Картотека народных подвижных игр по нравственно- патриотическому воспитанию
картотека (младшая группа)

Русские народные игры имеют многовековую историю, они дошли до наших дней потому, что передавались из поколения в поколение. Теперь наша очередь сохранить национальные  традиции своего народа  и в игре дарить детям радость, воспитывая в них чувство патриотизма и уважение к русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nar_igry_2_ml.docx568.85 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека народных подвижных игр

по нравственно – патриотическому воспитанию

во второй младшей группе

 Игра «У медведя во бору»

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".

                             Игра «Ходит Ваня»
Цель:
 учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова:
Ходит Ваня, ходит Ваня,
Посреди кружочка
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня
Для себя дружочка
Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка.
Стоя в кругу, они танцуют, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

Игра «Гуси-лебеди»

    Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси! Га-га-га.

Есть хотите? Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

                                                          Игра «Гуси»

Цель: развивать диалогическую речь и соотносить слова с действиями.
Указания взрослого:
- Гуси ходили в поле свежую травку щипали, потом искупались в речке, собрались домой – а не пройти! Под горой волк сидит, хочет гусей схватить. Я буду волк, а вы – гуси!
- Гуси, гуси!
(дети: «га-га-га!»)
Есть хотите?
(«Да-да-да!»)
Хлеба с маслом?
(«Нет!!!»)
А чего же вам?
(«Конфет!!!»)
Летите домой!
Взрослый произносит вместе с детьми:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Раз, два, три – домой беги!
Дети начинают перебегать, а взрослый с игрушечным волком догоняет детей.

Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… »

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами,

бегать, подпрыгивать на двух ногах;

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть. 

(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать, .

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются)

Игра «Заинька»
Цель: Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни.
Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и показывает детям движения.
1
. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой.
Вот так этак, топни ножкой!
 (2 раза)

(дети топают ножкой руки на поясе)
2.
Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!
Вот так этак, бей в ладоши!
 (2 раза)

 (дети хлопают в ладоши).
3
.Заинька, повернись, серенький, повернись,
Вот так этак повернись!
 (2 раза)

(повороты в стороны, руки на поясе)
4.
Заинька, попляши, серенький, попляши!
Вот так этак попляши!
 (2 раза)

(дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)
5.
Заинька, поклонись, серенький, поклонись.
Вот так этак, поклонись!
 (2 раза)

(дети кланяются, разводя руки в стороны).
Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно, на первых порах. Вначале можно взять только 1, 2 и 4 куплеты.
При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того, когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становиться в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться, выполняя движения.
При следующем водящем можно добавить еще один куплет:
Заинька выбирай, серенький выбирай!
Вот так этак, выбирай (2 раза)

                                                         Игра «Зайки»
Цель: учить согласовывать слова с движениями, развивать быстроту реакций.
Ход игры: Ребенок изображает «зайчика», а взрослый – «волка».

Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шелка,
Оглянись, оглянись!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит! Лес поет! -
Убегайте без оглядки:
Волк идет, волк идет!

". «Зайчик» делает то, о чем поется в песенке, а на последних словах песенки: «Волк идет!» - «волк» бежит за «зайчиком», который убегает от него.

                                                          Игра «Зайка»
Цель
: Учить детей передавать настроение, вызывать радость.
Ход игры:
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи!
(2 раза)
Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

.                                                           Игра «Зайка шел»
Цель: Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно тексту.
Ход игры: Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
И морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
И капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» - дети  останавливаются и присаживаются  на корточки.

Игра: «Угадай чей голосок»

Цель: Развитие слухового внимания.

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

И как скажем скок - скок - скок! -

Угадай чей голосок?

Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

                                                        Игра «Пузырь»
Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:
Надувайся, пузырь,
Надувайся велик!
Раздувайся, держись,
Да не рвись
!

                                         Игра «Мыши водят хоровод»
Выбирают «кота». Остальные дети – мышки. «Кот» встает в середину хоровода и делает вид, что спит. Мышки водят хоровод и говорят:
«Мышки водят хоровод,
А на печке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!»
После этого «кот» охотиться на «мышек». Осаленная «мышка» становится новым «котом» и игра повторяется сначала.

