Экологический проект на тему: «Огород на окне» средняя группа
проект (средняя группа)

                МБДОУ д.с « Аистенок» 

 

 

 

 

 

Экологический проект на тему:

«Огород на окне»

средняя группа «Капитошки»

 

 

 

 

 

Подготовила:

Коростелёва Оксана Николаевна

Воспитатель МБДОУ д/с «Аистёнок»

 

п. Выгоничи 2022 год

 

 

        ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

                      

Актуальность проекта

 Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы, чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления.

Проект «Огород на окне» направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. В данном проекте мы создали условия для экспериментально -познавательной деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманного отношения к природе. Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений. Все это способствует бережному и заботливому отношению к нашей хрупкой природе.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

 Вид проекта: Групповой

 Продолжительность: Краткосрочный  (15.03. – 15.04.2022 г.)

 Участники проекта

  • Дети средней группы,.
  • Воспитатели группы.
  • Родители.

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи:

Образовательные:

 • Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).

 • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.

Развивающие:

•        Развивать интерес к развитию и росту растений.

•        Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.

•        Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.

•  Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Воспитательные:

 • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

 • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

 Предполагаемый результат проекта

 Дети научатся:

 сажать  культурные огородные растения и ухаживать за ними.

 •  узнают особенности строения растения.

 • Опытным путем исследуют условия необходимые для роста культурных растений.

 •  научаться вести наблюдения за растениями на окне и записывали в дневник наблюдений вместе с воспитателем

  •  получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.

  • узнают о многообразии посевного материала.

   •   станут более уважительно относиться к труду.

Работа с родителями

1 этап

  • Познакомить родителей с целью и задачами проекта
  • Привлечь родителей к участию в проекте
  • Вызвать интерес к образовательному процессу, развитию познавательных процессов у детей.

                                                       2 этап

  • Консультация «Огород на подоконнике»,
  • Беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
  • Памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
  • Заучивание стихов об овощах.

                                                 3 этап

  • Оформление альбома «Где живут витамина.»

 

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально коммуникативное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»

 

Продукт проекта

  • Альбом «Где живут витамины».
  • Лепбук « Овощи»
  • Альбом в фото
  • Презентация проекта

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный

  • Определение темы.
  • Выявить цели и определить задачи.
  • Подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки, материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности).
  • Разработка планов мероприятий проекта.
  • Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена, земля, декоративные элементы
  • Подбор
  • Изучение Интернет –ресурсов по теме проекта.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП. РАБОТА С ДЕТЬМИ.

1 неделя.

  • Рассматривание и сравнение семян (помидор, огурец, перец, горох, кукуруза, чеснок, фасоль, укроп, салат);
  • Рассматривание земли. Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д.
  • Посадка лука (коллективно), горох, фасоль, перец, кукуруза, помидор.
  • Посев цветочных семян.
  • ООД по ФЦКМ в средней группе на тему «Огород на окошке». Цель: Продолжать расширять представления детей о труде, значении труда в жизни людей.
  • ООД по рисованию «Овощи и фрукты — полезные продукты». Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах, полезных для растущего организма детей.
  • ООД по лепке «Овощи». Цель: Закреплять умение передавать в лепке форму разных овощей (моркови, свеклы,  картофеля , тыквы ,  и т. д.)
  • ООД по развитию речи в средней группе. Тема: «Овощи и фрукты – полезные продукты» Цель: обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи, в продуктивных видах деятельности
  • Беседы с детьми на тему «Что такое огород и что на нём растет». Цель: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах; закрепить у детей знания об огороде; развивать связную речь детей.
  • Загадывание загадок. (Картотека.).  Цель: развивать умение логически мыслить, выделять признаки, по которым можно определить отгадку, делать умозаключения; развивать речь.
  • Чтение художественной литературы. Ю. Тувим. «Овощи» , «Спор овощей». Цель: развитие умения эмоционально воспринимать содержание художественных произведений.
  • Д/ и «Кто скорее соберет». Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
  • С/р/и; «Овощной магазин». Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
  • П/ игра - эстафета "Собери урожай". Цель: Физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.

2 неделя.

