брошюра для педагогов "Коммуникативные танцы - игры в работе с детьми"
методическая разработка

Архипова Вера Леонидовна

  Коммуникативный танец - благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_tantsy-igry_v_rabote_s_detmi.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Коммуникативные танцы-игры

 в работе с детьми.

 В основном, это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения и импровизации, направленные на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой.

Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.

  Коммуникативный танец - благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.

   Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

         Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения. И поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко усваивают формы и могут предвидеть и исполнить каждую повторяющуюся часть.

       Взаимодействие помогает ребенку ориентироваться в пространстве, познавать себя, сверстников, понимать наличие характера, традиций. Также в этих танцах формируется умение по взгляду партнера понять намерение друг друга.     Контакт с партнером усиливается тактильно: рукопожатия, хлопки, комплементы.

     Особенный интерес  детей  может придать ускорение темпа музыки  или непарное количество участников. Таким образом кто-то может остаться без пары.

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

• развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

• развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку в дошкольных учреждениях проводятся совместные праздники и развлечения с родителями. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Кроме того, коммуникативные танцы – игры можно использовать и на праздниках, где собраны дети разных возрастов. Они не требуют специальной подготовки, движения диктуются текстом. Дети воспринимают их как игры, не требующие особого запоминания.

Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть.

          Коммуникативные танцы и игры можно использовать в самых разнообразных формах работы с дошкольниками: на музыкальных занятиях,  на занятиях хореографии, ритмики, развлечениях, совместной деятельности в процессе режимных моментов, на прогулке и т. д.

  Ведь их разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз.

Также в этих танцах формируется умение по взгляду партнера, понять намерение друг друга. Контакт с партнером усиливается тактильно – рукопожатие, хлопки, как элемент открытости.

В некоторых танцах дети могут имитировать движения и повадки животных, птиц. А также импровизировать движение различных профессий: повара, прачки, сапожника и так далее. Особый интерес может придать детям ускорения темпа музыки или непарное количество участников, таким образом, кто-то может остаться без пары.

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения дошкольников.

Еще одно важнейшее направление использования коммуникативных танцев - игр — это коррекционная работа с детьми. Поскольку они являются доступным и в то же время привлекательным, вызывающими яркие положительные эмоции, их с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

 

К таким танцам – играм относятся всем известные и любимые танцы «Лавата», «Руку правую вперед», «Буги – вуги» (это еще из нашего детства), это и танцы Т. Сауко из программы «Топ – хлоп, малыши», некоторые танцы А. Бурениной из «Ритмической мозаики» («Разноцветная игра», «Рыбаки», «Мишка плюшевый», и др.), танцы – игры для малышей Железновой. Сейчас в современном мире появилось большое количество подобных танцев Это, например, всем полюбившийся танец «Помогатор» из «Фиксиков» и др. 

Классификация коммуникативных игр

 Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается и наша задача – помочь ребенку разобраться в мире взаимоотношений.

 Существует огромное количество видов и классификаций коммуникативных игр:

1.  Игры успокаивающие (релаксационные ) это игры, направленные на создании мира и гармонии в ребёнке. Эти игры ещё могут нам напомнить релаксационные упражнения, (желательно играть под спокойную музыку «Шум дождя», «Прибой» и т. п.), «Добрые эльфы», «Кто лучше слышит».

 2. Игры на доверие – цель данных игр вызвать в детях доверие к своим сверстниками понимание, что на них можно положиться. «Мостик », «Шторм», «На тропинке».

 3. Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии.

Цель данных игр – ввести нового ребёнка в группу, познакомить его с ребятами, представить себя коллективу.

4. Игры для отреагирования агрессивности, снятия напряжения.

Цель – сгладить конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. «Зеркало», «Волшебный мешочек», «Передача чувств»

5. Игры на развитие внимания. 

Цель - полное подчинение водящему, быть внимательным и всё повторять за ним. Игры для развития произвольности поведения:

 6. Игры, вызывающие чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.

Цель - развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. «Ручеёк», «Муравьи»

7. Игры, вызывающие умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. 

Цель - уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами, развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. «Назови ласково», «Вежливые слова» «Расскажи о… »

8. Игры, вызывающие умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом - развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику, развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. «Игры-ситуации» «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

 9. Игры, направленные на развитие невербальных и предметных способов взаимодействия - развить умение использовать невербальные средства общения. «Разговор через стекло», «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем…» «Угадай кто это», «Общий круг»