ребёнком той или иной практической задачи (например, собрать пирамидку, разучить пальчиковую игру и т.п.), показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении. При этом методы прямого воздействия не должны подавлять собственную активность ребёнка, инициативность и самостоятельность;

- метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия. При его использовании воспитатель не ставит перед детьми, какой либо конкретной задачи и не определяет прямо способы её решения. Он даёт ребёнку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно – материальную среду. Очень важно сочетать методы прямого и косвенного воздействия так, чтобы первые не превалировали над вторыми. Методы косвенного воздействия незаменимы при организации творческих видов деятельности детей – игры, рисования, лепки, конструирования и др. [6]

Таким образом, систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковой гимнастики, совместной работой с родителями воспитанников и педагогами, организации предметно-развивающей среды, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения. Поэтому проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста остается актуальной на сегодняшний день.

3. Консультация для родителей «Пальчиковые игры в жизни дошкольников»

В жизни каждого человека дошкольное детство занимает незначительный период – это первые семь лет. Но их влияние очень велико. В этот жизненный отрезок дошкольники развиваются как никогда бурно и стремительно. Особенно подвергается изменениям мелкая моторика кисти руки ребенка. А что же собой представляет мелкая моторика? Как отмечают физиологи, это движение мелких мышц кистей рук. Значимость ее в том, что, в коре головного мозга человека моторные центры речи и пальцев находятся рядом, отсюда, развивая речь и заинтересовывая моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и инициирует речь. Благоприятное влияние развития мелкой моторики на формирование детской речи отмечали такие ученые, как Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, М. И. Кольцова. Нужно отметить, что достижения мелкой моторики рук ребенка оказывают влияние не только на речь, но и на его развитие в целом, на интеллектуальные способности. Так как наукой подтверждено, что одним из факторов нормального физического и нервно психического развития ребенка представляет собой развитие руки или, другими словами, мелкой моторики.

А в нынешнем мире, с его доступными игрушками и изобилием бытовой техники, пальчики дошкольников приобретают все меньше полезной работы. И здесь на выручку приходят пальчиковые игры. Так как в жизни каждого дошкольника ключевым словом является игра. Именно играя, ребенок накапливает необходимый жизненный опыт. Как говорил В. А. Сухомлинский, игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Пальчиковые игры очень эмоциональные и захватывающие. Они увлекают детей своей театрализацией и предусматривают наличие ситуации успеха.

По определению Е. Борисовой, пальчиковая игра – это инсценировка в воображаемой ситуации каких – либо рифмованных историй, стихов и сказок при помощи пальцев рук, отражающих реальности окружающего мира. Наличие воображаемой ситуации или сюжета дифференцирует такие понятия как «пальчиковые игры» и «пальчиковые упражнения». Пальчиковые игры хорошо раскрыты в литературе работами О. И. Крупенчук, И. Лопухиной, Н. С. Рузиной, Н. В. Новотворцевой и др. Эти игры можно разделить на 2 группы:

- игровой фольклор – потешки, забавы, прибаутки, обращенные к детям младенческого и раннего возраста;

- игры с правилами для детей постарше.

Игровой         фольклор        хорошо        знаком        многим родителям: «Ладушки»«Сорока-Белобока»«Коза-Рогатая» и др. Их воздействие до сих пор недостаточно осознанно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее значение.

Для детей постарше характерна развернутость движений во время игры. Они показывают с помощью пальцев различные предметы, птиц, животных. Также пытаются придумать новые образы и движения, которые важны для формирования чувства уверенности, ловкости, мышления и воображения. Большими помощниками здесь могут быть: пальчиковый театр, театр теней, пальчиковые игры со скороговорками и стихами. Но здесь важна кропотливая совместная работа детей и взрослых.

Обобщая, хочется сказать, что пальчиковая игра – это театр и его актеры вокруг и рядом с нами. Играя, дети задействуют моторику рук, тем самым вырабатывают такие умения как ловкость, управлять своими движениями и концентрировать внимание на одном виде деятельности, а ритм и рифма являются для детей чем – то утешающим и успокаивающим.

Использование пальчиковых игр в ДОУ велико. Их используют во всех режимных моментах. Также они не заменимы в работе логопеда. Но, конечно же, хочется отметить, насколько важна помощь родителей в проведении пальчиковых игр, способствующих более успешному развитию мелкой моторики. Ведь играя, мы общаемся с близким человеком: мы обнимаем, трогаем ладошку, поглаживаем, теребим, щекочим, - а это приносит ребенку массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Из-за различных проблем, загруженности на работе у нас мало времени на общение с детьми, а в пальчиковые игры можно играть везде – в автобусе, по дороге в детский сад или домой, на кухне, пока мама готовит ужин и т. д. Главное, было бы желание!

Заключение

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают, редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Список литературы:

1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Просвещение, 2005. 228 с.

2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2009. 143 с.

3. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: ЭКСМО, 2010. 234 с.

4. Ильин Е.П. Психомоторика. М.: Владос, 2010. 326 с.

5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Родничок, 2012. 185 с.

6. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста : учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2007. С. 38-185.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Семинар для педагогов «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Семинар  «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Консультация для родителей: "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста"

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста....

«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...