Рабочая программа дополнительного образования «Эрудит» для подготовительной к школе группы
рабочая программа (подготовительная группа)

Таким образом, следует признать, что в настоящее время, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте. Предлагаемая программа кружка «Эрудит» рассчитана на работу с детьми 6-7 лет.  Главное назначение программы состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие, интеллектуальные культурные способности, развить интерес и внимание к слову, углубить математические навыки, воспитать бережное отношение к природе, привить ответственное отношение к здоровью.  Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Важной частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. А так же формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_erudit.docx85.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительного  образования

 «Эрудит»

для подготовительной к школе группы

Содержание

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

   3

1.2.Возрастные особенности  развития детей 6-7 лет

4

2. Содержательный раздел

2.1. Актуальность

5

2.2. Методы, используемые на занятиях кружка

5

2.3. Организационно – методическое обеспечение программы

6

2.4. Прогнозируемый результат

6

2.5. Развивающая среда в группе

6

2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка

6

3.Организационный раздел

3.1. Планирование работы с детьми

7

3.2. Планирование работы с родителями

16

3.3. Методическая литература

 20

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, на современном этапе жизни общества, заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы и методы обучения.

От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. В настоящее время на первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы «психологически», то есть не готовы к школьному типу обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты четко определяют портрет современного выпускника детского сада. В рамках ФГОС готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника»: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний. Всестороннее развитие личности и подготовка детей к школе в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования.

Рабочая программа дополнительного образования «Эрудит» направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому игровая деятельность пронизывает все разделы программы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства.  

Цель:  всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной  программой.

Задачи:

-обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием;

- углубление  умений и навыков, необходимых для занятий в начальной школе;

- развитие у детей творческого воображения, памяти, речи, логического мышления;

- привитие навыков культуры общения.

Форма занятий: фронтальные (групповые), индивидуальные занятия.

Тип кружка: долгосрочный, познавательно-развивающий.

Направленность: социально-педагогическая.

Количество занятий.

В месяц: 4 занятия.

В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут.

Возрастная группа: дети от 6 до 7 лет (подготовительная группа).

1.2. Возрастные особенности детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе,   живо   интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,  прилагательные и  т.д. Познавательные процессы претерпевают качественные   изменения, развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими   к   стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к печатному слову, математически  отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и  пересчетом отдельных предметов. К концу дошкольного детства у ребенка появляется осознанная самостоятельность: от культуры самообслуживания до умения самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

2. Содержательный  раздел

2.1. Актуальность

Таким образом, следует признать, что в настоящее время, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте. Предлагаемая программа кружка «Эрудит» рассчитана на работу с детьми 6-7 лет.  Главное назначение программы состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие, интеллектуальные культурные способности, развить интерес и внимание к слову, углубить математические навыки, воспитать бережное отношение к природе, привить ответственное отношение к здоровью.  Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Важной частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. А так же

формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в школе.

2.2. Методы, используемые на занятиях кружка

Методы и формы работы с детьми:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);

-наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);

- проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения);

- показ мультимедийных материалов.

В процессе НОД используются различные формы:

- традиционные;

- комбинированные;

- практические;

- игры, конкурсы.

Методы и формы работы с родителями:

- индивидуальные консультации;

- наглядная информация о  деятельности детей;

- открытый просмотр занятий;

- анкетирование и тестирование;

- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы

- образовательно - игровые тренинги и практикумы;

- оформление наглядной информации в виде ширм.

2.3. Организационно-методическое обеспечение программы

Программа кружка  «Эрудит» рассчитана на один год. Для успешного освоения программы кружка численность детей в группе должна составлять 25 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц  во  второй половине дня, с сентября по май.

Возраст  детей: дети от 6 до 7 лет (подготовительная группа).

Сроки реализации: сентябрь 2022 г.  по май 2023 г.

Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут.

Наполняемость групп: 25 человек.

