Организация тьюторского сопровождения инклюзивной практики
консультация

Пимулина Ольга Николаевна

Рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация тьюторского сопровождения инклюзивной практики. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

При реализации интегрированного обучения перед коллективом общеобразовательного учреждения возникают следующие задачи:

• создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся;

• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.

Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграциии инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду.

Тьютор в профессиональной образовательной организации – это наставник, посредник, человек, который научит самостоятельно решать проблемы, сопровождает, поддерживает образовательный процесс.

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.
         1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

3.Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4.Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

Этапы  организации тьютерского сопровождения

Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
На данном этапе тьютор знакомится с результатами обследования ребенка,проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.
         Знакомство и установление контакта. Далее происходит важный момент непосредственного знакомства и постепенное установление контакта с ребенком. Получив общие сведения тьютор знакомится С ребенком, его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего ребенка. Важнейшим элементом данного этапа является непосредственное наблюдение тьютора за ребенком, его окружением. Здесь важно разъяснить детали, касающиеся поведения ребенка, Узнать об уровне развития его социально-бытовых представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат. Следует ознакомить родителей с функциональными обязанностями тьютора, где четко определены ответственность и обязанности сторон, в рамках общего договора между родителями и образовательным учреждением. На данном этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, расположением классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов. Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для их информирования и подготовки к приходу в образовательное учреждение ребенка с ОВЗ, а также для формирования социального — интереса к — инклюзивному образованию у всех участников.

Адаптационный этап. На этапе адаптации идет повседневная, последовательная совместная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ. Сроки адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с ОВЗ в школьный коллектив.

Основной этап. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап направлен на взаимодействие с ребенком в ходе обучения, оценка первых результатов.Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Необходимо поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать свои успехи. Постепенно увеличивается доля самостоятельности ребенка при выполнении той или иной деятельности, а кроме того, постепенно обеспечивается его способность взаимодействовать с другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с другими детьми. Помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.

Завершающий этап. Если это возможно при определенном статусе ребенка с ОВЗ, нужно стремиться к максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием эффективности тьюторской поддержки.

Необходимая документация: Программа тьюторского сопровождения в рамках индивидуальной образовательной программы учащегося или учащихся может иметь следующую структуру:

1) пояснительная записка к программе:

- учебная и психологическая характеристика ребенка;

- рекомендации ПМПК;

- семейный заказ к тьюторской программе;

-особенности возраста (с учебной и образовательной точек зрения);

- индивидуальные особенности подопечного;

2) Тьюторская  программа:

- задачи работы;

- ожидаемые результаты;

- направления работы на текущий учебный год;

- формы работы.

Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка, выявитьпроблемы, с которыми необходимо — работать,конкретизировать задачи в индивидуальной работе сданным учеником. Это могут быть, например,рекомендации специалистов с комментариями тьютора,которые возникают в процессе сопровождения, или дневник наблюдений за ребенком как одна из самых распространенных и необходимых форм документации. Дневник - форма отчетности, которая позволяет фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается. Разумеется, тьюторы широко применяют и другие виды документации, например, анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты и т.п.

Последовательность этапов движения от сопровождения к самостоятельности

  • Обучающийся и тьютор сидят вместе за партой, тьютор помогает ему во всем.
  • Обучающийся сидит один, а затем (или сразу) с другим учеником группы, тьютор – сзади или поодаль.
  • Тьютор приходит не на все уроки, а только на те, на которых без него не обойтись (например, на письменные).
  • Тьютор приходит не каждый день.
  • Ребенок учится самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.

В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....

Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОУ

Дошкольному образованию отводится первостепенная роль в сопровождении развития ребенка, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и...

Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОО

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обуславливают п...

Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ

Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ...

презентация "Организация и содержание инклюзивной практики в МДОУ №15 "Ромашка"

В презентации раскрыты особенности работы с детьми с нарушением зрения....

Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ в рамках введения ФГОС ДО

Инклюзивное образование - широкий процесс интеграции,подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей....