Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры
презентация

Татьяна Владимировна Болсун

Выступление на пед.часу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры

Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике.

Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера.

Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать.

В.А. Сухомлинский

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

  Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он проектирует завтра будущего гражданина. Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу показать, объяснить, научить, проверить, и тогда, когда ребенок сам выбирает ту или иную деятельность. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, ибо воспитание осуществляется не от случая к случаю, не тогда - когда этого требует та, или иная ситуация, а целенаправленно постоянно.

   Педагог организует жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал их ум, формировал основы личности.

    Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

     И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Основные направления работы:

1. Создание условий. В группе создают предметно - развивающая среду соответствующую возрасту детей. Собирают библиотеку красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создают уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет».

2 . Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника можно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Потешки обыгрываются разными способами: сопровождаются чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Детям нравится, когда воспитатель берет куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее: Баю, баю, баю, бай! Мы проснулись, потянулись, Вместе солнцу улыбнулись. Во время умывания, причесывания детей можно знакомить с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песни и переносят их в повседневную игру. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснять значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Загадки – форма словесного народного творчества. Детям можно предложить такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовать фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрать свою загадку: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную сказку внести в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могут пересказать сказку. Затем внести «театр картинок». Показывая картинки, дети будут последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомятся с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети всегда с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?» Так на протяжении младшего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре. Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества.

    Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения. В развлечении, например,  «В гостях у тетушки Марьи», «Русские потешки» дети не только знакомятся с русской народной игрушкой, но и проявляют познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам. Для решения всех поставленных задач детей подобрать и составить картотеку игр. Русские народные, хороводные игры, не только  как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Ведь дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

3. Взаимодействие с родителями. 

Особое внимание уделять укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Можно провести консультации для родителей: «Русские народные календарные игры», «Роль игры – драматизации в развитии ребенка». Все необходимые рекомендации размещаю в «уголке для родителей». На родительских собраниях семьи могут обмениваться своим опытом по развитию речи дома, привлекать родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.).

В ходе работы в данном направлении можно поставить в приоритет:

1 .Необходимость широкого использования всех видов фольклора (песенки, считалки, заклички, запевки, хороводы и др). В русском фольклоре сочетаются: слово, музыкальный ритм, напевность; в нём сохранились нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

2.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, творчество должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

     Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе русского народного фольклора, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно- патриотических и духовно-нравственных качеств.

  Если знакомить детей, начиная с младшего дошкольного возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

     Для приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам праздников в ДОУ можно создать определенные условия: многофункциональный уголок в группах ДОУ «Уголок ряженья», «Уголок уединения», где размещены различные виды театров.
Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
Организация экскурсий, посещение музеев.  Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря. Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и  предметы народного быта. Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами,  художественной литературы разных народов мира. Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла. Реализуемые долгосрочные проекты «История Матрешки», «Моя семья», «Хлебные уши» и др.

Взаимодействие воспитателей, родителей  в вопросах традиционной народной культуры, народных праздников.
Цель: обеспечить преемственность в работе воспитателей, родителей и специалистов дополнительного образования по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников
повысить компетентность воспитателей, родителей и специалистов по народным праздникам и народным традициям.
Большое значение в организации работы по ознакомлению с традиционной народной культурой, а так же важным составным компонентом подготовки к проведению народных праздников являютя музыкальные занятия, в ходе которых под руководством музыкального руководителя дети получают знания об особенностях национальной музыки, традиционных музыкальных инструментах, танцах. 
Кроме того, в ходе к подготовке к проведению праздников можно проводить занятия по изобразительной деятельности, цель которых это познакомить с праздничными традициями и народными художественными промыслами, такие как «Веселая свистулька», «Праздничный ковер» и другие.
Педагоги и, родители знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитьё, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной части России – это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых изделий быта.
Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков – извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.
Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.
Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города (села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; культовых сооружений (соборах, церквях), получают представление о деревянном доме с резными наличниками о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.
Творчество – главное средство освоение ребёнком культурно-исторического быта и движущая сила развития личности.

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой. 