  • Беседа с детьми на тему «Овощи, фрукты – полезные продукты!». Цель: Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья. Вызвать стремление к здоровому питанию. Что такое огород и что на нём растет».
  • ООД по ФЦКМ «Овощи». Цель: уточнить представления детей об овощах, о том, где они растут. Закрепить умение правильно называть овощи, описывать их форму, цвет и т.д. Развивать внимание, связную речь, мышление. Воспитывать интерес и желание помощи взрослому.
  • ООД по речевому развитию « Во саду ли в огороде. Цель: Закрепить умения правильно называть овощи, фрукты, описывать их цвет и форму, размер. Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов. Развивать память и внимание.
  • ООД по аппликации по теме: «Овощи на тарелке».  Цель занятия: создание аппликации «Овощи на тарелке». Учить передавать форму овощей, развивать речь.
  • ООД по рисованию «Помидоры в банке». Цель: расширять представления детей об овощах.
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Овощи». Цель: продолжать расширять знания детей об овощях.

•   Опытно-экспериментальная деятельность. «Условия, необходимые для жизни растений». Цель: Наблюдение за ростом лука в земле и в воде.

  • Чтение художественной литературы. С. Михалков "Овощи", Александр Прокофьев "Огород". Цель: развитие умения эмоционально воспринимать содержание художественных произведений.
  • Д/и «Что сажают в огороде». Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

3 неделя

  • Беседа с детьми на тему «Что необходимо для роста растений?» Цель:

развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло); воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть.

 

  • ООД по ФЦКМ «Овощи, фрукты — витаминные продукты». Цель: Учить детей дифференцировать овощи и фрукты. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье.
  • ООД по рисованию «Витамины для здоровья». Цель: Расширить знания детей о витаминах и витаминосодержащих продуктах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.
  • ООД по  лепке «Корзинка с полезными овощами и фруктами».  Цель: продолжать учить детей, совершая круговые движения ладонями, лепить из пластилина витамины шарообразной формы. Познакомить детей с понятием “витамины”, сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека. Формировать интерес детей к лепке.
  •  ООД по развитию речи в средней группе «Витамины и здоровье» Цель: Формирование у детей потребность к здоровому образу жизни; знания детей о полезных и вредных продуктах.
  • Чтение художественной литературы.

-Т. Чиживская. «Тишкин огород».

-А. Н Толстой «Вершки и корешки». Цель Развитие умения эмоционально воспринимать содержание художественных произведений.

  • Опытно-экспериментальная деятельность.  «С водой и без воды». Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
  • Сюжетно-ролевая игра «Дачники». Цель: развивать социальные навыки детей. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность на основе полученных знаний. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми. Закреплять ранее полученные знания о труде продавца, водителя, огородника, кондуктора. Активизировать словарь детей.
  • Д/и «Овощи — фрукты». Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
  • П/и « Огуречик… огуречик…»  Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

4неделя

  • Беседа с детьми на тему «Без труда не будет и плода». Цель: формировать у детей желание трудиться, понимать значение труда.
  • ООД по ФЦКМ «Лук - от семи недуг». Цели: обобщить знания детей о луке и его полезных свойствах для жизни и здоровья человека; изучать способ выращивания лука на перо в комнатных условиях в воде без земли; развивать навыки исследовательской деятельности; воспитывать желание познавать окружающий мир.
  • ООД по рисованию  "Лук растим – быть здоровыми хотим". Цель: Закреплять умение детей рисовать круг, закрашивать его сверху вниз; рисовать прямые, вертикальные и горизонтальные линии. Развивать моторику рук; чувство цвета. Дать детям знания о пользе лука. Воспитывать желание быть здоровыми.
  • ООД по лепке «Зеленый лучок – мой дружок». Цель: Учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками. Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей разной формы. Продолжать учить детей пользоваться стекой. Вызвать интерес к моделированию к моделированию лука разной формы, толщины. Развивать чувство формы, мелкую моторику.
  • Д./и «Найди по описанию». Цель: развитие общих речевых навыков. координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи.
  • Опытно-экспериментальная деятельность «На свету и в темноте». Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
  • Чтение стихов. (Картотека.). Цель: развитие речи, активизировать знания об основных особенностях внешнего вида и произрастания овощей, фруктов и цветов.
  • П/и «Лучок». Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

3. Заключительный этап

  • презентация проекта «Огород на окне».
  • Выставка детских рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.
  • Фотоотчёт о проделанной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа на тему: «Что такое огород и что на нём растёт».

Цель: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах; закрепить у детей знания об огороде; развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов. Формировать навыки самостоятельного проведения классификации; развивать память, мышление, воображение, речь; воспитывать любовь к огороду.

Оборудование и материалы: загадки с картинками, муляжи овощей, фруктов и ягод в мешочке; ватман и вырезанные картинки овощей.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами поговорим об огороде и о том, что на нем растет. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

- И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …

- картошка –

Лето целое старалась-

Одевалась, одевалась …

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок.

- капуста –

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

- морковь –

Над землей трава,

Под землей бордовая голова.

- свекла –

Растут на грядке

Зеленые ветки,

А на них

Красные детки.

- помидоры –

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом.

- редиска – Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

- баклажан -

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

- лук –

Свежий и солёный

Он всегда зеленый.

- огурец

Маленький, горький,

Лучку браток.

- чеснок

Растут на грядке

Зеленые ветки,

А на них

Красные детки.

- помидоры -

Только фея может этот

Овощ превратить в карету.

- тыква-

Молодцы ребята! Вы отгадали овощи, которые растут в огороде.

Я вам подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.

Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)

– Что вы разложили на столе?

– Где они растут?

– Сколько всего предметов здесь лежит?

– Сколько овощей?

– Сколько фруктов?

– Сколько ягод?

– Что лежит посередине?

– Что лежит первым?

– Что лежит между капустой и перцем?

Молодцы! А сейчас мы поиграем с вами игру она называется “Четвёртый лишний”

– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:

яблоко, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, помидор;

клубника, малина, арбуз, капуста.

Молодцы!

А теперь поговорим подробнее об огороде. Ребята, а вы знаете, когда сажают огород? (ответы детей)

А почему именно в это время года надо сажать? Ребята чтобы посадить огород, что сначала мы делаем? (ответы детей).

А сейчас подойдите ко мне и на чёрном листе ватмана, это будет наш условный огород, вы вырезанные овощи распределите на грядках, которые выделены белым контуром. На каждой грядке должны находится овощи определённой культуры.

Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову

фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

овощи – приседаете, руками упираетесь об пол;

ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.

Ребята, вы молодцы! Отгадывали загадки, отвечали на вопросы, выполнили все задания. И теперь вы точно знаете, что растёт в огороде. А овощи из огорода мы будем каждый день видеть на столах нашего детского сада во время обеда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа на тему: «Овощи, фрукты – полезные продукты!»

Цель: Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья. Вызвать стремление к здоровому питанию.

Задачи:

 1. Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы.

 2. Способствовать поиску новой информации об овощах и фруктах, их пользе для здоровья.

 3. Учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов.

 4. Формировать интерес к произведениям русского фольклора (загадки, пословицы, поговорки).

 Воспитатель: Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.

 - А вы, ребята, пробовали витамины?

 - Витамины бывают не только в таблетках.

 - А в каких продуктах есть витамины?

 Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

 А сейчас послушайте в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

 Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

 Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

 Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

 Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

 Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них изображено, и мы с вами узнаем, в чем же содержится большое количество витаминов!

 ( Показываю по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только само название, но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус)),

 Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

 Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

 Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

 Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

 Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

 Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.

 Воспитатель: Ой! К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь , в гости к ребятам пришла кукла Аленка).

 Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А знаете почему? Вот послушайте!

 Никогда не унываю

 И улыбка на лице,

 Потому что принимаю

 Витамины А, Б, С.

 Очень важно спозаранку,

 Есть за завтраком овсянку.

 Черный хлеб полезен нам

 И не только по утрам.

 Помни истину простую

 Лучше видит только тот,

 Кто жует морковь сырую,

 Или сок морковный пьёт.

 От простуды и ангины помогают апельсины.

 Ну, а лучше съесть лимон

 Хоть и очень кислый он.

  Игра: «Правильно-неправильно!»

 Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

 - А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

 1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

 И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

 2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

 Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

 3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

 Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

 4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

 И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

 5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

 Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

 6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

 Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа на тему: «Без труда не будет и плода».

Цель: формировать у детей желание трудиться, понимать значение труда.

В процессе беседы педагог помогает детям понять смысл пословицы «Без труда не будет и плода» (только труд помогает добиться желаемого).

Воспитатель читает украинскую сказку «Колосок».

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

– Круть, Верть, – позвал петушок, – глядите, что я нашел!

Прибежали мышата и говорят:

– Нужно его обмолотить.

– А кто будет молотить? – спросил петушок.

