"С радостью идем по жизни, развиваем чувство ритма радостно!"
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Евгения Петровна Климовская

В данной статье представлены различные формы организации деятельности детей по развитию метро-ритмического чувства  у детей. Ритм присутствует во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах. Но в развитии чувства ритма очень важно не упустить момент, чтоб не откладывать эту работу на потом. Необходимо постоянно и целенаправленно заниматься развитием метроритмического чувства у детей, отводить этому направлению время на каждом занятии, тогда гораздо проще будет готовиться к утренникам, праздникам, ведь дети будут гораздо легче усваивать музыкальный материал.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_radostyu_idem_po_zhizni.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Радостно идем по жизни и развиваем чувство ритма радостно»

«Люблю радость – в ней жизнь!»

Эмиль Жак Далькроз

Не случайно именно это выражение стало эпиграфом моей статьи, ведь именно Эмиль Жак Далькроз был основоположником ритмики как направления, а ритм является основой музыкальной ткани так же, как радость – основа полноценной гармоничной жизни человека в целом и ребенка в частности.

      Понятие «ритм» присущ многим жизненным явлениям. Ритм жизни, ритм сердца, биоритмы.  Если рассматривать ритм не только как музыкальную категорию, а гораздо шире, как явление нашей действительности, можно подойти  к осознанию важности работы по развитию метроритмического чувства, заложенного в каждом из нас самой природой.

    Ритм - это сама наша жизнь. Вдох – выдох, время суток, времена года – всему живому на земле знакомо это не понаслышке. Мы спим и бодрствуем, опять спим и бодрствуем. Нормальный сердечный ритм и ритмичное дыхание  дают нам возможность радоваться этой жизни и тому, что нас окружает. Но и то, что нас окружает, — тоже ритмично. Утро, день, вечер и ночь, смена времен года, приливы и отливы — это ритм планеты, на которой мы живем. Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.

 Как общее понятие, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке.  Э.Ж.Далькроз     одним из первых обратил внимание на то, что  именно наше    тело    является  инструментом, наиболее чутко реагирующим на ритмические и музыкальные импульсы. 
     

Природа ритмического чувства связана с движением

       Идея синтеза музыки и движения послужила  основой системы музыкально-ритмического воспитания детей, зародившейся еще в начале ХХ века. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Заслуга Э. Ж. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Э. Ж. Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

      Еще в начале ХХ века Э.Ж. Далькроз говорил о том, что ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Мне кажется, что позиция приобретает особую актуальность в наши дни. Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию.

Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

      В настоящее время увеличилось количество детей с проблемами в психическом развитии. Многие современные дети, оказавшись своего рода заложниками технического прогресса, не получают достаточной практики коммуникации, испытывают неуверенность, трудность в общении со сверстниками и взрослыми, они скованы в проявлении своих эмоций и чувств.  Им сложно преодолеть психологический барьер и при исполнении индивидуального задания. Другие же дети, напротив, проявляют несдержанность эмоциональных импульсов, им сложно контролировать и регулировать свое поведение, они проявляют нетерпимость к другим детям, акцентируют внимание на собственной персоне и пренебрегают правилами и установками.

В связи с этим возникает необходимость целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья детей на всех ступенях системы образования. И детский сад при этом следует рассматривать как первую ступень валеологического образования, а весь процесс жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении направлять на сохранение и укрепление здоровья. 

Не последнюю роль в вопросе  здоровьесбережения может сыграть музыкальное воспитание. С давних времен народам разных континентов известна целительная сила музыки, ее воздействие на человека.

В системе дошкольного образования музыкальное воспитание занимает одно из приоритетных направлений: детям как можно раньше стараются привить любовь к музыкальному искусству, создать условия для активной творческой деятельности, сформировать потребность самовыражения ребенка через пение, музыкальную игру, движение.

Несомненно, что приобщение детей к музыке идет различным путем. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр и танцев, которые вводят ребенка в мир музыке, говоря на доступном ему языке.

Влияние музыкально – ритмических игр на психическое здоровье дошкольника

В. М. Бехтерев выдающийся ученый XX столетии в области психиатрии и неврологии считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, регулировать неправильные и лишние движения.

Выдающийся специалист в области музыкатерапии Г. П. Шипулин еще в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью.

Делая музыкальный ритм организатором движения, можно развить у детей не только музыкальный слух, творческие способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе (память, внимание, воображение, мышление, волю). Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще.

