"Духовно - нравственное воспитание дошкольников при знакомстве с фольклором"
материал

Марина Николаевна Захарова

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                 «Духовно – нравственное воспитание дошкольников

                                                             при знакомстве с  фольклором»

Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, когда он говорил: “От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Таким идеалом-ориентиром для ребенка всегда является взрослый человек: родители, педагоги

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети мало знают о жизни людей, живших в прошлом.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

Народная культура – это многовековой опыт народа, это традиции, обряды, обычаи. Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Неисчерпаемым источником и проверенным педагогическим средством духовно-нравственного воспитания детей является фольклор. Слово «фольклор» в переводе означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представление о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самим приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребёнком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Виды малых жанров фольклора: 1.Колыбельная (пестушка, потешка); 2.Прибаутка; 3.Закличка; 4.Пословица; 5.Считалка; 6.Скороговорка; 7.Загадка; 8.Игра.

В работе воспитателя необходимо использование фольклора, так как он отражает деятельность и быт людей многих поколений, а этого как правило современным детям не хватает. Фольклор окрашивает речь педагога, делая ее красочной, он оживляет повседневные дела дошкольника. Фольклор можно использовать в течение  всего дня и во всех возрастных группах.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

С пoтешками  дети с удовольствием умываются, обедают, собираются на прогулку,  готовятся ко сну, поднимаются после сна. Чтобы вырастить ребенка здоровым, в фольклоре присутствует  весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Нельзя недооценивать огромную силу фольклора.  Ведь ребенок с самого раннего детства слышит, как мама поет ему на ночь колыбельные песни, вслушивается в эти  мелодичные слова, впитывает каждое слово. Поэтому можно сказать, что огромную роль в развитии речи ребенка играют малые формы фольклора. Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, а так же эмоционально окрашенной используются народные песенки и потешки.  Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Речевой материал должен быть понятным, доступным, соответствующим данному возрасту.Правильно подобранная  потешка, помогает  устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными.

Это позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Ещё один вид малых форм словесного народного творчества - это загадки. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.

В работе с детьми дошкольного возраста загадки могут использоваться на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

Например,  загадываются загадки об овощах: о луке, моркови, капусте, т. д. Потом  задается вопрос: «Как назвать предметы одним словом? (овощи)

На материале загадок о животных и насекомых можно проводить упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны назвать отдельно животных и отдельно насекомых.

Формы работы с загадками:

- нарисуй отгадку;

- придумай свою загадку;

- придумай загадку к картинке

Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

Скороговорки  можно использовать не только в непрерывной образовательной деятельности, но и в свободном режиме дня.

Скороговорки можно и нужно использовать в работе с детьми с нарушением поведения. Это сразу переключает ребенка, заставляет задуматься. Очень поднимает настроение.  Ведь смешные ошибки, которые ребенок допускает при произношении,  заставляют повторить стишок вновь и вновь. Получается очень весело и полезно.

Скороговорки – это не только уникальное явление шуточного жанра народного творчества, но и очень   эффективный тренажер для речевого аппарата. Эта форма фольклора развивает логику, воображение, совершенствует память и внимание детей. Скороговорки чаще способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.

Скороговорки можно использовать при закреплении определенных звуков.

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки  также используют во всех процессах воспитательной работы.

 в режимных моментах например:

*Одеваясь на прогулку, медлительному ребенку можно сказать: «Семеро одного не ждут».

Их можно применять, когда дети играют, занимаются непосредственно-образовательной деятельностью, говоря:  «Делу время, а потехе час», «Ученье свет, а не ученье – тьма», «Без терпенья нет ученья» и т. д.

*Замечая на занятиях по аппликации неаккуратность, спешку в работе: «Поспешишь - людей насмешишь».

Часто меткая пословица, сказанная в нужный момент, помогает урезонить обидчика.

Дети легко запоминают пословицы и поговорки и используют их в повседневной жизни. Таким образом, пословицы и поговорки помогают  прививать к  детям нравственные нормы поведения, показывают им моральные эталоны.

Помогают  в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств  считалки . Они являются неотъемлемой частью  подвижных игр, так как представляют  собой наиболее демократичный способ ролевого распределения.

Кроме организации игры, педагоги могут использовать считалки при выборе ребенка, который выполнит или возглавит определенную работу, когда многие хотят выполнить интересное и почетное задание.

С раннего возраста для детей полезно изучать и регулярно произносить считалки. Помимо развития памяти, это помогает в формировании образного мышления, способствуют обучению счёту в первом классе, и помогает быстрее усвоить алфавит. С их помощью вырабатывается чувство ритма, тренируются голос и дыхание.

Конечно самый любимый жанр фольклора - это сказка.  Она пользуется огромной любовью у всех поколений, времен и народов. С ней ребенок встречается, начиная с раннего детства.

Большое  внимание  уделяют  русской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

Формы работы как:

1. Рассказывание сказок с придумыванием ее продолжения.

2. Постановка и разыгрывание сказок.

3. Рисование сказок

4. Анализ сказок

При рассказывании сказки  дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. Для того чтобы создать сказочную атмосферу в младших группах, можно  использовать  образ Бабушки-сказочницы Арины.

 В старших группах для развития эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, раскрытия своих творческих способностей, можно предложить детям поиграть в сказку, чтобы почувствовать себя ее героем, волшебником, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации, поэтому учить детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми, тем самым, помогая им реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подводить  детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставить  перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря этому у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.

Для того чтобы сделать фольклор ближе детям, можно  создать соответствующую развивающую среду в группе.  В интерьер группы включить элементы русского декоративно-прикладного искусства: предметы утвари (горшки, самовар, посуда и др.), половики, ширма, пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров, фотографии.

Знакомя детей с детским фольклором, они получают прекрасные образцы русского литературного языка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для духовно – нравственного воспитания.

Целенаправленное и системное использование произведений детского фольклора является благоприятным средством, которое способствует духовно - нравственному воспитанию дошкольников. Развивая у детей умения эмоционально воспринимать прекрасное, чувство сопереживания героям литературных произведений, мы воспитаем духовно развитые, гармоничные личности, которые любят и уважают свою Родину, традиции, культуру.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию "Использование фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольника"

Доклад на научно - практическую конференцию (с международным участием) "Актуальные вопросы воспитания и социализации обучающихся в современных условиях развития системы дополнительного образования дет...

Презентация "Использование фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольников"

       Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, ...

Обобщение опыта "Духовно - нравственное воспитание дошкольников на примере фольклора"

Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества», «падение нравственных устоев», «потерянное поколение»....

"Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей российского народ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с православной культурой

Статья о необходимости духовно-нравственного воспитания дошкольников...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с православной культурой, посредством авторских игр и пособий.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа является: Знакомство детей с основ...