"Бронзовый солдат"
методическая разработка

Савина Ирина Владимировна

Программное содержание: 
-Продолжать знакомить детей с памятниками защитникам Отечества;
-Расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной войны; рассматривать картины; слушать песни;  выражать свои впечатления. 
-Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто          защищал Родину. 
-Учить подбирать определения к слову солдат, внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы. 
-Закреплять знания о предметах, принадлежащих современным воинам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_zanyatie.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие  

"Бронзовый солдат"

Программное содержание: 
-Продолжать знакомить детей с памятниками защитникам Отечества;
-Расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной войны; рассматривать картины; слушать песни;  выражать свои впечатления. 
-Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто          защищал Родину. 
-Учить подбирать определения к слову солдат, внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы. 
-Закреплять знания о предметах, принадлежащих современным воинам.

  • Материал к занятию
    •    Иллюстрация с изображением памятника русскому солдату в Берлине;
    •     рассказ "Бронзовый солдат” Н.И. Подлесовой; 
    •    звезда для игры;
    •     д/и  "Что нужно современному солдату?” - карточки с изображением современного оружия (автомат, бинокль, каска, танк) и старинного  оружия (меч, лук со стрелами, кольчуга, щит, булава) – на каждого  ребенка;
    •     пословицы;
    •    запись песни "Алеша” музыка Э.Колмановского.  К.Ваншенкина.
    Предварительная работа: 
         -Чтение произведений о ВОВ; 
        заучивание стихов;
       - рассматривание картин и иллюстраций о защитниках Родины;  
       - беседы о  Родине; рассматривание иллюстрации памятника Неизвестному солдату. 

Ход занятия

Дети сидят полукругом перед мольбертом.
Выставляется картина с изображением памятника воину освободителю в Трептов-парке.

Дети рассматривают картину.
            - Что вы видите на картине?
            (Это солдат, воин, мужчина)
            - Почему вы думаете, что это солдат, воин?
(Он одет в военную форму, на плечах у него плащ-палатка, одет в гимнастерку, военные сапоги, в руках держит меч)
            - Молодцы, дети, вы все внимательно рассмотрели. На картине  изображен памятник русскому солдату.
            -  Кого он держит на руках?
            (Ребенок, маленькая девочка)
            - Почему девочка на руках у солдата?
            (Воспитатель выслушивает высказывания детей)
            - Послушайте, какая история произошла во время войны: "… Во время боя, в Берлине, (это город в Германии) наш солдат увидел маленькую девочку, которая видно отстала от своих. Осталась одна-одинешенька  посреди улицы, а кругом бой идет, бомбы рвутся, пули свистят. Видит  наш солдат, вот-вот погибнет девочка, бросился он через улицу под пули, подхватил девочку на руки, прикрыл своим телом и вынес из огня…” (отрывок из рассказа Л.Кассиль "Памятник советскому солдату”)
 Когда война окончилась, установили памятник русскому  солдату-богатырю, который спас маленькую девочку. И в этом году этот памятник празднует юбилей – 60 лет назад 8 мая 1949 года состоялось его торжественное открытие. Создают не только памятники, но и фильмы, рисуют картины, пишут книги, сочиняют песни о Великой Отечественной войне. Сейчас я предлагаю вам послушать  песню "Алеша”. 
            Звучит отрывок песни.
            - Ребята, о чем или о ком эта песня?
            - да, эта песня о каменном Алёше, т.е. о памятнике русскому солдату в Болгарии.
Рассматривают иллюстрацию.

- А песня эта появилась после войны в 1966 году. Советский композитор Эдуард Колмановский в 1962 году побывал в Болгарии у памятника «Алёша». Там ему рассказали историю его возникновения. Вернувшись домой, Колмановский поделился тем, что увидел и услышал в Болгарии, с поэтом Константином Ваншенкиным, который был захвачен этой темой и вскоре написал стихи. Вслед за стихами появилась песня.           
 - Почему приносят цветы к памятнику?
(Вспоминают тех, кто погиб, чтобы не забывать воинов, чтобы  поклониться героям).
 В памятные дни, а особенно в День Победы, люди несут живые цветы к памятникам воинам Отечественной войны. Так люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину.
- Ребята, а без чего солдат не может воевать?
(Солдату нужны пушки, сабли, ружье, пистолеты) 
 - Правильно, недаром говорят: солдат без оружия – не солдат! 
 -  Давайте поиграем в игру "Что нужно современному солдату?”. 
     Две команды, одна команда выбирает карточки с предметами, необходимыми современному воину, а другая команда с тем, что было необходимо богатырю в старину.
 