Семейный проект
«Моя семья».
Срок реализации: кратковременный.
Вид проекта: исследовательско-познавательный, информационный, творческий.
Цель: расширять знания детей о культуре и традициях своего народа, своей семьи. Развивать наблюдательность и активность в пополнении собственного опыта наблюдений, как традиций семьи, так и традиций своего и «соседних» народов. Воспитывать уважительное, ценностное отношение к культуре своего и других народов.
Способ реализации:
Вспомните и обсудите с ребенком традиции вашей семьи традиции вашего народа (в том числе имеющие глубокие исторические корни)
Подберите картинки, фотографии (можно нарисовать самостоятельно), отражающие обычаи и традиции семьи и народа 
Оформите странички, где размещается рисунок и сопроводительный текст о культурных традициях вашей семьи и вашего народа. Странички можно оформить в виде календаря событий в семье.
Обязательные рубрики:
Это мы. Что означают наши имена 
Любимые занятия: мамы, папы, брата, бабушки, мое и др.
Праздники в моей семьи, 
Праздники моего народа.
Песни, игры моего народа.
Наши любимые блюда 
И другое, на ваше усмотрение.
Итог оформление альбома в группе: «Наши семьи».

Проект «Я и моё имя».

Предлагаю поиграть в игру «Назови своё имя». Дети становятся в круг, а я прокатываю мяч каждому ребёнку. Дети ловят мяч и называют свои имена.

А теперь, дети пригласите своих мам и пап, и мы узнаем, почему они вам дали такие имена.

Уважаемые родители, мы предлагаем вам присесть вокруг клумбы(обруч, обтянутый зелёной бумагой) и рассказав об имени своего ребёнка посадить цветок.

В середине цветка наклеена фотография ребёнка, на лепестках написаны его полное, краткое и ласковое имя, история возникновения имени, знак зодиака, рассказ (возможно в стихах) «Почему мы тебя так назвали».

Крошечный мальчишка в доме появился!

Стали все думать: как его назвать?

Папа, как и дедушка, за голову схватился,

Бабушка и мама перестали спать.

Паша, Лёша, Тёма… Что за суматоха?

Ведь одно длишь имя надо подобрать!

Славное мы имя выбрали –

Точно! Так и будем все сыночка звать!

В день весенний, мартовский,

Когда всё оживает,

Имя «Возрождённая» мы малышке дали!

Маленькую дочку Настюшей будем звать.

Взрослой когда станет –

Анастасией величать.

Вот какая красивая клумба у нас получилась!

Спасибо вам за цветы, за то, что все родители ответственно подошли к вопросу  выбора имени своему ребёнку. Право на имя закреплено в статье№58 Семейного кодекса РФ. Всегда обращайтесь к своему ребёнку по имени. Даже в ситуации, когда мы взрослые, порицаем детей, должны звучать детские имена, а не обидные слова: «недотёпа», «лодырь», «бездельник».

Игра «Путешествие по народным праздникам».

Цели: закреплять и расширять у детей представление о народных праздниках, их культуре: обычаях, традиционных видах деятельности, подвижных играх, загадках, песнях, сказках. Воспитывать любовь и уважение друг к другу.
Игровая задача: достичь финиша первым.
Игровые действия:
1. Дети выбирают, на каком виде транспорта они будут путешествовать;
2. Бросать кубик и, согласно выпавшему количеству очков, передвигаться фишкой-транспортом по карте.
Правила игры: Участвуют три игрока и более. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один на всех. Выигрывает тот, кто первым приходит на клетку 75, получив точное число очков. При превышении этого числа игрок отступает на столько клеток, сколько у него лишних очков. Необходимо следовать указаниям, которые даны на клетках.
На остановках и изображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных. Если выпадет 6 очков, игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд, придется начинать сначала.
Ход игры: Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед.
Варианты игры:
1. Игру проводит воспитатель, задает детям вопросы в зависимости от уровня знаний. Количество играющих детей от 3 до 6 (дети могут играть парами).
2. Можно проводить как игру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнее зарубежье.
На этих играх-занятиях педагог постепенно знакомит детей с народными, праздниками, когда их отмечают, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством и т.д..
Игровые занятия могут варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можно использовать следующие задания:
1. Пояснить пословицу.
2. Рассказать как играть в подвижную игру.
3. Отгадать загадку.
4. Назвать сказку и др..
Проблемные ситуации и дидактические игры
«Чей подарок лучше?» Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам различных праздникам.
Содержание: К девочке Кате пришли на Рождество друзья и подарили разные подарки. Наташа - вместе с мамой вышила и подарила красивую салфетку, Иван – заколку для волос, Люда подарила деревянную птичку счастья, а Марина подарила куклу Барби. Как вы думаете, чей подарок понравился Кате? 
Рекомендации для педагогов: в процессе обсуждения ситуации рассмотрите, почему дети решили подарить именно эти подарки, какой подарок подарили бы они, какой подарок бы выбрали для себя. Необходимо подвести, что в каждый подарок вложен смысл пожелание добра и радости, каждый подарок ценен по-своему.

Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре .

«Обведи элемент»

Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.

Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.

Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку.

«Обведи и раскрась».

Цель: продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

Материал: бумажные силуэты, краски, кисти.

Ход игры: предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.

«Найди пару».

Цельучить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому.

Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.

«Декоративное домино».

Цель: закреплять знания детей о народных росписях, об элементах росписей; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.

Материал: карточки с изображением элементов различных росписей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино.

«Собери целое».

Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.

Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.

«Дорисуй рисунок».

Цель: учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов.

Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.

Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.

«Поможем художнику».

Цельнаучить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.

Материал: силуэты посуды, краски, кисти.

Ход игры: Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.

Варианты:

1.Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на образцы элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают.

2.То же самое, но без образцов.

3.Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы.

4.То же самое, но без образцов.

«Кто больше знает слов на тему «Земледелие».

Цель: закрепить знания о жизнедеятельности Древней Руси.

Материал: фишки-кружки с изображением колосков.

Ход игры: Педагог предлагает вспомнить слова по теме «Земледелие». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Кто больше наберет «колосков», тот – победитель. Примерные ответы детей: пашня, борозда, соха, грабли, плуг, лошадь, крестьянин, пахарь, семена, земля, сеять, пахать и т.д. 

«Что это?».

Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание.

Материал: карточки с изображением предметов одежды.

Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно назвать предмет или элемент одежды и рассказать о назначение.

Аналогично можно проводить игру на закрепление знаний об оружии.

«Герои русских былин».

Цель: упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память.

Материал: картинки с изображением былинных героев, разрезанные на части.

Ход игры: дети составляют целую картинку из частей.

Подвижные игры

 «Тетёра».

Два игрока (водящие, стоя лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их высоко, образуя так называемые "ворота". Остальные игроки сцепляются за руки и образуют круг (хоровод, который проходит через "ворота". Хоровод движется пока поётся песня:

Тетёра шла, меховая шла.

Шла по улочкам, по заулочкам.

Сама прошла и детей провела,

А самого лучшего оставила.

На последние слова "воротики" опускаются. Кто попался, становится вместе с водящими, образуя еще одни "воротики" и т. д. Игра продолжается, пока в цепочке хоровода не останется 2 игрока. Тогда оставшиеся двое становятся новыми "воротами" и игра начинается заново.

«Уж я улком шла».

Участники берутся за руки цепочкой. Один крайний участник ведёт за собой всю цепочку вокруг второго крайнего участника(«узелок»). Таким образом, постепенно вся цепочка закручивается вокруг «узелка» и останавливается. Затем, «узелок» пробирается наружу и вытаскивает всех остальных, «расплетая клубок». Во время игры поется песенка:

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок катится,

Нитка тянется,

Клубок дали, дали, дали.

Нитка доли, доли, доли.

Последние две строчки поются до тех пор, пока клубок не расплетётся.

 Я за ниточку бралась,

Тонка нитка порвалась!

На словах «…Тонка нитка порвалась!»,- все участники демонстративно «разрывают» руки и приседают. Главная задача: во время игры не расцепить руки.

«Про чижика».

Участники поют песенку и выполняют движения:

По дубочку постучишь, Участники стучат кулачком по воображаемому дереву.

Вылетает синий чиж! Дети бегают, машут руками, как крыльями.

У чижа, у чижика, Дети присаживаются на корточки и положив

Хохолочек рыженький, Руку на голову, шевелят пальцами.