Игра «Мыши в кладовой»

Цель: учить согласовывать слова с движениями, развивать быстроту реакций.
Дети-мыши сидят на стульчиках, вдоль стены или площадки, на противоположной стороне - перетянута веревка-кладовая. Сбоку от детей-«кошка»-воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую, нагибаются, чтобы не задеть веревку.

Воспитатель «кошка»:

«Напилась я молока,

Спать прилягу я пока.

Мышей в кладовке не видать,

Могу я сладко-сладко спать».(«Кошка» засыпает и закрывает глаза).

Дети «мыши» быстро бегут в кладовую, проползая под веревкой, Очутившись в кладовке «мыши», делают вид, что поедают продукты.

«Кошка» открывает глаза, потягивается и говорит:

«Как я сладко поспала.

Кладовая-то цела?

Ох, мышей полна кладовка,

Убегайте-ка, плутовки!»

«Мышки» быстро убегают в свою норку, «кошка» их догоняет.

 

Игра «Карусели»
Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.
Ход игры:

 Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. (игру можно упростить, просто взявшись за руки, образовав хоровод)

Дети идут, а затем бегут по кругу.

 Воспитатель говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.

Игра «Хоровод»
Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.
Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.
Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!
До того мы закружились, что на землю повалились. Бух!
(при произнесении последней фразы выполняют приседания).


                                                   

Игра «Колпачок»
Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.
Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Одевают на голову колпачок. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту:
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь.
Выбирай кого захочешь!
Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образуют большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге, выбирает пару, и дети танцуют под музыку.

Вариант 2. «Паучок»

С помощью считалочки выбирают одного ребенка, он будет играть роль паучка.
Дети поют тот же текст, только здесь слово «колпачок» заменяем «паучок»…
(паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с следующем кону)
После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком»

  Игра «Курочка – хохлатка»
Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.
Ход игры: Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:
Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».
Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.
«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

                                         

    Игра «Зайцы и волк»
Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.
Ход игры: Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:
Зайки скачут: скок, скок, скок –
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идёт ли волк?

                                                  Игра «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к воспитателю под зонтик и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
Светит солнышко сильнее
Светит в нашу комнату
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку!
(дети прыгают, танцуют, хлопают в ладошки)
Дождик, дождик все быстрей!
Все под зонтик поскорей!
(Бегут под зонтик)

Русская народная потешка «Где вы были?»
Дети ведут диалог с педагогом.
Воспитатель: Ножки, ножки, где вы были?
Дети: За грибами в лес ходили. Ходят на месте.
Воспитатель: Что вы, ручки, работали?
Дети: Мы грибочки собирали. Приседают и
Воспитатель: А вы глазки помогали? «собирают грибы».
Дети:
Мы искали да смотрели, Смотрят из - под
Все пенечки оглядели. руки, поворачиваясь
вправо и влево.
Вот и Ванюшка с грибком,

С подосиновичком!

 (сжимают пальцы одной руки в кулак и прикрывают его сверху ладонью)

                                                    Игра «Снежок»
Цель: Развивать умение выполнять характерные движения, учить двигаться по кругу.
Ход игры: дети встают в круг
На мотив («как на тоненький ледок»)
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок (идут по кругу)
Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать (потирают ладошки)
Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)
Будем прыгать веселей (пружинки)
Чтобы стало потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)

   Игра "Метелица"
Цель:
 Доставить радость детям веселой игрой
Ход игры: Играющие встают в круг и, не сходя с места, начинают кружиться, напевая:
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится-
Тот заметелится!
На последнем слове песни все должны остановиться и стоять, не шевелясь. Кто упадет, или не сможет вовремя остановиться, тот из игры выходит. Остальные опять поют песню и кружатся. Остается в круге самый выносливый. Он и выигрывает.

                           

                                                  Игра «Мороз Красный Нос»
Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.
Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:
Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.
Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!
Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!
(Дети идут навстречу воспитателю.)
- Заморожу! Заморожу!
Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.

.