– Только не я! – закричал один.

– Только не я! – закричал другой.

– Ладно, – сказал петушок, – я обмолочу.

И принялся за работу.

А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

– Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

– Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

– А кто понесет? – спросил петушок.

– Только не я! – закричал Круть.

– Только не я! – закричал Верть.

– Ладно, – сказал петушок, – я снесу зерно на мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:

– Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

– Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

– Кто будет месить? – спросил петушок. А мышата опять за свое:

– Только не я! – запищал Круть.

– Только не я! – запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

– Видно, мне придется.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в нее пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

– Ох, и проголодался я! – пищит Круть.

– Ох, и есть хочется! – пищит Верть.

И за стол сели. А петушок им говорит:

– Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашел колосок?

– Ты нашел! – громко закричали мышата.

– А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.

– Ты обмолотил! – потише сказали оба.

– А кто зерно на мельницу носил?

– Тоже ты, – совсем тихо ответили Круть и Верть.

– А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?

– Все ты. Все ты, – чуть слышно пропищали мышата.

– А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

– Понравились ли вам мышата Круть и Верть?

– Похожи ли они на петушка Голосистое горлышко?

– Что сделал петушок, чтобы испечь пироги? (Обмолотил колосок, намолол муку, замесил тесто.)

– Что отвечали мышата, когда петушок предлагал им обмолотить колосок, намолоть муку, замесить тесто? (Только не я.)

– Как вели себя мышата, когда петушок поставил пироги на стол?

– Что сказал петушок, когда увидел мышат, севших за стол, чтобы отведать пирога?

– Прав ли был петушок? Почему?

– Что почувствовали мышата, когда петушок спросил их о том, что они сделали, чтобы испечь пироги? (Стыд.)

– Как можно назвать мышат? (Лодыри, лентяи, бездельники.)

– Как можно назвать петушка, который честно работал? (Трудолюбивый, работящий.)

– Какие пословицы можно отнести к мышатам, а какие – к петушку: «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не будет и плода», «Труд человека кормит, а лень портит».

Воспитатель предлагает детям сделать инсценировки по следующим народным побасёнкам:

– Тит, иди молотить!

– Брюхо болит!

– Тит, иди щи хлебать!

– А где моя большая ложка?

– Ты что делаешь?

– Ничего.

– А что он делает?

– Да вот, мне помогать пришел.

– Как можно назвать Тита и того, кто ничего не делает? (Лентяй, лодырь, бездельник.)

 

 

Беседа на тему: «Лук от семи недуг».

Лук репчатый — пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.

Химический состав. Лечебные свойства.

Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.

Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, В6, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.

Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.

Применение в кулинарии.

В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.

Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа на тему: «Что необходимо для роста растений?»

Цель: развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло); воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть.

                                        Ход беседы:

Воспитатель:

Посмотрите внимательно на растения в уголке природы. Как вы считаете: растения - живые существа или нет? (ответы детей) Конечно, живые! И как всем живым существам, им необходимы хорошие условия. Какие? Давайте по порядку: сначала растения сажают; значит, для этого нужна земля. А если растение не поливать, что с ним может случиться? (ответы детей). Оно завянет. Значит, необходима вода. В темное место растения не ставят; значит, им нужен свет. А еще им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. А в чем еще нуждаются растения? (ответы детей) За ними нужно ухаживать - рыхлить землю, пропалывать ее, удобрять, укрывать растения от холода, обрабатывать от вредителей. А если просто посадить и не ухаживать за ними, растения погибнут.

Сейчас мы с вами посадим в контейнеры семена культур (огурцы, помидор, горох) чтобы проверить их на всхожесть, потому что семена хранятся определенное время и могут не взойти, но сначала вы должны определить, какие это семена, а я подпишу контейнеры с землей.

Действия: Дети вместе с воспитателем сеют семена, накрывают их пленкой, чтобы земля не высохла и семена взошли быстрее, и ставят на подоконник, на солнечную сторон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekoproekt32.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  МБДОУ д.с « Аистенок» 

Экологический проект на тему:

«Огород на окне»

средняя группа «Капитошки»

Подготовила:

Коростелёва Оксана Николаевна

Воспитатель МБДОУ д/с «Аистёнок»

п. Выгоничи 2022 год

        ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

        

Актуальность проекта

 Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы, чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления.