     Развивая чувство ритма у малыша, мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире, жить в гармонии с природой и с самим собой.

     Великий педагог В. Сухомлинский писал «то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте - это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». Поэтому необходимо начинать музыкально-ритмическое  развитие ребенка, как можно раньше - упущенное время невосполнимо! На раннем этапе развития детей полезны такие  формы работы как музыкально-двигательные упражнения (хлопки, притопы, игры с использованием звучащих жестов), пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения, речевые игры.

      Хорошо известно, что детям младшего дошкольного возраста  бывает сложно пропеть мотив из нескольких звуков в силу многих объективных причин, а вот хлопать и топать дети не только могут, но и любят, ведь двигательная функция у детей этого возраста более развита, чем речевая. Движение детей под музыку, причем музыку самую разную, не обязательно даже танцевальную - одна из находок Штайнера, основателя Вальдорфской школы. Таким движениям дети учатся сами, придумывают их, самостоятельно подбирая движения под ритм и характер музыки, педагог может помочь, создав условия для самовыражения. Согласно теории Р. Штайнера «ритм является носителем здоровья».
     Среди сторонников большой значимости музыкального воспитания для детей  был
Карл Орф, немецкий композитор и педагог, который уделял ритмическому воспитанию особое внимание. Орф почитаем во всем мире как композитор, предложивший практическую и осуществимую модель музицирования с детьми. Такая модель практического действия и вовлеченности детей в активный процесс приобретает новое видение через призму  требований ФГОС в дошкольном образовании.
   
Своей многолетней работой  с детьми педагог показал, что развитие чувства ритма происходит через:

  1. движение
  2. речь
  3. игру на детских музыкальных инструментах

      Трудно переоценить значение движения в развитии детей дошкольного возраста. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира, полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.
   Ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

    Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. С естественной необходимостью его реализации связаны у ребенка чувства радости, наслаждения от движений, от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий. Особенно это актуально в музыкальном воспитании дошкольников.

      С особым удовольствием ребенок выполняет движения и действия, связанные с творческими заданиями – воплощением различных образов. Звучащие музыкальные образы вызывают у  детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Воспитатели и педагоги знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться – один из принципов системы К. Орфа.

      Поскольку ритм присутствует во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами, формы организации деятельности детей по направлению развития метро-ритмического чувства могут быть самыми разнообразными:

  • музыкально – двигательные упражнения
  • игры-импровизации
  • речевые игры
  • пальчиковая гимнастика
  • игра на музыкальных инструментах

      Музыкально-двигательные упражнения подготавливают детей к организованным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение, метроритмическая организация музыкальной ткани становится для него привычным и понятным явлением.

    Движение в ритме музыки очень действенная форма работы с детьми дошкольного возраста, т.к. двигательная активность свойственная детям, доступна, дети этого возраста раскрепощены и, в большинстве своем, свободны от внутренних зажимов. Детям легче удается выразить свои впечатления от музыки через движение.

    Используя  музыкально-двигательные упражнения на занятиях с детьми в системе, педагог решает и еще одну важную задачу музыкального воспитания: формирует представление о некоторых выразительных средствах музыки, таких, как быстро - медленно (темп), тихо – громко (динамика) и их взаимосвязи.

      Развитое чувство ритма проявляется не только в точном прохлопывании заданного ритмического рисунка, это, скорее, может быть игровым моментом, разминкой, интересной для детей. У музыкальных руководителей другая цель: ритмичные согласованные с музыкой движения детей в танце, стабильный ритмический         ансамбль в песне, организованная слаженная игра детского оркестра. Но развитое чувство ритма дает свои плоды не только в двигательной деятельности детей. Давно доказано, что ритм оказывает влияние и на развитие речи, если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, слитной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

      Приобщение к музыке, по мнению К.Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Важно превратить музыкально-ритмическую деятельность в увлекательное занятие для детей, тогда результат не заставит себя долго ждать. На музыкальных занятиях должна присутствовать атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Очень важно предоставить каждому ребенку возможность проявить личностные качества, создать условия для самовыражения.

С помощью музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи: воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития детей; умение выполнять упражнения под музыку; совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой.

     Игра-импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом. Такие игры очень нравятся детям тем, что при общих правилах каждый из участников может действовать самостоятельно, каждый имеет возможность самовыражения.