Чижик по полю летал, Дети бегают, машут руками «крыльями»

Правой ножкой все махал, Размахивают вперед-назад ножкой

Себе пару выбирал! Каждый участник старается быстрей найти себе пару.

Затем игра повторяется, только один «чиж» состоит из двух участников, взявшихся за руки. На последней строчки каждый участник выбирает себе новую пару.

«Рыбаки и рыбки».

Эта музыкальная народная игра подходит как для дошкольников, так и для детей более младшего возраста и даже взрослых. Она развивает ловкость, скорость реакции и умение работать в команде.

Правила игры: сначала нужно выбрать двух «рыбаков», для этого можно использовать любую считалку. Все остальные участники становятся «рыбами». "Рыбки" берутся за руки и начинают петь:

В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья – не летают,
Ног нет, а гуляют.
Гнёзда не заводят,
А детей выводят!

После этого все "рыбки" разбегаются в разные стороны. "Рыбаки" должны взять за руки и поймать "рыбок", захватив их руками, словно сеткой. Пойманная «рыбка» присоединяется к«рыбакам». Когда все "рыбы" будут пойманы, игру можно повторить, выбрав новых "рыбаков".

 «Пирог».

Эта игра подходит для довольно большой группы детей, в 10-15 человек. Она развивает внимательность и координацию движений.

Правила игры: среди детей нужно выбрать одного, который будет "пирогом". Остальные дети делятся на две команды и становятся в шеренгу лицом друг к другу. "Пирог" садится посередине между ними. Дальше все начинают петь:

Да какой же он высокенький (при этих словах нужно поднять руки высоко вверх),
Да какой же он широкенький (руки разводятся широко в стороны),
Да какой же он мягенький (нужно погладить свой живот),
Режь его скорей!

При последних словах один ребёнок из каждой команды бежит к "пирогу". Тот, кто первым его коснётся, забирает его с собой, а проигравший становится "пирогом".  Игра продолжается, пока водной из команд не останется всего 2 человека.

«Море волнуется».

Эта игра подходит для детей любого возраста. Она развивает творческие способности, фантазию, умение быстро и нестандартно мыслить.

Правила игры: выбирается ведущий, который начинает напевать, в то время как остальные танцуют вокруг него.

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская (сюда можно вставить любое другое прилагательное – смешная, большая и т.д.) фигура на месте замри!

Играющие должны замереть на месте, постаравшись изобразить заданную фигуру. Ведущий ходит от игрока к игроку и просит их назвать, кем же они стали (дети постарше могут пытаться угадать это сами). Тот, кто не справился и не смогу придумать фигуру, либо не смогу в ней удержаться до прихода ведущего, сам становится ведущим.

Музыкальные хороводные игры для детей

Для всех хороводов дети становятся в круг вместе со взрослыми, которые по началу будут  показывать пример, как и когда нужно исполнять движения.

Хоровод "Три весёлых братца" - подходит детей от 1,5-2 лет.

Три весёлых братца гуляли по двору.
Три весёлых братца затеяли игру.
Делали головками: ник – ник - ник, (все кивают головами вверх и вниз)
Пальчиками ловкими: чик – чик - чик. (хлопают сложенными в щепоть пальчиками)
Хлопали ладошками: хлоп – хлоп - хлоп. (все хлопают)
Топотали ножками: топ – топ - топ. (все топают)

Хоровод "Ветер" - подходит для детей любого возраста.

Дует ветер на всём белом свете,
Сильный ветер на всём белом свете (хоровод, держась за руки, расходится и снова сходится).
Ветер дует, задувает,
Осенью ветер листочки сдувает,
Листики от веточек отцепились
И закружились (все расцепляют руки и кружатся, словно листики).

 «Кукушка».

Дети стоят в кругу.
В центре водящий с закрытыми глазами.
Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород
Прилетела и поет
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай»

Воспитатель указывает на любого в кругу.
Ребенок пропевает 
«Ку-ку».
Водящий должен угадать по голосу.

 «Игра с колокольчиком».

Звучит музыка.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
В центре круга ребенок с колокольчиком.
С началом пения идут противоходом.