Проект «Огород на окне» направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. В данном проекте мы создали условия для экспериментально -познавательной деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманного отношения к природе. Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений. Все это способствует бережному и заботливому отношению к нашей хрупкой природе.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

 Вид проекта: Групповой

 Продолжительность: Краткосрочный  (15.03. – 15.04.2022 г.)

 Участники проекта

  • Дети средней группы,.
  • Воспитатели группы.
  • Родители.

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи:

Образовательные:

 • Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).

 • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.

Развивающие:

•        Развивать интерес к развитию и росту растений.

•        Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.

•        Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.

•  Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Воспитательные:

 • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

 • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

 Предполагаемый результат проекта

 Дети научатся:

 сажать  культурные огородные растения и ухаживать за ними.

 •  узнают особенности строения растения.

 • Опытным путем исследуют условия необходимые для роста культурных растений.

 •  научаться вести наблюдения за растениями на окне и записывали в дневник наблюдений вместе с воспитателем

  •  получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.

  • узнают о многообразии посевного материала.

   •   станут более уважительно относиться к труду.

Работа с родителями

1 этап

  • Познакомить родителей с целью и задачами проекта
  • Привлечь родителей к участию в проекте
  • Вызвать интерес к образовательному процессу, развитию познавательных процессов у детей.

                                                       2 этап

  • Консультация «Огород на подоконнике»,
  • Беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
  • Памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
  • Заучивание стихов об овощах.

                                                 3 этап

  • Оформление альбома «Где живут витамина.»

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально коммуникативное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»

Продукт проекта

  • Альбом «Где живут витамины».
  • Лепбук « Овощи»
  • Альбом в фото
  • Презентация проекта

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный

  • Определение темы.
  • Выявить цели и определить задачи.
  • Подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки, материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности).
  • Разработка планов мероприятий проекта.
  • Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена, земля, декоративные элементы
  • Подбор
  • Изучение Интернет –ресурсов по теме проекта.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП. РАБОТА С ДЕТЬМИ.

1 неделя.

  • Рассматривание и сравнение семян (помидор, огурец, перец, горох, кукуруза, чеснок, фасоль, укроп, салат);
  • Рассматривание земли. Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д.
  • Посадка лука (коллективно), горох, фасоль, перец, кукуруза, помидор.
  • Посев цветочных семян.
  • ООД по ФЦКМ в средней группе на тему «Огород на окошке». Цель: Продолжать расширять представления детей о труде, значении труда в жизни людей.
  • ООД по рисованию «Овощи и фрукты — полезные продукты». Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах, полезных для растущего организма детей.
  • ООД по лепке «Овощи». Цель: Закреплять умение передавать в лепке форму разных овощей (моркови, свеклы,  картофеля , тыквы ,  и т. д.)
  • ООД по развитию речи в средней группе. Тема: «Овощи и фрукты – полезные продукты» Цель: обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи, в продуктивных видах деятельности
  • Беседы с детьми на тему «Что такое огород и что на нём растет». Цель: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах; закрепить у детей знания об огороде; развивать связную речь детей.
  • Загадывание загадок. (Картотека.).  Цель: развивать умение логически мыслить, выделять признаки, по которым можно определить отгадку, делать умозаключения; развивать речь.
  • Чтение художественной литературы. Ю. Тувим. «Овощи» , «Спор овощей». Цель: развитие умения эмоционально воспринимать содержание художественных произведений.
  • Д/ и «Кто скорее соберет». Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
  • С/р/и; «Овощной магазин». Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
  • П/ игра - эстафета "Собери урожай". Цель: Физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.

2 неделя.

  • Беседа с детьми на тему «Овощи, фрукты – полезные продукты!». Цель: Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья. Вызвать стремление к здоровому питанию. Что такое огород и что на нём растет».
  • ООД по ФЦКМ «Овощи». Цель: уточнить представления детей об овощах, о том, где они растут. Закрепить умение правильно называть овощи, описывать их форму, цвет и т.д. Развивать внимание, связную речь, мышление. Воспитывать интерес и желание помощи взрослому.
  • ООД по речевому развитию « Во саду ли в огороде. Цель: Закрепить умения правильно называть овощи, фрукты, описывать их цвет и форму, размер. Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов. Развивать память и внимание.
  • ООД по аппликации по теме: «Овощи на тарелке».  Цель занятия: создание аппликации «Овощи на тарелке». Учить передавать форму овощей, развивать речь.
  • ООД по рисованию «Помидоры в банке». Цель: расширять представления детей об овощах.
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Овощи». Цель: продолжать расширять знания детей об овощях.