      Игры способствуют совершенствованию и закреплению полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой, а также помогают лучше воспринимать материал. Задав правила игры, педагог перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры либо участника. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Усвоив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая, таким образом, в диалог. Приведу несколько примеров музыкальных игр-импровизаций.

      «Гномы и великаны»

Дети изображают великанов, гномов, используя жесты, позы, мимику – движения. Опосредованно усваивают выразительные средства музыки: различия темпа медленно – быстро.

      На языке жеста, мимики, в позах и движениях отражается внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Внимание акцентируется не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы и их подвижность.

    «Ритмическое эхо» Эта игра очень нравится детям. Перед началом игры необходимо спросить детей о том, кто такой вождь? (Современным детям не всегда бывает понятно это слово). А вождь племени? Мы получим несколько вариантов, и поможем подойти к правилам игры, говорящим о том, что «вождь» определяет порядок движения всего племени, т.е. показывает любые движения, а все остальные дети повторяют. Выбирается 4 ведущих – «вождя» (по количеству музыкальных предложений). Дети двигаются по кругу, повторяя движения ведущего, затем останавливаются, это основная часть упражнения, прислушиваются к ритму и повторяют его, как эхо, хлопками. Игровая ситуация, непривычный для детей тембр музыкальных инструментов, возможность придумать необычное движение и предложить его для повторения, оказаться в центре внимания коллектива – все это делает игру очень занимательной и любимой детьми. В этой игре реализуется возможность проявления самовыражения и ощущения причастности к коллективу.

     В ходе таких игр дети учатся общаться со сверстниками, наблюдают за действиями других детей, перенимают движения или придумывают свои, у  них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера, формируется метроритмическое чувство через движение, подчиненное единому темпу и ритму. У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления.

     Коллективная форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной при работе по развитию метроритмического чувства. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающий  быстрее преодолеть трудности, ведь развитие каждого ребенка происходит по своей индивидуальной траектории и работа, направленная на развитие чувства ритма не является исключением.

    Огромную помощь в работе по развитию метроритмических навыков оказывают речевые игры, которые очень нравятся детям. Голос каждого ребенка, согласованный с общим ритмом звучания, становится более управляемым, поскольку является частью единого потока и подчиняется единым задачам: темповым, динамическим. Речевые игры мы сопровождаем движениями, звуковыми жестами, шумовыми инструментами. Такие разнообразные формы дают детям возможность для более прочного запоминания ритмической формулы по всем возможным каналам восприятия: слуховые, двигательные, речевые, наглядные.

       Речевая игра – это еще и один из способов развития речи. Они учат детей слышать у себя и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивать артикуляционный аппарат.

Речевые игры позволяют развивать:

  • подвижность артикуляционного аппарата
  • способствовать формированию правильного звукообразования, речевого и певческого дыхания
  • позволяют формировать детям понятие о темпе, динамике.
  • Проведение речевых игр группой, подгруппами и в парах позволяет детям развивать коммуникативные навыки, учиться на примере других детей.

    Материалом для речевых игр могут служить детские фольклорные формы, короткие стихи и даже тексты песен. Очень хороший результат в пении дает первоначальное заучивание текста песни и лишь затем дальнейшее его пропевание.  Этот способ разучивания песни, идущий  от ритма к вокализации,  упрощает работу над ритмическим ансамблем в пении. Пока мы ведем работу над текстом в виде речевой игры, у детей уже идет запоминание ритмического рисунка поэтического текста, ведь проговариваем мы  его в соответствии с длительностями мелодии. На этом этапе очень важно дать детям пояснения непонятных слов и оборотов, если ребенок понимает смысл, он лучше запоминает и чище поет.

      Следующая форма работы – пальчиковые игры. Пальчиковые игры нравятся как детям младшего дошкольного возраста, так и старшим детям. Их использование  с усложнением задач уместно в работе с детьми дошкольного возраста. Малышам они полезны тем, что активизируют речевую деятельность, помогают установить взаимосвязь между словом и действием, координировать речь и движение. Оживляет восприятие детей и то, что при игре мы используем пальчиковые игрушки – цыплята, зайчики, мышата и др. Ребенок, одевая пальчиковую игрушку, отождествляет себя с ее образом, удивляется, начинает играть и, в процессе игры, озвучивать своего маленького героя. Даже самые стеснительные дети-молчуны начинают говорить от имени пальчиковой игрушки, озвучивать ее действия.

Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. Обязательно надо дать детям возможность пообщаться с игрушкой, поиграть определенное время,  не ставить сразу задачу выучить текст игры  и выполнить движения. Ребенку необходимо время познакомиться с игрушкой, понять, как необходимо с ней играть, действовать, каковы ее возможности. Поэтому я предлагаю надеть игрушку на пальчик, причем мы заранее находим указательный пальчик, проверяю, как дети справились с заданием. Спрашиваю, кто к нам пришел в гости? Какого цвета? Придумываем герою имя, здороваемся с ним. Затем начинаем с элементарных игровых ситуаций – кормим, поим, гуляем, танцуем. Игра проводится сидя на полу. Все действия мы озвучиваем, у детей это вызывает живой интерес и порой, первые яркие проявления активности в речевой деятельности.

     Затем, спустя несколько занятий, когда дети свободно владеют пальчиковыми игрушками и координируют речь и действие, я предлагаю определенный ритм при озвучивании действий героя: на начальном этапе это понятия «быстро-медленно», затем в размере 4/4: П I  П I;  П П  I I ; I I П I и т.д.

      На этом этапе я использую наглядные пособия – ритмические карточки, на которых изображены маленькие и большие кружочки, игрушки и.т.д. Детям, начиная со средней группы, можно легко объяснить значение изображения: большой (кружок, игрушка) – длинный звук (звук, хлопок, удар), маленький – короткий.

      Для детей старшего возраста изготовляю «Ритмические дорожки», «Ритмические бусы», суть которых в том, что на единой линии находятся чередующиеся большие и маленькие круги. Ритмический рисунок берется простой, без повторений (1 такт размера 2/4; 4/4).

     Эти же карточки использую для организации музыкально-двигательных игр со звуковыми жестами: показываю детям карточку, показывающую, какой ритмический рисунок необходимо прохлопать-протопать.
   При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

     Пальчиковые игры  способствуют развитию не только чувства ритма, но и развивают мелкую моторику детей. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Научно доказано, что развитие мелкой моторики, положительно сказывается на творческих способностях, умении логично рассуждать, а также приводит к значительному улучшению памяти, внимания и речи ребенка.

      Ритм присутствует во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах. Но в развитии чувства ритма очень важно не упустить момент, чтоб не откладывать эту работу на потом, вот сейчас мы будем готовиться к утренникам, петь, танцевать, а потом займемся развитием чувства ритма. Это совершенно ошибочный подход. Необходимо постоянно и целенаправленно заниматься развитием метроритмического чувства у детей, отводить этому направлению время на каждом занятии, тогда гораздо проще будет готовиться к утренникам, праздникам, ведь дети будут гораздо легче усваивать музыкальный материал.  

    В заключении хочется сказать, путь развития музыкальности каждого ребенка неодинаков – требуется время и терпение! Взрослым необходимо постараться сделать трудное интересным, а сложное доступным и результат совместного музыкального творчества принесет немало радости и Вам и детям.

Список используемой литературы

1.Абдульманова Л. В. Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования. — Ростов н/Д6 Издательство Ростовского университета, 2005. — 220 с.

2.Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. — СПб, 2000.

3.Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. — М.: «Физкультура и спорт», 1990. — 206 с.

4.Зимина А. Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 5—6 лет в детском саду. М., 1964

5. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Сб. Статей под ред. Л. Баренбойма. - М., 1978 

6. Леонтьева О. Карл Орф. - М.. 1984. 

7. Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа. Методическое пособие для учителей музыки. М.: АСТ, 2000. 

8.Хорошилова Т. Развиваем у детей чувство ритма // Дошкольное воспитание. 1991. № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактические игры: развиваем чувство ритма.

Музыкально - дидактические игры помогают развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки....

Развиваем чувство ритма

С помощью этой презентации вы с легкостью сможете научить дошколят длинным и коротким звукам!...

Хотите научить ребёнка читать? Развивайте чувство ритма!

В статье рассматриваются современные исследования, доказывающие связь музыкально-ритмического развития с обучением (в частности, чтению), а также некоторые упражнения для раннего развития у детей чувс...

Развиваем чувство ритма, играя (Мастер класс для педагогов старшей и подготовительной группы детского сада)

Применяя стихотворный ритм с движением и музыкой, используя музыкальные инструменты, у детей развивается и совершенствуется речь, слуховое внимание, вырабатывается правильное дыхание при исполнении пе...

Держи ритм! Для чего нужно развивать чувство ритма.

Рассказываем, для чего человеку нужно чувство ритма....