Проект «Разноцветный мир эмоций» (эмоциональный интеллект как фактор психологического здоровья дошкольников)
методическая разработка (средняя группа)

Свиридова Варвара Анатольевна

 

 

Проект «Разноцветный мир эмоций»

(эмоциональный интеллект как фактор психологического здоровья дошкольников)

 

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.

Эмоциональный интеллект - умение владеть своими эмоциями.

Если ребенок не научится распознавать свои и чужие эмоции, контролировать и корректировать собственное поведение, то это может крайне негативно сказаться не только на процессе его социализации в дошкольном и школьном возрасте, но и на дальнейшей жизни в целом.

Затруднение в осознании и определении собственных эмоций, неспособность выражать свои чувства повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых (ишемическая болезнь сердца;артериальная гипертензия;сахарный диабет; бронхиальная астма; язва желудка;ревматоидный артрит; кожные заболевания (нейродермит, крапивница, псориаз)).

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов.

В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект – основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raznotsvetnyy_mir_emotsiy.pptx1001.44 КБ
Файл tezisy_emotsionalnyy_intellekt.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

XII Региональный этап Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций – 2022 «Будущее начинается сегодня» Проект «Разноцветный мир эмоций» (эмоциональный интеллект как фактор психологического здоровья дошкольников) Воспитатель: Свиридова Варвара Анатольевна Детский сад №62 «Малыш»

Слайд 2

Дидактическое пособие: Эмокуклы (от слова «эмоция», кукла с зеркалом вместо лица) . Они представляют собой двух кукол (мальчика и девочку), с помощью которых дети учатся видеть свои эмоции и управлять ими. Также делаем акцент и на гендерное воспитание: девочки используют в играх Эмокуклу девочку, а мальчики - Эмокуклу мальчика. Ребенок, именно, смотря в зеркало и видя себя, учится управлять своими эмоциями.

Слайд 3

Дидактические игры: «Банки эмоций», « Эмокубики », «Зеркала эмоций», « Эмодзи » и « Эмокнижки ».

Слайд 4

Дидактическая игра « Эмокубики » представляет собой 3 кубика, на которых изображены разные эмоции: радость, злость, грусть и тд . Дети берут кубик, бросают его, смотрят, какая эмоция выпала и показывают ее.

Слайд 5

Игра «Банки эмоций»: на фишках изображены разные смайлики с эмоциями. Дети достают эти фишки и показывают ту эмоцию, которая им выпала.

Слайд 6

Игра «Зеркала эмоций» представлена в виде веера с лицами детей, выражающих свои эмоции. Детки смотрят на картинку и показывают эту эмоцию.

Слайд 7

« Эмокнижки »: ребенок берет такую книжечку, листает ее и, смотрясь в зеркало, изображает эмоцию, которая ему больше всего понравилась, или может показать свое настроение.

Слайд 8

Ростовые куклы – это не совсем привычная нам детская игрушка. Слово «ростовая» означает, что кукла выполнена в рост ребёнка, и управлять ей можно при помощи рук и ног. Ростовая кукла для детей – это особые костюмы, в виде настоящих сказочных персонажей. Одевая на себя куклу ребёнок становится кем – то из них .

Слайд 9

Ростовая кукла есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои развивают у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс.

Слайд 10

Выводы: Для ребенка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного, а главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Важно, чтобы ребенок знал и понимал, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них – ключ к познанию окружающего мира. Решая комплекс задач по развитию, сохранению и укреплению эмоциональной сферы дошкольников, как одного из ключевых моментов психического здоровья будущего гражданина общества, мы имеем возможность формировать фундамент нравственной основы личности ребёнка.



Предварительный просмотр:

Свиридова Варвара Анатольевна

воспитатель МАДОУ

детский сад №62 «Малыш»

РБ, г.Улан-Удэ

Проект «Разноцветный мир эмоций»

(эмоциональный интеллект как фактор психологического здоровья дошкольников)

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.

Эмоциональный интеллект - умение владеть своими эмоциями.

