Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»
консультация

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников

Задачи:

уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действия с родителями.

повысить профессиональную компетентность педагогов по организа-ции новых форм взаимодействия с родителями;

активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Ход семинара:

  1. Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.

Содержание:

По кругу передают куклу и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя»

Обсуждение каких характеристик больше- положительных или отрицательных.

2. Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Как вы думаете, почему одним воспитателям удается наладить с родителями контакт так, те по первому зову готовы что называется горы свернуть, а другие как не бьются, не могут дозваться родителей не на одно мероприятие.

Прослушайте одну притчу: Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали се зыбы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.» Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который выслушав сказал: « Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. « Ведь ты же сказал ему тоже, самое, что  и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?»- спрашивали они. На что последовал ответ: « Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того как сказать»

 Какое отношение на ваш взгляд эта притча имеет к теме нашего семинара практикума? В чем на ваш взгляд разница в толковании сна мудрецов. (обсуждение)

Вывод: Воспитатель несет ответственность за последствие того что он говорит. Информация переданная педагогом родителя во многом зависит от формы, от стиля ее подачи педагогом, может стать как началом сотрудничества, так и началом затяжного конфликта.

3. Сейчас пойдет речь о том, как привлечь родителей к совместной работе и как эти встречи сделать интересными. И продолжим наш семинар в форме тренинга, как одной из инновационных форм работы.

Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства». Я вам предложу несколько вариантов. Можно использовать: (например)

1.Упражнение «Волшебный клубок», (клубок) называя свое имя, имя ребенка, рассказывает какую-то информацию о себе;

2.Упражнение «Разноцветные колпачки», (коктейльные трубочки, колпачки) передвигаясь по залу, группе знакомиться друг с другом;

А следующее упражнение мы проведем вместе.

3. Упражнение «Сердечки» (Коробочка, сердечки)

- Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколько фактов (рассказы воспитателей).

Что интересного вы узнали друг о друге. Вот мы и познакомились.

Упражнение «Дерево ожиданий»

- Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте по-можем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.

Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.

Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.

Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.

Синий цвет – будут сегодня настойчивы.

- Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.

Педагоги присаживаются.

  1. Теоретическая часть.

Продолжаем наш семинар и предлагаю вам назвать инновационные формы работы с родтелями.

Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.

Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.

Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением спо-собствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.

Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.

Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.

Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.

День открытых дверей — мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно использовать, попробуем пополнить недостающими формами.

Но для начала нам нужно разделиться на подгруппы, какие варианты можно использовать? (ответы участников семинара)

 «Лидеры», которые, набирают себе группу.

Внешние признаки: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч.

Я предлагаю вам разделиться на группы с помощью

Игры «Капля, река»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища.

Присаживайтесь по подгруппам.

Работы в подгруппах:

Упражнение «Карусель»

Мы с вами остановимся на формах работы выполнив упражнение «Карусель». Каждая подгруппа будет записывать в течении одной минуты определенную форму работы, затем меняемся.

информационно-аналитические формы работы;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные.

На выполнение дается 1 минута, далее меняемся, пока все подгруппы не заполнят таблицы.

Теперь зачитываем.

Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:

опрос;

тесты;

анкетирование;

заполнение социального паспорта;

почтовый ящик доверия;

интервью с родителями;

посещение воспитанников на дому;

ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документацией.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выствки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.

семейные театры, концерты, игры, конкурсы;

спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии;

вернисаж совместного творчества;

выставки семейных коллекций;

родительский уголок творчества.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.

родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион);

родительские клубы;

проекты;

индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель);

семинар-практикум;

информационные стенды.

Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

открытые занятия;

родительские уголки;

выпуски газет;

выставки детских работ, фотографий;

просмотр видеороликов;

день открытых дверей;

интернет странички для родителей;

проведение коррекционных занятий по скайпу;

мини-библиотека;

прайс-листы.

III. Заключительная часть семинара-тренинга.

И закончить наш семинар практикум с помощью синквейна

Синквейн- это пять строк стихотворения которая требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

На первой строке пишем существительное (тема).

На второй- два прилогательных( раскрывающих данную тему)

На третьей – три глагола (описывающих действия относящиеся к теме)

Четвертая строка- целая фраза (Предложение с помощью которого человек характеризует тему в целом выражает свое отношение к ней)

Пятое- слово резюме (которое выражает к теме личное отношение)

Например:

Воспитатель

Активный, мудрый

Воспитывает развивает учит

Дает возможность развиваться

Доброта

Вам мы предлагаем составить синквейн со словом родитель.

Мы надеемся, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится.

Подготовили воспитатели:

Попова А.М.

Ховрина В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для педагогов «Инновационные формы работы с родителями» с презентацией

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образоват...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в областиорганизации взаимодействия с родителями воспитанниковØ уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действия с ро...

Семинар-практикум "Инновационные формы работы с родителями"

Семинар-практикум"Инновационные формы работы с родителями"....

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанниковЗадачи:уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действи...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Данная разработка поможет педагогам провести мероприятие....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Инновационные формы работы с родителями по формированию семейных ценностей у воспитанников ДОУ»

Цель: Активизировать педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.Задачи:• Формировать умения педагогов дифференцированно подходить к организации работы с родителями;• Находить оптимальные п...