2.4. Прогнозируемый результат

  • личностное развитие ребенка;
  • преодоление разноуровневой подготовки;
  • активизация воображения;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • развитие у детей наблюдательности и коммуникативных способностей;
  • развитие произвольного внимания, зрительной, слухоречевой памяти;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие способности логически мыслить;
  • формирование  пространственных представлений;
  • формирование целостного восприятие картины окружающего мира;
  • формирование умения  адекватно оценивать  свою деятельность.
  • формирование социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению.

2.5. Предметно – развивающая среда в группе ДОУ

  • уголок «На пороге школы»;
  • атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Школа»;
  • уголок познавательных книг (энциклопедии для детей);
  • художественная литература о школе;
  • конструкторы (для развития мелкой моторики руки, мышления);
  • настольно – печатные игры: ребусы, домино, лото, картинки (для обучения составлению рассказов), игры с математическим содержанием, шашки, шахматы и др.

2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка

  • дидактический материал (картинки, дидактические карточки, рабочие тетради, прописи, раздаточный и счётный материал, штриховки, раскраски, научная и специальная литература);
  • наглядные пособия;
  • предметные картинки для составления предложений и задач;  
  • предметные игрушки;
  • магнитная доска; ИКТ; мультимедийные презентации.

3. Организационный раздел

 3.1. Планирование работы с детьми

Тема занятия

(образовательная область)

Программное содержание

(основные задачи)

Кол-во

занятий

           Сентябрь

Диагностика

Оценить знания и представления детей по данным темам (областям) на начальном этапе.

2

Звуки и буквы.

(речевое развитие)

Дать понятие о звуках и буквах как строительном материале слов; учить слышать звучащее слово; устанавливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фонематического слуха; учить писать элементы букв; развивать фонематический слух, речь, внимание; воспитывать любознательность, трудолюбие.

1

Числа и цифры от 1 до 10.

Математические знаки.

Арифметические задачи.

Сравнение предметов.

Ориентирование на листе бумаги.

(познавательное развитие)

1.Закреплять:

- знания о числах от 1 до 10;

- умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- умение писать цифры;

- отгадывать математическую загадку, записывать ее решение

- выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

2. Учить:

- составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ;

- ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение геометрических фигур.

- формулировать учебную задачу.

3. Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Октябрь

Гласные и согласные звуки.

                (речевое развитие)

Дать понятие о гласных и согласных звуках, учить различать их, познакомить с условным обозначением гласных и согласных звуков; развивать фонематический слух. Работать над артикуляцией звуков. Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

1

Счет по образцу и названному числу. Ориентировка во времени.

Знаки «>», «<», «=». Геометрические фигуры. Логическая задача.

(познавательное развитие)

1.Закреплять:

- умение считать по образцу и названному числу;

- умение считать по образцу;

- умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков;

-устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- рисовать треугольники и трапеции в тетради;

- о треугольнике и трапеции.

2. Учить:

пониманию независимости числа от пространственного расположения предметов.

3. Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Твёрдые и мягкие согласные

Условное обозначение мягких согласных.

(речевое развитие)

Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов. Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

1

Порядковый счет. Овал.

Арифметические задачи. Решение примеров. Измерение линейкой. Ориентирование на листе бумаги.

(познавательное развитие)

1. Закреплять:

- умение устанавливать соответствие между числами, знать, как из неравенства сделать равенство;

- рисовать овалы в тетради в клетку.

2. Продолжать учить:

- различать количественный и порядковый счет в пределах десяти, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счету?;

- решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- измерять линейкой, записывать результаты измерения.

3. Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Ноябрь

Речевые и неречевые звуки.

(речевое развитие)

Дать понятие о звуках речи как строительном материале для слов, сопоставить с неязыковыми звуками; учить слышать звучащее слово, устанавливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фонематического слуха.

1

Число 11.

Ознакомление с часами.

(познавательное развитие)

1. Познакомить:

- с образованием числа одиннадцать;

- новой счетной единицей - десятком;

- часами: циферблат, стрелки, определять время с

точностью до получаса.

2. Учить:

- записывать число 11.

3. Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Слог

Деление слов на слоги.

(речевое развитие)

Дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, различать одно -, двух -, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

1

Состав числа из двух меньших. Абстрактное число.

(познавательное развитие)

1. Закреплять:

- умение понимать отношения между числами;

- умение правильно пользоваться знаками <,  >;

- составлять число семь из двух меньших;

- рисовать символические изображения животных в тетради в клетку, используя образец.

2. Продолжать учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение;

- понимать независимость числа от величины предметов.

3. Формировать:

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Декабрь

Слова.

Звуковой анализ слов.

     (речевое развитие)

Учить проведению звукового анализа слова: определять количество звуков в слове, место каждого звука, различать гласные - согласные, мягкие - твёрдые звуки. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей. Развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, мелкую моторику.

1

Число 12.

 Определение времени на часах. Логическая задача.

Математическая загадка.

Состав числа из двух меньших. Измерение длины отрезка.

(познавательное развитие)

1. Познакомить:

- с образованием числа 12 и новой счетной единицей - десятком.

2. Учить:

- записывать число 12;

- определять время на часах;

- решать логическую задачу на установление закономерностей;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- закреплять знания о геометрических фигурах;

- как из неравенства сделать равенство;

- понимать отношение между числами 11 и 12;;

- формулировать учебную задачу;

- составлять и решать математическую задачу, записывать ее с помощью цифр и знаков;

- измерять и рисовать отрезки заданной длины.

3. Закреплять:        

- умение составлять число восемь из двух меньших чисел, записывать соответствующими цифрами, читать запись.

4. Формировать:

- умение дорисовывать круги до знакомых предметов;

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Слова – признаки предметов.

(речевое развитие)

Дать понятие о словах – названиях признаков предмета. Формировать умение правильно ставить к ним грамматические вопросы. Способствовать овладению детьми приёмами сравнении, обобщения. Развивать речь детей, словарный запас, умение слышать и слушать произносимые слова.

1

Число 13.

Деление предмета на части.

Математическая задача.

Знаки +, - . Величина. Треугольник. Логическая задача.

(познавательное развитие)

1. Познакомить:

- с образованием числа 13 и новой счетной единицей - десятком.

2. Учить:

- записывать число 13;

- решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись;

- решать логические задачи на установление закономерностей;

- рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;

- составлять примеры, читать записи;

3. Закреплять:

- умение правильно пользоваться знаками +, -;

- умение различать понятия: выше, глубже.

4. Знакомить:

- с элементами треугольника: вершиной, стороной, углом.

5. Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Январь

Слова – названия

действий.

 (речевое развитие)

Дать понятие о словах – названиях действий. Формировать умение ставить к ним вопросы; развивать речь детей, развивать словарный запас; развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

1

Число 14.

Дни недели. Логическая задача.

Счет по образцу и названному числу.

(познавательное развитие)

1.  Познакомить:

- с образованием числа 14 и новой счетной единицей - десятком.

2. Учить:

- записывать число 14;

- решать логические задачи на установление закономерностей;

- что в двух неделях 14 дней;

- считать по образцу и названному числу;

- составлять арифметическую задачу;

- записывать и читать решение задачи;

- составлять число 9 из двух меньших.

3. Развивать:

- зрительное внимание.

4. Формировать:

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Слова – признаки предметов.

 (речевое развитие)

Дать понятие о словах – названиях признаков предмета. Формировать умение правильно ставить к ним грамматические вопросы. Способствовать овладению детьми приёмами сравнении, обобщения. Развивать речь детей, словарный запас, умение слышать и слушать произносимые слова.

1

Число 15.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

(познавательное развитие)

1. Познакомить:

- с образованием числа 15 и новой счетной единицей - десятком.

2. Учить:

- записывать число 15, читать запись;

- рисовать символическое изображение кошки, называть геометрические фигуры, из которых состоит нарисованная кошка;

- формулировать учебную задачу;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- ориентироваться в тетради в клетку.

3. Развивать:

- зрительное внимание.

