Жестокое обращение с детьми. Работа с родителями.
статья (младшая группа)

Платонова Екатерина Александровна

Жестокое обращение с детьми в семье очень важный аспект, на который реагируют педагоги, но как выявить этот факт? Как наладить контакт с родителями? И чем помочь малышу?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жестокое обращение с детьми. Работа с родителями.

Как понять и на что обратить внимание педагогу, если воспитанник проявляет агрессию или есть подозрения в жестоком обращении к несовершеннолетнему?

К специфическим особенностям внешнего вида и поведения ребенка, проживающего в условиях проявлений насилия со стороны взрослых можно отнести:

  • Частая утомляемость, сонный вид, опухшее лицо;
  • склонность к кражам из–за постоянного голода; отставании в росте и задержки в физическом, речевом, моторном развитии;
  • притягивание внимания к собственной фигуре любым приемом, в том числе в неуемной необходимости в ласке и внимании;
  • трудности в обучении, приводящие к плохой успеваемости
  • не активность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловленная низкой самооценкой.

Таким образом, дети, пережившие насилие, испытывают трудности социализации: у них нарушена коммуникация, нет налаженной связи со взрослыми, нет подобающих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем уверенности, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Разрешение вопроса своих проблем дети – жертвы насилия – часто находят в преступной, асоциальной среде, что нередко связало с формированием пристрастия к алкоголю, наркотикам.

Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае – спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, все агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Особенности семей агрессивных детей.

  • В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
  • Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
  • Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких представлению что можно, а что нельзя.
  • У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения  часто противоречат друг другу, и ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:

  • Физические наказания;
  • Угрозы;
  • Лишение привилегий;
  • Введение ограничений и отсутствие поощрений;
  • Частые изоляции детей;
  • Сознательное лишение любви и заботы в случае проступка

Практические рекомендации для работы с родителями.

Работа с родителями является очень сложной, так как часто родители, имеющие агрессивного ребенка, испытывают к нему неприязнь и обращаются в психологическую консультацию лишь для «усмирения» ребенка, а не за помощью ему. Их вполне бы устроило дать ребенку успокоительную таблетку, действие которой было бы очень длительным, и ребенок перестал бы приносить им досадные неприятности.

Родители агрессивного ребенка часто оказываются фрустрированными и недовольными жизнью людьми. В большинстве случаев это бывшие агрессивные дети, которые передают свои психологические трудности собственным детям. Поэтому, по возможности, психолог должен проводить психотерапевтическую работу и с родителями.

Во-первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку родителей («Вы ничего не понимаете в нарушении личности вашего ребенка, сейчас я Вам объясню» - такие грубые нарушения в деятельности психолога встречаются нечасто, но более легкие, сходные случаи, иногда имеют место), стремиться стабилизировать ее. Причем, часто заниженная самооценка проявляется как завышенная и сочетается с завышенным уровнем притязаний в отношении своих действии и успехов ребенка, на которого часто возлагаются надежды на реализацию тех целей, которые не достигнуты в собственной жизни («Я не стал... (музыкантом, известным писателем и пр.), значит, таким должен стать мой сын»).

Во-вторых, необходимо изменить установку родителей на ребенка. Они считают агрессивного ребенка неблагодарным, ожидают, что в ответ на их раздражение и упреки ребенок будет раскаиваться, испытывать чувство вины, просить прощения и успокаивать их. Когда же этого не происходит, родители озлобляются, считают ребенка «скверным», «испорченным». Необходимо вызвал, жалость к ребенку со стороны их родителей, показать, что агрессивный ребенок — это всегда в первую очередь несчастный ребенок Необходимо объяснить родителям механизм появления гнева, а так же агрессивности как эмоционального нарушения.

В-третьих, надо вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, о причинах их собственных агрессивных поступком в детском возрасте. Возможно, это «вскроет» многие личностные комплексы, тогда необходимо проводить стабилизацию личности каждого родителя, оказать психологическую помощь. Проблема личности всегда поднимает семейные проблемы (т.е. трудности каждою члена семьи, а также всей группы в целом). Отдельно помочь одному ребенку, не помогая окружающим его людям, практически невозможно. То, что здесь преимущественно описываются способы коррекции нарушений личностного развития ребенка, означает не возможность «сепаратной» ему помощи, но обусловлено сложностью работы с личностью взрослого человека! Эта проблема требует не упоминания, но длительного, серьезного изложения.

В-четвертых, необходимо выяснить отношение родителей к ребенку до рождения и в первые месяцы его появления. Если ребенок с самого начала был нежелателен (ситуация, когда ребенок родился «вынужденно» или «случайно»), то необходимо прийти к какому-то решению, причем, четко оговоренному (вербализованному, а не предполагаемому, «подразумевающемуся»), совместно с родителями. Например, что несмотря на то, что ребенок нежелателен, все же они должны о нем заботиться. Возможно, само выяснение причин отвержения ребенка изменит отношение к нему родителей. Если же родители желали появления ребенка, но изменили свое отношение к нему, когда он стал агрессивен, непослушен, просто невыносим?, то необходимо, не унижая достоинства, указать родителям на то, что ребенок своим поведением лишь отвечает на их собственные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми. Профилактические рекомендации родителям

План:1.     Профилактика жестокого обращения с детьми.......................................... 32.       Формы жестокого обращения с детьми........

Профилактика жестокого обращения с детьми.(консультация для родителей)

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о важной проблеме:"О проблеме жестокого обращения с детьми"....

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...

Работа с родителями « Жестокое обращение с детьми»

Предотвратить факты жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними;Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов....

Жестокое обращение с детьми. Памятка для родителей.

Считается, что свыше 30% россиян знают не понаслышке, что такое жестокое обращение с детьми. И причина такого насилия – опыт, п...

Методическая разработка мероприятия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми Тренинг для родителей ТЕМА: «Жизнь детей без насилия»

Цель:  повышение правовой культуры родителей по защите прав ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профил...