Статья «Сказка в жизни ребенка»
статья

Рогожнева Марина Викторовна

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии  до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazka_v_zhizni_rebenka.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Статья

                                                  «Сказка в жизни ребенка»

Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу.

Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны.

        Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии   

до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения

Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Сказка любима не только детьми, н6о и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймёшь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребёнка неоценима. Строятся эти сказки по определённому ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.

Сказка активизирует воображение. Благодаря ей сознание ребенка не только обогащается новыми знаниями и представлениями, возникает главное - новое отношение к людям, событиям и явлениям.

Отличительный момент многих волшебных сказок - элемент превращения. Оно может выступать в форме воплощения героя в другом человеке, животном или предмете. Важным является то, что в процессе таких превращений герой, оставаясь самим собой, приобретает дополнительные качества: может нырнуть на дно морское, соколом взмыть под небеса, серым волком рыскать по дремучему лесу и т.д. Именно в сказках ребёнок осваивает способность «вживания в мир другого человека». Это очень пригодится ему в дальнейшей жизни.

Благодаря сопереживанию и сочувствию другому человеку создается почва для терпимости, принятия его, жалости и любви к нему. Так преодолевается страх незащищенности и одиночества.

Особую роль играет в сказках мотив единения человека и природы. Пришедшая к нам из глубины веков, сказка отражает присущее человеку тех давних времен чувство общности с природой. Поэтому природа в сказке часто сочувствует героям, защищая и утешая их (злая ведьма утопила Аленушку в пруду, никто этого не заметил, только цветы стали вянуть в саду, деревья сохнуть, травы блекнуть). Из этого слияния с природой рождается любовь- жалость ко всему живому: растениям, животным, людям.

С помощью сказки можно корректировать поведение детей. Если ребенок не отличается примерным послушанием, ему полезно почитать такие сказки, как «Алёнушка и братец Иванушка», «Сума, дай ума!», «Марья Моревна». А если ребенок склонен ленится – среди русских сказок есть такие, которые прославляют терпение и трудолюбие. Это – «Дочь и падчерица», «Крошечка-Хаврошечка», «Баба-Яга», «Морозко». Известны сказки о взаимопомощи и дружбе - «Зимовье зверей», «Репка», «Дружба зверей».

Необходимо обсуждать с ребёнком сказку, находить в ней смысл и урок, пояснять поступки и поведение героев, вместе делать выводы.

Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро, а значит, станет более счастливым.

Сказки используются для развития речи ребенка. В них отражены богатство и многообразие выразительных средств русского языка.

В самом младшем возрасте ребенок узнает и учится повторять сначала звукоподражательные слова – «ко-ко», «бух», «ква», «гав». В возрасте 4-5 лет при пересказе сказки у детей развивается связная последовательная речь. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего его мира природы, вещей, человеческих отношений.

В основе сказки всегда лежит реальная действительность. Сказочная фантастика отражает стремления людей к счастливой жизни.
Реальная основа сказки диктует чтецу простые, естественные, живые интонации, характерные для обычного бытового общения.
Таинственность, присущая главным образом сказкам волшебным, соблюдается исполнителем при чтении зачина и тех мест, в которых повествуется о чудесных действиях, событиях, превращениях. Эти места читаются несколько таинственно, замедленно, приглушённым голосом, с паузами перед теми эпизодами, в которых говорится о волшебных приключениях героев.
Сказки строятся на принципе антитезы: добро противопоставляется злу, трудолюбие – праздности, ум – глупости, честность – жульничеству и т.д.
Эти особенности надо передавать при чтении. Места, в которых даётся противопоставление, следует выделять голосом, заострять на них внимание слушателей. Это выделение подводит детей к верному пониманию вывода, который обычно следует за противопоставлением.
Герои в сказках в подавляющем большинстве даются прямолинейно, с уже законченными, сложившимися характерами. Причём они резко делятся на положительных и отрицательных. Это либо трудолюбивые падчерицы, мудрые Василисы, самоотверженные Иваны-царевичи, либо злые мачехи, коварные Бабы Яги, жестокие Кощеи Бессмертные.

Сказки детям от года до 3 лет Итак, как же подобрать такие произведения, которые были бы интересны малышу в возрасте до трех лет? В этот период идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. В ходе чтения вы можете подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы — ребенку это понравится. В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги. Например, отлично пойдут «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок»… А через какое-то время малыш будет уже вам рассказывать про «Ко-ко-ко. Ийко бах! Аааа!» и гладить бабу с дедом на картинке.  

 Сказки для детей от 3 до 6 лет В дошкольном возрасте дети уже все хорошо понимают, но у них все еще сохраняется конкретность мышления. Поэтому сказки лучше подбирать с конкретным смыслом и с понятным, «не замудреным» сюжетом. Главными героями по-прежнему еще остаются люди и животные. В этом возрасте ребенку будут интересны многие русские народные сказки, сказки народов мира, а также многие прекрасные авторские сказки, например, сказки Бажова, братьев Гримм, Андерсена и других авторов.  

 Сказки для детей от 7 до 11 лет Для школьников выбор сказок еще более широк. В возрасте с 7 до 11 лет дети начинают «примерять» образы из произведений на себя, поэтому можно выбирать сказки о детях такого же возраста. Обратитесь к сказкам Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Александра Милна, к известному многотомнику Александра Волкова (про девочку Элли и Тотошку, помните?). Да и первые две-три книги Гарри Поттера — тоже отличные волшебные сказки для этого возраста. Самое время и к Пушкину вернуться.  

Произведения для детей после 12 лет Если вы думаете, что подросткам сказки уже не интересны, то вы сильно ошибаетесь. В этом возрасте на смену сказкам в общепринятом смысле приходят приключенческие и фантастические произведения, так сказать, взрослый вариант сказок. После 12 лет можно дочитывать книги о Гарри Поттере, читать про «трех толстяков», про Гулливера и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "Сказка в жизни ребёнка"

Знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психическ...

Статья «Сказки в жизни детей»

Информация для родителей какие сказки читать детям....

Статья "Сказка в жизни ребёнка"

Не все родители верят в полезность сказок.Зачем нужны сказки?Чему учат сказки? Какие бывают сказки?Ответы на эти вопросы в этой статье....

Статья "Сказки и их роль в жизни дошкольника"

1.Сказка. Понятие, история, признаки.2.Классификация сказок:·         Сказки о животных·         Волшебные...

Статья "Сказка в жизни ребенка"

Сказка в жизни ребёнка В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье,...

Статья "Сказка - как одна из составляющих духовной жизни ребенка"

Значение сказки играет важнейшую роль в воспитании и развитии детей....

Статья "Сказка - как средство развития ребенка"

В этой статье описывается принцип работы со сказками:ПринципОсновнойАкцентКомментарийСказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагопр...