консультация для воспитателей
консультация

Елена Петровна Карелина

Консультация для молодых педагогов "Планирование двигательной активности в режимных моментах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым»

 «Обеспечение двигательной активности и формирование физических качеств в системе физкультурно-оздоровительной работы»

Консультация для воспитателей

                                           Разработала: инструктор по физической культуре

                                                Карелина Елена Петровна

        Дата проведения: 09.10.2019 г.

г. Феодосия

2019 г.

                                             «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

                                         сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает,  

                                         действует, бегает – пусть он находится в постоянном

                                         движении» 
                                                                                                                Ж.-Ж. Руссо

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. На практике мы убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.

В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальные занятия, а так же специальные занятия физической культурой. Поэтому большое внимание развитию силы, ловкости, выносливости детей уделяется в детском саду.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

В системе физкультурно-оздоровительной работы используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные занятия;
  • физкультминутки;
  • подвижные игры и физические упражнения на улице;
  • физкультурные праздники, развлечения;
  • Дни здоровья;
  • закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
  • самостоятельная двигательная активность;
  • работа с родителями.

Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в детском саду.

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных наших задач, стоящих в плане физического воспитания.

Профессионально подобранные физические упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому совершенствованию. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.

Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. А в целом вырабатывает у ребенка с раннего возраста культурно-гигиенические навыки. Работа мозга неотделима от работы физической, это доказано многими ученными античности и современности. Заключение в пользу движения, здорового образа жизни и, как следствие, здоровое население.

До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Планирование двигательной активности:

1 этап – «Утро».

Утро - самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно – образовательными мероприятиями. Наша задача – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.

Утром целесообразно планировать деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Утро в  группе начинается с утренней гимнастики. Она включает ходьбу, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения без предметов или с предметами, а так же корригирующие упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки. Включаются в проведение утренней гимнастики игровые моменты, танцевальные шаги, музыкальное сопровождение.  Продолжительность утренней гимнастики 8 – 10 минут.

Затем заранее создаются условия для самостоятельной двигательной активности, размещаются дидактические пособия, игры на столах, например, «Найди, что нам нужно, чтобы быть здоровыми», «Мой день», дидактическое лото: «Мойдодыр»; затем предлагаются рассмотреть иллюстрации из альбома «Забочусь о своем здоровье», «Я и здоровый образ жизни» и др. Также предлагается поупражняться в отдельных упражнениях (перешагивание через предметы, прокатывание мяча друг другу и. т. д.).

На утро планируются и используются знакомые детям игры, лучше малой или средней подвижности, такие как: «Найди, что спрятано», «Пронеси мяч» и др. Но также необходимо не забывать, что при планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если это занятия: по ознакомлению с окружающим, развитию речи, сенсорики, изобразительной деятельности, то планируются игры средней и даже большой подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то утром организуются более спокойная двигательная деятельность, например: пальчиковые игры, настольные игры, чтение потешек и т.д. 

Основной же формой обучения ребенка движениям и развитием физических качеств являются ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ, которые проводятся 3 раза в неделю. В холодный период – в помещении, в теплый период – на свежем воздухе. Физкультурные занятия в помещении включают упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и другие виды движения, а также упражнения статистического характера, способствующие развитию выносливости и силы: висы с опорой на одну или обе ноги, непродолжительное удержание позы в неподвижном состоянии, обязательно используются корригирующие упражнения, элементы дыхательной гимнастики, элементы психо-гимнастики, которые очень нравятся детям. В конце физкультурных занятий осваиваются упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма.

Известно, что лучше всего организм восстанавливается, когда заторможенные центры энергично включаются в деятельность, а активнодействующие - переходят в пассивное состояние. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник, и ребенок не затрачивает энергии для сохранения вертикального положения. Медленный темп упражнений на расслабление, выполняемых без напряжения и с большой амплитудой, музыкальное сопровождение, спокойная обстановка способствует восстановлению организма в более короткий срок. Выполнение этих же упражнений с закрытыми глазами дает еще более положительный эффект. 

2 этап – «Прогулка»

В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Очень важно создать необходимые условия, вынести на улицу необходимое оборудование для организации двигательной активности детей. На прогулке планируют от одной до трех (в зависимости от возраста детей) подвижных игр, можно, общую для всех детей, и 2-3 игры с подгруппами детей.

Зачастую воспитатели забывают об играх-эстафетах, играх с элементами соревнований, народных играх, а они играют огромную роль в физическом развитии ребенка и являются его неотъемлемой частью. Кроме того,  во время прогулки намечают игровые упражнения для индивидуальной работы с детьми. Спортивные упражнения (в соответствии с сезоном). Спортивные игры с элементами баскетбола, футбола, бадминтона городки.

3 этап – «Вторая половина дня»

Основная  задача этого периода – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации необходимо в группе создавать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно.

Во 2 половине дня проводим гимнастику после сна и закаливающие мероприятия. Кроме того, планируют активный отдых детей:

  • Физкультурные праздники,
  • физкультурный досуг,
  • дни здоровья
  • самостоятельную двигательную деятельность детей,
  • малоподвижные игры,
  • дыхательные упражнения,
  • упражнения на подвижность,
  • оздоровительные упражнения с шарами (фитболами), на массажных дорожках (ковриках) здоровья, балансирах и т.д.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ДОСУГИ, ПРАЗДНИКИ в свое содержание включают уже знакомые детям упражнения, подвижные игры, эстафеты.

Также организовывают самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, дидактический материал. Вечером перед уходом детей,  организовывают спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность, оздоровительные упражнения и т.д.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями:

  • педагогические беседы с родителями;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • совместное создание предметно – развивающей среды;
  • работа с родительским комитетом группы,
  • анкетирование.

Крепкое здоровье является основой активной умственной деятельности. Эмоциональная насыщенность большинства физических упражнений усиливает их влияние на формирование личности ребёнка. Положительные эмоции тонизируют работу коры головного мозга, влияют на синхронизацию его биотоков. Это содействует развитию всех анализаторных систем, успешному протеканию различных психических процессов.

Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей, позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовке детей к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...