Ребенок с колокольчиком поет:
С колокольчиком хожу
На ребяток я гляжу
Колокольчик золотой
Кто плясать пойдет со мной?

В конце песни ребенок с колокольчиком
выбирает того, с кем будет танцевать.
Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.
Выбранный ребенок становится ведущим.

«Звездочет».

Дети стоят в кругу. В центре Звездочет.

Дети идут по кругу вправо и поют:
В небе звездочки мигают
Звездам хочется играть
Звездочет считает звезды
Раз, два, три, четыре, пять!

Припев: (идут в круг, отходят назад.)
Звездочет, звездочет,
Поиграй-ка с нами!
Что покажешь ты нам
Отгадаем сами.

Дети отгадывают, что делает звездочет.

2 вариант:

Мы позвли Звездочета
Пусть считает нас подряд
В нашем садике как в небе
Много звездочек –ребят.

Звездочет:
Отгадает кто из вас
Что я делаю сейчас?

Кто отгадает, что делает Звездочет. становится Звездочетом.

 «Весёлые ребята».

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают:

Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!
Раз, два, три – лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

 «Космонавты».

Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету, выходят из игры.

Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.

«Заря-заряница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

 «Карусель».

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

«Западня».

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.

Внешний круг — обезьянки поют:
Мы смешные обезьянки
Мы прыгучки, кувыркалки
Мы на месте не сидим
И бананы мы едим.

Внутренний круг – Тигры поют:
А мы тигры –не смешные
Мы голодные и злые
Спойте песню еще раз
Мы поймаем вас сейчас.

По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

 «Зайка».

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

«Огуречик».

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

 «Курица и цыплята».

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.

Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

«Снежный ком».

Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.

Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу)
Я иду за ним шажком
Ком все больше становился и быстрее покатился
Ком все больше становился и быстрее покатился

(ускоряемся и в речи и в движениях)

Ком все больше становился и быстрее покатился

(еще ускоряемся)

Угодил в калитку! Бух! Развалился!

(аккуратно падаем)

Из сугроба вылезаем

(встаем)

И одежду отряхаем.

 «Яша».

Яша садится посреди луга.
Вокруг него водят хоровод, припевая:

«Сиди, сиди, Яша,в ракитовом кусту
Грызи, грызи, Яша,спелые орехи.
Лови себе Яша, кого тебе надо.»

Яша бросается за кем-либо.

Пойманный становится Яшей.

 «Растим мак».

Посредине круга сидит «мак».

Хоровод поет:

— Ай на горе мак, мак,
Под горою бел бел!
Ах вы маки-маковочки,
Золотые головочки!
Станьте вы в ряд,
Спросим-те про мак.

Игроки останавливаются и спрашивают у «мака»:

— Сеяли ли мак?

Хороводник отвечает:

— Только землю вспахали.

Повторяется припев. Игроки спрашивают последовательно: «Сеяли ли мак?

— «Сеяли»
— «Зацвел ли мак?»
— «Зацвел»
— «Поспел ли мак?»
— «Поспел»,
— «Отряхивайте.»

Все бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать. Если хороводник успел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником.

«Овес».

Все становятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс
Мой батюшка сеял так…

Показывают движениями рук вперёд:

«Потом отдыхал вот так…

Становятся сложив руки крест-накрест.

Потом кружатся в хороводе, припевая:

— Овёс, овёс, давай Бог, чтоб ты рос!

Новый куплет:

— Кто хочет знать, как жнут овёс?
— Отец мой жинал его так (показывают)
— Потом отдыхал он вот так (показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа).

«Капустка».

Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.

Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:

Вейся вейся капустка моя
Вейся вейся белая
Как мне капустке виться
Как мне зимой не валиться!

Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» — поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице.

Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища.

Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты».

Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение.

Игра все время сопровождается пением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Доклад на тему :«Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности. »

       Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в эт...

Доклад на тему :«Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности. »

       Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в эт...

Презентация "Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуре"

Презентация к защите проекта по приобщению детей и родителей к истокам русской народной культуре....

Выступление по социокультурным истокам «Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры».

Актуальность выбранной темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традиция...

Презентация "Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры"

Презентация: "Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры"...

Проект: «Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуре»

Паспорт проекта.Тема: «Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры».Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, родители (законные предс...