- А сейчас усядьтесь поудобнее, и послушайте небольшой рассказ Надежды Ивановны Подлесовой "Бронзовый солдат”. 
 "Гулял однажды Андрейка с папой по городу и увидел на площади   памятник солдату. Свежие цветы лежали у его ног. 
  - Посмотри, папа, какой солдат, - сказал Андрейка – это самый храбрый и самый главный солдат?
   - Да, - ответил папа.- У этого солдата своя история….
   - Расскажи, - попросил Андрейка.
   И вот, что рассказал папа. 
 Жил на свете Человек. Ничем от других людей не отличался. Только  немного крепче других любил свою землю. И чем старше становился, тем сильнее эта любовь была. 
 Однажды напали на его землю враги. Начали жечь города. Убивать, угонять в неволю людей. Как узнал об этом тот Человек – не мог усидеть дома. Пошел в поле.  Поклонился хлебам. Попрощался, и колосья ему в ответ закивали, словно тоже прощались.
  Повернулся человек к лесу и ему низко поклонился. Зашумели деревья  листвой, будто сказать что-то хотели. Потом припал к земле и поцеловал ее: 
 -прощай! Смерть приму за тебя, врагу не отдам.
 Развернул он платок и насыпал в него горсть земли. А утром простился  с семьей и ушел на войну. Стал солдатом. Много лет воевал тот Человек. Несколько раз ранен был. А землю ту, в узелке, всегда с  собой носил.
      Однажды был сильный бой. Всего несколько человек осталось в живых… и сказал один солдат:
 - Мало нас, не продержимся, видно, умереть суждено на этом месте.
            А Человек вынул узелок с землей и начал его развязывать. 
            - Что это у тебя? – спросили товарищи.
            И развернул он узелок. Положил так, чтобы все эту землю видели. 
            И случилось чудо. Каждый, кто посмотрел на эту землю, вдруг услышал свое. Самое дорогое.
Рыбак услышал шум моря. Крестьянин - шелест трав и пастуший рожок. А молодой солдат – песню, что любимая девушка пела. И все вдруг такую силу в себе почуяли, что на другой день каждый за  десятерых бился. И прогнали они врага. 
Но в одном из боев тяжело ранило этого Человека. Очнулся он в темном подвале. Понял: в плен попал.
     Стали допрашивать его враги: 
   - Отвечай, сколько солдат на твоей земле? Какое у них оружие? Ни слова не сказал Человек. Стали пытать его, а он продолжал молчать.
      Решили убить солдата враги.
Но еще много дней и ночей провел он в темном подвале с заветным узелком на коленях. Дотронется солдат до родной земли и вроде полегче на душе станет. А в последнюю ночь долго смотрел он на землю, да так и забылся,  склонившись над ней. А очнувшись, увидел перед собой цветок. Такой красивый! Пять красных лепестков было у него, и по лепесткам – лучи  желтые. И светил цветок, словно солнце.  Удивился, откуда цветок взялся. Огляделся вокруг – никого нет. И подумалось вдруг, что сама матушка-земля одарила его за любовь к  ней. 
       Так и вышел солдат на казнь, прижимая к груди заветный узелок.
 Папа замолчал.
      - Ну, а дальше что? – заволновался Андрейка. – Они убили его? Он  умер?
            - Нет, - успокоил его папа. – Такие не умирают. Он просто превратился в бронзового солдата. Видишь, сколько людей приходит к нему. Значит, он и теперь среди нас.
     Андрейка долго задумчиво смотрел на звезду у подножия памятника и  вдруг сказал:
            - А я знаю, куда делся тот цветок! Он превратился в красную звезду. А желтые лучики на лепестках зажгли вечный огонь!” 

     -  Кто главный герой этого рассказа? 
      - Почему Человек не смог усидеть дома? 
     -  Что помогало солдату-Человеку в трудные минуты? 
      Какими словами можно сказать о характере героя? 
 Вот такие люди: смелые, отважные и сильные смогли победить врага,  освободить нашу Родину и другие народы от фашистских захватчиков. 
       Определите, какая пословица больше подходит к этому рассказу? 
                - Всякому мила родная сторона. 
               -  Родная землица и во сне снится. 
            Физкультминутка: "Каким должен быть воин?”
Дети становятся в круг, и, предавая звезду по кругу, называют качества  воина - защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)
Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам-солдатам. 
Вы все задания выполнили правильно. Я хочу пожелать вам, чтоб вы  помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно и спокойно. И когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятника солдатам Отечественной Войны. Поклонитесь их памяти! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект для старшей группы «Бронзовый солдат».

Программное содержание:·         Познакомить детей с памятниками защитникам Отечества;·         Расширять представ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию в старшей группе "Бронзовый солдат".

Бронзовый солдат.Программное содержание:            Продолжать знакомить детей с памятниками защитникам Отечества;Расширять представления детей о воин...

Тема занятия: « Бронзовый солдат» Тип занятия: урок открытий новых знаний.

План – конспект музыкального занятия по ФГОС, музыкального руководителя Иванова Юлии Владимировна. МДОУ «Детский сад №2» г.ТоропцаТема занятия: « Бронзовый солдат»Тип занятия: урок открытий новых знан...

Краеведо – исследовательский проект для детей старшей группы «Бронзовый монумент основателю крепости «Самара» князю Григорию Засекину»

Приоритетным направлением нашего детского сада является патриотическое воспитание. Поэтому, участие детей  и их родителей в  данном проекте  позволит максимально обогатить знания об...

Конспект НОД "Бронзовый солдат"

тематическое занятие к 9 мая...

Непосредственная образовательная деятельность "Бронзовый солдат"

Непосредственная образовательная деятельность "Бронзовый солдат"знакомит детей с памятниками защитникам Отечества...