4. Формировать:

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Февраль

Закрепление знаний о словах-предметах,

словах – действиях,

словах – признаках.

(речевое развитие)

Закрепить умение детей практически отличать слова-предметы, слова – действия, слова – признаки, ставить к ним грамматические вопросы. Продолжать развивать словарный запас, умение слышать и слушать произносимые слова.

1

Числа от 1 до 15.

Логическая задача.

(познавательное развитие)

1. Учить:

- понимать отношения между числами в числовом ряду;

- решать примеры в пределах второго десятка;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

2. Закреплять:

- умение решать логическую задачу;

- дорисовывать овалы до знакомых предметов

3. Формировать:

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Ударение.

(речевое развитие)

Дать понятие об ударении. Формировать умение выделять ударение в словах. Познакомить с условным обозначением ударения.

1

Число 16.

Измерение линейкой. Знаки +; - . Математическая загадка.

 Состав числа из двух меньших.

(познавательное развитие)

1.  Познакомить:

- с образованием числа 16 и новой счетной единицей - десятком.

- понимать отношения между числами в числовом ряду;

2. Учить:

- писать число 16;

- измерять линейкой, записывать результаты измерения;

- решать логическую задачу;

- отгадывать математическую загадку;

- определять, какой математический знак надо писать в примере;

- составлять число 9 из двух меньших чисел;

считать по образцу и названному числу;

- дорисовывать треугольники до знакомых предметов.

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

3. Формировать:

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Март

Предложение.

Схема предложения.

(речевое развитие)

Дать понятие «предложение», учить рисовать схему предложения. Познакомить с разделительным знаком – точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении. Развивать внимание, память, мышление, речь. Воспитывать умение работать в коллективе.

1

Число 17.

Решение примеров. Ориентировка во времени

по часам. Ориентировка

в пространстве.

 (познавательное развитие)

 

1.  Познакомить:

- с образованием числа 17 и новой счетной единицей - десятком.

- понимать отношения между числами в числовом ряду;

2. Учить:

- писать число 17;

- решать примеры в пределах второго десятка;

- определять время по часам;

- решать логическую задачу;

- анализировать узор и продолжать его по образцу;

- упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

3. Закреплять:

- умение понимать отношения между числами, знать, как из неравенства сделать равенство.

4. Формировать:

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Знаки препинания 

в конце предложения.

    (речевое развитие)

Познакомить детей со знаками препинания в конце предложения: точкой, вопросительным и восклицательным знаками. Научить определять знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации. Составлять слова из слогов. Читать предложения с разной интонацией. Развивать фонематический слух, внимание, мышление, речь.  Расширять кругозор детей. Воспитывать аккуратность, умение слушать, желание и умение работать в коллективе. Повышать интерес к изучению родного языка.

1

Число 18.

Геометрические фигуры. Логическая задача.

Решение примеров. Ориентировка во времени: времена года. Ориентировка на листе бумаги.

(познавательное развитие)

1.  Познакомить:

- с образованием числа 18 и новой счетной единицей - десятком.

- понимать отношения между числами в числовом ряду;

2. Учить:        

- писать число 18;

- решать примеры в пределах второго десятка;

- правильно пользоваться знаками;

- решать логическую задачу;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

3. Закреплять:

- умение составлять число 18 из двух меньших;

- знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы;

- умение записывать способ образования числа 18;

- знания о последовательности времен года;

- ориентироваться на листе бумаги.

4. Формировать:

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Апрель

Составление повествовательных, вопросительных

и восклицательных предложений.

(речевое развитие)

Познакомить детей с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Формировать умение определять картинку-символ. Упражнять в выделении повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации. Закрепить понятие «предложение». Упражнять в выполнении звукового анализа слов. Развивать слуховое внимание, творческое воображение. Формировать положительную установку на участие детей в занятии. 

1

Число 19.

Сравнение предметов по величине. Измерение линейкой. Квадрат.

(познавательное развитие)

1. Познакомить:

- с образованием числа 19 и новой счетной единицей - десятком.