•        Опытно-экспериментальная деятельность. «Условия, необходимые для жизни растений». Цель: Наблюдение за ростом лука в земле и в воде.

  • Чтение художественной литературы. С. Михалков "Овощи", Александр Прокофьев "Огород". Цель: развитие умения эмоционально воспринимать содержание художественных произведений.
  • Д/и «Что сажают в огороде». Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

3 неделя

  • Беседа с детьми на тему «Что необходимо для роста растений?» Цель:

развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло); воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть.

  • ООД по ФЦКМ «Овощи, фрукты — витаминные продукты». Цель: Учить детей дифференцировать овощи и фрукты. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье.
  • ООД по рисованию «Витамины для здоровья». Цель: Расширить знания детей о витаминах и витаминосодержащих продуктах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.
  • ООД по  лепке «Корзинка с полезными овощами и фруктами».  Цель: продолжать учить детей, совершая круговые движения ладонями, лепить из пластилина витамины шарообразной формы. Познакомить детей с понятием “витамины”, сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека. Формировать интерес детей к лепке.
  •  ООД по развитию речи в средней группе «Витамины и здоровье» Цель: Формирование у детей потребность к здоровому образу жизни; знания детей о полезных и вредных продуктах.
  • Чтение художественной литературы.

-Т. Чиживская. «Тишкин огород».

-А. Н Толстой «Вершки и корешки». Цель Развитие умения эмоционально воспринимать содержание художественных произведений.

  • Опытно-экспериментальная деятельность.  «С водой и без воды». Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
  • Сюжетно-ролевая игра «Дачники». Цель: развивать социальные навыки детей. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность на основе полученных знаний. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми. Закреплять ранее полученные знания о труде продавца, водителя, огородника, кондуктора. Активизировать словарь детей.
  • Д/и «Овощи — фрукты». Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.        
  • П/и « Огуречик… огуречик…»  Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

4неделя

  • Беседа с детьми на тему «Без труда не будет и плода». Цель: формировать у детей желание трудиться, понимать значение труда.
  • ООД по ФЦКМ «Лук - от семи недуг». Цели: обобщить знания детей о луке и его полезных свойствах для жизни и здоровья человека; изучать способ выращивания лука на перо в комнатных условиях в воде без земли; развивать навыки исследовательской деятельности; воспитывать желание познавать окружающий мир.
  • ООД по рисованию  "Лук растим – быть здоровыми хотим". Цель: Закреплять умение детей рисовать круг, закрашивать его сверху вниз; рисовать прямые, вертикальные и горизонтальные линии. Развивать моторику рук; чувство цвета. Дать детям знания о пользе лука. Воспитывать желание быть здоровыми. 
  • ООД по лепке «Зеленый лучок – мой дружок». Цель: Учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками. Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей разной формы. Продолжать учить детей пользоваться стекой. Вызвать интерес к моделированию к моделированию лука разной формы, толщины. Развивать чувство формы, мелкую моторику.
  • Д./и «Найди по описанию». Цель: развитие общих речевых навыков. координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи.
  • Опытно-экспериментальная деятельность «На свету и в темноте». Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
  • Чтение стихов. (Картотека.). Цель: развитие речи, активизировать знания об основных особенностях внешнего вида и произрастания овощей, фруктов и цветов.
  • П/и «Лучок». Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

3. Заключительный этап

  • презентация проекта «Огород на окне».
  • Выставка детских рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.
  • Фотоотчёт о проделанной работе

Беседа на тему: «Что такое огород и что на нём растёт».

Цель: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах; закрепить у детей знания об огороде; развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов. Формировать навыки самостоятельного проведения классификации; развивать память, мышление, воображение, речь; воспитывать любовь к огороду.

Оборудование и материалы: загадки с картинками, муляжи овощей, фруктов и ягод в мешочке; ватман и вырезанные картинки овощей.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами поговорим об огороде и о том, что на нем растет. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

- И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …

- картошка –

Лето целое старалась-

Одевалась, одевалась …

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок.

- капуста –

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

- морковь –

Над землей трава,

Под землей бордовая голова.

- свекла –

Растут на грядке

Зеленые ветки,

А на них

Красные детки.