Если ребенок не научится распознавать свои и чужие эмоции, контролировать и корректировать собственное поведение, то это может крайне негативно сказаться не только на процессе его социализации в дошкольном и школьном возрасте, но и на дальнейшей жизни в целом.

Затруднение в осознании и определении собственных эмоций, неспособность выражать свои чувства повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых (ишемическая болезнь сердца;артериальная гипертензия;сахарный диабет; бронхиальная астма; язва желудка;ревматоидный артрит; кожные заболевания (нейродермит, крапивница, псориаз)).

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов.

В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект – основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Зачем развивать?

Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте. 

Человек с высоким уровнем EQ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе.

Зачем это детям:

-поможет в общении;

- научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;

- укрепит уверенность в себе,

- укрепит психическое и физическое здоровье.

Актуальность проекта:

Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Кроме того, эмоции отличаются полярностью: удовольствие - неудовольствие, радость - грусть, любовь - ненависть, гордость - унижение и т.п. Ребенок познает окружающий мир, и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживая происходящее с ним. Малыш формирует собственное отношение к тому, что его окружает, выбирая одни виды деятельности, жизненные ситуации и отвергая другие. Познание мира всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.

Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».
Талантливый, эмоционально развитый ребёнок - здоровый ребёнок.
По мнению А.В.Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания.

Цель проекта:развитие эмоционального интеллекта,как фактора психологического здоровья дошкольников.

Участники: дети дошкольного возраста 3-4 лет.

Понятийный аппарат: «эмоциональный интеллект», эмокуклы (от слова «эмоция», кукла с зеркалом вместо лица), ростовые куклы.

В рамках реализации проекта для развития эмоционального интеллекта у детей, мы разработали дидактическое пособие, которое называется Эмокуклы. Они представляют собой двух кукол (мальчика и девочку), с помощью которых дети учатся видеть свои эмоции и управлять ими. Также делаем акцент и на гендерное воспитание: девочки используют в играхЭмокуклудевочку, а мальчики -Эмокуклу мальчика. Ребенок, именно, смотря в зеркало и видя себя, учится управлять своими эмоциями.

Ростовые куклы – это не совсем привычная нам детская игрушка. Слово «ростовая» означает, что кукла выполнена в рост ребёнка, и управлять ей можно при помощи рук и ног. Ростовая кукла для детей – это особые костюмы, в виде настоящих сказочных персонажей. Одевая на себя куклу, ребёнок становится кем – то из них. Искусство кукольного ростового театра начинается там, где кукла несёт «новое» в жизнь: новый образ, новую пластику, новый звук. Ростовая кукла есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии.

«Ожившие» герои развивают у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс.

Задачи:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- развитие социальных эмоций (эмпатии, нравственных эмоций, интеллектуальных эмоций);

-формирование и актуализация у детей представлений об основных эмоциях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины);

- обогащение словаря, обозначающими эмоции и чувства;

- расширение возможности для выражения собственных чувств и описания другого человека.

Выводы. Эмоциональный интеллект(EQ) – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать. Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день.

Для ребенка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного, а главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами.

Важно, чтобы ребенок знал и понимал, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них – ключ к познанию окружающего мира.

Решая комплекс задач по развитию, сохранению и укреплению эмоциональнойсферы дошкольников, как одного из ключевых моментов психическогоздоровьябудущегогражданинаобщества,мыимеемвозможностьформировать фундамент нравственной основы личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья, как фактор психологического здоровья детей. Любовь в семье-счастливые дети.

«Дети – это цветы жизни» - так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок»   – это сделать его счастливым.…...

Консультация для родителей "Семья как фактор психологического здоровья ребенка"

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие и детей, и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают...

Консультация "Семья как фактор психологического здоровья дошкольников"

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с п...

Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника.

Статья для педагогов, психологов, методистов - о роли детского сада во взаимодействии с семьей и сохранении психологического благополучия ребенка....

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как фактора психологического здоровья»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...

«Психопрофилактика как фактор сохранения психологического здоровья дошкольников»

Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания, и исследования по специфике психологии здоровья дошкольников пока нем...

Семья как фактор психологического здоровья ребёнка

Семья как фактор психологического здоровья ребёнка...