- понимать отношения между числами в числовом ряду;

- составлять число 10 из двух меньших чисел;

-правильно пользоваться знаками;

- сравнивать предметы по величине, используя результаты сравнения (большой, поменьше, короткая, покороче и т.д.).

- решать логическую задачу.

2. Учить:

- дорисовывать квадраты до знакомых предметов;

- измерять линейкой, записывать результаты измерений;

-рисовать символическое изображение лошадки в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

3. Формировать:

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Речь устная и письменная.

(речевое развитие)

Познакомить детей с понятием «речь», с видами речи. Дать понять детям, что говорение – слушание, письмо – чтение – это важнейшие речевые умения. Воспитывать культуру речи. Развивать коммуникативную сторону речи, внимание, память.

  • Учить детей рассуждать, формулировать развернутый и полный ответ.

1

Число 20.

Решение примеров, задачи.

Установление связей и зависимостей.

(познавательное развитие)

1. Познакомить:

- с образованием числа 20 и новой счетной единицей - десятком.

- понимать отношения между числами в числовом ряду.

2. Учить:

- писать число 20;

-решать примеры в пределах второго десятка;

- решать логическую задачу на анализ и синтез, устанавливать связи и отношения;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

3. Формировать:

- навыки самоконтроля и самооценки.

1

Май

Итоговые занятия по всему пройденному материалу.

«Мы весь год трудились – вот чему мы научились!».

(речевое развитие)

(познавательное развитие)

Обобщить знания и закрепить умения у

 детей, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.

2

Диагностика

 Оценить знания и представления по теме с сентября по май.

2

3.2 Планирование работы с родителями

Месяц

Формы и методы работы

Цель

Сентябрь

Консультация

 «Первоклассник! Какой он?».

Познакомить родителей с особенностями психофизического развития детей седьмого года жизни. Дать представление о качествах характерных для будущего школьника, и требованиях современной школы к будущим первоклассникам.

Папка передвижка

«Что должен знать ребёнок, поступающий в школу?».

Ознакомление родителей с содержанием знаний и критериями готовности детей к школьному обучению.

Беседа

«Режим дня и его значение в жизни ребенка».

Приобщать родителей к жизни детского сада, объяснить значение режима для развития и обучения детей.

Анкетирование

«Готов ли ваш ребёнок к школе?».

Определение эмоциональной и интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Формирование педагогической компетентности родителей.

Октябрь

Консультация

«Как превратить чтение в удовольствие».

Предложить рекомендации, способствующие развитию интереса к чтению.

Папка-передвижка

«Обучение дошкольников элементам грамоты».

Познакомить родителей с программными задачами по обучению грамоте, что должен знать ребёнок до школы.

Индивидуальная беседа  «Агрессивность ребёнка и как с ней бороться».

Оказание теоретической помощи родителям в вопросах воспитания детей.

Родительское собрание «Готовимся в школу вместе».

Вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе, создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимной поддержки.

Ноябрь

Индивидуальная консультация

«Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе».

Повысить педагогическую культуру родителей. Распространение педагогических знаний среди родителей по вопросам воспитания самостоятельности у детей.

Папка-передвижка «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников».

Познакомить родителей с программными задачами по математике, что должен знать ребёнок до школы.

Беседа

«Обучение дошкольников дома».

Дать родителям представление об объёме знаний и навыков, которыми должны владеть их дети, о методах их домашнего обучения.

Анкетирование

«Как вы готовите ребёнка к школе?».

Изучение опыта родителей по подготовке ребенка к школе в условиях семьи.

Декабрь

Консультация

«Создание уголка первоклассника дома».

Оказание консультативной помощи родителям в определении основных форм и методов подготовки детей к школе в условиях семьи.

Буклет

«12 советов родителям будущих первоклассников».

Познакомить родителей с информацией касающихся готовности ребенка к школьному обучению.

Беседа

«Как воспитывать усидчивость».

Дать рекомендации по организации игр с подвижными детьми.

Круглый стол

«Организация графической деятельности и подготовки руки к письму»

Познакомить родителей с упражнениями и играми для развития мелкой моторики и развития координации пальцев рук, дать рекомендации по организации графической деятельности детей.

Январь

Консультация

«Как развивать память у детей?».

Формирование единого подхода к развитию памяти детей в детском саду и дома.

Памятка

«Как научить ребенка дружить».

Формирование желания у родителей воспитывать у детей ценностного отношения к понятию «дружба».

Беседа

«Обучение запоминанию».

Распространение педагогического опыта по обучению детей заучиванию стихов.

Деловая игра

«Домашние занятия с радостью».

Предложить родителям различные виды дидактических игр, головоломок, логических задач, игровых упражнений, направленных на развитие ребенка.

Февраль

Консультация

«В игре готовимся к школе».

Познакомить с играми, помогающими увидеть особенности проявления познавательной активности ребенка, его эмоциональной и социальной готовности.

Памятка

«Как преодолеть страх

перед школой?».

Познакомить родителей с психолого-педагогическими рекомендациями по преодолению детских страхов перед школой.

Беседа

«Плохие слова. Как отучить ребенка ругаться».

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

Семинар - практикум

«Умеем ли мы слушать и слышать своих детей».

Способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Март

Консультация

«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного

математического материала».

Познакомить родителей с математическими играми, способствующими развитию творческого мышления, которые будут интересны не только детям, но и взрослым.

Оформление информационного уголка «Читать или играть?».

Познакомить родителей с техниками обучения чтению детей, подбором художественной литературы для семейного чтения, необходимостью посещения библиотеки.

Индивидуальная беседа

«Обучение дошкольников дома»

Дать родителям представление об объёме знаний и навыков, которыми должны владеть их дети, о методах их домашнего обучения.

Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности кружка.

Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе.

Апрель

Консультация

 «Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности».

Дать представление родителям о способах формирования самоконтроля у детей.

Буклет - памятка

«Обучение грамоте по средствам игр и упражнений».

Познакомить родителей с информацией касающейся готовности ребенка к школьному обучению.

Консультация

 «Кризис семи лет: я и мир».

Повышение компетентности родителей в вопросе возрастных особенностей детей

Тренинговое занятие 

«Идём в школу с радостью».

Развитие коммуникативных умений родителей. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.

Расширение возможностей понимания своего ребенка. Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны. Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

Май

Консультация

«Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе».

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.

Папка-передвижка

«Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе».

Повышение компетентности родителей в вопросах успешной адаптации детей к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания. 

Индивидуальные беседы.

Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Игровой тренинг с родителями и детьми

«На пороге школы»

Снижение уровня родительской тревожности, связанный с переходом ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу; пополнение багажа педагогических знаний информацией об особенностях развития ребенка 6 – 7 лет

3.3 Методическая литература

1. Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к школе» М.. Школьная Пресса. 2010;

2. Жукова Н.С. «Букварь».2012;

3. Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» Изд-во «Ювента».2012;

4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград: Учитель,2006;

5. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для подготовки к школе. Москва. Издательство Рост. 2011;

6. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. Санкт-Петербург. 2015;

7. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва. Национальный книжный центр. 2014;

8. Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011г.;

9. Цуканова С.П.,        Бетц        Л.Л.        Учим        ребенка        говорить        и        читать.

Москва.  Издательство Гоном. 2011;

10. Чистякова О.В. Обучение        грамоте. Учебное         пособие для будущих  первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера». 2014;

11. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО «Издательство АСТ», 2013;.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Родничок".Подготовительная к школе группа

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Родничок" предназначена для детей дошкольного возраста  6 - 7лет....

Рабочая программа воспитателя для подготовительной к школе группе, по фгос.

программа разработана на основе программы Вераксы "от рождения до школы"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...

Рабочая программа для детей подготовительной к школе группы с ТНР

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности ДОУ, возрастных особенностей детей подготовительной к школе гр...

Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная к школе группа). Логопедическое сопровождение

Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная к школе группа)....