- помидоры –

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом.

- редиска –        Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

- баклажан -

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

- лук –

Свежий и солёный

Он всегда зеленый.

- огурец

Маленький, горький,

Лучку браток.

- чеснок

Растут на грядке

Зеленые ветки,

А на них

Красные детки.

- помидоры -

Только фея может этот

Овощ превратить в карету.

- тыква-

Молодцы ребята! Вы отгадали овощи, которые растут в огороде.

Я вам подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.

Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)

– Что вы разложили на столе?

– Где они растут?

– Сколько всего предметов здесь лежит?

– Сколько овощей?

– Сколько фруктов?

– Сколько ягод?

– Что лежит посередине?

– Что лежит первым?

– Что лежит между капустой и перцем?

Молодцы! А сейчас мы поиграем с вами игру она называется “Четвёртый лишний”

– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:

яблоко, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, помидор;

клубника, малина, арбуз, капуста.

Молодцы!

А теперь поговорим подробнее об огороде. Ребята, а вы знаете, когда сажают огород? (ответы детей)

А почему именно в это время года надо сажать? Ребята чтобы посадить огород, что сначала мы делаем? (ответы детей).

А сейчас подойдите ко мне и на чёрном листе ватмана, это будет наш условный огород, вы вырезанные овощи распределите на грядках, которые выделены белым контуром. На каждой грядке должны находится овощи определённой культуры.

Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову

фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

овощи – приседаете, руками упираетесь об пол;

ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.

Ребята, вы молодцы! Отгадывали загадки, отвечали на вопросы, выполнили все задания. И теперь вы точно знаете, что растёт в огороде. А овощи из огорода мы будем каждый день видеть на столах нашего детского сада во время обеда.

Беседа на тему: «Овощи, фрукты – полезные продукты!»

Цель: Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья. Вызвать стремление к здоровому питанию.

Задачи:

 1. Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы.

 2. Способствовать поиску новой информации об овощах и фруктах, их пользе для здоровья.

 3. Учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов.

 4. Формировать интерес к произведениям русского фольклора (загадки, пословицы, поговорки).

 Воспитатель: Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.

 - А вы, ребята, пробовали витамины?

 - Витамины бывают не только в таблетках.

 - А в каких продуктах есть витамины?

 Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

 А сейчас послушайте в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

 Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

 Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

 Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

 Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

 Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них изображено, и мы с вами узнаем, в чем же содержится большое количество витаминов!

 ( Показываю по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только само название, но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус)),

 Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

 Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

 Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

 Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

 Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

 Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.

 Воспитатель: Ой! К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь , в гости к ребятам пришла кукла Аленка).

 Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А знаете почему? Вот послушайте!

 Никогда не унываю

 И улыбка на лице,

 Потому что принимаю

 Витамины А, Б, С.

 Очень важно спозаранку,

 Есть за завтраком овсянку.

 Черный хлеб полезен нам

 И не только по утрам.

 Помни истину простую

 Лучше видит только тот,

 Кто жует морковь сырую,

 Или сок морковный пьёт.

 От простуды и ангины помогают апельсины.

 Ну, а лучше съесть лимон

 Хоть и очень кислый он.

  Игра: «Правильно-неправильно!»

 Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

 - А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

 1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

 И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

 2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

 Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

 3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

 Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

 4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

 И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

 5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

 Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

 6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

 Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся

Беседа на тему: «Без труда не будет и плода».

Цель: формировать у детей желание трудиться, понимать значение труда.

В процессе беседы педагог помогает детям понять смысл пословицы «Без труда не будет и плода» (только труд помогает добиться желаемого).

Воспитатель читает украинскую сказку «Колосок».

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

– Круть, Верть, – позвал петушок, – глядите, что я нашел!

Прибежали мышата и говорят:

– Нужно его обмолотить.

– А кто будет молотить? – спросил петушок.

– Только не я! – закричал один.

– Только не я! – закричал другой.

– Ладно, – сказал петушок, – я обмолочу.

И принялся за работу.

А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

– Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

– Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

– А кто понесет? – спросил петушок.

– Только не я! – закричал Круть.

– Только не я! – закричал Верть.

– Ладно, – сказал петушок, – я снесу зерно на мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:

– Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

– Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

– Кто будет месить? – спросил петушок. А мышата опять за свое:

– Только не я! – запищал Круть.

– Только не я! – запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

– Видно, мне придется.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в нее пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

– Ох, и проголодался я! – пищит Круть.

– Ох, и есть хочется! – пищит Верть.

И за стол сели. А петушок им говорит:

– Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашел колосок?

– Ты нашел! – громко закричали мышата.

– А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.

– Ты обмолотил! – потише сказали оба.

– А кто зерно на мельницу носил?

– Тоже ты, – совсем тихо ответили Круть и Верть.

– А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?

– Все ты. Все ты, – чуть слышно пропищали мышата.

– А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

– Понравились ли вам мышата Круть и Верть?

– Похожи ли они на петушка Голосистое горлышко?

– Что сделал петушок, чтобы испечь пироги? (Обмолотил колосок, намолол муку, замесил тесто.)

– Что отвечали мышата, когда петушок предлагал им обмолотить колосок, намолоть муку, замесить тесто? (Только не я.)

– Как вели себя мышата, когда петушок поставил пироги на стол?

– Что сказал петушок, когда увидел мышат, севших за стол, чтобы отведать пирога?

– Прав ли был петушок? Почему?

– Что почувствовали мышата, когда петушок спросил их о том, что они сделали, чтобы испечь пироги? (Стыд.)

– Как можно назвать мышат? (Лодыри, лентяи, бездельники.)

– Как можно назвать петушка, который честно работал? (Трудолюбивый, работящий.)

– Какие пословицы можно отнести к мышатам, а какие – к петушку: «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не будет и плода», «Труд человека кормит, а лень портит».

Воспитатель предлагает детям сделать инсценировки по следующим народным побасёнкам:

– Тит, иди молотить!

– Брюхо болит!

– Тит, иди щи хлебать!

– А где моя большая ложка?

– Ты что делаешь?

– Ничего.

– А что он делает?

– Да вот, мне помогать пришел.

– Как можно назвать Тита и того, кто ничего не делает? (Лентяй, лодырь, бездельник.)

Беседа на тему: «Лук от семи недуг».

Лук репчатый — пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.

Химический состав. Лечебные свойства.

Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.

Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, В6, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.

Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.

Применение в кулинарии.

В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.

Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.

Беседа на тему: «Что необходимо для роста растений?»

Цель: развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло); воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть.

                                        Ход беседы:

Воспитатель:

Посмотрите внимательно на растения в уголке природы. Как вы считаете: растения - живые существа или нет? (ответы детей) Конечно, живые! И как всем живым существам, им необходимы хорошие условия. Какие? Давайте по порядку: сначала растения сажают; значит, для этого нужна земля. А если растение не поливать, что с ним может случиться? (ответы детей). Оно завянет. Значит, необходима вода. В темное место растения не ставят; значит, им нужен свет. А еще им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. А в чем еще нуждаются растения? (ответы детей) За ними нужно ухаживать - рыхлить землю, пропалывать ее, удобрять, укрывать растения от холода, обрабатывать от вредителей. А если просто посадить и не ухаживать за ними, растения погибнут.

Сейчас мы с вами посадим в контейнеры семена культур (огурцы, помидор, горох) чтобы проверить их на всхожесть, потому что семена хранятся определенное время и могут не взойти, но сначала вы должны определить, какие это семена, а я подпишу контейнеры с землей.

Действия: Дети вместе с воспитателем сеют семена, накрывают их пленкой, чтобы земля не высохла и семена взошли быстрее, и ставят на подоконник, на солнечную сторон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе

Предлагаю вашему вниманию экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе. Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы....

Экологический проект на тему «Огород на окне» в младшей группе

Тип проекта: познавательный.Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети I младшей группы, воспитатели группы, родители.Социальная значимость проекта: п...

Экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе

Предлагаю вашему вниманию экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе. Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы....

Экологический проект на тему «Огород на окне сажаем – урожай собираем» во второй младшей группе

Экологический проект на тему «Огород на окне сажаем – урожай собираем» во второй младшей группе...

Экологический проект на тему «Огород на окне» в младшей группе.

Создание в группе детского сада огород на окне. Цель: расширять знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за растениями. Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рам...

Экологический проект на тему «Огород на окне» в средней группе

Данный материал содержит ряд мероприятий с детьми среднего возраста, направленные на экологическое воспитание детей....

Презентация Экологический проект на тему: «Огород на окне» средняя группа

Презентация Экологический проект на тему: «Огород на окне» средняя группа...